Судья Краснов В.Б. дело № 33а-808/2020
(№2а-9891/2019)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Коми в составе председательствующего судьи Машкиной И.М.,
судей Колесниковой Д.А., Пристром И.Г.,
при секретаре судебного заседания Нечаевой Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 10 февраля 2020 года в г.Сыктывкаре административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика Торлоповой М.А. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 18 ноября 2019 года, которым
в пользу инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару с Торлоповой М.А., проживающей <Адрес> – взыскано 55 425 рублей 64 копейки, в том числе: задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2017 год – 19 300 рублей 79 копеек, пени за период с 4 декабря 2018 года по 9 февраля 2019 года на недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2017 год – 364 рубля; задолженность по транспортному налогу за 2017 год – 12 123 рубля 06 копеек, пени за период с 4 декабря 2018 года по 9 февраля 2019 года на недоимку по транспортному налогу за 2017 год – 249 рублей 03 копейки; задолженность по земельному налогу за 2017 год – 22 978 рублей, пени за период с 4 декабря 2018 года по 9 февраля 2019 года на недоимку по земельному налогу за 2017 год – 410 рублей 76 копеек.
Взыскано с Торлоповой М.А. в доход бюджета муниципального образования городского округа «Сыктывкар» государственную пошлину в размере 1 862 рублей 77 копеек.
Заслушав доклад материалов административного дела судьи Колесниковой Д.А., судебная коллегия по административным делам
установила:
ИФНС России по г. Сыктывкару подала в Сыктывкарский городской суд Республики Коми административное исковое заявление о взыскании с Торлоповой М.А. 55 425 рублей 64 копеек, в том числе задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 19 300 рублей 79 копеек, пени за период с 4 декабря 2018 года по 9 февраля 2019 года на недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в сумме 364 рублей; задолженности по транспортному налогу за 2017 год – 12 123 рубля 06 копеек, пени за период с 4 декабря 2018 года по 9 февраля 2019 год на недоимку по транспортному налогу за 2017 год в сумме 249 рублей 03 копеек; задолженности по земельному налогу за 2017 год – 22 978 рублей и пени за период с 4 декабря 2018 года по 9 февраля 2019 года на недоимку по земельному налогу за 2017 год – 410 рублей 76 копеек. В обоснование административного иска указано, что административный ответчик, обладая правом собственности на недвижимое имущество, являясь лицом, за которым зарегистрированы транспортные средства, в установленные законом срок налоги за 2017 год не уплатил. Направленное административным истцом требование об уплате задолженности ответчиком не исполнено, в связи с чем, возникла недоимка и начислены пени.
В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело судом первой инстанции рассмотрено в отсутствие сторон с принятием решения, резолютивная часть которого приведена выше.
Не соглашаясь с постановленным судебным актом административным ответчиком Торлоповой М.А. принесена в Верховный Суд Республики Коми апелляционная жалоба, в которой ее податель выражает несогласие с решением суда в части взысканной суммы налога на имущество физических лиц в отношении недвижимого имущества в виде нежилого помещения, расположенного <Адрес>, – в отношении которого в 2019 году изменилась кадастровая стоимость в сторону уменьшения, соответственно, налоговая база подлежала уменьшению, а взысканная судом сумма налога на имущество физических лиц установлена неверно, без учета приведенных обстоятельств. В жалобе административный ответчик просит решение суда изменить, снизив сумму взыскиваемого налога на имущество физических лиц.
В возражениях доводам апелляционной жалобы административным истцом ИФНС России по г.Сыктывкару со ссылкой на положения статей 52, 403 Налогового кодекса РФ с учетом внесенных в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости произведен перерасчет суммы налога на имущество физических лиц в отношении объекта налогообложения, расположенного <Адрес>, – которая за 2017 год, исходя из кадастровой стоимости ... рублей, составила 5 851 рубль, в связи с чем, общая сумма налога на имущество в отношении рассматриваемых в иске объектов недвижимости уменьшена до 9605 рублей 79 копеек, а также и сумма пени – до 185 рублей 82 копеек. Ссылаясь на названные обстоятельства, административный истец произвел отказ от части требований на сумму 10 195 рублей по требованиям о взыскании налога на имущество за 2017 год и на сумму 178 рублей 18 копеек по требованиям о взыскании пени за период с 4 декабря 2018 года по 9 февраля 2019 года на недоимку по налогу на имущество за 2017 год.
Стороны административного дела, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего участия в судебном заседании не обеспечили.
Неявка в судебное заседание сторон по делу, иных лиц, участвующих в деле, в силу положений статей 150 (часть 2), 226 (часть 6), 307 Кодекса административного судопроизводства РФ, не препятствует рассмотрению дела, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, требований статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
По правилам статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации установлены основания, порядок и сроки уплаты земельного налога.
Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу пункта 4 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - физические лица уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налоговым периодом по земельному налогу в соответствии со статьей 393 Налогового кодекса РФ признается календарный год.
В силу требований названной статьи налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Порядок уплаты транспортного налога регламентирован положениями главы 28 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии со статьей 357 которого налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии со статьей 363 Налогового кодекса РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта. В соответствии со статьей 360 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год.
Согласно статье 363 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщиками налога на имущество в соответствии со статьей 400 Налогового кодекса Российской Федерации признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса. По правилам указанной статьи объектом налогообложения признается квартира, расположенная в пределах муниципального образования.
В соответствии со статьей 408 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода, равного как предусмотрено в статье 405 названного Кодекса один год, отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно статье 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
По правилам статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со статьей 58 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
Исполнение установленной законом обязанности по уплате налогов и сборов в соответствии со статьей 72 Налогового кодекса РФ обеспечивается, в том числе пеней, которой по правилам статьи 75 Налогового кодекса РФ признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов и сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Неуплата налога в установленный срок в порядке статьи 69 Налогового кодекса РФ является основанием направления налогоплательщику требования об уплате налога, которым признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также обязанности уплатить неуплаченную сумму налога в установленный срок. Требование oб уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налог не указан в этом требовании.
При рассмотрении заявленных административным истцом требований судом первой инстанции установлено, что Торлопова М.А. является плательщиком транспортного, земельного налога и налога на имущество.
Из материалов дела достоверно следует, что административный ответчик владеет на праве собственности в размере ... доли в праве земельным участком, которому соответствует кадастровый номер ..., на праве единоличной собственности земельными участками с кадастровыми номерами ... и ..., на праве долевой собственности с размером доли в праве ... в отношении земельного участка с кадастровым номером ....
Торлопова М.А. также владеет на праве долевой собственности с размером доли в праве ... жилым помещением <Адрес>, – ... долей в праве собственности на жилое здание <Адрес>, – и ... долей в праве собственности на жилое помещение <Адрес>. На праве единоличной собственности Торлопова М.А. владеет нежилым помещением <Адрес>.
Названные объекты недвижимости признаются объектами налогообложения в соответствии со статьями 401, 389 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, административный ответчик Торлопова М.А. также является лицом, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации были зарегистрированы транспортные средства: «...» с государственным регистрационным знаком «...», «...» с государственным регистрационным знаком «...», «...» с государственным регистрационным знаком «...», «...» с государственным регистрационным знаком «...», «...» с государственным регистрационным знаком «...» «...» с государственным регистрационным знаком «...», «...» с регистрационным знаком «...», «...» с государственным регистрационным знаком «...», «...» с государственным регистрационным знаком «...», «...» с государственным регистрационным знаком «..., признаваемые объектами налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации.
Установлено, что Инспекцией ФНС по г. Сыктывкару Республике Коми налогоплательщику Торлоповой М.А. за 2017 год начислен транспортный налог в размере 12 123 рублей 06 копеек, за 2017 год – налог на имущество физических лиц в размере 19 300 рублей 79 копеек, и земельный налог за 2017 год – в размере 22 978 рублей.
Из материалов дела следует, что административным истцом в порядке статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации в установленный законом срок Торлоповой М.А. направлялось налоговое уведомление №47792793 от 28 августа 2018 года для уплаты транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц, содержащие сведения об объектах налогообложения, налоговой базе, налоговых ставках, а также сроках уплаты соответствующих налогов со сроком уплаты налогов не позднее 3 декабря 2018 года.
Статьёй 72 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.
Согласно пункту 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признаётся установленная указанной статьёй денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
В связи с отсутствием полной уплаты задолженности по налогам (транспортному, земельному, налогу на имущество) 10 февраля 2019 года Торлоповой М.А. выставлено требование № 3030 об уплате суммы недоимки по транспортному налогу в размере 12 523 рубля 06 копеек и пени по транспортному налогу в сумме 249 рублей 03 копеек, недоимки по налогу на имущество в размере 19 800 рублей 79 копеек и пени по нему в размере 364 рубля, а также недоимки по земельному налогу в сумме 23 378 рублей и пени – 410 рублей 76 копеек, отражающее необходимость выполнения обязанности налогоплательщиком в срок не позднее 12 марта 2019 года.
Требования налогового органа по погашению образовавшейся задолженности по уплате транспортного и земельного налогов, налога на имущество, за заявленный период административным ответчиком в полном объеме исполнены не были.
Факт направления и получения налогового уведомления и требования налогоплательщиком не оспаривался.
Пунктом 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что если иное не предусмотрено пунктом 2.1. настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренного настоящим кодексом.
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Судом первой инстанции с учетом положений части 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации проверено соблюдение налоговым органом срока обращения в суд.
Принимая решение по вопросу соблюдения административным истцом срока обращения с настоящим иском, суд первой инстанции, с учетом установленных положениями статьи 48 Налогового кодекса РФ требований, а также исходя из фактических обстоятельств даты выставления обязанному лицу соответствующего требования, своевременности обращения с заявлением о взыскании с Торлоповой М.А. сумм задолженности по налогам к мировому судье, а в последующим в городской суд, пришел к обоснованному выводу о соблюдении административным истцом срока обращения в суд.
Разрешая спор, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, учитывая, что за административным ответчиком числиться задолженность по налогу, суд первой инстанции взыскал с Торлоповой М.А. задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2017 год, транспортный налог за 2017 год, а также земельный налог за 2017 год, пени и государственную пошлину.
Анализ приведенных норм материального права, имеющихся в деле доказательств и установленных по делу обстоятельств, показывает, что налоговым органом соблюдена процедура исчисления рассматриваемых видов налогов, направления уведомления и требования, учтены внесенные в счет частичного исполнения налоговых обязательств суммы, а административным ответчиком допустимых доказательств в подтверждение оснований для освобождения от уплаты налога не представлено, в связи с чем, оснований для отказа в удовлетворении требований административного истца суд первой инстанции не усмотрел.
Судебная коллегия считает, что на момент рассмотрения настоящего административного дела, у суда первой инстанции имелись правовые основания для взыскания с административного ответчика недоимки по рассматриваемым видам налогов и пени в указанных размерах, между тем, судебная приходит к выводу об уменьшении суммы недоимки по налогу на имущество, размера пени на данный вид налога в силу следующего.
Как указывалось выше, до рассмотрения дела в апелляционном порядке в суд поступили возражения в виде письменных объяснений, которые отражают в числе иных обстоятельств отказ административного истца ИФНС России по г.Сыктывкару от заявленных административных исковых требований в части взыскания задолженности по налогу на имущество на сумму 10 195 рублей и пени за неуплату налога на имущество в сумме 178 рублей 18 копеек.
Разрешая заявление административного истца о частичном отказе от административного иска, судебная коллегия учитывает, что в соответствии с частью 2 статьи 46 Кодекса административного судопроизводства РФ, административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции, отказаться от административного иска полностью или частично.
Частью 5 указанной статьи установлено, что суд не принимает отказ административного истца от административного иска, признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит названному Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.
Частью 1 статьи 304 Кодекса административного судопроизводства РФ установлено, что отказ административного истца от иска, совершенный после принятия апелляционных жалоб, должен быть выражен в поданных суду апелляционной инстанции заявлениях в письменной форме.
Порядок и последствия рассмотрения заявления об отказе истца от иска определяются по правилам, определенным в статье 157 Кодекса административного судопроизводства РФ.
В силу пункта 3 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства РФ суд прекращает производство по административному делу, если административный истец отказался от иска и отказ принят судом.
Материалами дела установлено, что изменения о кадастровой стоимости в отношении недвижимого имущества в виде нежилого помещения, расположенного <Адрес>, – внесены в Единый государственный реестр недвижимости 13 января 2020 года и отражают размер кадастровой стоимости ... рублей.
Названные обстоятельства послужили основанием для произведения перерасчета налога на имущество в отношении приведенного выше объекта недвижимости и, соответственно, размера пени.
Отказ представителя административного истца от административного иска в указанной части заявлен добровольно, не противоречит Кодексу административного судопроизводства РФ или иным федеральным законам, не нарушает прав других лиц.
Таким образом, судебная коллегия полагает возможным принять отказ от административных исковых требований к Торлоповой М.А. в части требований о взыскании недоимки по налогу на имущество за 2017 год на сумму 10 195 рублей и о взыскании пени за неуплату налога на имущество на сумму 178 рублей 18 копеек, поскольку отказ от административного иска не противоречит закону, не нарушает прав и законных интересов сторон и других лиц, в связи с чем, отменить решение суда в указанной части и прекратить производство по делу.
С учетом принятого судебной коллегией частичного отказа от иска, судебная коллегия определяет к взысканию недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 9105 рублей 79 копеек (19 300 рублей 79 копеек – 10 195 рублей) и пени на задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 185 рублей 82 копеек (364 рубля – 178 рублей 18 копеек).
Указанные изменения также влекут перерасчет общей суммы взыскания, которая составит 45 052 рубля 46 копеек (55 425 рублей 64 копейки – 10 373 рубля 18 копеек (10 195 рублей+178 рублей 18 копеек)), а также суммы государственной пошлины, взысканной судом первой инстанции в доход муниципального бюджета, которая с учетом изменения суммы взыскания составит 1551 рубль 57 копеек.
Каких-либо нарушений норм материального и процессуального закона, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства, являющимися основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке, судебной коллегией не установлено. При таком положении оснований к отмене решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 157, 194, 304, 308-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам
определила:
принять отказ ИФНС России по г.Сыктывкару от административного иска к Торлоповой М.А. в части требований о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2017 год на сумму 10 195 рублей и взыскании пени за неуплату налога на имущество физических лиц на сумму 178 рублей 18 копеек.
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 18 ноября 2019 года отменить в части взыскания с Торлоповой М.А. недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 10 195 рублей и пени за неуплату налога на имущество физических лиц в размере 178 рублей 18 копеек.
Производство по административному делу в указанной части прекратить.
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 18 ноября 2019 года изменить в части взысканных размера недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2017 год, размера пени за период с 4 декабря 2018 года по 9 февраля 2019 года на недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2017 год, а также общей суммы взыскании, определив к взысканию с Торлоповой М.А. в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Сыктывкару недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 9105 рублей 79 копеек, пени за период с 4 декабря 2018 года по 9 февраля 2019 года на недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 185 рублей 82 копеек, общую сумму взыскания задолженности в размере 45 052 рубля 46 копеек.
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 18 ноября 2019 года изменить в части взысканного размера государственной пошлины, определив к взысканию с Торлоповой М.А. государственную пошлину в доход муниципального бюджета в размере 1551 рубля 57 копеек.
В остальной части решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 18 ноября 2019 года оставить без изменения.
Председательствующий -
Судьи: