УИД 59RS0№
РЕШЕНИЕ
г.Пермь 01 сентября 2022 года
Судья Кировского районного суда г.Перми Сирина Е.Г.,
при составлении протокола о рассмотрении дела об административном правонарушении секретарем судебного заседания Бельковой И.С.,
с участием:
защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (товарищества собственников жилья «Байкал»), Чудинова Д.Б.,
должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, ФИО8.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Чудинова Д.Б. на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, от ДД.ММ.ГГГГ №, вынесенное в отношении товарищества собственников жилья «Байкал», .......
установила:
постановлением начальника отделения надзорной деятельности и профилактической работы <адрес> 1 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Перми управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № товарищество собственников жилья «Байкал» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 75000 руб.
В жалобе, поданной в Кировский районный суд <адрес>, защитник Чудинов Д.Б. ставит вопрос об отмене указанного постановления должностного лица, прекращении производства по делу, ссылаясь на следующие обстоятельства: ни Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ни Правила противопожарного режима в Российской Федерации не устанавливают, что подъезд должен быть очищен полностью от снега, что на пожарном проезде к зданию не может быть снежного покрова как такового и не раскрывают понятия надлежащего технического содержания проезда применительно к очистке его от снега. Пунктом 8.10 ГОСТ Р 50597-2017 предусмотрено, что допускается наличие уплотненного снежного покрова толщиной от 3 до 8 см. в период зимнего содержания с интенсивностью движения не более 1500авт/сут. Пунктом 8.12 ГОСТ установлено, что УСП не должен иметь дефектов и рыхлого снега, виляющих на безопасность дорожного движения, устранение которых осуществляется в сроки, приведенные в таблице 8.6. Общая толщина снежного покрова может достигать 16 см. и это не может считаться нарушением ч. 1 ст. 90 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ и п. 71 ППР. Административный орган при фиксации вмененного правонарушения не предпринял никаких действий для установления соответствия толщины снежного покрова требованиям действующих нормативно-правовых актов и не обратил никакого внимания на это при вынесении оспариваемого постановления. Средствами фотофиксации подтверждено лишь наличие снежного покрова на проезде, в то время как его соответствие/несоответствие требованиям НПА не определялось в принципе. Собранными административным органом материалами не подтверждается, что возможность проезда пожарной техники в данном случае была хоть как-то ограничена либо исключена вообще. Таким образом, не доказан факт нарушения товариществом п. 71 ППР и требований ч. 1 ст. 90 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ.
Также товариществу вменено в качестве нарушения то обстоятельство, что не обозначено направление движения к источникам противопожарного водоснабжения указателями со светоотражающей поверхностью, либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения (п. 48 ППР). Однако, ни из положений ППР, ни из содержания Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, не следует, что руководитель организации обязан обеспечить выполнение требований в области обеспечения пожарной безопасности вне пределов земельного участка, находящегося в общей долевой собственности собственников помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес>. Установка указателей о направлении движения к источникам противопожарного водоснабжения должна осуществляться руководителем ТСЖ «Байкал» только в том случае, когда источники противопожарного водоснабжения расположены на территории, на которую распространяются полномочия товарищества. В соответствии с пп. «и» п. 34 постановления Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» обеспечить установку на видных местах указателей пожарных гидрантов или нанесение на видные места информации о расположении пожарных гидрантов в соответствии с требованиями норм противопожарной безопасности, следить за возможностью беспрепятственного доступа в любое время года к пожарным гидрантам, установленным на объектах, принадлежащих организации водопроводно-канализационного хозяйства, должна именно организация водопроводно-канализационного хозяйства. На территории, находящейся в ведении ТСЖ «Байкал», отсутствуют источники противопожарного водоснабжения (пожарные гидранты и т.п.). Таким образом, факт совершения правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в части несоблюдения требований п. 48 ППР, административным органом также не доказан.
Административным органом установлено, что на момент привлечения к административной ответственности нарушение требований пожарной безопасности не привело к причинению ущерба жизни и здоровью граждан. Применительно к рассматриваемому случаю, учитывая требования нормативно-правовых актов в части содержания дорог, наличие снежного покрова в пожарном проезде не могло никаким образом затруднить или сделать невозможным проезд пожарной техники, в связи с чем отсутствовала и угроза причинения вреда жизни, здоровью или имуществу граждан. При таких обстоятельствах, вывод должностного лица о том, что вмененное деяние не может быть признано малозначительным, является необоснованным. Кроме того, административным органом не был рассмотрен вопрос о замене административного штрафа предупреждением в соответствии с ч. 2 ст. 4.1.1 КоАП РФ.
Принимая участие в судебном заседании защитник Чудинов Д.Б. доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель ОНД и ПР <адрес> 1 ОНПР по <адрес> ФИО9 просил признать доводы жалобы защитника неубедительными, а состоявшееся по делу постановление – законным и обоснованным.
Законный представитель ТСЖ «Байкал» ФИО10 в судебном заседании участие не принимала, о времени и месте рассмотрения жалобы защитника извещена надлежащим образом, ходатайство об отложении не представила.
В силу части 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы защитника, заслушав его позицию в судебном заседании, а также пояснения представителя административного органа, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем решении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения товарищества к административной ответственности) нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа, в том числе на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 69-ФЗ), требование пожарной безопасности - это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
Под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В силу статьи 20 Федерального закона № 69-ФЗ нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие требования пожарной безопасности, разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» настоящий Федеральный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 1 названного Закона положения настоящего Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479 «О противопожарном режиме» утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, содержащие требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности (далее - Правила противопожарного режима).
Пунктом 71 Правил противопожарного режима на правообладателей земельных участков возложена обязанность, в том числе по обеспечению надлежащего технического содержания (в любое время года) дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям, строениям и наружным установкам, открытым складам, наружным пожарным лестницам и пожарным гидрантам, резервуарам, естественным и искусственным водоемам, являющимся источниками наружного противопожарного водоснабжения.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут также собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций (статья 38 Федерального закона № 69-ФЗ).
Федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы в соответствии с пунктом 1 Положения о федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 20 июня 2005 года № 385, входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), к основным задачам которой относится, в том числе, организация и осуществление государственного пожарного надзора на территории Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом «г» пункта 8 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2012 года № 290, органы государственного пожарного надзора, подразделения государственного пожарного надзора в рамках своей компетенции рассматривают обращения и жалобы контролируемых лиц по вопросам обеспечения пожарной безопасности.
Из материалов дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в УНДиПР ГУ МЧС России по <адрес> зарегистрировано обращение ФИО6 (вх. № №) о нарушениях требований пожарной безопасности в ТСЖ «Байкал» по адресу: <адрес>.
Для подтверждения фактов, изложенных в обращении, старшим инспектором ОНПР <адрес> 1 ОНПР по <адрес> УНПР ГУ МЧС России по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ осуществлен выезд по указанному адресу, в ходе которого, в порядке пунктов 1, 3 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в деятельности ТСЖ «Байкал», выявлены факты несоблюдения требований части 1 статьи 90 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и пп. 48, 71 Правил противопожарного режима в Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479, а именно: - пожарный проезд к зданию по <адрес> не очищен от снега; - не обозначено направление движения к источникам противопожарного водоснабжения указателями со светоотражающей поверхностью, либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении ТСЖ «Байкал» дела об административной ответственности по ч. 1 ст.20.4 КоАП РФ путем составления соответствующего протокола, а также для привлечения указанного юридического лица к административной ответственности, установленной данной нормой.
При рассмотрении жалобы заявителя судья находит обоснованным вывод должностного лица в части несоблюдения ТСЖ «Байкал» требований пункта 71 Правил противопожарного режима, факт допущенного нарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, а именно заявлением ФИО6 в адрес начальника ОГПН <адрес> о фактах нарушений пожарной безопасности в ТСЖ «Байкал» (л.д. 1), заключением по результатам проверки жалобы (заявления) ФИО6 (л.д. 4-6), мотивированным представлением об отсутствии основания для проведении контрольного (надзорного) мероприятия (л.д. 7-8), сообщением ФИО7 в адрес 1 ОНД и ПР <адрес> УНД и ПР ГУ МЧС России по <адрес> (л.д. 12-15), протоколом № об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ТСЖ «Байкал» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ (л.д. 23-24), фототаблицами (л.д. 26-27), которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Из представленной фотофиксации, произведенной должностным лицом МЧС, усматривается, что территория многоквартирного дома по указанному адресу и имеющийся на ней пожарный проезд, не очищены от снега, что безусловно затрудняет беспрепятственный проезд пожарной техники к месту пожара, притом, что обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара является одной из первичных мер пожарной безопасности (пункт 6 статьи 63 Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 года).
Указание защитника Чудинова Д.Б. на признание фототаблицы недопустимым по делу доказательством, поскольку она имеет исправления в дате осмотра территории, в частности исправлена цифра «6», а также на то, что административный орган при фиксации вмененного правонарушения не предпринял никаких мер для установления соответствия толщины снежного покрова, во внимание принято быть не может.
Согласно части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона. При этом названным Кодексом не предусмотрены требования к проведению процедуры фотосъемки и обмера места совершения административного правонарушения.
Оснований сомневаться в достоверности составленной фототаблицы, а также её относимости к событию правонарушения, не имеется.
Таким образом, вывод должностного лица о наличии в действиях ТСЖ «Байкал» нарушений требований п. 71 Правил противопожарного режима, следовательно, вменяемого состава административного правонарушения, является верным.
Ссылки защитника на требования ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года № 1245-ст, в соответствии с пунктом 8.12 которого следует, что уплотненный снежный покров не должен иметь дефектов и рыхлого снега, виляющих на безопасность дорожного движения, устранение которых осуществляется в сроки, приведенные в таблице 8.6., при этом общая толщина снежного покрова может достигать 16 см., не состоятельны, поскольку, исходя из раздела 1 указанного ГОСТа, он устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования (далее - дорог), улиц и дорог городов и сельских поселений (далее - улиц), железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям. Следовательно, в рассматриваемой ситуации ГОСТ Р 50597-2017 не применим.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Следовательно, при решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
Основанием для освобождения ТСЖ «Байкал» от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения товариществом законодательно установленной обязанности.
Пунктом 42 Правил содержания общего имущества от 13.08.2006 № 491 предусмотрено, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором. При этом содержание общего имущества включает в себя меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности (пункт 11 Правил № 491).
В настоящем случае установлено, что требования пожарной безопасности, закрепленные пунктом 71 Правил противопожарного режима, не соблюдены, при этом обстоятельств, которые бы объективно препятствовали юридическому лицу по приведению объекта защиты по <адрес> в нормативное состояние, не установлено. Напротив, устранение нарушений после их выявления свидетельствует о том, что ТСЖ «Байкал» имело возможность для соблюдения требований, за нарушение которых установлена административная ответственность, однако не приняло к их соблюдению никаких мер.
Отсутствие фактов пожара на исследуемой территории не указывают на отсутствие вины ТСЖ «Байкал» в нарушении требований пожарной безопасности.
Вывод должностного лица о наличии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Вместе с тем, из объема обвинения юридического лица подлежит исключению указание на наличие вины товарищества в несоблюдении ч. 1 ст. 90 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и п. 48 Правил противопожарного режима.
Так, согласно оспариваемому постановлению № от ДД.ММ.ГГГГ, ТСЖ «Байкал» вменено нарушение требований ч. 1 ст. 90 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», согласно которой для зданий и сооружений должно быть обеспечено устройство: 1) пожарных проездов и подъездных путей к зданиям и сооружениям для пожарной техники, специальных или совмещенных с функциональными проездами и подъездами; 2) средств подъема личного состава подразделений пожарной охраны и пожарной техники на этажи и на кровлю зданий и сооружений; 3) противопожарного водопровода, в том числе совмещенного с хозяйственным или специального, сухотрубов и пожарных емкостей (резервуаров).
При вменении в вину ТСЖ «Байкал» нарушения упомянутой нормы Закона административным органом не конкретизировано, в чем именно выразилась вина юридического лица.
Исходя из буквального смысла положений ч. 1 ст. 90 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ следует, что речь в указанной норме идет именно о самих устройствах (конструкциях), коими должны быть обеспечены здания, сооружения.
При этом, из материалов дела не следует, что металлический забор с раздвижными воротами, расположенный на пожарном проезде к многоквартирному жилому дому по адресу: <адрес>, не соответствует своду правил СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», утвержденному приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 24 апреля 2013 г. № 288 (пункт 8), в связи с чем вменение указанного нарушения не может расцениваться как обоснованное в силу положений ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ.
Что касательно вмененного юридическому лицу обвинения в части несоблюдения п. 48 Правил противопожарного режима, то судья считает, что указанное нарушение также вменено юридическому лицу необоснованно и в указанной части доводы защитника заслуживают внимания.
В силу пункта 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских пунктов в числе прочих относится включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий городских округов.
Статьей 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ определено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в частности, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности.
На основании статьи 62 названного Федерального закона здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров (часть 1); в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные) (часть 2); необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом (часть 3).
Пожарный гидрант является частью наружного противопожарного водопровода. Источники наружного противопожарного водоснабжения должны предусматриваться в населенных пунктах и на производственных объектах. На территории населенных пунктов и прилегающих к ним территориях их создают органы местного самоуправления (п. 1 ч. 2 ст. 68 Технического регламента о пожарной безопасности, п. 75 Правил противопожарного режима, п. 4.1 СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности», утвержденных Приказом МЧС России от МЧС России от 30.03.2020 № 225).
