Решение по делу № 2-6738/2022 от 12.08.2022

УИД

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

    город Кызыл      18 октября 2022 года

Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего Сат А.Е., при секретаре Лупсаа Ч.Е., с участием истца ФИО1, представителя истца ФИО3, представителя ответчика ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Мэрии города Кызыла, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва о возложении обязанности предоставить жилое помещение на условиях социального найма вне очереди,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Мэрии г. Кызыла о возложении обязанности предоставить жилое помещение на условиях социального найма вне очереди, указав, что является инвалидом 2 группы, состоит на учете при получении жилья с ДД.ММ.ГГГГ. У нее льготная очередь по инвалидности. В данный момент находится под номером .

ДД.ММ.ГГГГ Мэрией города Кызыла ей предоставлено временное жилое помещение на основании договора социального найма жилого помещения по адресу: <адрес> до сноса. В настоящее время этот дом подлежит сносу (признан аварийным) в ДД.ММ.ГГГГ года. Обращалась в Мэрию города Кызыла о предоставлении другого временного жилья, но ей отказано. В собственности жилья не имеет.

Просит суд обязать Мэрию г. Кызыла предоставить во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма.

Не согласившись с иском, представитель ответчика Мэрии г. Кызыла ФИО4 подал в суд возражение, в котором просит отказать в удовлетворении исковых требований истца, указав, что постановлением Мэрии г. Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 поставлена на учет в качестве, нуждающейся в жилом помещении, предоставляемым в порядке общей очереди по договору социального найма, как инвалид 2 группы, в соответствии с ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ. Порядковый номер очереди .

Согласно представленным документам, код (шифр) заболевания ФИО1 является инвалидом 2 группы, код заболевания не входит в перечень, указанный в п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, данный перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире утвержден Приказом Министерства здравоохранения РФ от 29.11.2012 г. №987 н.

Таким образом, орган местного самоуправления в силу полномочий по ведению учета граждан, нуждающихся в жилье в разрезе муниципального образования согласно ст. 14 ЖК РФ, ст. 16 ФЗ-131 поставил на учет инвалида ФИО1 на основании заявления. Далее обязанности у органа местного самоуправления по обеспечению жильем инвалида не имеется, и не имеется на то оснований. Истец ФИО1, поставленный на учет в орган местного самоуправления обеспечивается жильем из государственного жилищного фонда субъекта РФ в порядке очереди, при наступлении его очереди. Предоставление истцу жилищных гарантий вне рамок существующей очередности нарушит права иных лиц. Мэрия г. Кызыла является ненадлежащим ответчиком по делу о предоставлении жилой площади инвалиду из муниципального жилищного фонда, за счет средств местного бюджета. Уполномоченным органом по управлению имуществом Республики Тыва в соответствии с Положением о нем, утвержденным Постановлением Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ .

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в рассмотрении дела в качестве соответчика привлечено Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва.

На судебном заседании истец ФИО1 и ее представитель ФИО3 поддержали исковые требования, просили удовлетворить по указанным в нем основаниям. Указали, что она вызывалась на прием к Мэру г. Кызыла, он сообщил, что в октябре этого года защитит квоту на жилье. Однако до настоящего времени ей жилье не предоставлено. Является инвалидом 2 группы, работать не может по болезни, также в пожилом возрасте, ветеран труда, отличник просвещения. Дом, в котором она живет, подпадает под снос, если ее выселят оттуда, ей идти некуда.

Представитель ответчика Мэрии г. Кызыла ФИО4 по доверенности указал, что во внеочередном порядке жилье предоставлено быть не может, так как ее заболевнаие не входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Органы местного самоуправления ведут лишь учет граждан, нуждающихся в жилье.

Представитель ответчика Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва на судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.

Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.

К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации отнесены граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (ч. 1).

Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со ст. 40 (ч. 3) Конституции Российской Федерации.

К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации перечне (п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей- инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 2 Закона Республики Тыва от 17.02.2006 № 1680 ВХ-1 «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Республики Тыва отдельным категориям граждан по договорам социального найма», в домах жилищного фонда Республики Тыва жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанными в перечне соответствующих заболеваний, утвержденном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Указанной категории граждан жилые помещения по договорам социального найма из жилищного фонда Республики Тыва предоставляются вне очереди (пункт ч. 2 ст. 6 вышеуказанного Закона Республики Тыва).

Статьей 2 вышеуказанного Закона Республики Тыва предусмотрено, что в качестве мер социальной поддержки за счет средств, предусмотренных в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете в виде субвенций, из жилищного фонда Республики Тыва жилые помещения по договорам социального найма предоставляются категориям граждан, установленным, в частности, статьей Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 года (ч. 2). Граждане, указанные в части 2 настоящей статьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (ч. 3).

Принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях с целью последующего предоставления им жилых помещений жилищного фонда Республики Тыва по договорам социального найма осуществляется органом местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством Республики Тыва (ч. 2 ст. 4 вышеуказанного Закона Республики Тыва).

Согласно паспорту серии <данные изъяты>, ФИО1 родилась ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>, зарегистрирована по адресу: <адрес>.

В соответствии со справкой серии ФИО1 установлена 2 группа инвалидности бессрочно.

В заключении врачебной комиссии ГБУЗ РТ «Городская поликлиника г. Кызыла» от ДД.ММ.ГГГГ, , от ДД.ММ.ГГГГ указано, ФИО1 имеет диагноз <данные изъяты>, является инвалидом 2 группы. Состоит на диспансерном учете у терапевта, на «Д» учете невролога. Нуждается в постоянном постороннем уходе.

Согласно справке выданной УПФР в г. Кызыл Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлась получателем страховой пенсии по старости, и ежемесячной денежной выплаты инвалидам.

Контрольной карточкой подтверждается, что ФИО1 поставлена на учет ДД.ММ.ГГГГ, имеются отметки о прохождении перерегистрации в ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ годах, ДД.ММ.ГГГГ после перерегистрации очередь .

ДД.ММ.ГГГГ между Мэрией города Кызыла (Наймодатель) и ФИО1 (Наниматель) заключен договор найма временного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается актом приема–передачи жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно выписке из ЕГРН, ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ принадлежал земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, дата государственной регистрации прекращения права ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 не имеет в собственности недвижимого имущества.

Удостоверением серии , выданным ДД.ММ.ГГГГ, подтверждается, что ФИО1 является ветераном труда.

В ответе на запрос суда Департамент экономики и имущественных отношений мэрии г. Кызыла сообщает, что ФИО1 малоимущей не признавалась.

Согласно перечню тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, где содержатся наименования заболеваний и их коды по международной классификации болезней, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 ноября 2012 г. №987н, заболевание с шифром <данные изъяты>, которым страдает ФИО1, не входит в данный перечень тяжелых форм хронических заболеваний.

Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ (статья 17). До 1 января 2005 года инвалиды, нуждавшиеся в улучшении жилищных условий, принимались на учет и обеспечивались жилыми помещениями с учетом льгот, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в порядке, закрепленном жилищным законодательством. При этом Жилищный кодекс РСФСР не предусматривал специального порядка обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан, а для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не требовалось их признания малоимущими.

С 1 января 2005 года федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, изменил правила обеспечения жилыми помещениями инвалидов.

Согласно статье 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями ст.28.2 данного Федерального закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые рассматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в генеральном бюджете, в виде субвенций (часть вторая); в свою очередь, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 1 марта 2005 г., и Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с указанной даты (часть третья).

Поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и законодательство Республики Тыва не предусматривают иного порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договорам социального найма, то право истца на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, то есть в случае признания ее малоимущей, с учетом ее права на получение жилого помещения вне очереди по п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Такое законодательное регулирование согласуется со ст. 40 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Согласно ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Порядок признания граждан малоимущими установлен Законом Республики Тыва от 17.02.2006 №1682 ВХ-1 «О порядке признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма».

В соответствии с ч. 1 ст. 8 указанного Закона Республики Тыва решение о признании гражданина-заявителя малоимущим принимается, если размер недостающих средств превышает возможности семьи по их накоплению, а размер среднемесячного совокупного дохода, приходящегося на одного члена семьи, не позволяет претендовать на получение кредита на приобретение или строительство жилого помещения.

Судом установлено, что ФИО1 в Департамент экономики, имущественных отношений и финансового контроля мэрии г.Кызыла с заявлением о признании малоимущим гражданина, в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не обращалсь.

Кроме того, ФИО1 установлена по государственному пенсионному обеспечению по инвалидности размером выше величины прожиточного минимума установленного постановлением Правительства Республики Тыва от 13.09.2021 г. №481 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Республике Тыва на 2022 год».

Таким образом, истец малоимущим в установленном законном порядке не признавалась, решения органа местного самоуправления о признании семьи истца малоимущей не представлено.

Само по себе признание истца нуждающейся в жилом помещении не может служить основанием для предоставления ей вне очереди жилого помещения по договору социального найма.

Как отмечалось ранее, при решении вопроса о возложении на муниципальное образование обязанности по предоставлению названной категории граждан жилых помещений муниципального жилищного фонда во внеочередном порядке юридически значимым является не только наличие тяжелого хронического заболевания, но и наличие статуса малоимущего в отношении граждан, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, после 1 марта 2005 года.

Поскольку истец была принята на учет нуждающихся в жилых помещениях после 1 марта 2005 года, малоимущей в установленном порядке не признана, заболевание с шифром <данные изъяты>, которым страдает ФИО1, не входит в данный перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, то оснований для удовлетворения исковых требований о предоставлении истцу жилого помещения во внеочередном порядке в настоящее время не имеется, в связи с чем заявленные исковые требования подлежат отказу в удовлетворении.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд

решил:

Исковое заявление ФИО1 к Мэрии города Кызыла, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва о возложении обязанности предоставить жилое помещение на условиях социального найма вне очереди оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Тыва в течение одного месяца со дня составления судом решения в мотивированной форме через Кызылский городской суд Республики Тыва.

Мотивированное решение изготовлено 25 октября 2022 года (с учетом выходных дней).

Судья                                                                              А.Е. Сат

2-6738/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Донгак Раиса Шойдановна
Ответчики
Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва
Мэрия г. Кызыла РТ
Суд
Кызылский городской суд Республики Тыва
Судья
Сат Айлана Евгеньевна
Дело на странице суда
kizilskiy-g.tva.sudrf.ru
12.08.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.08.2022Передача материалов судье
19.08.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.08.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.10.2022Судебное заседание
25.10.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.10.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее