Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 мая 2024 года город Иваново
Фрунзенский районный суд города Иванова
в составе председательствующего судьи Козиной Ю.Н.,
при секретаре Масюк С.М.,
с участием представителя истца Карасевой Е.В.,
представителя ответчика Гордеевой П.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к ОСФР по Ивановской области о защите пенсионного права,
установил:
ФИО3 обратился в суд с иском к ОСФР о защите пенсионного права.
Исковое заявление мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости, предусмотренной положенимями ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ГУ-ОПФР по Ивановской области ФИО3 в досрочном назначении страховой пенсии отказано.
При оценке пенсионных прав ФИО3 ответчиком не были учтены в льготный стаж периоды работы:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работа в должности медицинского брата выездной бригады МУЗ «<данные изъяты>»;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – военная служба по контракту в Вооруженных силах РФ в должности врача-специалиста.
Не согласившись с порядком отнесения указанных периодов работы к льготному стажу, ФИО3 обратился в суд с настоящим иском, в котором просил включить спорные периоды работы в страховой стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение.
Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ОБУЗ «Станция скорой медицинской помощи» г.Иваново.
В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика с иском не согласилась, по существу заявленных требований представлены подробные письменные возражения.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, пришел к следующим выводам.
Из материалов гражданского дела следует, что ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ обратился в ГУ-ОПФР по Ивановской области с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости, предусмотренной п.20 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в досрочном установлении страховой пенсии по старости по мотиву отсутствия права.
По расчету пенсионного органа, стаж работы ФИО3, связанный с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения составил 22 года 7 месяцев 5 дней при требуемом стаже ДД.ММ.ГГГГ лет, величина индивидуального пенсионного коэффициента составила 87, 011 при требуемой величине 23, 4 в ДД.ММ.ГГГГ.
При оценке пенсионного права ФИО3, пенсионным органом не учтены в специальный стаж периоды:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работа в должности медицинского брата выездной бригады МУЗ «<данные изъяты>
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – прохождение военной службы по контракту на должностях офицерского состава.
Оценивая основания для отказа во включении спорных периодов в специальный стаж истца, суд отмечает следующее.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация является социальным государством, в котором устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации.
Положения ст.ст. 6, 15, 17, 18, 19 и 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
В силу ст. 8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Согласно п.20 ч.1 ст. 30 указанного ФЗ, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, в том числе, лицам осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста, при наличии требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента.
В соответствии с положениями ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях», списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего ФЗ, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
ДД.ММ.ГГГГ Правительством Российской Федерации принято Постановление № «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
Указанным Постановлением определено, что при досрочном назначении пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии со ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно;
- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абз.4 и 5 п.2 указанного Постановления – для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ № «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства») - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до ДД.ММ.ГГГГ.
Из смысла вышеприведенных положений в их совокупности следует, что при исчислении стажа, дающего право на досрочную страховую пенсию по старости, применяется либо ныне действующее законодательство, либо законодательство, действующее в период выполнения соответствующих работ.
В период работы ФИО3 в должности медицинского брата выездной бригады МУЗ «Станция скорой медицинской помощи» <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ действовало Постановление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», в соответствии с которым, правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости пользовались врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
При этом в п. 2 Постановления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № указано, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных названным Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
Станции скорой и неотложной медицинской помощи и больницы всех наименований относятся к лечебно-профилактическим учреждениям.
Согласно совместному Информационному письму Министерства труда и социального развития от ДД.ММ.ГГГГ № и Пенсионного фонда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, при определении права врачей и среднего медицинского персонала лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений на пенсию с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П, за периоды работы, имевшие место до ДД.ММ.ГГГГ, применяется Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденная приказом Минздрава Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
В номенклатуре должностей, утвержденной Приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №, к среднему медицинскому персоналу отнесены медицинские сестры.
Указанный период работы истца подтвержден копией трудовой книжки, приказами работодателя, расчетными листками.
Работодателем подтвержден льготный характер работы ФИО3 в должности медицинского брата путем выдачи справки, уточняющей особый характер работы, от ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку должность медицинского брата (для мужчин) относится к должностям среднего медицинского персонала, к правоотношениям подлежит применению вышеуказанное Постановление №, соответствующий период работы ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в специальный страховой стаж.
Также спорным является период службы ФИО3 в должности врача-специалиста по контракту с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Отказывая во включении указанного периода в специальный стаж истца пенсионный орган указал, что служба в составе Вооруженных Сил ФИО5 включалась в выслугу лет на основании Постановления ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ № «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», действие которого распространялось на периоды работы до ДД.ММ.ГГГГ. При этом, согласно Положению о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденному данным постановлением, в тех случаях, когда служба в составе Вооруженных Сил ФИО5 проходила не по специальности, то она включалась в выслугу лет при наличии до ДД.ММ.ГГГГ работы по Перечню учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному Постановлением №, а также при наличии не менее 2/3 требуемого стажа на соответствующих видах работ на день назначения пенсии. Исчисление продолжительности 2/3 медицинского стажа осуществляется с последовательным применением к периодам работы после ДД.ММ.ГГГГ нормативных правовых актов, действовавших в период выполнения работ. При требуемой выслуге продолжительностью 30 лет 2/3 стажа составляет 20 лет. Продолжительность медицинского стажа ФИО3 составляет 22 года 7 месяцев 5 дней. В случае, если служба в составе Вооруженных Сил ФИО5 проходила по специальности, то она включалась в выслугу лет не зависимо от наличия 2/3 стажа работы. ФИО3 проходил военную службу по контракту в Вооруженных Сихал на медицинских должностях. Однако, работа в должностях и учреждениях (организациях), предусмотренных Перечнем учреждений, организаций и должностей, утвержденным Постановлением №. На ДД.ММ.ГГГГ у заявителя отсутствует, что исключает возможность включения службы в специальный стаж. Войсковые части, в соответствии с номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, не относятся к лечебно-профилактическим и санитарно-эпидемиологическим учреждениям. В соответствии с Постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ №, в выслугу лет подлежала служба по специальности в составе Вооруженных Сил Российской Федерации и правоохранительных органов. Однако ФИО8 в подтверждение спорного периода была представлена справка Военного комиссариата <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которой он проходил военную службу по контракту в Вооруженных силах ФИО5 на должностях офицерского состава. Должность в справке не указана. В этой связи, период службы в Вооруженных Силах не мог быть учтен пенсионным органом в специальный стаж. Согласно п.п.3, 6 Правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, в специальный стаж засчитываются периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, а также в структурных подразделениях организаций, указанных в перечне. Войсковые части Списком не предусмотрены. Включение в специальный стаж службы в армии указанными Правилами также не предусмотрено.
Согласно справке Военного комиссариата Ивановской области, ФИО3 проходил военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации на должностях офицерского состава в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. На военную службы истец поступил ДД.ММ.ГГГГ слушателем на Военно-медицинский факультет при Саратовском медицинском университете. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся слушателем указанного военно-учебного заведения. По завершении обучения ФИО3 присвоено звание «летенант медицинской службы». В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил интернатуру при Саратовском военно-медицинском институте. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу в должности врача-специалиста санитарно-эпидемиологического отделения (подвижное).
Запись о службе ФИО3 в Вооруженных Силах Российской Федерации в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ внесена в трудовую книжку истца.
Из материалов личного дела ФИО3 следует, что истец ДД.ММ.ГГГГ получил диплом об окончании высшего образования с присвоением квалификации «врач» по специальности «лечебное дело».
На основании приказа ФИО4 обороны № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 назначен врачом-специалистом Санитарно-эпидемиологического отделения (подвижного) 44 Санитарно-эпидемиологического отряда.
На основании приказа командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 зачислен в списки личного состава воинской части 67723.
ДД.ММ.ГГГГ Командующим войсками Сибирского военного округа издан приказ о досрочном увольнении с зачислением в запас ФИО3 – старшего лейтенанта медицинской службы, врача-специалиста санитарно-эпидемиологического отделения (подвижного) 44 санитарно-эпидемиологического отряда округа.
На основании приказа командира войсковой части 67723 № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ досрочно уволен с военной службы с должности временно исполняющего обязанности старшего врача-специалиста подвижной лаборатории государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Из анализа указанных документов следует, что ФИО3 занимал должность врача-специалиста в санитарно-эпидемиологическом отряде Сибирского военного округа.
В соответствии с Приказом ФИО4 обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения об органах управления медицинской службы, медицинских воинских частях и учреждениях Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время», санитарно - эпидемиологический отряд округа (флота) является специализированным санитарно - профилактическим (санитарно - эпидемиологическим) учреждением медицинской службы и предназначен для организации и проведения в войсках округа (силах флота) санитарно - эпидемиологического надзора и возложенных на медицинскую службу противоэпидемических мероприятий (п.313).
Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № предусмотрено, что правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости пользовались врачи-специалисты (кроме врачей-статистиков), в том числе врачи – руководители учреждений (их структурных подразделений), осуществляющие врачебную деятельность в Санитарно-эпидемиологических отрядах (вида Вооруженных Сил Российской Федерации, военного округа, флота, флотилии), санитарно-эпидемиологических отрядах специального назначения (военного округа), центральном санитарно-эпидемиологическом отряде (Воздушно-десантных войск).
Аналогичные специалисты, имеющие право на досрочное пенсионное обеспечение, предусмотрены Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с п.6 Постановления 781, в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке: в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан» урегулирован порядок включения в стаж работы по специальности отдельных периодов прохождения военной службы.
В соответствии с положениями ст.1 указанного ФЗ, гражданам Российской Федерации, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, иную службу или осуществлявшим деятельность (работу), в период которой на них не распространялось обязательное пенсионное страхование, уволенным со службы (с работы) начиная с ДД.ММ.ГГГГ и не приобретшим право на пенсию за выслугу лет, на пенсию по инвалидности или на ежемесячное пожизненное содержание, финансируемые за счет средств федерального бюджета, устанавливается страховая пенсия по старости (в том числе досрочная) или страховая пенсия по инвалидности в порядке и на условиях, которые определены ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с преобразованием приобретенных в указанный период пенсионных прав в индивидуальный пенсионный коэффициент.
Таким образом, в целях назначения пенсии время военной службы приравнивается в данном случае к трудовой деятельности.
Данная правовая норма содержит прямое указание на ее применение в сфере возникновения и реализации прав граждан Российской Федерации на трудовые пенсии, включая специальные аспекты пенсионного законодательства по досрочному назначению и исчислению пенсий отдельным категориям лиц, перечисленным в ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в российской Федерации», в настоящее время – ФЗ «О страховых пенсиях».
Поскольку ФИО3 уволен был со службы, не приобретя право на пенсию за выслугу лет в соответствии со специальным законом, в спорный период работал в должности и учреждении (врач-специалист санитарно-эпидемиологического отделения 44 санитарно-эпидемиологического отряда округа), предусмотренным Списками, суд полагает возможным удовлетворить соответствующее требование истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление ФИО3 удовлетворить.
Обязать ОСФР по Ивановской области включить в специальный стаж ФИО3, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, предусмотренной п.20 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» периоды:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – работа в должности медицинского брата выездной бригады МУЗ «<данные изъяты>
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – прохождение военной службы в должности врача-специалиста Санитарно-эпидемиологического отделения (подвижного) <данные изъяты> санитарно-эпидемиологического отряда.
Взыскать с ОСФР по Ивановской области в пользу ФИО3 издержки по уплате госпошлины в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной чуд через Фрунзенский районный суд г.Иваново в течение месяца с даты принятия в окончательной форме.
Судья Козина Ю.Н.
Решение в окончательной форме принято 27.08.2024