Судья Фомина И.А. адм.дело №33а-14306/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 октября 2016 года г.Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего -Лазаревой М.А.
судей -Шилова А.Е. и Никоновой О.И.
при секретаре – Чуркиной С.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Павлихина Н.Г. по доверенности Ковалевой О.Г. на решение Ленинского районного суда г.Самары от 18 августа 2016 года, которым постановлено:
«В удовлетворении административного искового заявления Павлихина Н.Г. о признании незаконным постановления Администрации городского округа Самара от 03.06.2016 № 757 об отказе в предоставлении земельного участка, обязании рассмотреть заявление о предоставлении земельного участка от 29.06.2015 с учетом заявления, поданного 17.05.2016 - отказать.»
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Лазаревой М.А., судебная коллегия
установила:
Павлихин Н.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации г.о.Самара о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка, возложении обязанности рассмотреть заявление.
Требования Павлихин Н.Г. мотивировал тем, что он обратился в администрацию г.о.Самара с заявлением о предоставлении земельного участка за выкуп, земельный участок поставлен на кадастровый учет, к заявлению были приобщены все необходимые документы. 06.05.2016 он получил ответ Департамента управления имуществом г.о.Самара, в котором указано, что часть испрашиваемого земельного участка принадлежит к территории общего пользования, т.е. в границах красных линий. Он обратился к кадастровому инженеру с заявлением об изготовлении плана границ земельного участка с уточненными координатами, не включающие в себя нанесенные красные линии, указанный план был изготовлен, 17.05.2016 он обратился с заявлением о приостановлении рассмотрения его заявления в связи с уточнением координат, однако 03.06.2016 им получено постановление № 757 об отказе в предоставлении земельного участка.
Просил суд признать незаконными действия администрации г.о.Самары, выразившиеся в вынесении постановления №757 от 03.06.2016 об отказе в предоставлении земельного участка, возложить обязанность на администрацию г.о.Самара рассмотреть заявление о предоставлении земельного участка от 29.06.2015 с учетом заявления, поданного 17.05.2016 года.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Павлихина Н.Г. по доверенности Ковалева О.Г. выражает несогласие с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает следующее.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу ч. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Законом Самарской области от 29.12.2014 № 134-ГД «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области, определении полномочий органов государственной власти Самарской области по предметам ведения субъектов Российской Федерации, наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской области и внесении изменения в статью 1 Закона Самарской области «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара с 01.03.2015 отнесено к компетенции Администрации городского округа Самара.
Из материалов дела следует, что 29.06.2015 Павлихин Н.Г. обратился в администрацию г.о.Самара с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, без проведения торгов, в порядке статьи 39.20 Земельного кодекса РФ, как собственник расположенного на указанном земельном участке здания.
17.05.2016 Павлихин Н.Г. обратился в Департамент управления имуществом г.о.Самара с заявлением о приостановлении обращения от 29.06.2015 о предоставлении земельного участка в собственность в связи с уточнением координат.
Установлено, что 03.06.2016 постановлением № 757 Павлихину Н.Г. отказано в предоставлении в собственность за плату земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 3669,00 кв.м с кадастровым номером №, отнесенного по категории к землям населенных пунктов, имеющего разрешенное использование «занимаемый производственной базой», расположенный по адресу: <адрес>, в связи с тем, что указанный земельный участок является ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
Основанием для отказа указаны п.6 ст.39.16, п. 12 ст.85 Земельного кодекса РФ, п.п.6 п.2.14 Административного регламента, а именно принадлежность части земельного участка к территории общего пользования.Подпунктом 6 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в случае если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
В соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, небрежными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Разрешая заявленный спор и признавая решение администрации г.о.Самара об отказе в предоставлении земельного участка обоснованным, суд первой инстанции исходил из следующего.
Пунктом 2 постановления Администрации городского округа Самара от 10.05.2016 №563 «Об организации работы по реализации полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» (далее - Постановление № 563) обязанность по подготовке проектов договоров купли-продажи земельных участков, проектов дополнительных соглашений к указанным договорам, а также проектов распорядительных актов Администрации городского округа Самара об отказе в заключении договоров купли-продажи земельных участков, в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса РФ, возложена на Департамент управления имуществом городского округа Самара.
Согласно статье 28 Устава городского округа Самара Департамент градостроительства городского округа Самара является органом местного самоуправления городского округа Самара, наделяемый данным Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере градостроительной деятельности, в том числе по ведению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (далее - ИСОГД), осуществляемой на территории городского округа Самара, содержащей сведения о земельных участках. При этом Администрация городского округа Самара, Департамент управления имуществом городского округа Самара доступ к ИСОГД не имеет, полномочиями по осуществлению контроля за достоверностью, содержащихся в ней сведений, не наделена.
Судом установлено, что в целях принятия решения по заявлению Павлихина Н.Г. Департаментом управления имуществом городского округа Самара направлен запрос в Департамент градостроительства городского округа Самара для получения сведений о соответствии испрашиваемого земельного участка градостроительным регламентам зоны, в которой данный участок расположен, о наличии красных линий в границах испрашиваемого земельного участка, а также о наличии ограничений в использовании земельного участка.
По информации Департамента градостроительства городского округа Самара, полученной Департаментом управления имуществом городского округа Самара, часть испрашиваемого земельного участка принадлежит к территории общего пользования.
Таким образом, принимая во внимание информацию, предоставленную Департаментом градостроительства городского округа Самара, Департаментом управления имуществом городского округа Самара принято решение, утверждённое постановлением Администрации городского округа Самара, об отказе в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>
Суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований, поскольку оснований для признания незаконными действий администрации г.о.Самара по делу не установлено.
Оспариваемое постановление принято в соответствии с требованиями закона, уполномоченным лицом – Главой г.о.Самара, в пределах своей компетенции.
В силу п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 6, Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации № 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Доводам административного истца о том, что решение об отказе в предоставлении ему спорного земельного участка является незаконным в силу того, что не было учтено его заявление от 17.05.2016 с просьбой приостановить рассмотрение его заявления с целью уточнения границ испрашиваемого земельного участка и выделения из него части, принадлежащей к территории общего пользования, судом первой инстанции дана надлежащая оценка и обоснованно указано, что процедура приостановления рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка земельным законодательством не предусмотрена.
Судебная коллегия соглашается, что основанием к удовлетворению требований заявителя может быть наличие только двух условий в совокупности: оспариваемое действие (бездействие) не соответствуют закону и права либо свободы заявителя были нарушены, что не было установлено в ходе судебного разбирательства.
Ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции административный истец не представил доказательств в подтверждение своих доводов о нарушении его прав, свобод и законных интересов оспариваемым постановлением администрации г.о.Самара на приобретение земельного участка в собственность. Кроме того, Павлихин Н.Г. не лишен возможности обратиться в уполномоченный орган с новым заявлением о предоставлении земельного участка в собственность за плату на основании уточненных координат земельного участка.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, являлись предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке.
Каких-либо нарушений процессуального закона, влекущих отмену или изменение состоявшегося по делу решения, судебной коллегией также не установлено.
Руководствуясь ст. 309 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г.Самары от 18.08.2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи: