РЕШЕНИЕ
ИФИО1
02 октября 2019 года <адрес>
Октябрьский районный суд <адрес> Республики в составе председательствующей судьи Мусхаджиевой Ф.А.,
при секретаре ФИО2,
с участием представителя Военного прокурора 201 военной прокуратуры гарнизона войсковой части 20102 военной прокуратуры ЮВО ФИО4,
представителя ответчика Министерства обороны РФ ФИО5,
представителя третьего лица – Командира войсковой части 27777 н.<адрес> ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску военного прокурора201 военной прокуратуры гарнизона войсковой части 20102 военной прокуратуры ЮВО в защиту интересов неопределенного круга лиц к Министерству обороны РФ о признании бездействия незаконным и обязании установить внешнее ограждение н.<адрес> Республики,
установил
Военный прокурор 201 военной прокуратуры гарнизона войсковой части 20102 военной прокуратуры ЮВО обратился в суд с административным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Министерству обороны РФ, в котором просит признать незаконными бездействия Министерство обороны РФ и обязать Министерство обороны организовать выполнение работ по оборудованию территории войсковой части 27777 в н.<адрес> Республики внешним ограждением с соответствующими техническими средствами охраны в соответствии с требованиям руководящих документов.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в ходе проведенной 201 военной прокуратурой гарнизона проверки установлено, что имеющая система внешнего ограждения территории войсковой части 27777 и состояние технических средств охраны в той же воинской части не соответствует требованиям законодательства, изложенного в руководящих документах Министерства обороны РФ.
Бездействие Министерства обороны Российской Федерации по непринятию должных мер по оборудованию ограждения н.<адрес> нарушает права неопределенного круга лиц - военнослужащих и лиц гражданского персонала данной войсковой части на безопасность от террористического акта, а также влечет нарушение их права на защиту от возможных чрезвычайных ситуаций. Отсутствие надлежащих условий сохранности военного имущества влечет также нарушение охраняемых законом интересов Российской Федерации. Представитель административного истца – старший помощник военного прокурора 201 военной прокуратуры гарнизона, войсковая часть 20102 ФИО4 в судебном заседании требования, изложенные в административном исковом заявлении, поддержал в полном объеме и просил удовлетворить.
Представитель Министерства обороны РФ ФИО5 просил отказать военному прокурору гарнизона в удовлетворении административного иска, по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Представители ФГУП «Спецстройинжиниринг при Спецстрое России», федерального казенного предприятия «Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации» и филиала «Региональное управление заказчика капитального строительства Южного военного округа», будучи надлежаще извещены о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явились.
Представитель федерального казенного предприятия «Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации» по доверенности ФИО8 представил в суд свой отзыв на исковое заявление по данному делу, в котором указал, что данный спор подсуден арбитражному суду, так как требования военного прокурора являются требованиями экономического характера по исполнению государственного контракта, дело просил рассмотреть в отсутствие представителя ФКП «УЗКС МО РФ».
Учитывая, что явка указанных лиц, не признана судом обязательной, а также их надлежащее извещение, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии указанных лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратится в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренным федеральными законами.
Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляет гражданам, организациям, иным лицам право на обращение в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия, (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если они полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течении трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушениях их прав, свобод и законных интересов.
Исследовав материалы дела, суд считает, что административный иск военного прокурора подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 3 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (далее - Закон) федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
Из представленных прокурором доказательств усматривается, что 201военной прокуратурой гарнизона была проведена контрольная проверка соблюдения на объектах войсковой части 27777 требований законодательства о противоправной и антитеррористической защите.
В ходе проведенной проверки установлено, что в деятельности воинских должностных лиц систематически выявляется различные нарушения; имеющаяся система внешнего ограждения территории воинской части 27777 и состояние технических средств охраны объектов войсковой части 27777 не соответствует требованиям, изложенным в руководящих документах Министерства обороны Российской Федерации.
Ненадлежащее состояние внешнего и внутреннего ограждения войсковой части 27777 зафиксировано и в заключении строительно-технической экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной на основании письма Военного прокурора гарнизона войсковая часть 230102 полковника юстиции ФИО6. Отсутствие периметрального ограждения создают предпосылки к беспрепятственному проникновению посторонних лиц на территорию войсковой части, хищению военного имущества и возникновению чрезвычайных происшествий. Статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» установлено, что противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина; приоритете защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности и приоритете мер предупреждения терроризма. Согласно ст. 3 Федерального закона «О противодействии терроризму» противодействие терроризму заключается в деятельности органов государственной власти по предупреждению терроризма, в том числе выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов. Суть антитеррористической защищенности объекта заключается в состоянии защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. В соответствии со ст. 5 Федерального закона «О противодействии терроризму» федеральные органы исполнительной власти осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий. Согласно постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» предусмотрено, что Минобороны России обязано содержать имущество, находящееся в собственности, осуществлять контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны РФ организаций, в том числе, переданного в установленном порядке иным лицам, принимать меры по устранению выявленных нарушений.
Сведения о принятии конкретных мер, направленных на устранение выявленных нарушений отсутствуют, что свидетельствует о бездействии административного ответчика, что может повлечь существенные нарушения прав граждан на защиту жизни и здоровья, как от террористических посягательств, так и возникновение чрезвычайных ситуаций, и как следствие, наступлению тяжких последствий, в том числе и гибели людей.
Исходя из требований действующего законодательства Российской Федерации, объективных обстоятельств, установленных в ходе судебного заседания, заявленные военным прокурором 201 военной прокуратуры гарнизона исковые требования подлежат удовлетворению. На основании ч. 4 ст. 27, ч. 3 ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. Таким образом, исковое заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством, в целях пресечения нарушения интересов Российской Федерации, а также нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Доводы представителя ответчика о том, что дело подлежит рассмотрению по правилам гражданского судопроизводства Российской Федерации, не состоятельны, поскольку основаны на неверном толковании норм права. Руководствуясь ст.ст. 138, 175 - 180, 227 КАС РФ, суд
решил:
Признать незаконным бездействие Министерства обороны РФ, выразившееся в непринятии мер по организации выполнения работ по оборудованию территории войсковой части 27777 в н.<адрес> Республики внешним ограждением с соответствующими техническими средствами охраны согласно требований руководящих документов, незаконным и нарушающим права граждан Российской Федерации – военнослужащих и лиц гражданского персонала войсковой части 27777.
Обязать Министерство обороны Российской Федерации принять меры к организации установки внешнего ограждения н.<адрес> Республики с соответствующими техническими средствами охраны согласно требованиям руководящих документов.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чеченской Республики через Октябрьский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения.
Судья Ф.А. Мусхаджиева
Копия верна: