Решение по делу № 8Г-22796/2022 [88-24003/2022] от 04.08.2022

                                          УИД 32RS0030-01-2021-009271-84

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

                                                      № 88-24003/2022

                                               № 2-5377/2021

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Саратов                                                                           12 сентября 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего судьи Филатовой В.Ю.,

судей Матросовой Г.В., Шеховцовой Ю.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием                     веб-конференции поступившее 4 августа 2022 года гражданское дело по исковому заявлению Емельяновой В.М. к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Курской области о признании права на досрочное назначение пенсии по старости со снижением пенсионного возраста, по кассационной жалобе Емельяновой В.М. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 5 мая 2022 года.

Заслушав доклад судьи Филатовой В.Ю., объяснения представителя Емельяновой В.М. – Мальцева А.С., поддержавшего доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Емельянова В.М. обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Курской области о признании права на досрочное назначение пенсии по старости со снижением пенсионного возраста.

Решением Ленинского районного суда города Курска от 16 декабря               2021 года за Емельяновой В.М. признано право на досрочное назначение социальной пенсии по старости, в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом.

На Государственное учреждение-Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Курской области возложена обязанность назначить Емельяновой В.М. досрочную социальную пенсию по старости, в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом с            3 июня 2021 года.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 5 мая 2022 года решение Ленинского районного суда города Курска от 16 декабря 2021 года отменено, по делу постановлено новое решение, которым в удовлетворении исковых требований                   Емельяновой В.М. отказано.

В кассационной жалобе Емельянова В.М. просит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 5 мая 2022 года отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, в связи с допущенными судом нарушениями норм материального и процессуального права.

    В возражениях на жалобу представитель Государственного учреждения - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Курской области просит судебные постановления оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Проверив законность и обоснованность апелляционного определения по доводам, изложенным в кассационной жалобе (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), оснований для отмены вынесенного судебного постановления не имеется.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судебной коллегией по гражданским делам не допущено.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года              № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ,                               в порядке, предусмотренном статьями 30-37 настоящего Закона.

Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых                  с применением положений статьей 35 настоящего Федерального закона                             от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

В силу статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ                                «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет                          с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», в зависимости от факта                     и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Общие условия пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС установлены в статье 28.1 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1.

В соответствии с абзацем 2 указанной статьи, гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном статьями            30-37 настоящего Закона.

Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» при наличии трудового стажа не менее 5 лет.

Согласно части 1 статьи 13 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1, к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7) и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (пункт 8).

При этом условия назначения пенсии по старости указанным гражданам зависят от статуса лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, продолжительности проживания в прошлое                        и настоящее время на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению.

Уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится пропорционально периоду постоянного проживания или работы на территории соответствующей зоны радиоактивного загрязнения.

Законодатель наделяет указанные категории граждан различным льготным статусом, что связано с различиями в масштабах радиоактивного влияния на организм человека (уровень радиационного загрязнения соответствующей территории и длительности постоянного проживания (работы) на ней).

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом относятся к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие данного Закона.

Согласно статье 34 приведенного Закона гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 данного Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Исходя из пункта 7 части 1 статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия по старости гражданам, постоянно проживающим в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2018 года, в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Согласно Перечню населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного распоряжением Правительства РСФСР № 237-р от 28 декабря 1991 года, село Нижний Реут Фатежского райна Курской области было отнесено к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Емельянова В.М.                ДД.ММ.ГГГГ года рождения, родилась в <адрес>.

В связи с достижением возраста 52 лет, 3 июня 2021 года                 Емельянова В.М. обратилась в ГУ УПФ РФ в Курской области (межрайонное) с заявлением о назначении социальной пенсии по старости в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года              № 1244-1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1                     «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

В соответствии с решением ГУ-УПФ РФ в Курской области (межрайонное) от 22 июня 2021 года с учетом решения от 8 сентября                      2021 года, Емельяновой В.М. отказано в назначении социальной пенсии по старости в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости по достижении возраста 52 лет. Пенсионным органом признан подтвержденным период проживания Емельяновой В.М. на территории с льготным социально - экономическим статусом с 26 апреля                1986 года по 30 июня 1986 года, за истцом признано право на снижение общеустановленного пенсионного возраста на 1 год, признано право на назначение пенсии по старости в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» по достижении возраста           54 года, то есть с 3 июня 2023 года.

Пенсионный орган не установил оснований для снижения общеустановленного возраста для назначения пенсии еще на 2 года, поскольку период обучения Емельяновой В.М. с 1 сентября 1986 года по 30 марта                  1986 года в Курском сельскохозяйственном институте не подлежит учету, поскольку, несмотря на регистрацию истца по месту жительства в селе Нижний Реут, преимущественным местом пребывания являлось место учебы - город Курск, расположенный за пределами зоны радиоактивного загрязнения.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, исходил из того, что в спорный период истец проживала на территории с льготным социально-экономическим статусом, поскольку ежедневно от места регистрации до места учебы и обратно добиралась автомобильным транспортом, несмотря на трудоустройство в совхоз, истец к трудовой деятельности не приступала, как до родов, так и после родов проживала по месту регистрации. В связи с тем, что в период с 2 апреля 1986 года по 26 июня 1994 года Емельянова В.М. проживала на территории с льготным социально-экономическим статусом (зоне радиоактивного загрязнения), суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований.

Проверяя законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции, проанализировав показания допрошенных свидетелей, объяснения истца, данные в судебном заседании о предоставлении студенческого общежития на период обучения в городе Курске, обстоятельства трудоустройства и получения заработной платы, пришел к выводу об отсутствии достоверных доказательств, подтверждающих факт постоянного проживания Емельяновой В.М. в оспариваемый период в зоне с льготным социально-экономическим статусом в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации № 1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», поскольку факт регистрации истца в зоне не свидетельствует о постоянном проживании по адресу регистрации, в связи с чем пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости.

Судебная коллегия исходила из того, что предоставление гражданину льгот, предусмотренных в связи с его проживанием на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, взаимосвязано с фактом постоянного проживания (работы) на территории с определенным статусом, однако истцом таких доказательств не представлено.

В судебных постановлениях приведено толкование норм материального права, в частности, статьи 4 Федерального закона от 15 декабря 2001 года               № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», статей 7, 13, 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Судебная коллегия считает правильными выводы, изложенные в оспариваемом судебном постановлении, поскольку указанные выводы основаны на законе, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судебными инстанциями и представленным доказательствам.

Изложенные в кассационной жалобе доводы о наличии доказательств фактического проживания истца на территории с льготным социально-экономическим статусом в спорный период, повторяют доводы, которые являлись предметом судебного исследования, данным доводам в судебных постановлениях дана соответствующая оценка, указаны мотивы и сделаны выводы, по которым данные доводы судом обоснованно не приняты.

Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку установленных обстоятельств и представленных доказательств, что в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не относится к полномочиям суда кассационной инстанции.

Выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу судебного акта, по доводам жалобы по делу не допущено.

При таких обстоятельствах, предусмотренных законом оснований для отмены обжалуемого судебного постановления, не имеется.

Руководствуясь статьями 379.5-379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 5 мая 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Емельяновой В.М. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

8Г-22796/2022 [88-24003/2022]

Категория:
Гражданские
Статус:
Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
Истцы
Емельянова Валентина Михайловна
Ответчики
ГУ - ПФ РФ по Курской области
Другие
Мальцева Алена Сергеевна
Суд
Первый кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Филатова В.Ю.
Дело на сайте суда
1kas.sudrf.ru
12.09.2022Судебное заседание
12.09.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее