54RS0010-01-2019-002063-48
Дело № 2а-2295/2020
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е об освобождении от взыскания исполнительского сбора |
12 августа 2020 года
Центральный районный суд г. Новосибирска в составе:
судьи С.Л, Малахова,
при секретаре Е.А. Кириченко
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Семашко ххх об уменьшении размера удержаний из пенсии в рамках исполнительного производства,
у с т а н о в и л :
Семашко Ю.Н. обратился в суд с административным иском к УФССП России по Новосибирской области, судебному приставу-исполнителю Отдела по ИОИП УФССП России по Новосибирской области Перебериной Ю.А. в котором просил уменьшить процент взыскиваемой в рамках исполнительного производства № ххх/54043-СД суммы из пенсии до 30%.
Стороны в судебное заседание не явились.
Исследовав представленные документы, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 358 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, суд, выдавший исполнительный документ, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
Как следует из материалов дела, на основании исполнительного документа, выданного Центральным районным судом г. Новосибирска, судебным приставом-исполнителем Отдела по ИОИП УФССП России по Новосибирской области возбуждено исполнительное производство в отношении должника Семашко Ю.Н. о взыскании с последнего ущерб причиненный преступлением в размере 1072 000 рублей в пользу взыскателя Мерц Э.В.
При этом в отделе по ИОИП УФССП России по Новосибирской области находится сводное исполнительное производство № ххх/16/54043-СД в отношении Семашко Ю.Н. в пользу разных взыскателей на общую сумму 13137793 рубля 13 копеек.
22.01.2019 по сводному исполнительному производству судебным приставом вынесено постановление об обращении взыскания на пенсию должника ежемесячно в размере 70%, данное постановление направлено для исполнения в УПРФ Центрального района г. Новосибирска.
В заявлении Семашко Ю.Н. просил снизить процент удержаний из пенсии по исполнительному листу, ссылаясь на то, что установленный судебным приставом-исполнителем порядок исполнения судебного акта приведет к невозможности нормального существования, поскольку размер его пенсии составляет 9194 рубля 87 копеек рубля, с учетом удержания из ее пенсии 70% в счет погашения имеющейся задолженности, оплаты жилищно-коммунальных услуг, расходов на лечение остается денежная сумма значительно ниже прожиточного минимума, установленного законодательством РФ.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 68 Закона N 229-ФЗ мерой принудительного исполнения является, кроме прочих, обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений.
Согласно части 2 статьи 99 Закона N 229-ФЗ при исполнении исполнительного документа с должника-гражданина может быть удержано не более 50 процентов заработной платы и иных доходов. Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований.
Ограничение размера удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина, установленное частью 2 данной статьи, не применяется при возмещении ущерба, причиненного преступлением. В этом случае размер удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина не может превышать 70 процентов (часть 3).
Статьей 29 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - Закон N 400-ФЗ) предусмотрена возможность удержания из страховой пенсии на основании исполнительных документов. Удержано может быть не более 50 процентов, а в установленных законодательством Российской Федерации случаях не более 70 процентов страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
Поскольку положения частей 2 и 3 статьи 99 Закона N 229-ФЗ, части 3 статьи 29 Закона N 400-ФЗ предусматривают лишь максимально возможный размер удержания из заработной платы и иных доходов, в том числе страховой пенсии должника, судебный пристав-исполнитель вправе устанавливать такой размер удержания, который бы учитывал материальное положение должника и обеспечивал необходимый уровень его существования.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно высказывал правовую позицию, согласно которой в случае, если пенсия является для должника-гражданина единственным источником существования, необходимость обеспечения баланса интересов кредитора и должника-гражданина требует защиты прав последнего путем сохранения для него и лиц, находящихся на его иждивении, необходимого уровня существования, с тем чтобы не оставить их за пределами социальной жизни.
По смыслу статьи 99 Закона N 229-ФЗ во взаимосвязи с его статьей 4 конкретный размер удержания из заработной платы и иных доходов должника при исполнении исполнительного документа подлежит исчислению с учетом всех обстоятельств дела, при неукоснительном соблюдении таких принципов исполнительного производства, как уважение чести и достоинства гражданина и неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12 июля 2007 года N 10-П, определения Конституционного Суда Российской Федерации от 13 октября 2009 года N 1325-О-О, от 15 июля 2010 года N 1064-О-О, от 22 марта 2011 года N 350-О-О, от 17 января 2012 года N 14-О-О, от 19 июля 2016 года N 1713-О и др.).
Таким образом, при определении размера удержаний из пенсии должника, являющейся для него единственным источником существования, судебному приставу-исполнителю надлежит учитывать, в числе прочего, размер этой пенсии, чтобы обеспечить должнику и лицам, находящимся на его иждивении, условия для нормального существования и реализации социально-экономических прав. При этом необходимо сочетание двух основополагающих положений - конституционного принципа: исполняемости судебных решений и установления пределов возможного взыскания, не затрагивающего основного содержания прав должника, в частности, с тем, чтобы сохранить должнику-гражданину необходимый уровень существования.
В целях установления социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" законом Новосибирской области от 09.10.2019 N 420-ОЗ "Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в Новосибирской области на 2020 год" установлена величина прожиточного минимума пенсионера в Новосибирской области на 2020 год в размере 9487 рублей.
Как следует из справки № 33948 от 17.03.2020 пенсионного органа, Семашко Ю.Н. состоит на учете в УПФР в Железнодорожном районе г. Новосибирска и получает страховую пенсию по старости сумме 10493 рубля 14 копеек.
При таких обстоятельствах, поскольку с ответчика удержание происходит ежемесячно в размере 70%, оставшаяся сумма дохода составляет размер ниже прожиточного уровня, установленного в Новосибирской области, суд полагает возможным удовлетворить иск, снизив размер удержаний из пенсии до 30 %., так как такой размер удержаний позволяет сохранить должнику-гражданину необходимый уровень существования.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 358 Кодекса административного судопроизводства РФ, судья
о п р е д е л и л :
Снизить процент удержаний из пенсии в рамках исполнительного производства ххх16/54043-СД в отношении должника Семашко ххх с 70% до 30%.
Настоящее определение может быть обжаловано в течение 15 дней в Новосибирский областной суд путем подачи частной жалобы через суд вынесший решение.
Судья С.Л. Малахов