Председательствующий по делу Дело № 33-948/2019
судья Дашиева Ц.Ц.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Кожиной Е.А.
судей Жилинского А.Г., Лещевой Л.Л.
при секретаре Карамовой Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 20 марта 2019 года гражданское дело по иску Намдакова БН к Администрации сельского поселения «Амитхаша», Администрации муниципального района «Агинский район», ГУ МЧС России по Забайкальскому краю, Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о признании факта постоянного проживания, обязании во включении в список на оказание единовременной материальной помощи, обязании оказания единовременной материальной помощи
по апелляционной жалобе представителя Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края Гуменной Н.В.
на решение Агинского районного суда Забайкальского края от 6 декабря 2018 года, которым постановлено:
установить факт постоянного проживания Намдакова БН в жилом доме, расположенном; по адресу: Забайкальский край, Агинский район, с. Амитхаша, ул. 2-ая Дорожная, 71 для получения единовременной материальной помощи за счет средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края.
Признать за Намдаковым БН право на получение единовременной материальной помощи в размере по 10 000 руб. каждому за счет средства, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края.
Обязать Администрацию сельского поселения «Амитхаша», Администрацию муниципального района «Агинский район» включить Намдакова БН в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи за счет средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края.
Обязать Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края выплатить Намдакову БН единовременную материальную помощь в размере по 10 000 руб. каждому за счет средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края.
Заслушав доклад судьи Жилинского А.Г., судебная коллегия
установила:
Намдаков Б.Н. обратился в Агинский районный суд Забайкальского края с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что 21.07.2018 вынесен акт обследования утраченного имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, обусловленной выпадением большого количества осадков. При обращении в Администрацию СП «Амитхаша» о включении в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, 15.08.2018 Намдакову Б.Н. было отказано в связи с отсутствием постоянной регистрации по адресу: <адрес>. Истец просил установить факт его постоянного проживания по указанному адресу, обязать включить в список на оказание единовременной материальной помощи, обязать выплатить единовременную материальную помощь в размере 10 000 руб.
Судом постановлено вышеприведенное решение (л.д. 36-38).
В апелляционной жалобе представитель ответчика Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края Гуменная Н.В. просит решение суда изменить и принять по делу новое решение. Выражает несогласие с решением суда в части обязания Министерства выплатить истцу единовременную материальную помощь в размере 10 000 руб. за счет средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства РФ. Полагает, что решение является затруднительным для исполнения и подлежит изменению, поскольку в решении имеются неясности по порядку его исполнения. В резолютивной части решения указано об обязании Министерства выплатить истцу единовременную материальную помощь за счет средств, выделенных из резервного фонда Правительства РФ. Однако, ни в Положении о Министерстве, утвержденном постановлением Правительства Забайкальского края от 27 декабря 2016 года № 502, ни в других нормативно-правовых актах Забайкальского края не закреплено полномочие за Министерством по выплате единовременной материальной и финансовой помощи за счет средств, выделенных из резервного фонда Правительства РФ пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края (л.д. 95-96).
Стороны, надлежаще извещенные о времени и месте апелляционного рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Постановлением Губернатора Забайкальского края от 9.07.2018 № 45 на территории Забайкальского края введен режим чрезвычайной ситуации с 9 июля 2018 года.
Как установлено судом и следует из материалов дела, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, включен в границы зоны действия режима чрезвычайной ситуации на территории СП «Амитхаша» в связи с паводком, вызванным сильными дождями, прошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края.
Согласно выписке из Реестра объектов технического учета от <Дата> № жилой дом, расположенный на земельном участке по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности Намдакову Б.Н.
В акте обследования утраченного имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации по адресу: <адрес>, утв. Главой администрации сельского поселения «Амитхаша», указано, что имущество находящееся в доме принадлежит главе семьи Намдакову Б.Н., иные члены семьи не указаны (л.д. 6).
Согласно указанному акту имущество утрачено частично. В списке частично утраченного имущества первой необходимости указаны: предметы средств водоснабжения и отопления – насос для подачи воды, водонагреватель и котел отопительный (переносная печь) (л.д. 6).
Истец Намдаков Б.Н. с <Дата> зарегистрирован по адресу: <адрес> (л.д. 4).
Согласно справке Главы Администрации сельского поселения «Амитхаша» от <Дата> № Намдаков Б.Н. не включен в список на оказание единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с полной (частичной) утратой имущества первой необходимости в жилом помещении, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, в связи с отсутствием постоянной регистрации в зоне действия режима чрезвычайной ситуации в <адрес> (л.д. 5).
Согласно уведомлению от <Дата> № № в Едином государственном реестре недвижимости жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> принадлежит Намдакову ДН.
Согласно записям Единого государственного реестра земельны участок и жилой дом, расположенные по адресу: <адрес> принадлежат правообладателю Намдакову БН (л.д. 12-14).
Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении исковых требований Намдакова Б.Н., суд первой инстанции, установив факт постоянного проживания истца в жилом доме, где в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации произошло нарушение условий жизнедеятельности гражданина, пришел к выводу о том, что Намдаков Б.Н. имеет право на получение единовременной материальной помощи. В связи с этим суд возложил на ответчиков обязанность выплатить истцу единовременную материальную помощь в определенном законодательством размере за счет соответствующих средств целевого характера.
Судебная коллегия полагает, что оснований для отмены решения в части возложения обязанности по выплате денежных средств по доводам апелляционной жалобы не имеется.
В силу ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 № 110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, которые определяют порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера.
Подпунктами «г», «д» п. 2 Правил предусмотрено, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций: оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека; оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).
Постановлением Правительства Забайкальского края от 9 апреля 2014 года № 144 утвержден Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Забайкальского края.
В п. 3 названного Порядка предусмотрено, что основанием для использования бюджетных ассигнований фонда является распоряжение Правительства Забайкальского края. В проекте распоряжения определяется получатель средств, размер предоставляемых средств, цели осуществления расходов.
Главные распорядители бюджетных средств представляют в Министерство финансов Забайкальского края документы с обоснованием размера испрашиваемых средств, включая сметно-финансовые расчеты (п. 5 Порядка).
Министерство финансов Забайкальского края осуществляет подготовку проекта распоряжения Правительства Забайкальского края в установленном порядке (п. 6 Порядка).
В соответствии с распоряжением Правительства Забайкальского края Министерство финансов Забайкальского края доводит лимиты бюджетных обязательств до соответствующих главных распорядителей бюджетных средств (п. 7 Порядка).
Постановлением Губернатора Забайкальского края от 9.07.2018 № 45 «О введении на территории Забайкальского края режима чрезвычайной ситуации» Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края и Министерству финансов Забайкальского края поручено организовать работу по осуществлению единовременных выплат финансовых средств пострадавшим гражданам (п. 10).
Таким образом, органами государственной власти субъекта Российской Федерации, ответственными за организацию работы по осуществлению единовременных выплат финансовых средств пострадавшим гражданам, постановлением Губернатора Забайкальского края определены Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края.
Отсюда следует, что несмотря на отсутствие в Положениях о Министерстве финансов Забайкальского края, о Министерстве труда и социальной защиты населения Забайкальского края полномочий по выплате пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, обязанность по организации работы по выплате истцу Намдакову Б.Н. единовременной материальной помощи в размере 10 000 руб. возложена судом на Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края и на Министерство финансов Забайкальского края обоснованно.
В резолютивной части решения судом обязанность по выплате единовременной материальной помощи в размере 10 000 руб. возложена на Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края и на Министерство финансов Забайкальского края в связи с тем, что эти органы государственной власти субъекта Российской Федерации в силу нормативных положений постановления Правительства Забайкальского края от 9.04.2014 № 144, постановления Губернатора Забайкальского края от 9.07.2018 № 45 являются ответственными за организацию работы по осуществлению единовременных выплат финансовых средств пострадавшим гражданам.
В силу изложенного судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает необходимым изменить абзац 4 резолютивной части решения ввиду следующего.
Согласно п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении», исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств.
В связи с этим в ней должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд как по первоначально заявленному иску, так и по встречному требованию, если оно было заявлено (статья 138 ГПК РФ), кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право. Судом должны быть разрешены и другие вопросы, указанные в законе, с тем чтобы решение не вызывало затруднений при исполнении (часть 5 статьи 198, статьи 204 - 207 ГПК РФ). При отказе в заявленных требованиях полностью или частично следует точно указывать, кому, в отношении кого и в чем отказано.
В силу требований ст. 13, 210 ГПК РФ об исполнении решения суда во взаимосвязи с разъяснениями, содержащимися в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», решение суда должно быть исполнимым.
Из вышеприведенных норм материального права, регулирующих основания и порядок выплат, следует, что выплата истцу Намдакову Б.Н. единовременной материальной помощи в размере 10 000 руб., будет возможна только после выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий Правительству Забайкальского края.
При таких обстоятельствах в целях устранения неясностей при исполнении решения суда абзац 4 резолютивной части подлежит изложению в следующей редакции:
«Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края выплатить Намдакову Баиру Намдаковичу единовременную материальную помощь в размере 10 000 руб. при поступлении средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края».
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Агинского районного суда Забайкальского края от 6 декабря 2018 года в части возложения обязанности на Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края изменить, изложив абзац 4 резолютивной части решения в следующей редакции:
Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края выплатить Намдакову Баиру Намдаковичу единовременную материальную помощь в размере 10 000 руб. при поступлении средств, выделенных Правительству Забайкальского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для ликвидации последствий паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Копия верна:
Судья Забайкальского краевого суда Жилинский А.Г.