88-5066/2024
2-7065/2023
65RS0001-01-2023-007497-98
Девятый кассационный суд общей юрисдикции
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
6 июня 2024 года г. Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Саломатиной Л.А.,
судей Егоровой А.И., Дубовик М.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мамедова Джумы Гуммат оглы к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области об оспаривании решения об отказе в назначении пенсии, возложении обязанности назначить пенсию,
по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области на решение Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 22 ноября 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 4 марта 2024 года,
Заслушав доклад судьи Егоровой А.И.,
установила:
Мамедов Д.Г. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области об оспаривании решения об отказе в назначении пенсии, возложении обязанности назначить пенсию.
В обоснование заявленных требований указал, что 4 марта 2022 года он подал заявление о назначении страховой пенсии по старости досрочно, но получил отказ по причине отсутствия требуемого стажа. Не соглашаясь с таким решением, он обратился в суд. Решением Южно-Сахалинского городского суда от 19 января 2023 года его требования удовлетворены частично, в общий страховой стаж включен период службы по призыву с 1 января 1991 года по 17 апреля 1992 года. 3 апреля 2023 года он повторно обратился в пенсионный орган за назначением пенсии, однако пенсия ему назначена не с даты первоначального обращения, а с 4 апреля 2023 года, несмотря на то, что на момент первоначального обращения за установлением пенсии он уже имел требуемый страховой стаж для получения пенсионного обеспечения на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации № 400-ФЗ.
Ссылаясь на то, что он незаконно лишен пенсионных выплат за период с 11 марта 2022 года по 3 апреля 2023 года, просил признать незаконным решение Отделения Пенсионного Фонда России по Сахалинской области об отказе в установлении пенсии от 11 марта 2022 года №; признать незаконным отказ Отделения Пенсионного Фонда России по Сахалинской области в начислении пенсионного обеспечения за период с 11 марта 2022 года по 3 апреля 2023 года; обязать Отделение Пенсионного Фонда России по Сахалинской области начислить пенсионное обеспечение за период с 11 марта 2022 года по 3 апреля 2023 года; кроме того просил взыскать с ответчика в пользу истца расходы по оплате госпошлины в размере 600 рублей.
Решением Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 22 ноября 2023 года исковые требования удовлетворены частично.
Суд признал незаконным решение Отделения Пенсионного Фонда России по Сахалинской области об отказе Мамедову Д.Г. в установлении пенсии от 11 марта 2022 года №, а также отказ Отделения Пенсионного Фонда России по Сахалинской области, выраженный в письме №л от 23 июня 2023 года в перерасчете пенсии с 11 марта 2022 года.
На Отделение Пенсионного Фонда России по Сахалинской области возложена обязанность назначить Мамедову Д.Г. пенсию с 11 марта 2022 года.
В удовлетворении оставшейся части требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 4 марта 2024 года решение суда первой инстанции изменено в части даты назначения Мамедову Д.Г. пенсии с 11 марта 2022 года на 17 марта 2022 года.
В оставшейся части решение Южно-Сахалинского городского суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области ставит вопрос об отмене решения и апелляционного определения, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Обращает внимание на то, что наличие достаточного общего страхового стажа для назначения пенсии истцу было установлено судебным решением Южно-Сахалинского городского суда от 19 января 2023 года, при этом данный судебный акт не содержал указания о назначении Мамедову Д.Г. пенсии с момента его первоначального обращения. Учитывая, что повторно в пенсионный орган Мамедов Д.Г. обратился только 4 апреля 2023 года, пенсия ему установлена с этой даты.
Стороны в судебное заседание кассационного суда не явились, извещались надлежащим образом.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции оснований, предусмотренных частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены оспариваемых судебных актов не усматривает.
Разрешая спор и удовлетворяя требования истца частично, суд первой инстанции руководствовался положениями статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», действовавшим в период с 1 января 1992 года по 1 января 2002 года, Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года № 590, и исходил из того, что служба в Вооруженных силах по призыву подлежит включению в общий страховой стаж; необходимость включения периода прохождения истцом военной службы в период с 1 января 1991 года по 17 апреля 1992 года подтверждена решением Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 19 января 2023 года, таким образом, отказ пенсионного органа в назначении Мамедову Д.Г. страховой пенсии с момента его первоначального обращения незаконен. Продолжительность общего страхового стажа Мамедова Д.Г. составила более 25 лет и являлась достаточной для назначения ему досрочной страховой пенсии по старости по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.
Проверяя законность и обоснованность постановленного решения, суд апелляционной инстанции согласился с указанными в нем суждениями и приведенным правовым обоснованием, вместе с тем, определенную судом дату, с которой должна быть Мамедову Д.Г. установлена пенсия, счел ошибочной.
Изменяя решение в данной части, суд апелляционной инстанции исходил из того, что страховая пенсия по общему правилу назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию (ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях»). Учитывая, что на дату первоначального обращения за установлением пенсии (11 марта 2022 года) Мамедов Д.Г. не достиг возраста назначения страховой пенсии по старости (ст.ст. 30, 32, 33 Федерального закона «О страховых пенсиях»), суд второй инстанции пришел к выводу о том, что страховая пенсия Мамедову Д.Г. должна быть назначена с 17 марта 2022 года, то есть по достижении истцом возраста 50 лет.
Изложенные выводы сомнений в правильности не вызывают, поскольку соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела.
Вопреки доводам кассационной жалобы, нормы материального и процессуального права применены судами правильно, выводы основаны на доказательствах, исследованных в процессе судебного разбирательства, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статей 67, 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Целью названного закона согласно части 2 статьи 1 этого закона является защита прав граждан Российской Федерации на страховую пенсию, предоставляемую на основе обязательного пенсионного страхования с учетом социальной значимости трудовой и (или) иной общественно полезной деятельности граждан в правовом государстве с социально ориентированной рыночной экономикой, в результате которой создается материальная основа для пенсионного обеспечения, особого значения страховой пенсии для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров, субсидиарной ответственности государства за пенсионное обеспечение, а также иных конституционно значимых принципов пенсионного обеспечения.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных названным федеральным законом.
Порядок установления страховых пенсий и сроки ее назначения регламентированы статьями 21, 22 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий, законодатель связывает возможность назначения страховой пенсии по старости с достижением гражданином определенного возраста, наличием у гражданина страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
По общему правилу страховая пенсия по старости назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем до дня возникновения права на данную пенсию.
Установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией (часть 1 статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по общему правилу назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях». Если указанное заявление пересылается по почте либо представляется в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, либо подается через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем, днем обращения за страховой пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, либо дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг (часть 2 статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
В части 3 статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» указано, что в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 названного федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
В силу части 2 статьи 26 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Решение по вопросу установления страховой пенсии пенсионный орган должен принимать, соблюдая права гражданина на пенсионное обеспечение, на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов.
При обращении гражданина в пенсионный орган по вопросу назначения ему страховой пенсии по старости в связи с достижением возраста, дающего право на такую пенсию, независимо от формы такого обращения (в устной или в письменной форме) на пенсионный орган возложена обязанность разъяснять гражданину его права и обязанности, связанные с пенсионным обеспечением, в частности о том, имеет ли гражданин право на получение страховой пенсии, о подаче заявления о назначении страховой пенсии в письменной виде по соответствующей форме, о документах, необходимых для установления страховой пенсии и оценки его пенсионных прав, а также уведомлять гражданина об этих обстоятельствах по установленной форме.
В случае невыполнения пенсионным органом названной обязанности, приведшего к несвоевременному обращению гражданина, достигшего возраста, дающего права на назначение страховой пенсии по старости, в пенсионный орган с заявлением установленной формы о назначении страховой пенсии по старости, указанное лицо применительно к части 2 статьи 26 Федерального закона «О страховых пенсиях» имеет право на выплату недополученных сумм страховой пенсии по старости за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком. В противном случае будут нарушены государственные гарантии в области пенсионного обеспечения граждан.
Принимая во внимание приведенные нормы права, учитывая установленные по делу обстоятельства, судами верно по существу разрешен спор.
Выражая несогласие с принятыми судебными постановлениями, заявитель не приводит доводов, которые в силу закона могли бы повлечь их отмену.
Вопреки доводам кассационной инстанции, возложение на пенсионный орган обязанности выплатить истцу страховую пенсию по старости за прошлое время соответствует интересам истца.
Доводы ответчика о том, что пенсия Мамедову Д.Г. правомерно назначена с 4 апреля 2023 года, после включения судом в общий страховой стаж периода прохождения военной службы по призыву с 1 января 1991 года по 17 апреля 1992 года, были предметом проверки двух судебных инстанций и получили надлежащую правовую оценку, и обоснованно отклонены.
Производство в суде кассационной инстанции предназначено для проверки законности вступивших в законную силу судебных постановлений, установления правильности применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судебными инстанциями в ходе предшествующего рассмотрения дела.
При рассмотрении данного дела нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену оспариваемых судебных актов кассационным судом, не допущено. Обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены правильно, доводы участников процесса проверены с достаточной полнотой.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 22 ноября 2023 года в части, оставленной без изменения апелляционным определением, и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 4 марта 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: