ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 8г-38257/2023
№ 88-42878/2023
91RS0001-01-2023-000062-25
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар 30 января 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кудрявцевой Е.Н.,
судей Лозовой Н.В., Капитанюк О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе представителя администрации города Симферополя - ФИО15 на решение Железнодорожного районного суда города Симферополя от 16.03.2023 и на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 24 августа 2023 года по исковому заявлению заместителя прокурора г. Симферополя Корж С.С. в интересах Горелкина Юрия Николаевича к Администрации города Симферополя, третье лицо - Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, об установлении факта оставления в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей, о признании постановления незаконным, обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Кудрявцевой Е.Н., судебная коллегия
установила:
Заместитель прокурора г. Симферополя в интересах Горелкина Юрия Николаевича обратился в суд с иском к Администрации г. Симферополя Республики Крым об установлении факта оставления в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей, о признании постановления незаконным, обязании совершить определенные действия, просит суд установить факт оставления Горелкина Юрия Николаевича, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей, признать постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе гражданам во включение в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями» в части отказа Горелкину Ю.Н. во включении в список незаконным и отменить, обязать Администрацию г. Симферополя включить Горелкина Юрия Николаевича в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории дети-сироты и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования городской округ Симферополь.
Решением Железнодорожного районного суда города Симферополя от 16.03.2023 исковые требования заместителя прокурора г. Симферополя Коржа С.С. в интересах Горелкина Юрия Николаевича удовлетворены.
Суд постановил установить факт оставления Горелкина Юрия Николаевича, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей.
Признать постановление администрации г. Симферополя от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе гражданам во включение в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями» в части отказа Горелкину Ю.Н. во включении в список незаконным.
Обязать Администрацию г. Симферополя включить Горелкина Юрия Николаевича в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории дети-сирот и детей, о ставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования городской округ Симферополь.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 24 августа 2023 года решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель ответчика просит отменить решение Железнодорожного районного суда города Симферополя от 16 марта 2023 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 24 августа 2023 года, как вынесенные с нарушением норм материального права и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов заявитель ссылается на то, что доказательств, подтверждающих, что Горелкин Ю.Н. относился к числу детей, оставшихся без попечения родителей, не представлено, не представлено и подтверждения о невозможности проживания в закрепленном за ним жилом помещении по месту регистрации родителей, не лишенных в отношении него родительских прав, как не представлено и доказательств того, что Горелкин Ю.Н. ранее не имел возможности обратится с таким заявлением, и пропустил срок по уважительным причинам.
На судебное заседание суда кассационной инстанции явился Горелкин Ю.Н., прокурор Шаповалова О.Ю.
Иные участвующие в деле лица на судебное заседание в суд кассационной инстанции не явились, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
В силу части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах, в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав Горелкина Ю.Н., прокурора, полагавших судебные постановления законными и обоснованными, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии с ч. 2 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Основанием для обращения прокуратуры города Симферополя в суд с исковым заявлением является поступление обращения Горелкина Ю.Н. о нарушении его социального права на получение жилья, которого он не имеет.
В соответствии с положениями абз. 3 ст. 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Горелкин (Руденко) Юрий Николаевич родился ДД.ММ.ГГГГ, родителями указаны ФИО2, мать ФИО3.
Горелкин (Руденко) Юрий Николаевич, ДД.ММ.ГГГГ г.р. решением Народного суда Раздольненского района Крымской области от ДД.ММ.ГГГГ отобран без лишения родительских прав у ФИО3 и ФИО2, с сохранением права на жилую площадь по месту жительства родителей.
Решением исполнительного комитета Симферопольского районного совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № и Решением исполнительного комитета Симферопольского городского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № Р-420 передан на воспитание из Строгановского детского дома в детский дом семейного типа родителям- воспитателям.
Согласно свидетельству о перемене фамилии, имени и отчества серии КАП № Руденко Юрий Викторович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сменил фамилию на «Горелкин», отчество на «Николаевич».
Из объяснений ФИО13 следует, что она с супругом ФИО14 ДД.ММ.ГГГГ на основании решения исполнительного комитета Симферопольского районного совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № приняли на воспитание из Строгановского детского дома в детский дом семейного типа Горелкина (Руденко) Ю.Н., где последний воспитывался до совершеннолетия и проживает по настоящее время по адресу: <адрес>, родители, у которых был отобран Горелкин (Руденко) Ю.Н., никогда не интересовались им, связь с ним не поддерживали, отец ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ, мать ФИО3 страдает психическим заболеванием.
Объяснения ФИО14, являющегося супругом ФИО13, а также объяснения ФИО12, родителями которого являются ФИО13 и ФИО14, аналогичны пояснениям данным ФИО13
Согласно объяснений Горелкина Ю.Н. он на основании решения исполнительного комитета Симферопольского районного совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № был передан на воспитание в детский дом семейного типа Горелкиных, зарегистрирован по адресу детского дома семейного типа - <адрес>, где проживает до настоящего времени, своего жилья не имеет, ранее при действии на территории Республики Крым законодательства Украины подавал документы в Администрацию города Симферополя с целью постановки на квартирный учет, после вхождения Крыма в состав Российской Федерации в 2014 году подал документы для постановки на квартирный учет как ребенка, оставшегося без попечения родителей, однако, ему сообщили, что у него не имеется статуса сироты. Указывает, что был отобран у родителей в возрасте 7 лет, отец умер, мать психически больна, отношения с ним родители после его отобрания никогда не поддерживали.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что с 1990 года по достижения совершеннолетия истец Горелкин Ю.Н. находился в детском доме семейного типа Горелкиных, доказательств, того, что родители истца принимали участие в воспитании и жизни сына в указанный период не представлено и судом не добыто, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об установлении факта оставления Горелкина Ю.Н. без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте.
Кроме того, судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка тому обстоятельству, что в соответствии с Временным положением о детских домах семейного типа, утвержденным Приказом Гособразования СССР от 03.10.1989 № 800, действовавшим до 06.05.2020 детским домом семейного типа была признана новая форма воспитания и общественно-государственной заботы о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей и существовала исключительно для детей указанной категории.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон № 159-ФЗ) детьми- сиротами, оставшимися без попечения родителей признаются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.
Факт оставления Горелкина Ю.Н. без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте подтверждается доказательствами, имеющимися в материалах дела.
В силу ст. 8 Закона № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На основании и. 2 ст. 3 Закона Республики Крым от 18.12.2014 №46- ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым» формирование и ведение Списка осуществляется органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов (далее - органы местного самоуправления) в отношении лиц, перечисленных в части 1 настоящей статьи, проживающих на территории соответствующего муниципального образования.
В соответствии с и. 13 Постановления Правительства РФ от 04.04.2019 г. № 397 «О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации» (далее-Постановление № 397) в порядке, установленном уполномоченным органом, не позднее 60 рабочих дней со дня подачи (поступления) заявления: о включении в список уполномоченный орган (орган местного самоуправления) принимает одно из следующих решений: о включении детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, в список либо об отказе во включении детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, в список.
Согласно п. 14 Постановления № 397 акт об отказе во включении в список принимается в случае отсутствия оснований для предоставления жилого помещения, предусмотренных статьей 8 Закона № 159-ФЗ.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований о признании постановления администрации г. Симферополя от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным, поскольку при принятии постановления об отказе Горелкину Ю.Н. во включении в Список администрацией г. Симферополя не проанализированы представленные Горелкиным Ю.Н документы, которые в совокупности подтверждают его статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Апелляционная инстанция согласилась с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия Четвертого кассационного суда соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального законодательства, исследованных в судебном заседании доказательствах, которым дана правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.
Оснований не соглашаться с данными выводами судов нижестоящих инстанций не имеется, так как они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам права.
Выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании представленных доказательств, оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела и требованиям материального закона, регулирующего спорные отношения сторон. Оснований для признания их не правильными, судебная коллегия не усматривает и в кассационной жалобе заявителем не приведено.
Все доводы кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и получили соответствующую правовую оценку.
При таких обстоятельствах, основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений отсутствуют.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Железнодорожного районного суда города Симферополя от 16 марта 2023 и на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 24 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя администрации города Симферополя ФИО15 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи