№ 2-161/2022
64RS0015-01-2022-000226-32
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 июля 2022 года г. Ершов
Ершовский районный суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Лукьяновой Ж.Г.,
при секретаре Яковлевой Н.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Камышанского Сергея Николаевича, Камышанского Николая Николаевича к Фонду капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах о взыскании вреда, причиненного имуществу гражданина, компенсации морального вреда,
установил:
Истцы обратились в Ершовский районный суд с вышеназванным исковым заявлением, мотивируя свои требования тем, что они являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. В ноябре 2021 года произошел залив данного жилого помещения. Причиной залива является неисправность кровли, требующая капитального ремонта. Согласно экспертному заключению № 0022-2022 от 20.01.2022 рыночная стоимость ущерба в результате затопления квартиры по адресу: <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 203 236,80 рублей.
Просит взыскать с Фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в пользу Камышанского Сергея Николаевича и Камышанского Николая Николаевича ущерб, причиненный заливом в размере 203 236,80 рублей, штраф в размере 101618,40 судебные расходы по оплате экспертизы в размере 10 000 рублей, услуг адвоката в размере 2600 рублей
По делу привлечены в качестве соответчиков МУП «Ершовское» - и третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета ООО «ООО «Региональная Строительная Компания».
Впоследствии истец Камышанский С.Н. уточнил требования и просит взыскать с ответчика Фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в его пользу причинённый заливом вред в сумме 225522 рубля, штраф 101618 рублей 40 копеек в его пользу 2/3 доли взыскиваемой суммы 150348 рублей.
Просит взыскать с ответчика в его пользу судебные расходы по оплате экспертизы 10 000 рублей, оплату услуг адвоката 2600 рублей.
В судебном заседание истцы Камышанский С. Н., Камышанский Н. Н. не явились, о дне слушании дела извещены надлежащим образом, представали заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, исковые требования поддерживают в полном объёме и просят их удовлетворить.
Представитель ответчика Фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области в судебное заседание не явился, о дне слушании дела извещён надлежащим образом, имеется заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, просит в иске отказать.
Представитель третьего лица, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора МУП «Ершовское» - Манжелеева Р.Ю. в судебное заседание не явилась, о дне слушании дела извещена надлежащим образом, поступило заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель третьего лица, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора ООО «Региональная Строительная Компания» в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, возражений не представил.
Суд, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу толкования, содержащегося в п. 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 (далее - Правила), управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Истцы являлись собственниками квартиры N 32 по <адрес> на основании договора на передачу квартиры в собственность от 02.09.1992 года (Камышанский С.Н. – 2\3 доли, Камышанский Н.Н. – 1\3 доля). 24 ноября 2021 года произошел залив вышеуказанного жилого помещения. Согласно заключению эксперта № 17\22 от 20.06.2022 года причиной затопления квартиры, расположенной но адресу: <адрес>, является неудовлетворительное состояние кровли жилого дома. Проведение текущего ремонта кровли над квартирой № 32 по всмэнавтов <адрес> нецелесообразно, поскольку физический износ - вставляет 61-80%, что требует полной замены кровли. Стоимость восстановительного ремонта квартиры (включая работы и материалы) по вышеуказанному адресу, связанного с устранением повреждений помещения, причиненных заливом, составляет 225 522 руб.
Согласно ч. 2 п. 3 ст. 168 ЖК РФ, региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя и включает в себя, в том числе, плановый период проведения капитального ремонта общегоимущества в многоквартирных домах по каждому виду услуг и (или) работ с учетом необходимости оказания услуг и (или) выполнения работ, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 166 настоящего Кодекса, одновременно в отношении двух и более внутридомовых инженерных систем в многоквартирном доме, определяемой нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, при этом указанный срок может определяться указанием на календарный год или не превышающий трех календарных лет период, в течение которых должен быть проведен такой ремонт.
Ч. 3, 4 ст. 168 ЖК РФ очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации и могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям. Внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением определенных случаев.
В целях исполнения областной программы капитального ремонта разрабатываются и утверждаются краткосрочные планы ее реализации.
Областной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области, утвержденной Постановлением Правительства Саратовской области от 31.12.2013 г. № 800-П запланирован капитальный ремонт крыши многоквартирного дома по адресу: г. Ершов, ул. Космонавтов, д. 15 на 2017 год.
По результатам очередного аукциона № РТС264А204066 от 06 октября 2020г. между Фондом капитального ремонта (Заказчик) и ООО " Региональная Строительная Компания " (Подрядчик) заключен договор № РТС264А204066 от 13.11.2020 г. на проведение работ по капитальному ремонту кроили MiioioKHnpiирного дома по адресу: <адрес>.
Дополнительным соглашением от 20 ноября 2020 года к договору № РТС264А204066 от 13 ноября 2020 года стороны пришли к соглашению приостановить выполнение работ по капитальному ремонту кровли на период с момента заключения договора до 11 мая 2021 года.
Суду не представлено доказательств о выполнении работ подрядчиком.
Перенос сроков капитального ремонта Фондом капитального ремонта по своему усмотрению законодательством не предусмотрен.
Следовательно, утвержденные сроки региональной программы по капитальному ремонту крыши Фондом капитального ремонта наступили с 2017 года, а потому Управляющая организация может отвечать по обязательствам по капитальному ремонту крыши.
Согласно ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии со ст. 178 ЖК РФ региональный оператор является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда.
Региональный оператор создается субъектом Российской Федерации, и им может быть создано несколько региональных операторов, каждый из которых осуществляет деятельность на части территории такого субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
Согласно пп. 2, 3, 5, 11 ч. 2 ст. 182 ЖК РФ региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан, в том числе:
привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами;
контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации;
осуществлять приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе обеспечить создание соответствующих комиссий с участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию региональных программ капитального ремонта и (или) краткосрочных планов их реализации, лиц, осуществляющих управление данным многоквартирным домом, и представителей собственников помещений в многоквартирном доме;
нести ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за качество оказанных услуг и (или) выполненных работ в течение не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе за несвоевременное и ненадлежащее устранение выявленных нарушений.
На основании ч. 6 ст. 182 ЖК РФ региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.
В соответствии с ч. 1 ст. 188 ЖК РФ убытки, причиненные собственникам помещений в многоквартирных домах в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения региональным оператором своих обязательств в соответствии с настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно правовой позиции, изложенной Верховным Судом Российской Федерации в Обзоре судебной практики № 2 (2018), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.07.2018 г., правовое регулирование деятельности региональных операторов, направленное на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, установлено ЖК РФ. Функции регионального оператора определены в ст. 180 ЖК РФ.
В целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме региональный оператор обязан, в частности, привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации и заключить с ними от своего имени соответствующие договоры; контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; осуществить приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ (пп. 3пп. 3, 4, 5 ч. 2 ст. 182 ЖК РФ).
Из приведенных выше норм права следует, что жилищным законодательством установлены разные виды ответственности регионального оператора перед собственниками помещений в многоквартирном доме: ответственность за неисполнение своих обязательств (ч. 5 ст. 178, ч. 1 ст. 188 ЖК РФ), при которой региональный оператор отвечает за собственное противоправное поведение как сторона, нарушившая обязательство, и ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором (ч. 6 ст. 182 ЖК РФ), при которой в силу прямого указания в законе ответственность регионального оператора возникает за действия (бездействие) третьих лиц, не являющихся стороной обязательства, возникающего между региональным оператором и собственниками помещений при организации проведения капитального ремонта общего имущества дома.
Поскольку ч. 6 ст. 182 ЖК РФ ограничение ответственности регионального оператора за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором, не установлено, региональный оператор отвечает за действия подрядной организации перед собственниками в соответствии с принципом полного возмещения убытков.
Таким образом, из анализа вышеуказанных правовых норм следует, что ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором, в силу закона возлагается на регионального оператора.
Поскольку представленные в материалы дела документы, подтверждают ненадлежащее исполнение генеральным подрядчиком ООО "Стройстандарт" своих обязательств по договору подряда, суд приходит к выводу о том, что ответственность за причиненный ущерб должна быть возложена на Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области, выступавший в качестве заказчика ремонтных работ, проведенных в доме по адресу: <адрес>.
Таким образом, с Фонда капитального ремонта Саратовской области в пользу истца подлежит взысканию ущерб в размере 225 522 руб.
Требования истца о взыскании штрафа в соответствии с Законом «О защите прав потребителей» удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Вопросы проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов регулируются жилищным законодательством Российской Федерации, а не положениями Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", т.к. взнос на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в силу закона является обязательной платой за помещение в составе многоквартирного дома и не может рассматриваться как плата за оказание возмездных услуг, оказываемых Фондом капитального ремонта в Саратовской области, следовательно, положения п. 3 ст. 31 Закона о Защите прав потребителей, к возникшим правоотношениям между истцом и Фондом капитального ремонта в Саратовской области не применимы.
Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
К издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе суммы, подлежащие выплате экспертам (абз. 2 ст. 94абз. 2 ст. 94 ГПК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, - стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Определением Ершовского районного суда Саратовской области по ходатайству истца назначена и проведена строительно-техническая экспертиза, расходы на проведение которой возложены на ответчика. Стоимость проведенной экспертизы составляет 30 000 рублей. Экспертиза не оплачена.
Учитывая, что решение принято в пользу истца, судебные расходы в виде оплаты истцом заключения (досудебное ) № 0022-2022 от 20.01.2022 года в размере 10000 рублей, юридические услуги в размере 2600 руб. подлежат взысканию.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
решил:
исковое заявление Камышанского Сергея Николаевича, Камышанского Николая Николаевича к Фонду капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области о взыскании материального ущерба, причиненного заливом, удовлетворить.
Взыскать с Фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области в пользу Камышанского Сергея Николаевича материальный ущерб, причиненный заливом, в размере 150348 руб. и судебные расходы по оплате экспертизы в размере 10 000 рублей, услуг адвоката в размере 2600 рублей
Взыскать с Фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области в пользу Камышанского Николая Николаевича материальный ущерб, причиненный заливом, в размере 75174 руб.
В остальной части иска, отказать.
Взыскать с Фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области в пользу ООО Экспертизы и сертификация судебные расходы на оплату судебной экспертизы в размере 30 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента принятия решения суда в окончательном виде в Саратовский областной суд путем подачи апелляционной жалобы или представления через суд, вынесший решение.
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий Ж.<адрес>