№ 2-1-1301/2019
РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации
29 августа 2019г. город Ливны
Ливенский районный суд Орловской области
в составе председательствующего судьи Андрюшиной Л.Г.,
при секретаре Киреевой Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебного заседания Ливенского районного суда гражданское дело по иску Горностаевой Г.А. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ливенском районе Орловской области (межрайонному) об обязании засчитать периоды работы в стаж для назначения пенсии и назначить пенсию со дня обращения,
УСТАНОВИЛ:
Горностаева Г.А. с 1992 года работала на различных должностях в учреждениях здравоохранения.
Полагая, что имеет необходимый стаж для назначения пенсии по старости на льготных условиях, Горностаева Г.А. 28.06.2019 обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в Ливенском районе с заявлением о назначении ей пенсии за выслугу лет в связи с лечебной деятельностью.
Уведомлением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ливенском районе Орловской области № от 01.07.2019 в досрочном назначении пенсии Горностаевой Г.А. было отказано, поскольку в стаж работы, дающий право на досрочное назначении трудовой пенсии по старости, не были зачтены периоды работы: с 01.04.1992 по 30.09.1993 в должности заведующей Березовским медпунктом в соответствии с п. 4 Положения №1397 в связи с отсутствием наличия не менее 2/3 требуемого стажа на соответствующих видах работ, в соответствии с законодательством, действующим на день назначения пенсии, с применением к периодам работы после 1 октября 1993г. нормативных правовых актов, действовавших в период выполнения работ, с 01.10.1993 по 31.12.1994, с 01.05.1997 по 31.12.1998, с 01.03.2001 по 31.12.2005 в должности заведующей Березовским медпунктом, поскольку истцом не представлено документов, подтверждающих занятость в профессиях и должностях, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, а также период нахождения ее в командировке 24.03.2015.
Считая отказ в зачете указанных выше периодов работы в страховой стаж, связанный с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, незаконным, Горностаева Г.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ливенском районе Орловской области (межрайонному) об обязании засчитать вышеуказанные периоды работы в стаж для назначения пенсии, при этом периоды с 01.04.1992 по 30.09.1993, с 01.10.1993 по 31.12.1994, с 01.05.1997 по 31.12.1998 – из расчета 1 год за 1 год 3 месяца, и назначении пенсии с момента обращения.
В обоснование исковых требований указано, что на протяжении всех спорных периодов трудовой деятельности, истец исполняла обязанности заведующего фельдшерско – акушерским пунктом (медицинским пунктом) - фельдшера.
В судебном заседании Горностаева Г.А. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ливенском районе Орловской области по доверенности Маркарян Р.Н. в судебном заседании исковые требования не признала.
Представитель третьего лица БУЗ Орловской области «Ливенская ЦРБ» Позднякова Е.Н. в судебном заседании исковые требования нашла обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, допросив свидетелей, суд приходит к следующим выводам.
Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии и закрепляет в качестве условий назначения страховой пенсии по старости достижение пенсионного возраста, наличие страхового стажа не менее 15 лет и наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (статья 8), а также предусматривает порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства.
Пункт 20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусматривает назначение страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Подпунктом «н» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяется:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно;
список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие, в том числе в сельской местности не менее 25 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.
Из материалов гражданского дела следует, что уведомлением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ливенском районе Орловской области (межрайонного) № от 01.07.2019 Горностаевой Г.А. отказано в зачете в стаж работы, дающий право на досрочное назначении трудовой пенсии по старости, периодов работы: с 01.04.1992 по 30.09.1993 в должности заведующей Березовским медпунктом в соответствии с п. 4 Положения №1397 в связи с отсутствием наличия не менее 2/3 требуемого стажа на соответствующих видах работ, в соответствии с законодательством, действующим на день назначения пенсии, с применением к периодам работы после 1 октября 1993г. нормативных правовых актов, действовавших в период выполнения работ, с 01.10.1993 по 31.12.1994, с 01.05.1997 по 31.12.1998, с 01.03.2001 по 31.12.2005 в должности заведующей Березовским медпунктом, поскольку истцом не представлено документов, подтверждающих занятость в профессиях и должностях, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, а именно в должности заведующего фельдшерско – акушерским пунктом (медицинским пунктом) - фельдшера, а также период нахождения ее в командировке 24.03.2015.
В соответствии с трудовой книжкой, Горностаева Г.А. с 01.04.1992 по 18.09.2006 работала в должности заведующей Березовского медпункта Ливенской Центральной районной больницы. 18.06.2006 уволена переводом в Муниципальное учреждение здравоохранения «Лютовская участковая больница» в Березовский фельдшерско – акушерский пункт на должность заведующего – фельдшера.
Из справки № от 24.07.2019, выданной БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ», следует, что Горностаева Г.А. работала в указанном учреждении в спорные периоды в должности заведующей фельдшерско – акушерским пунктом (фельдшером) на полную ставку. Запись в трудовую книжку о принятии на должность заведующей Березовского медпункта была внесена некорректно. Исходя из штатных нормативов медицинского персонала фельдшерско – акушерских пунктов, при обслуживании от 700 до 900 жителей, предусматривалась 1 единица заведующего и 0,5 единицы санитарки.
