Дело №2-225/2023
УИД 48RS0018-01-2023-000099-88
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 апреля 2023 года г. Усмань Липецкой области
Усманский районный суд Липецкой области в составе:
председательствующего судьи Пироговой М. В.
при секретаре Шестаковой М. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Овчинникова Евгения Николаевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Липецкой области о включении периодов работы в стаж, дающий право на государственную пенсию, обязании назначить государственную пенсию по старости в связи с работой на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом,
УСТАНОВИЛ:
Овчинников Е.Н. обратился с иском к ОСФР по Липецкой области о признании права на государственную пенсию по старости, указав на то, что решением ответчика от 29.12.2022 № ему было отказано в назначении указанной пенсии из-за отсутствия необходимого стажа работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом. Периоды его работы на Автобазе Усманского Райпо, в Усманском Райпо с 11.09.1986 по 12.11.1992, с 03.02.1993 по 31.12.1997, с 01.02.1998 по 16.03.1999 не были засчитаны в стаж для назначения пенсии. Истец не согласен с решением ответчика, поскольку организации Автобаза Усманского Райпо, Усманское Райпо находились на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом. Просил признать решение ответчика от 29.12.2022 № незаконным, обязав ответчика включить указанные периоды его работы в стаж, дающий право на назначение государственной пенсии по старости в соответствии со ст. 34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», и назначить ему указанную пенсию с момента возникновения у него права на пенсию.
Истец, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель истца по доверенности Ковтонюк М.В. в судебном заседании уточнил исковые требования, окончательно просил обязать ответчика засчитать Овчинникову Е.Н. в стаж работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом периоды работы: с 11.09.1986 по 12.11.1992 – Автобаза Усманского РАЙПО, с 03.02.1993 по 31.01.1998 – Автобаза Усманского РАЙПО, с 17.04.2006 по 31.12.2006 – (городской парк); обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Липецкой области назначить Овчинникову Е.Н. государственную пенсию по старости в соответствии с п.п.7 п.1 ст.10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и ст. 34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 7 января 2023 года.
Представитель ответчика ОСФР по Липецкой области по доверенности Гусева Е.В. иск не признала, ссылаясь на отсутствие у истца необходимого стажа работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом. Кроме того, указала на то, что в спорные периоды истец работал в должности водителя и у него был разъездной характер работы, что подразумевает выезд за пределы территории зоны радиоактивного загрязнения. Просила в иске отказать.
Заслушав стороны, показания свидетелей ФИО6, ФИО5, ФИО7 и исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона.
Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьей 35 настоящего Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
В силу статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, установленного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Общие условия пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС установлены в статье 28.1 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1.
В соответствии с абзацем 2 указанной статьи, гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона.
Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях", или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом относятся к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие данного Закона.
Согласно статье 34 приведенного Закона гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 данного Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Исходя из пункта 7 части 1 статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" пенсия по старости гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 года, в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 г. N 1582 "Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции, действовавшей до 01.02.1998 года) к территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом до 01.02.1998 года относилась территория села Пригородка Усманского района Липецкой области. Территория города Усмань Липецкой области относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом до настоящего времени.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, 09.12.2022 и 27.12.2022 Овчинников Е.Н. обратился в пенсионный орган с заявлениями об установлении пенсии по старости в соответствии со ст.34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (т.1 л.д.57-59, 79-80).
Решениями от 16.12.2022 № и от 29.12.2022 № истцу в назначении пенсии по старости отказано по причине отсутствия у него необходимого периода работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (установлен стаж работы на территории ЧАЭС – 1 год 1 месяц 23 дня) (т.1 л.д. 10-11).
Из содержания указанных решений следует, что Овчинникову Е.Н. засчитаны в стаж работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом периоды: с 01.01.2005 по 23.08.2005 (Усманский городской парк), с 17.10.2005 по 16.04.2006 (Краеведческий музей, Усманский городской парк); не засчитаны периоды работы: с 11.09.1986 по 12.11.1992 (Автобаза Усманского Райпо), с 03.02.1993 по 31.01.1998 (Автобаза Усманского Райпо), с 01.02.1998 по 16.03.1999 (Усманское Райпо).
Согласно трудовой книжке Овчинников Е.Н. в период с 17.04.2006 по 31.12.2006 работал в Усманском городском парке (МУК «Городской дворец культуры»), расположенном на территории города Усмани Липецкой области (территория зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом). Фактически данный период работы не был включен в стаж работы на территории зоны ЧАЭС, однако, данное обстоятельство не отражено в решениях ответчика об отказе в установлении пенсии.
Из объяснений представителя ответчика следует, что периоды работы Овчинникова Е.Н. с 11.09.1986 по 12.11.1992, с 03.02.1993 по 31.01.1998 не были засчитаны в стаж работы на территории зоны ЧАЭС в связи с тем, что работа истца в должности водителя имела разъездной характер, в том числе с выездом за пределы территории зоны радиоактивного загрязнения. В индивидуальных сведениях застрахованного лица в отношении периода работы в Усманском городском парке с 17.04.2006 по 31.12.2006 отсутствует код территориальных условий труда (ЧАЭС), поэтому данный период не включен истцу в соответствующий стаж.
Согласно материалам дела Автобаза Усманского Райпо в период с 26.04.1986 по 31.01.1998 находилась по адресу: <адрес> (район свеклобазы). Данный адрес относится к территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (т.1 л.д.68).
Допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей ФИО6, ФИО7 подтвердили, что рабочее место Овчинникова Е.Н. находилось на территории гаражей по адресу: <адрес>, то есть в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Согласно архивной справке от 21.03.2023 № 61 (т.1 л.д.98-99) Овчинникову Е.Н. предоставлялся дополнительный отпуск за работу на территории зоны ЧАЭС в 1994, 1997 г.г.
Несмотря на то, что по характеру работы Овчинников Е.Н. мог развозить товары в магазины по территории всего Усманского района, в том числе не относящиеся к зоне с льготным социально-экономическим статусом, суд учитывает в данном случае расположение рабочего места истца, которое находилось на территории с. Пригородка Усманского района (до 01.02.1998 территория зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом).
Поскольку в спорный период рабочее место истца находилось на территории зоны радиоактивного загрязнения, суд находит требование Овчинникова Е.Н. о включении в стаж работы, дающей право на пенсию, периодов работы с 11.09.1986 по 12.11.1992 (06.02.02), с 03.02.1993 по 31.01.1998 (04.11.29) подлежащим удовлетворению.
Также подлежит удовлетворению и требование истца о включении в стаж для назначения пенсии периода работы с 17.04.2006 по 31.12.2006 (00.08.14) в Усманском городском парке (МУК «Городской дворец культуры»).
Согласно материалам дела городской парк МУК «Городской дворец культуры» расположен на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (т.1 л.д.69-70)
Отсутствие кода территориальных условий труда (ЧАЭС) в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица само по себе не препятствует включению спорного периода в специальный стаж, если имеются надлежащие доказательства выполнения лицом в указанный период работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Суммарный период работы истца на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, с учетом включенных спорных периодов, составляет 13 лет 0 месяцев 8 дней (06.02.02 + 04.11.29 + 00.08.14 + 01.01.23), что дает ему право на снижение общеустановленного возраста на 3 года.
По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 23 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", пенсия, предусмотренная этим федеральным законом, независимо от ее вида назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее.
При таких обстоятельствах, поскольку истцу исполнилось 57 лет 7 января 2023 года, а обратился он за установлением пенсии в декабре 2022 года, суд считает необходимым обязать ответчика назначить Овчинникову Е.Н. государственную пенсию по старости в соответствии с п.п.7 п.1 ст.10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и ст. 34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 7 января 2023 года.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Овчинникова Евгения Николаевича удовлетворить:
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Липецкой области (ИНН 4826004782, ОГРН 1024840838362) засчитать Овчинникову Евгению Николаевичу (паспорт гражданина Российской Федерации №, выдан <данные изъяты>) в стаж работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом следующие периоды работы:
- с 11.09.1986 по 12.11.1992 – Автобаза Усманского РАЙПО;
- с 03.02.1993 по 31.01.1998 – Автобаза Усманского РАЙПО, Усманское РАЙПО;
- с 17.04.2006 по 31.12.2006 – МУК «Городской дворец культуры» (городской парк).
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Липецкой области назначить Овчинникову Евгению Николаевичу государственную пенсию по старости в соответствии с п.п.7 п.1 ст.10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и ст. 34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 7 января 2023 года.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы через Усманский районный суд.
Председательствующий: М.В. Пирогова
Мотивированное решение изготовлено 20.04. 2023
Судья: М.В. Пирогова