Дело № 3а–145/2018
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
14 ноября 2018 года г.Санкт–Петербург
Санкт–Петербургский городской суд в составе:
председательствующего судьи Белоногого А.В.,
при секретаре Колоцей И.А.,
с участием прокурора Севастьяник Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а–145/2018 по административному исковому заявлению акционерного общества «Оборонэнерго» в лице филиала «Северо-Западный» о признании недействующей строки 12 Приложения 2 к распоряжению от 27 декабря 2017 года №276-р «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям на территории Санкт-Петербурга на 2015-2020 годы»,
у с т а н о в и л:
30 декабря 2014 года Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга принято распоряжение №625-р «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям на территории Санкт-Петербурга на 2015-2020 годы».
Пунктом 1 распоряжения установлены долгосрочные параметры регулирования для территориальных сетевых организаций, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Санкт-Петербурга устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, согласно приложению 1 к настоящему распоряжению.
Из приложения № 1 к распоряжению следует, что в отношении АО «Оборонэнерго» на период с 2015 года по 2019 год установлена величина технологического расхода (потерь) электрической энергии (уровень потерь) в размере 10,01%.
Пунктом 2 распоряжения установлена необходимая валовая выручка сетевых организаций на долгосрочный период регулирования (без учёта оплаты потерь) согласно приложению 2 к настоящему распоряжению, в том числе и в отношении сетевой организации АО «Оборонэнерго» (филиал «Северо-Западный»). В частности, установлено: на 2015 год - 192127,20 тыс.руб.; на 2016 год - 197980,64 тыс.руб.; на 2017 год - 190784,75 тыс.руб.; на 2018 год - 206696,30 тыс.руб.; на 2019 год - 210449,91 тыс.руб.
Пунктом 3 распоряжения установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям для взаиморасчётов между сетевыми организациями на территории Санкт-Петербурга на 2015-2020 годы с календарной разбивкой согласно приложению 3 к настоящему распоряжению.
В этом приложении установлены, среди прочего, на 2018 год индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям для взаиморасчётов между сетевыми организациями в отношении АО «Оборонэнерго». В частности, установлено:
на 1 полугодие: двухставочный тариф: ставка за содержание электрических сетей - 356251,42 руб./кВт мес; ставка на оплату технологического расхода (потерь) - 195,89 руб./кВт ч; одноставочный тариф - 0,82496 руб./кВт ч;
на 2 полугодие: двухставочный тариф: ставка за содержание электрических сетей - 369409,77 руб./кВт мес; ставка на оплату технологического расхода (потерь) - 294,34 руб./кВт ч; одноставочный тариф - 1 01461 руб./кВт ч.
Пунктом 4 распоряжения установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям на территории Санкт-Петербурга на 2015 год согласно приложениям 4 и 5 к настоящему распоряжению.
Пунктом 4.1 распоряжения установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям на территории Санкт-Петербурга на 2016 год согласно приложениям 4.1 и 5.1 к настоящему распоряжению.
Пунктом 4.2 распоряжения установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям на территории Санкт-Петербурга на 2017 год согласно приложениям 4.2 и 5.2 к настоящему распоряжению.
Первоначальный текст данного распоряжения опубликован на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru, 31 декабря 2014 года, и в эту же дату в издании «Вестник Комитета по тарифам Санкт-Петербурга», №12.
Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга 27 декабря 2017 года принято распоряжение №276-р «О внесении изменений в распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 30 декабря 2014 года №625-р».
Пунктом 1 распоряжения от 27 декабря 2017 года №276-р в указанное распоряжение внесены, среди прочего, следующие изменения:
Пункт 1: «Внести в распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 30 декабря 2014 года №625-р «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям на территории Санкт-Петербурга на 2015-2020 годы» следующие изменения:
1.1. Дополнить распоряжение пунктом 4.3 следующего содержания:
«4.3. Установить единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям на территории Санкт-Петербурга на 2018 год согласно приложениям 4.3 и 5.3 к настоящему распоряжению».
1.5. Приложения 2 и 3 к распоряжению изложить в редакции согласно приложениям 1 и 2 к настоящему распоряжению».
Согласно приложению 2 в редакции распоряжения Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 27 декабря 2017 года №276-р, установлена необходимая валовая выручка на долгосрочный период регулирования (без учёта оплаты потерь) в отношении сетевой организации АО «Оборонэнерго» (филиал «Северо-Западный») в следующих размерах: на 2015 год - 192127,20 тыс.руб.; на 2016 год - 197980,64 тыс.руб.; на 2017 год - 190784,75 тыс.руб.; на 2018 год - 144010,18 тыс.руб.; на 2019 год - 210 449,91 тыс.руб.
Согласно приложению 3 в редакции распоряжения Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 27 декабря 2017 года №276-р, установлены, среди прочего, на 2018 год индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям для взаиморасчётов между сетевыми организациями в отношении АО «Оборонэнерго» и ПАО «Ленэнерго». В частности, установлено:
на 1 полугодие: двухставочный тариф: ставка за содержание электрических сетей - 253556,37 руб./кВт мес; ставка на оплату технологического расхода (потерь) - 146,94 руб./кВт ч; одноставочный тариф - 0,57064 руб./кВт ч;
на 2 полугодие: двухставочный тариф: ставка за содержание электрических сетей - 253556,3 руб./кВт мес; ставка на оплату технологического расхода (потерь) - 161,89 руб./кВт ч; одноставочный тариф - 0,62431 руб./кВт ч.
Также установлены единые котловые тарифы, исходя из размеров необходимой валовой выручки всех сетевых организаций и единые (котловые) тарифы для расчётов с потребителями за услуги по передаче электроэнергии (приложение 3).
Пунктом 2 данного распоряжения предусмотрено, что оно вступает в силу с 1 января 2018 года, но не ранее дня его официального опубликования.
Распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 27 декабря 2017 года №276-р опубликовано в издании «Вестник Комитета по тарифам Санкт-Петербурга», специальный выпуск №6, 28 декабря 2017 года, а также 29 декабря 2017 года на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru.
Акционерное общество «Оборонэнерго» в лице филиала «Северо-Западный» (далее АО «Оборонэнерго», общество) обратилось в Санкт-Петербургский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 27 декабря 2017 года №276-р «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям на территории Санкт-Петербурга на 2015-2020 годы» в части строки 12 Приложения 2 «Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии» не соответствующим статье 23 Федерального закона от 26 марта 2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике», отдельным положениям Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года №1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике».
Также административный истец просит обязать административного ответчика принять новый нормативный акт, заменяющий оспариваемый в части, в котором уровень потерь на 2018 год установить в соответствии с утверждённым долгосрочным параметром регулирования, равным 10,01%.
Административное исковое заявление мотивировано тем, что утверждённая оспариваемым в части распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга необходимая валовая выручка (далее НВВ) на 2018 год, структура баланса, на основании которой произведён расчёт индивидуального тарифа общества для расчётов с ПАО «Ленэнерго», не соответствует структуре баланса, заявленной им при формировании сводного прогнозного баланса и при формировании тарифного дела на 2018 год; величина НВВ на компенсацию технологического расхода (потерь) не является экономически обоснованной, поскольку определена с учётом некорректного уровня и величины технологического расхода (потерь) по уровням напряжения суммарно.
Административный истец также указал, что оснований для изменения уровня потерь (в размере 10,01%), утверждённого на период 2015-2019 годы и являющегося долгосрочным параметром регулирования, не имелось; произвольное установление данного параметра является нарушением пункта 12 Основ ценообразования, абзацев 6, 22 пункта 38 Основ ценообразования; по мнению истца, в соответствии с расчётом, произведённым с соблюдением требований пункта 40 (1) Основ ценообразования, уровень потерь на 2018 год должен быть установлен в размере 8,97% (а не 7,27%, как установлено регулятором); такое произвольное установление размера уровня потерь является нарушением прав и экономических интересов административного истца, поскольку оспариваемый размер НВВ на компенсацию потерь используется в расчёте ставок единого (котлового) тарифа на услуги по передаче электрической энергии.
В судебное заседание представитель административного истца Радин Е.К., действующий на основании доверенности от <дата>, явился, на удовлетворении заявленных требований настаивает.
Представитель административного ответчика, Комитета по тарифам Санкт-Петербурга Власов А.А., действующий на основании доверенности от <дата>, в судебное заседание явился, полагает административные требования не подлежащими удовлетворению, указывая на то, что оспариваемый в части нормативно–правовой акт принят в пределах предоставленной органу исполнительной власти субъекта федерации компетенции с соблюдением порядка его принятия и введения в действие, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу; представил отзыв на административный иск.
Заинтересованное лицо, Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации о дне, времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, в связи с чем, в соответствии с частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении иска, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Законодательство об электроэнергетике состоит из Федерального закона от 26 марта 2003 года №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее Закон об электроэнергетике) и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (статья 2 Закона об электроэнергетике). К таким актам, в частности, относятся Основы ценообразования в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике (далее Основы ценообразования), Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее Правила регулирования цен), утверждённые Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года №1178. Указанные нормативные правовые акты применяются в редакции, действующей на дату принятия оспариваемого акта.
Деятельность территориальных сетевых организаций по оказанию услуг по передаче электрической энергии подлежит государственному регулированию, в том числе путём регулирования цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании таким организациям (пункт 1 статьи 6, пункт 2 статьи 20, пункты 1 и 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике).
Тарифы для взаиморасчётов между двумя сетевыми организациями на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (пункт 4 статьи 23.1, пункт 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике, пункт 6 Основ ценообразования).
Комитет по тарифам Санкт-Петербурга (далее Комитет) является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга в области государственного регулирования тарифов и уполномочен на осуществление регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Санкт-Петербурга, в пределах своей компетенции (пункты 1, 1.2 Положения о Комитете по тарифам Санкт-Петербурга, утверждённого Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13 сентября 2005 года № 1346 (далее Положение)).
Основными задачами Комитета, среди прочих, являются: установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) в сфере электроэнергетики и теплоснабжения (пункт 2.1 Положения); соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии (мощности), а также теплоснабжающих организаций и потребителей тепловой энергии (мощности) (пункт 2.3 Положения).
Согласно пункту 3.1 Положения Комитет для осуществления задач, предусмотренных разделом 2 настоящего Положения, вправе устанавливать тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных ФАС России предельных (минимального и(или) максимального) уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по указанным электрическим сетям, а также тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя.
Согласно протоколу заседания правления Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 27 декабря 2017 года №294, правление приняло решение, которым установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Санкт-Петербурга, поставляемой прочим потребителям на 2018 год (без учёта налога на добавленную стоимость) согласно приложению 1 к настоящему протоколу; установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Санкт-Петербурга, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителям на территории Санкт-Петербурга на 2018 год (без учёта налога на добавленную стоимость) согласно приложению 2 к настоящему протоколу. Пунктом 3 данного протокола установлены единые (котловые) тарифы, которые применяются в расчётах между гарантирующими поставщиками электрической энергии, и сетевыми организациями, в том числе, между ПАО «Ленэнерго» (том 1, л.д.96-101).
Как следует из протокола заседания правления Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 27 декабря 2017 года №288 (по повестке: о пересмотре индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемой АО «Оборонэнерго» ПАО «Ленэнерго» на территории Санкт-Петербурга на 2018 год), правление приняло решение: определить экономически обоснованной годовую величину необходимой валовой выручки АО «Оборонэнерго» от деятельности по передаче электрической анергии по электрическим сетям АО «Оборонэнерго» на территории Санкт-Петербурга на 2018 год в размере 194 183,03 тыс.руб. (в том числе величину необходимой валовой выручки АО «Оборонэнерго» на территории Санкт-Петербурга на 2018 год, относимую на оплату услуг, предоставляемых ПАО «Ленэнерго» - 194 183,03 тыс.руб., из их на содержание сетей – 144 010,18 тыс.руб., на компенсацию потерь – 50 172,85 тыс.руб.).
Пунктом 2 данного протокола установлена величина НВВ (без учёта оплаты потерь) АО «Оборонэнерго» на 2018 год в размере 144 010,18 тыс.руб.; пунктом 3 установлено пересмотреть индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые АО «Оборонэнерго» ПАО «Ленэнерго» на территории Санкт-Петербурга на 2018 год, установив их согласно приложению 1 к настоящему протоколу; пунктом 4 решения установлено, что тарифы, установленные в пункте 3 настоящего протокола, применяются исключительно для взаиморасчётов между ПАО «Ленэнерго» и АО «Оборонэнерго».
Заседания правления Комитета по тарифам Санкт-Петербурга проведены в соответствии с требованиями пунктов 4.7 и 4.8 указанного выше Положения о Комитете.
Форма нормативного правового акта органа тарифного регулирования об определении долгосрочных параметров регулирования и установлении тарифов указана в приложении 1 к Регламенту открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, утвержденному приказом Федеральной службы по тарифам России от 7 июня 2013 года № 163.
Форма оспариваемого нормативного правового акта требованиям названного Регламента соответствует.
Распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 27 декабря 2017 года №276-р опубликовано в издании «Вестник Комитета по тарифам Санкт-Петербурга», специальный выпуск №6, 28 декабря 2017 года, а также 29 декабря 2017 года на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru (том 1, л.д.185), что соответствует требованиями пункта 1 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 16 июля 2010 года №445-112 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов Санкт-Петербурга» и вступило в силу с 1 января 2018 года (пункт 2 распоряжения).
Таким образом, оспариваемое распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 27 декабря 2018 года №276-р принято уполномоченным органом при наличии необходимого кворума коллегиального органа в установленной форме и введено в действие в установленном порядке. Акционерное общество «Оборонэнерго» является сетевой организацией (том 1, л.д.46-80). Филиал общества «Северо-Западный» оказывает услуги по передаче электрической энергии, в том числе на территории Санкт-Петербурга.
В силу пункта 4 статьи 23 Закон об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике может осуществляться на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций на срок не менее чем пять лет (на срок не менее чем три года при установлении впервые указанных цен (тарифов), их предельных уровней) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
К долгосрочным параметрам государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике относятся также уровень надежности и качества указанных товаров (услуг), соответствующий долгосрочным инвестиционным программам организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, динамика изменения расходов, связанных с поставками соответствующих товаров (услуг), размер инвестированного капитала, норма доходности, сроки возврата инвестированного капитала и иные параметры.
Для целей такого регулирования могут применяться иные долгосрочные параметры регулирования, полученные с использованием метода сравнения аналогов и других методов.
Цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии при осуществлении государственного регулирования на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций устанавливаются в порядке, установленном Основами ценообразования.
Государственное регулирование цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые территориальными сетевыми организациями с 1 января 2012 года, за исключением организаций, названных в пункте 5 данной нормы, осуществляется только в форме установления долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности таких организаций.
Пунктом 12 Основ ценообразования предусмотрено, что долгосрочные параметры регулирования деятельности территориальных сетевых организаций не пересматриваются в течение долгосрочного периода регулирования, за исключением случаев приведения решений об установлении указанных параметров в соответствие с законодательством Российской Федерации на основании вступившего в законную силу решения суда, решения Федеральной антимонопольной службы, принятого по итогам рассмотрения разногласий или досудебного урегулирования споров, решения Федеральной антимонопольной службы об отмене решения регулирующего органа, принятого им с превышением полномочий (предписания).
Долгосрочное тарифное регулирование в отношении АО «Оборонэнерго» осуществляется с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
Административным истцом 30 марта 2017 года в адрес Комитета направлено письмо №..., в котором содержались предложения по технологическому расходу электрической энергии и мощности (потерям) в электрических сетях АО «Оборонэнерго» на 2018 год по региону Санкт-Петербург. Из приложений к письму следует, что обществом заявлено поступление в сеть в 2018 году 336 0430 млн.кВтч (том 1, л.д.112).
Согласно протоколу рабочего совещания Комитета по тарифам Санкт-Петербург от 12 апреля 2017 года №..., обсуждены вопросы, связанные с формированием предложений по технологическому расходу электроэнергии (мощности) – потерям в электрических сетях АО «Оборонэнерго» (филиал «Северо-Западный») на 2018 год; после обсуждения принято решение: согласовать для формирования предложений по технологическому расходу электроэнергии (мощности) – потерям в электрических сетях АО «Оборонэнерго» (филиал «Северо-Западный») на 2018 год: отпуск электрической энергии в сеть – 336 043, 80 МВт.ч.; потери электрической энергии в сетях – 33 638,00 МВт.ч; полезный отпуск электрической энергии потребителям – 302 405,80 МВт.ч; отпуск электрической мощности в сеть – 47,3978МВт; потери электрической мощности – 4,8054 МВт; заявленная мощность потребителей- 42,5924 МВт (том 1, л.д.134-135).27 апреля 2017 года административным истцом в Комитет подано заявление, в котором общество просит скорректировать размер необходимой валовой выручки на содержание электрических сетей, установленной на два последние года второго долгосрочного периода регулирования 2015-2019 годов и установить НВВ для расчёта ставки за содержание электрических сетей на 2018-2019 годы в размере: НВВ на содержание сетей на 2018 год – 198 158,17 тыс.руб.; НВВ на содержание электрических сетей на 2019 год – 193 657,13 тыс.руб. Необходимая валовая выручка на оплату технологического расхода (потерь) на период 2018-2019 годы рассчитана в размере: НВВ на покупку потерь 2018 года – 70 710,37 тыс.руб.; НВВ на покупку потерь 2019 года – 75 538,79 тыс.руб. Также в заявлении указано, что в результате выполненных расчётов АО «Оборонэнерго» предлагает установить на период 2018 года следующие тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям АО «Оборонэнерго» на территории Санкт-Петербурга: ставка на содержание электрических сетей на 2018 год - 388 319,79; ставка на оплату технологического расхода (потерь) 233,83; одноставочный тариф - 889,10 (том 1, л.д.108). Кроме того отмечено, что предложение о размере цен (тарифов), долгосрочных параметров регулирования на услуги по передаче электрической энергии по сетям АО «Оборонэнерго» в границах г.Санкт-Петербурга на 2018 год раскрыто 17 апреля 2017 года на официальном сайте АО «Оборонэнерго» www.oboronenergo.su. Уведомление о раскрытии информации было направлено в Комитет по тарифам (том 1, л.д.108-109). Из протокола рабочего совещания Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 18 декабря 2017 года №401-ГС следует, что согласованы балансы электрической энергии и мощности АО «Оборонэнерго» (филиал «Северо-Западный») на 2018 год согласно приложению к настоящему протоколу (л.д.137-138). Из таблицы 1 («Баланс электрической энергии АО «Оборонэнерго» (филиал «Северо-Западный» на 2018 год), являющейся Приложением к протоколу заседания от 18 декабря 2017 года, следует, что в отношении общества установлены следующие показатели: поступление электрической энергии в сеть: всего 326 114,20, от ПАО «Ленэнерго» - 326 114,20; потери электрической энергии в сети, всего – 23 708,40; то же в % к отпуску в сеть 7,27 %; отпуск электрической энергии из сети, всего: 302 405,80, в том числе полезный отпуск электрической энергии потребителям АО «Петербургская сбытовая компания»: 302 405,80 (том 1, л.д.139). На данном заседании Комитета по тарифам Санкт-Петербурга присутствовали представители общества Соловьева Н.В., Кошайская М.В. (том 1, л.д.137). В протоколе имеется особое мнение представителя общества Соловьевой Н.В., согласно которому, ознакомившись с предложенными балансами электроэнергии и мощности на 2018 год для АО «Оборонэнерго» филиал «Северо-Западный» в границах Санкт-Петербурга, Соловьева Н.В. выразила своё несогласие с предлагаемыми величинами потерь в абсолютном и относительном выражении; при формировании сводного прогнозного баланса обществом заявлены другие показатели, которые были согласованы на рабочем совещании Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 12 апреля 2017 года №46ГС; предложение АО «Оборонэнерго» установить уровень потерь электрической энергии в размере 10,01% от поступления электроэнергии в сеть, что соответствует уровню потерь, установленному на первый год долгосрочного периода регулирования, согласован на рабочем совещании 12 апреля 2017 года №46ГС (том 1, л.д.138). В распоряжении от 27 декабря 2017 года №288 имеется отметка об особом мнении заместителя директора АО «Обоонэнерго» филиал «Северо-Западный» Н.В.Соловьевой, из которой следует, что общество просит учесть корректировку НВВ частично и перенести часть величины корректировки на последующие периоды в соответствии с пунктом 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2017 года №1178; выражено несогласие с предполагаемыми величинами потерь в абсолютном и относительном выражении на 2018 год (том 1, л.д.104). В силу пункта 8 Правил регулирования установление цен (тарифов) и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путём рассмотрения соответствующих дел. Согласно пункту 22 Правил регулирования регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней. Регулирующий орган назначает экспертов из числа своих сотрудников. В случаях, определяемых регламентом рассмотрения дел об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, регулирующий орган может принять решение о проведении экспертизы сторонними организациями (физическими лицами). К делу об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней приобщается экспертное заключение. Из материалов настоящего административного дела усматривается, что перед принятием оспариваемого нормативного правового акта экспертами из числа сотрудников Комитета были проведены соответствующие исследования, экспертное заключение, по результатам которого представлено к делу об установлении тарифов и являлось предметом исследования на заседаниях Правления Комитета 27 декабря 2017 года. Так, согласно заключению экспертной группы Комитета по тарифам Санкт-Петербурга по определению экономически обоснованных составляющих, формирующих тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям АО «Оборонэнерго» (филиал «Северо-Западный») на территории Санкт-Петербурга на 2018 год с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, предложением экспертов по НВВ и ставкам тарифов на 2018 год сводится к следующему: НВВ на оказание услуги по передаче электрической энергии, всего: 194 183,03 тыс.руб. (тогда как, предложение ЭСО на 2018 год: 268 868,54 тыс.руб.); НВВ на содержание сетей: 144 010,18 тыс.руб. (в то же время, предложение ЭСО: 198 158,17 тыс.руб.); НВВ на компенсацию потерь электрической энергии: 40 172,85 тыс.руб. (предложение ЭСО на 2018 года: 70 710,37 тыс.руб.) (том 1, л.д.222). Как следует из вышеуказанного заключения экспертной группы Комитета в отношении административного истца, при определении экономически обоснованных составляющих, формирующих тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям этой организации, были учтены только те доходы и расходы общества, которые связаны с регулируемым видом деятельности. Административный истец в рамках заявленных требований ссылается на то, что Комитет не имел оснований для изменения уровня потерь электрической энергии, поскольку при формировании предложений в сводно-прогнозный баланс общество заявило об уровне потерь в размере 10,01% (исходя из расчёта поступления электрической энергии в сеть, всего 336,0438 млн.кВт.ч; потери электрической энергии в сети, всего 33,6377 млн.кВт.ч; отпуск электрической энергии из сети, всего 302,4061 млн.кВт.ч), который был согласован с регулятором на заседании правления Комитета 12 апреля 2017 года в полном объёме (протокол заседания правления №46-ГС от 12 апреля 2017 года). В соответствии с пунктом 14 Основ ценообразования расчётный объём производства продукции и (или) оказываемых услуг определяется исходя из формируемого Федеральной антимонопольной службой сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации (далее прогнозный баланс). Формирование прогнозного баланса, а также внесение в него изменений и уточнений осуществляются в соответствии с разделом 5 Основ ценообразования и Порядком формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, утверждённым приказом Федеральной службы по тарифам от 12 апреля 2012 года №53-э/1 (далее Порядок). В соответствии с пунктом 7 Порядка, при формировании сводного прогнозного баланса в целом по единой энергетической системе России учитываются объёмы нормативных потерь электрической энергии, отражённые по всем сетевым организациям. Сводный прогнозный баланс формируется согласно графику прохождения документов, утвержденного приложением 1 Порядка. В соответствии с данным графиком прохождения документов сетевые организации не позднее 1 апреля предшествующего года направляют в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации свои предложения в формате таблиц 3.1 по технологическому расходу электрической энергии и мощности (потерям) в электрических сетях и заявленной (присоединённой) мощности, а также информацию по нормативам технологических потерь электроэнергии при передаче по электрическим сетям, утверждённым Минэнерго России. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, не позднее 20 мая предшествующего года направляет в ФАС России сводные по субъекту Российской Федерации предложения в формате таблиц 3.1, 3.1 свод, по сводным прогнозным балансам. Согласно пункту 38 Основ ценообразования, тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, на основании долгосрочных параметров регулирования, в том числе, уровня потерь электрической энергии при её передаче по электрическим сетям, определяемый в соответствии с пунктом 40(1) настоящего документа. Абзацем 19 пункта 38 Основ ценообразования предусмотрено, что в течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной период регулирования в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктами 32 и (или) 38 настоящего документа. По решению регулирующего органа такая корректировка может осуществляться с учетом отклонения фактических значений параметров расчёта тарифов по итогам истекшего периода текущего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчёта тарифов, от планировавшихся значений параметров расчёта тарифов, а также изменение плановых показателей на следующие периоды. В соответствии с пунктом 40(1) Основ ценообразования величина потерь электрической энергии при её передаче по электрическим сетям территориальных сетевых организаций определяется как произведение уровня потерь электрической энергии при её передаче по электрическим сетям и величины планового отпуска электрической энергии в сеть, рассчитанной в соответствии с методическими указаниями по расчёту регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утверждёнными Федеральной антимонопольной службой, за вычетом объёма переданной электрической энергии потребителям, непосредственно подключённым к объектам единой национальной (общероссийской) электрической сети, переданным в аренду территориальным сетевым организациям. Уровень потерь электрической энергии при её передаче по электрическим сетям территориальной сетевой организации в процентах от величины суммарного отпуска электрической энергии в сеть территориальной сетевой организации и минимальное значение из норматива потерь электрической энергии при её передаче по электрическим сетям для соответствующей группы территориальных сетевых организаций на соответствующем уровне напряжения, утверждённого Министерством энергетики Российской Федерации, и уровня фактических потерь электрической энергии при её передаче по электрическим сетям территориальной сетевой организации на соответствующем уровне напряжения за последний истекший год определены экспертами Комитета по формулам, предусмотренным пунктом 40(1) Основ ценообразования. Уровень потерь электрической энергии территориальной сетевой организации устанавливается на каждый последующий год долгосрочного периода регулирования равным уровню потерь, установленному на первый год долгосрочного периода регулирования. Приказом Федеральной антимонопольной службы России от 30 ноября 2017 года №1613/17-ДСП утверждены показатели технологического расхода электрической энергии (потери) в электрических сетях на 2018 год. В частности, в отношении АО «Оборонэнерго» филиал «Северо-Западный» установлены показатели: потери электрической энергии на 2018 год: 23,71; потери мощности в сети: 3,39 (том 2, л.д.84-85). В соответствии с пунктом 11 Методических указаний по расчёту тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утверждённых приказом Федеральной службы по тарифам России от 17 февраля 2012 года №98-э (далее Методические указания №98-э) необходимая валовая выручка в части содержания электрических сетей на базовый (первый) год долгосрочного периода регулирования определяется как сумма подконтрольных, неподконтрольных расходов, а также переменной, обозначающей результаты деятельности регулируемой организации до перехода к регулированию тарифов на услуги по передаче электрической энергии в форме установления долгосрочных параметров регулирования деятельности такой организации, учитываемые в базовом году долгосрочного периода регулирования в соответствии с пунктами 7 и 32 Основ ценообразования.
Пункт 7 Основ ценообразования, в частности, допускает при установлении регулируемых цен (тарифов) на очередной период регулирования включение в НВВ экономически обоснованных расходов, которые не учтены в предыдущем периоде регулирования по независящим от организации причинам при условии, что такие расходы подтверждены данными статистической и бухгалтерской отчётности за год и иными материалами.
Исходя из системного толкования указанных положений пункта 7, а также пунктов 33, 37 Основ ценообразования с учётом приведённого в пункте 2 Основ ценообразования понятия «период регулирования» как период не менее 12 месяцев, если иное не предусмотрено решением Правительства Российской Федерации, на который рассчитываются цены (тарифы), следует, что в целях сглаживания роста тарифов неучтённые расходы и недополученные доходы могут учитываться в течение периода, который не может быть более пяти лет, в котором они, начиная с годового периода регулирования, следующего за годовым периодом, были выявлены.
При этом перераспределение НВВ может быть произведено в течение 5 лет и относится к нескольким долгосрочным периодам регулирования.
В данном случае при корректировке индивидуальных тарифов в отношении АО «Оборонэнерго» филиал «Северо-Западный» Комитетом, вопреки утверждениям административного истца, учитывались отклонения фактических значений параметров, учитываемых при расчёте тарифов, от плановых значений, использованных при установлении тарифов.
При этом из произведённой корректировки НВВ не следует, что такой долгосрочный параметр, как уровень потерь электрической энергии, установленный для общества распоряжением Комитета от 30 декабря 2014 года № 625-р, изменён или пересмотрен.
Корректировка необходимой валовой выручки произведена Комитетом в рамках пункта 14 Основ ценообразования на основе формируемого Федеральной антимонопольной службой сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации.
Исходя из изложенного, суд полагает, что примененный органом регулирования порядок корректировки НВВ является обоснованным и не противоречит Основам ценообразования.
Суд учитывает, что приказом Федеральной антимонопольной службы России от 19 декабря 2017 года №1747/17 утверждены предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, по субъектам Российской Федерации на 2018 год. Пунктом 29 приказа установлены данные тарифы в отношении субъекта Российской Федерации города федерального значения Санкт-Петербург в периоды с 1 января 2018 года по 30 июня 2018 гола, с 1 июля 2018 года по 31декабря 2018 года.
Утверждённые оспариваемым распоряжением единые (котловые) тарифы в отношении административного истца находятся в пределах максимально возможного уровня тарифов в соответствии с приказом Федеральной антимонопольной службы России от 19 декабря 2017 года №1747/17; и коль скоро в расчёт необходимой валовой выручки (котлодержателя) включены расходы на оплату услуг, то изменение тарифа, являющегося объектом судебного нормоконтроля, послужит безусловным основанием для увеличения НВВ «котлодержателя» и превышению предельно допустимого уровня одноставочного тарифа, что не является допустимым.
Доводы представителя истца о том, что уровень потерь по уровню напряжения СН II установлен приказом Минэнерго России от 26 декабря 2014 года № 764-СПР в размере 6,12, а не 6,0206, как было использовано в расчётах ответчика, само по себе не является основанием для удовлетворения административного иска, поскольку наличие арифметической ошибки не лишает административного истца права при подаче заявки на следующий год долгосрочного периода регулирования в целях формирования балансов электрической энергии и мощности для формирования сводного прогнозного баланса просить учесть ранее не учтённые технологические потери.
Кроме того, с заявкой о внесении изменений в сводный прогнозный баланс в соответствии с разделом 5 Основ ценообразования и Порядком формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) административный истец не обращался.
То обстоятельство, что при корректировке НВВ на 2018 год величина потерь электрической энергии была рассчитана, исходя из уровня потерь по каждому уровню напряжения, принятых на первый год долгосрочного периода регулирования, и планируемых величин отпуска электрической энергии в сеть по соответствующему уровню напряжения, с учётом фактических изменений перетоков электрической энергии и заявок ПАО «Ленэнерго», гарантирующего поставщика АО «Петербургская сбытовая компания», не свидетельствует об изменении Комитетом уровня потерь (в размере 10,01%), утверждённого на период 2015-2019 годы и являющегося долгосрочным параметром регулирования.
Поскольку корректировка расходов на потери в связи с отклонением фактического уровня расходов от утвержденного в долгосрочном параметре регулирования формулами Методических указаний не предусмотрена, в том числе формулой 8, такая корректировка органом регулирования не производилась, произведенная корректировка необходимой валовой выручки на 2018 год соответствует требованиям пунктов 14, 38 Основ ценообразования, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый нормативный правовой акт признаётся соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный акт соответствует федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу, и не нарушает права административного истца, в силу чего не имеется оснований для удовлетворения требований административного иска о признании его недействующим.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
в удовлетворении административного искового заявления акционерного общества «Оборонэнерго» в лице филиала «Северо-Западный» о признании недействующей строки 12 Приложения 2 к распоряжению Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 27 декабря 2017 года №276-р «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям на территории Санкт-Петербурга на 2015-2020 годы», – отказать.
Возложить на Комитет по тарифам Санкт-Петербурга обязанность по опубликованию сообщения о принятом судом решении в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.gov.spb.ru).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: подпись А.В.Белоногий
Копия верна: судья А.В.Белоногий