Как следует из Положения о фельдшерско-акушерском пункте, утвержденного приказом Министра здравоохранения СССР от 27.07.1973 №566, действовавшего до 21.03.2003, фельдшерско-акушерский пункт является амбулаторно-поликлиническим учреждением и находится в ведении сельского Совета депутатов трудящихся.
Согласно указанному Положению, на фельдшерско-акушерский пункт возлагается помимо прочего оказание населению доврачебной медицинской помощи, работу пункта возглавляет заведующий.
В соответствии с Положением о заведующем фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшере, приложение № 2 к Приказу Министра здравоохранения СССР от 27.07.1973 №566, на должность заведующего назначается специалист, окончивший среднее медицинское учебное заведение с присвоением квалификации фельдшера или фельдшера-акушерки. Заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшер наряду с руководством работой персонала фельдшерско-акушерского пункта оказывает доврачебную медицинскую помощь населению на территории деятельности фельдшерско-акушерского пункта. При отсутствии в штате фельдшерско-акушерского пункта других средних медицинских работников (акушерки и патронажной медицинской сестры) заведующий выполняет их обязанности и пользуется их правами, предусмотренными Положениями об указанных должностных лицах.
Таким образом, нормативно-правовое регулирование деятельности фельдшерско-акушерских пунктов не предусматривало возможности для руководителя такого учреждения заниматься исключительно руководящей деятельностью.
Из должностной инструкции заведующего фельдшерско – акушерским пунктом – фельдшера Ливенской ЦРБ следует, что в его должностные обязанности входит оказание доврачебной медицинской помощи, ведение амбулаторного приема, ведение больных на дому, оказание первой неотложной медицинской помощи при острых заболеваниях и несчастных случаях, выполнение врачебных назначений, проведение простейших лабораторных исследований, профилактических прививок.
Работа истца в должности фельдшера в спорные периоды на полную ставку подтверждается не только справкой, выданной БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ», но также удостоверением по аттестации средних медработников от 22.03.2005, в котором Горностаева Г.А. значится фельдшером, обозренными в судебном заседании данными амбулаторных журналов, журналов вызова, процедурного журнала, журнала учета профпрививок, журнала учета спирта и медикаментов, расходных и перевязочных материалов, из которых следует, что Горностаевой Г.А. выполнялись должностные обязанности, установленные для заведующего фельдшерско – акушерским пунктом – фельдшера.
Свидетели Л, О в судебном заседании подтвердили, что Горностаева Г.А. в спорные периоды работала фельдшером Березовского медпункта на полную ставку.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд считает, что периоды работы с 01.10.1993 по 31.12.1994, с 01.05.1997 по 31.12.1998, с 01.03.2001 по 31.12.2005 подлежат зачету в стаж истца для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью.
Период работы с 01.04.1992 по 30.09.1993 также подлежит зачету в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, поскольку с учетом зачета в льготный стаж вышеуказанных периодов данный стаж на момент обращения к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости составил более 2/3 требуемого стажа на соответствующих видах работ.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 г. могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения».
Пунктом 1 постановления № 1066, вступившим в силу с 1 ноября 1999 года, были утверждены Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, которые применяются к периодам работы после 1 ноября 1999 года.
В соответствии с пунктом 3 постановления № 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464.
Учитывая, что пунктом 2 этого постановления один год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 1 ноября 1999 года может быть исчислен в указанном льготном порядке.
Учитывая данные разъяснения, и то обстоятельство, что работа истца в спорные периоды проходила в сельской местности, исчисление стажа за периоды работы с 01.04.1992 по 30.09.1993, с 01.10.1993 по 31.12.1994, с 01.05.1997 по 31.12.1998 должно происходить с применением льготного порядка исчисления стажа – 1 год как 1 год 3 месяца.
В соответствии со ст.ст. 166, 167 Трудового кодекса Российской Федерации, служебная командировка - поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. При направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
Учитывая, что во время нахождения в командировке за работником сохраняется место работы и заработная плата, то данный период является периодом работы с сохранением заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, и подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, в связи с чем исковые требования Горностаевой Г.А. о зачете в период работы, дающей право на назначение досрочной пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, периода нахождения в командировке, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с п. 1.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
Из приложения 7 к вышеуказанному Федеральному закону следует, что в случае возникновения права на пенсию в 2019г., срок, с которого назначается пенсия, определен не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
Вместе с тем, согласно ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Таким образом, право на назначение досрочной страховой пенсии по старости у истца возникнет по истечении срока, исчисляемого с применением вышеуказанных положений законодательства, в связи с чем ее требование о назначении пенсии со дня обращения удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Горностаевой Г.А. удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ливенском районе Орловской области (межрайонное) засчитать в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, периоды работы Горностаевой Г.А. с 01.04.1992 по 30.09.1993 из расчета 1 год за 1 год 3 месяца, с 01.10.1993 по 31.12.1994 из расчета 1 год за 1 год 3 месяца, с 01.05.1997 по 31.12.1998 из расчета 1 год за 1 год 3 месяца, с 01.03.2001 по 31.12.2005, 24.03.2015.
В удовлетворении требования об обязании назначить досрочную страховую пенсию со дня обращения отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Ливенский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья