Дело №а-30/2021
Верховный суд Республики Адыгея
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Майкоп 16 августа 2021 года
Верховный суд Республики Адыгея
в составе председательствующего судьи Тачахова Р.З.
при секретаре Ордоковой Д.А.
административного истца ФИО1
с участием представителя административного истца ФИО9
представителя административного ответчика Центральной избирательной комиссии Республики Адыгея по доверенности – ФИО6
прокурора Яриджанова А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Центральной избирательной комиссии Республики Адыгея о признании незаконным и отмене постановления Центральной избирательной комиссии Республики Адыгея № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в регистрации ФИО1 кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, возложении обязанности произвести регистрацию кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва,
УСТАНОВИЛ:
Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва» выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва назначены на ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Центральной Избирательной комиссии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О возложении полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва на избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, территориальные избирательные комиссии» полномочия окружной избирательной комиссии по <адрес> – Адыгейскому одномандатному избирательному округу № осуществляет Центральная избирательная комиссия Республики Адыгея.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 отказано в регистрации кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по Адыгейскому одномандатному избирательному округу № на основании пунктов 1 и 7 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 20-ФЗ) в связи с непредставлением кандидатом документов, указанных в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 43 Федерального закона № 20-ФЗ, в отношении супруги и несовершеннолетнего ребёнка кандидата:
- сведения о принадлежности кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимого имущества, находящегося за пределами Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей, составленных по форме, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №;
- сведения о расходах кандидата, а также о расходах своего супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в установленных (складочных) капиталах организаций), совершенных в течении последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получе6ния средств, за счет которых совершена сделка, составленных по форме, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Представитель ФИО1 по доверенности – ФИО5 обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене указанного постановления, возложении на Центральную избирательную комиссию Республики Адыгея обязанности зарегистрировать его кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва.
В обоснование заявленных требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ в Центральную избирательную комиссию Республики Адыгея из ЦИК Российской Федерации поступили копия заверенного списка кандидатов в депутаты Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации восьмого созыва, выдвинутых политической партией «»Политическая партия «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость» по одномандатным избирательным округам и копия заявления ФИО1 о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 для регистрации его кандидатом в Центральную избирательную комиссию Республики Адыгея были предоставлены документы, предусмотренные пунктами 1, 3 части 1 статьи 47 Федерального закона № 20-ФЗ.
Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ Центральная избирательная комиссия Республики Адыгея уведомила его об отсутствии документов, указанных в оспариваемом постановлении, которые предложено устранить не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 были представлены в Центральную избирательную комиссию Республики Адыгея копия документа о расторжении брака, а также документы, описанные в извещении в отношении себя и несовершеннолетнего ребенка, однако, в регистрации кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва ему было незаконно отказано.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 – ФИО9 заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, дополнительно пояснив, что поскольку недостающие сведения были приняты окружной избирательной комиссией, не может быть отказано в регистрации кандидатом в депутаты по основанию их отсутствия.
Административный истец ФИО1 будучи надлежащим образом извещенными о месте, дате и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, в связи с чем, в соответствии с положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассмотрел дело в его отсутствие.
Представитель административного истца Центральной избирательной комиссии Республики Адыгея – ФИО6 возражал против удовлетворения жалобы.
Из письменного отзыва Центральной избирательной комиссии Республики Адыгея следует, что избирательная комиссия заявленные требования не признает по тем основаниям, что оспариваемое постановление вынесено в соответствии с требованиями Федерального закона от т ДД.ММ.ГГГГ № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». ФИО1 должен был представить в Центральную избирательную комиссию Республики Адыгея документы, предусмотренные частями 1 и 4 статьи 43 Федерального закона № 20-ФЗ до ДД.ММ.ГГГГ. Указанные в оспариваемом постановлении сведения о недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, и о расходах несовершеннолетнего ребенка кандидата были представлены им только ДД.ММ.ГГГГ, т.е. за пределами срока, установленного Законом. В силу части 5 статьи 49 Федерального закона № 20-ФЗ кандидат в депутаты не вправе дополнительно представлять документы, если они не были представлены ранее в сроки, установленные законом для уведомления о выдвижении кандидата, а отсутствие документов, необходимых в соответствии с данным Федеральным законом, является основанием для отказа в регистрации кандидата.
Заслушав пояснения представителя административного истца и административного ответчика исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что административные исковые требования удовлетворению не подлежат, суд приходит к следующим выводам.
Статьями 40 и 43 Федерального закона № 20-ФЗ установлены условия выдвижения политической партией кандидатов по одномандатным избирательным округам, а также урегулированы вопросы представления кандидатом, выдвинутым политической партией по одномандатному избирательному округу, документов в окружную избирательную комиссию.
Так, в соответствии с пунктом 4 части 1 и частью 5 статьи 43 названного Федерального закона определено, что кандидат, выдвинутый политической партией по одномандатному избирательному округу и включенный в заверенный Центральной избирательной комиссией Российской Федерации список кандидатов по одномандатным избирательным округам, не позднее чем через 35 дней после дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы представляет в соответствующую окружную избирательную комиссию, в том числе сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка (далее - справка о расходах кандидата). Указанные сведения представляются по форме, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации.
Представление в окружную избирательную комиссию документов, указанных в частях 1 и 4 названной статьи, считается уведомлением о выдвижении кандидата по одномандатному избирательному округу. Окружная избирательная комиссия обязана незамедлительно после представления документов, указанных в частях 1 и 4 названной статьи, выдать кандидату (иному лицу) документ, подтверждающий их прием, с указанием даты и времени начала и окончания приема.
Согласно статье 49 Федерального закона № 20-ФЗ окружная избирательная комиссия проверяет соблюдение требований данного Федерального закона при представлении кандидатами, выдвинутыми политическими партиями по одномандатным избирательным округам, документов в окружную избирательную комиссию, а также достоверность сведений о кандидатах (часть 1).
В силу части 5 названной статьи при выявлении неполноты сведений о кандидате, отсутствия каких-либо документов, указанных в частях 4 – 6 и 8 статьи 41, частях 1 и 4 статьи 43, части 1 и пунктах 2 и 4 части 2 статьи 47 данного Федерального закона, или несоблюдения требований данного Федерального закона к оформлению документов, представленных в окружную избирательную комиссию в соответствии с частями 4 – 6 и 8 статьи 41, частям 1 и 4 части 43, частью 1 и пунктами 2 и 4 части 2 статьи 46 данного Федерального закона, окружная избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня ее заседания, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата. Не позднее чем за один день до дня указанного заседания кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а также в иные документы, представленные в окружную избирательную комиссию в соответствии с частями 4 – 6 и 8 статьи 41, частями 1 и 4 статьи 43, частью 1 и пунктами 2 и 4 части 2 статьи 47 данного Федерального закона, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями данного Федерального закона, в том числе к их оформлению. Кандидат вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае, если в результате проверки, проведенной окружной избирательной комиссией, выявлено отсутствие копии какого-либо документа, предусмотренного частью 8 статьи 41 и частью 4 статьи 43 данного Федерального закона, кандидат вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания, на котором будет рассматриваться вопрос о его регистрации.
Основания отказа в регистрации кандидата предусмотрены частью 7 статьи 51 Федерального закона №-ЗФ, одним из которых является отсутствие среди документов, представленных в окружную избирательную комиссию в соответствии со статьями 41, 43 и 47 настоящего Федерального закона, документов, указанных в частях 4 – 6 и 8 статьи 41, частях 1 и 4 статьи 43, части 1 статьи 47 настоящего Федерального закона (пункт 3 части 7 статьи 51 приведенного Федерального закона).
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 представлены в Центральную избирательную комиссию Республики Адыгея представлены документы о выдвижении и регистрации кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва по Адыгейскому одномандатному избирательному округу №.
ДД.ММ.ГГГГ Центральная избирательная комиссия Республики Адыгея известила кандидата ФИО1 о выявленных недостатках в представленных документах, выразившихся в отсутствии указанных в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 43 Федерального закона № 20-ФЗ, в отношении супруги и несовершеннолетнего ребёнка кандидата.
Извещение направлено в адрес ФИО1 с указанием, что в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем и представленные в соответствии с пунктами 3 и 4 части 1 статьи 43 Федерального закона № 20-ФЗ, а также в иные документы, представленные в окружную избирательную комиссию в целях приведения указанных документов в соответствие с требования Федерального закона, не позднее, чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 представил в избирательную комиссию копию свидетельства о расторжении брака, сведения о принадлежности несовершеннолетним детям недвижимого имущества, находящегося за пределами Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его несовершеннолетних детей, составленных по форме, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, а так же сведения о расходах своих несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в установленных (складочных) капиталах организаций), совершенных в течении последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получе6ния средств, за счет которых совершена сделка, составленных по форме, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Вместе с тем, согласно положениям части 5 статьи 49 Федерального закона № 20-ФЗ не позднее чем за один день до дня указанного заседания кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а также в иные документы, представленные в окружную избирательную комиссию в соответствии с частями 4 – 6 и 8 статьи 41, частями 1 и 4 статьи 43, частью 1 и пунктами 2 и 4 части 2 статьи 47 данного Федерального закона, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями данного Федерального закона, в том числе к их оформлению. Кандидат вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае, если в результате проверки, проведенной окружной избирательной комиссией, выявлено отсутствие копии какого-либо документа, предусмотренного частью 8 статьи 41 и частью 4 статьи 43 данного Федерального закона, кандидат вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания, на котором будет рассматриваться вопрос о его регистрации.
В силу указанной нормы кандидат не вправе дополнительно представлять документы, если они не были представлены ранее в сроки, установленные законом для уведомления о выдвижении кандидата.
Конституционный Суд РФ в определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О указал, что, определяя условия выдвижения кандидатов, Федеральный закон № 20-ФЗ конкретизируя условия выдвижения кандидатов на соответствующих выборах, предусматривает, что документы, необходимые для выдвижения кандидатов, в том числе сведения о недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, и расходах, представляются одновременно с федеральным списком кандидатов, со списком кандидатов по одномандатным избирательным округам.
Согласно указанному Федеральному закону Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в течение семи дней со дня представления документов рассматривает представленные документы, по результатам рассмотрения заверяет федеральный список кандидатов, список кандидатов по одномандатным избирательным округам и выдает уполномоченному представителю политической партии копию заверенного федерального списка кандидатов, копию заверенного списка кандидатов по одномандатным избирательным округам либо отказывает в заверении списка (списков), о чем принимается мотивированное решение, копия которого выдается уполномоченному представителю политической партии (часть 9 статьи 42). В силу части 10 его статьи 42 несоблюдение требований, предусмотренных частью 5 данной статьи (в частности, в отношении представления сведений о принадлежащем каждому кандидату, включенному в федеральный список кандидатов, супругу кандидата и его несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведений о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей; об определенных расходах каждого кандидата, включенного в федеральный список кандидатов, расходах супруга кандидата и его несовершеннолетних детей), влечет за собой исключение соответствующего кандидата из федерального списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным избирательным округам до того, как соответствующий список будет заверен. При этом установленная в рамках действующего правового регулирования форма представления указанных сведений предполагает, что справка, в которой они должны содержаться, заполняется отдельно на каждое лицо, о котором представляются сведения, т.е. в виде отдельного документа (Указ Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О проверке достоверности сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, о расходах по каждой сделке по приобретению объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг и акций, представляемых кандидатами на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов, а также политическими партиями в связи с внесением Президенту Российской Федерации предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации»).
Тем самым Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», равно как и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», не допускает возможности после уведомления избирательной комиссии о выдвижении списка кандидатов дополнительно представить недостающие документы, необходимые для уведомления о выдвижении, в том числе справки, касающиеся недвижимого имущества, находящегося за пределами территории Российской Федерации, и обязательств имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, а также определенных расходов в отношении супруга кандидата и его несовершеннолетних детей.
Таким образом, Центральная избирательная комиссия Республики Адыгея обоснованно не признала сведения о недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, и о расходах, представленными кандидатом ФИО1 в отношении своего несовершеннолетнего ребенка, в установленном порядке.
Исчерпывающий перечень оснований отказа в регистрации кандидата установлен частью 7 статьи 51 Федерального закона № 20-ФЗ, в качестве которых федеральный законодатель предусмотрел в том числе:
- отсутствие среди документов, представленных в окружную избирательную комиссию в соответствии со статьями 41, 43 и 47 настоящего Федерального закона, документов, указанных в частях 4 – 6 и 8 статьи 41, частях 1 и 4 статьи 43, части 1 статьи 47 настоящего Федерального закона.
Поскольку ФИО1 в установленном порядке не были представлены сведения о недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, и о расходах его несовершеннолетнего ребёнка, в силу приведенных норм ему обоснованно было отказано в регистрации кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва.
Из изложенного следует, что основания для удовлетворения административного иска отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 175–180, 243-244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к Центральной избирательной комиссии Республики Адыгея о признании незаконным и отмене постановления Центральной избирательной комиссии Республики Адыгея № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в регистрации ФИО1 кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, возложении обязанности произвести регистрацию кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Третий апелляционный суд общей юрисдикции (354 000, г. Сочи, ул. Советская, д.26-а) в течение течении пяти дней со дня принятия судом решения через Верховный суд Республики Адыгея.
Судья Верховного суда
Республики Адыгея подпись Р.З. Тачахов
Копия верна:
судья Верховного суда
Республики Адыгея Р.З. Тачахов