УИД: 11MS0062-01-2020-002922-35 Дело № 12-1255/2020
РЕШЕНИЕ
г. Сыктывкар 01 октября 2020 года
Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Юшкова И.С., рассмотрев жалобу ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» на постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Коми № 406 от 23.07.2020 о привлечении ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» к административной ответственности ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
установил:
Постановлением заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Коми № 406 от ** ** ** ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» обратилось в Сыктывкарский городской суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием в действиях ПАО состава вменённого правонарушения, либо применить положения ст. 2.9 КоАП РФ, признав правонарушение малозначительными. В обоснование жалобы указано, что доказательств того, что водителем ..., принадлежащего МРСК, ** ** ** выгружался загрязнённый снег вместе с камерой пневматической шины и веток деревьев вперемешку с грунтом, административным органом не представлено. Акт осмотра № 16, составленный ** ** **, и протокол об административном правонарушении следует признать недопустимыми доказательствами. Плановое рейдовое задание от ** ** **, по результатам которого составлен акт № 16, выдано в нарушение требований Порядка оформления плановых (рейдовых) заданий, неуполномоченным должностным лицом, а именно начальником управления Минприроды РК Галиевым И.Ф., а не министром. В протоколе об административном правонарушении указана дата выявления правонарушения- ** ** **, при этом такой даты не существует. Соблюдение требований СанПиН 2.** ** **-19 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований" является обязательным исключительно для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с содержанием, обслуживанием территорий муниципальных образований, а также с обращением отходов на территориях муниципальных образований. Согласно сведениям из ЕГРЮЛ деятельность ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» не связана с содержанием, обслуживанием территорий муниципальных образований, а также с обращением отходов на территориях муниципальных образований. Основным видом деятельности МРСК является передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям.
При рассмотрении жалобы Сыктывкарским городским судом представитель ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» Верещагин П.А. доводы жалобы поддержал, представил дополнительные пояснения к жалобе.
Представитель Управления Роспотребнадзора по Республике Коми Низовцева В.А. указала о законности и обоснованности вынесенного постановления.
Выслушав участников процесса, изучив доводы жалобы и доводы, устно изложенные в дополнение к ней в ходе рассмотрения жалобы, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Заместителем руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Коми установлено, что ** ** ** с 10:00 часов до 11:00 часов водителем ... владельцем которого является ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада», осуществлено размещение в большом количестве загрязнённого снега вне специально отведённой площадки. В частности вместе со снегом были размещены иные отходы (одна камера пневматической шины, ветви древесной поросли вперемешку с грунтом).
Таким образом, ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» нарушены:
- п. 3.7 требований СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению отходов производства и потребления";
- п. 4.8 требований СанПиН 2.1.7.3550-19 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований";
- ст. 21 Федерального Закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Действия ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» квалифицированы по ст. 6.3 Кодекса РФ об АП (в редакции, действовавшей до введения в КоАП РФ изменений Федеральным законом от 01.04.2020 № 99-ФЗ), то есть нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Гигиенические нормативы являются составляющим элементом государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, иначе говоря, санитарных правил (СанПиНы).
Согласно статье 11 указанного Закона, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Роспотребнадзор осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства.
Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 21 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" определено, что содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункты 1, 3 статьи 39 указанного закона).
В соответствии с п. 3.7 требований СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению отходов производства и потребления" при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:
- временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;
- поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);
- поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);
- по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями;
- поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
Вместе с тем, постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора № 406 от ** ** ** не отвечает требованиям, установленным п. 4 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ к его содержанию, а именно, в нём отсутствует ссылка на конкретные действия ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада», свидетельствующие о нарушении п. 3.7 требований СанПиН 2.** ** **-03, влекущие административную ответственность.
В судебном заседании представитель Управления Роспотребнадзора пояснила, что ** ** ** ПАО МРСК разместило отходы в виде одной камера пневматической шины, ветвей древесной поросли вперемешку с грунтом вне специально отведённой площадки. При этом доказательств совершения водителем ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» указанных действий в материалах административного дела не содержится.
Так, согласно акту № 16 осмотра и обследования территории, составленному ** ** ** должностным лицом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РК, в ходе осмотра установлено, что на протяжении 45-60 метров вдоль уличной сетки с кадастровым номером ..., напротив здания ... не санкционированно размещены в большом количестве снежные массы, а также в незначительном объёме отходы в виде одной камеры пневматической шины и веток деревьев вперемешку с грунтом и снегом.
Из указанного акта также следует, что поступило обращение от гр. Нечаевой Е.В. с приложенным видеофайлом ** ** ** о фиксации факта несанкционированного размещения снежных масс (не загрязнённых) транспортным средством с г/н ....
При этом видеофайл к материалам дела об административном правонарушении не приложен.
Из фотоматериала, приложенного представителем ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада», произведённого с видеозаписи, на которую указано в акте осмотра, видно, что с ТС «... выгружается не загрязнённый снег. Таких отходов, как камера пневматической шины и веток деревьев вперемешку с грунтом и снегом на представленном фотоматериале не зафиксировано.
При наличии таких обстоятельств судья, с учётом положений статьи 1.5 КоАП РФ о презумпции невиновности, обязан вынести решение об изменении постановления, исключив из него указание на вину ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» в нарушении п. 3.7 требований СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению отходов производства и потребления".
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.1.7.3550-19 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований". Срок действия санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.1.7.3550-19 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований" установлен до ** ** **.
Пунктом 4.8. СанПиН 2.1.7.3550-19 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований" установлено, что складирование собранного снега допускается осуществлять на специально отведённые площадки с водонепроницаемым покрытием и обвалованные сплошным земляным валом или вывозить снег на снегоплавильные установки. Размещение и функционирование снегоплавильных установок должно соответствовать требованиям законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Заместителем руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Коми установлено, что ** ** ** с 10:00 часов до 11:00 часов водителем ТС ..., владельцем которого является ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада», осуществлено размещение большого количества снега вне специально отведённой площадки, а именно в м. Дырнос.
Указанные обстоятельства подтверждаются актом № 16 осмотра и обследования территории, жалобой гр. Нечаевой Е.В., фотоматериалом, и не отрицаются представителем ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада».
При этом доводы представителя юридического лица о том, что соблюдение санитарных правил, установленных СанПиНом 2.1.7.3550-19 является обязательным только для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с содержанием, обслуживанием территорий муниципальных образований, а также с обращением отходов на территориях муниципальных образований, а ПАО МРСК такими видами деятельности не занимается, не принимаются судом во внимание в силу следующего.
Законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (санитарное законодательство) основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 11 ФЗ от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В соответствии с ч. 3 ст. 39 указанного Федерального закона N 52-ФЗ, соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Решением Совета муниципального образования городского округа "Сыктывкар" от 28.10.2017 N 24/2017-330 утверждены Правил благоустройства муниципального образования городского округа "Сыктывкар".
Согласно п. 10.1.4. Правил, вывоз снега с улиц и проездов должен осуществляться на объекты размещения отходов, площадки для временного складирования снега, месторасположение которых определяется постановлением администрации МО ГО "Сыктывкар".
Согласно п. 21.1. Правил, юридические, должностные и физические лица (в том числе индивидуальные предприниматели), виновные в нарушении настоящих Правил, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Следовательно, ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» обязано соблюдать и выполнять требования санитарного законодательства, в том числе и при размещении собранного снега.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалы дела позволили должностному лицу сделать вывод о том, что предприятием ПАО МРСК Северо-Запад не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Таким образом, действия ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» правильно квалифицированы по ст. 6.3 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершённого административного правонарушения. Так, в силу требований ст. 26.1 КоАП РФ установлены наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее административное правонарушение, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Фактические обстоятельства в части нарушения юридическим лицом п. 4.8 требований СанПиН 2.1.7.3550-19 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований" установлены и исследованы в полном объёме, выводы соответствуют нормам действующего законодательства и доказательствам, имеющимся в материалах дела, получившим оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Доводы заявителя о том, что протокол об административном правонарушении следует признать недопустимым доказательством по делу ввиду того, что он основан на акте № 16 от ** ** **, который в свою очередь также является недопустимым доказательством, не может служить безусловным основанием для его признания недопустимым доказательством в связи с тем, что требования, предусмотренные статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при его составлении были соблюдены.
Сам акт осмотра № 16 составлен в связи с обращением гр. Нечаевой Е.В. с приложенным видеофайлом. Данный акт содержит подтверждения того, что в действиях ПАО МРСК Северо-Запад содержатся признаки вмененного в вину состава административного правонарушения.
Как видно, акт составлен ** ** ** по результатам планового рейдового осмотра, проведённого ** ** **.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 8.3 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона относятся к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями проводятся уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании заданий на проведение таких мероприятий, утверждаемых руководителем или заместителем руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля (ч. 2 ст. 8.3 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ).
Основанием для проведения административного обследования является задание, которое утверждается руководителем или заместителем руководителя соответствующего органа.
В данном случае плановое (рейдовое) задание № 5 на проведение обследования по обращению гр. Нечаевой Е.В. выдано ** ** ** и.о. министра Министерства природных ресурсов и окружающей среды Республики Коми Галиевым И.Ф., т.е. уполномоченным лицом.
В связи с чем доводы жалобы о том, что рейдовое задание от ** ** ** выдано неуполномоченныи лицом, а именно начальником управления Минприроды РК Галиевым И.Ф., а не министром, являются несостоятельными.
Довод жалобы о том, что в протоколе об административном правонарушении неверно указана дата выявления правонарушения- ** ** **, не может являться основанием для отмены обжалуемого постановления, поскольку указание неверной даты выявления правонарушения является технической ошибкой, допущенной специалистом-экспертом отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Республике Коми, и не влечёт отмену события правонарушения. Более того, из акта осмотра и протокола видно, что правонарушение выявлено ** ** ** на основании обращения гр. Нечаевой Е.В. от ** ** **, разгрузка собранного снега произведена с транспортного средства, принадлежащего ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада», ** ** **, что подтверждается совокупностью доказательств, исследованных при рассмотрении дела об административном правонарушении, в том числе: путевым листом на ... от ** ** **, жалобой Нечаевой Е.В. в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды РК, согласно которой гр. Нечаевой Е.В. зафиксирован факт размещения ** ** ** транспортным средством с г/... отходов от снежной уборки. Таким образом, суд находит данный факт технической опиской, который не влечёт отмену события правонарушения.
Доводы заявителя жалобы о малозначительности правонарушения удовлетворению не подлежат.
Исходя из положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, правовой позиции, выраженной в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ** ** ** N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", и оценки конкретных установленных по настоящему делу обстоятельств, оснований для вывода о малозначительности совершённого ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» административного правонарушения, исходя из характера правонарушения в сфере законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, не имеется.
При этом суд учитывает, что охрана здоровья и санитарно-эпидемиологическое благополучие граждан относятся к конституционно защищаемым ценностям государства.
В данном случае угроза причинения вреда заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий от правонарушения, а в пренебрежительном отношении Общества к соблюдению санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, что напрямую влияет на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.
Административное наказание назначено юридическому лицу в пределах санкции статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в минимальном размере. Назначенное наказание является справедливым, оно направлено на предупреждение совершения новых правонарушений и воспитание добросовестного отношения к исполнению обязанностей по соблюдению действующих санитарных правил и гигиенических нормативов.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Коми № 406 от ** ** ** о привлечении ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-запада» к административной ответственности изменить по ст. 6.3 КоАП РФ изменить: исключить из его мотивировочной части выводы о нарушении ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-запада» п. 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления.
В остальной части постановление оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения либо получения копии решения.
Судья И.С. Юшкова