В соответствии с Федеральным законом № 123-ФЗ к пожарному оборудованию относятся пожарные гидранты, гидрант-колонки, колонки, напорные и всасывающие рукава, стволы, гидроэлеваторы и всасывающие сетки, рукавные разветвления, соединительные головки, ручные пожарные лестницы, которые должны обеспечивать возможность подачи огнетушащих веществ к месту пожара с требуемым расходом и рабочим давлением, необходимым для тушения пожара в соответствии с тактикой тушения пожаров, а также проникновения личного состава подразделений пожарной охраны в помещения зданий, сооружений и строений. Пожарные гидранты должны устанавливаться на сетях наружного водопровода и обеспечивать подачу воды для целей пожаротушения (ст. ст. 126, 127 Закона).
Из смысла приведенных правовых норм следует, что при установке (присоединении) пожарных гидрантов на водопроводных сетях, наряду с обеспечением потребителей коммунальной инфраструктуры качественным водоснабжением, назначением последних охватывается, в том числе необходимость бесперебойной подачи водных ресурсов для обеспечения противопожарной безопасности муниципального образования, а значит тех же конечных потребителей.
Согласно ст. 134 ГК РФ если различные вещи соединены таким образом, который предполагает их использование по общему назначению (сложная вещь), то действие сделки, совершенной по поводу сложной вещи, распространяется на все входящие в нее вещи, поскольку условиями сделки не предусмотрено иное.
Вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное (ст. 135 ГК РФ).
Таким образом, сети водоснабжения, в состав которых как сложной вещи входит спорный пожарный гидрант, не являющийся самостоятельным объектом, то есть функционирование его отдельно от водопроводной сети без обеспечения подачи воды невозможно, находятся в муниципальной собственности.
Кроме того, согласно подп. «и» п. 34 Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644, организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана обеспечивать установку на видных местах указателей пожарных гидрантов или нанесение на видные места информации о расположении пожарных гидрантов в соответствии с требованиями норм противопожарной безопасности, следить за возможностью беспрепятственного доступа в любое время года к пожарным гидрантам, установленным на объектах, принадлежащих организации водопроводно-канализационного хозяйства.
Из положений статьи 48 Правил противопожарного режима в Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 следует, что руководитель организации обеспечивает, в том числе направление движения к источникам противопожарного водоснабжения обозначается указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.
В соответствии с частью 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в МКД принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в МКД, в том числе помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно пункту 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме…, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
В состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.
В силу пункта 8 Правил № 491 Внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
С учетом вышеизложенного, ТСЖ «Байкал» не является субъектом, на которого возложены обязанности, предусмотренные п. 48 Правил противопожарного режима.
В соответствии с частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
При назначении наказания ТСЖ «Байкал» должностным лицом учтены: характер и степень общественной опасности содеянного, категория объекта защиты – относится к зданиям повышенной этажности, наличие смягчающих административную ответственность обстоятельств - признание вины, раскаяние и принятие мер к устранению нарушений; отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность; при назначении наказания применены положения частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, назначенный вид и размер наказания являются справедливыми.
Вопреки доводам жалобы, исходя из обстоятельств дела, характера выявленного нарушения требований пожарной безопасности, судья не находит оснований для смягчения административного наказания и назначения наказания в виде предупреждения, что предусмотрено санкцией ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, поскольку допущенным нарушением создана существенная угроза охраняемым общественным отношениям, которая в силу возможных негативных последствий может повлечь угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц. Более того, назначение менее строгого вида наказания, чем административный штраф не будет отвечать задачам законодательства об административных правонарушениях и целям административного наказания.
Доказательств невозможности исполнения ТСЖ «Байкал» назначенного наказания не представлено.
Законный представитель ТСЖ «Байкал» не лишен возможности обратиться к должностному лицу, вынесшему постановление, с заявлением в порядке ст. 31.5 КоАП РФ, предусматривающей порядок предоставления отсрочки и рассрочки уплаты административного штрафа.
Постановление о привлечении ТСЖ «Байкал» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
С учетом характера правонарушения, совершенного в области пожарной безопасности, степени его потенциальной общественной опасности, допущенных нарушений в области пожарной безопасности, могущих повлечь значительные неблагоприятные последствия, безразличного отношения ТСЖ «Байкал» к соблюдению действующего законодательства в данной области, обстоятельств рассматриваемого дела, основания для признания правонарушения малозначительным и применения положений статьи 2.9 КоАП отсутствуют.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не выявлено.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного суда
решила:
постановление начальника отделения надзорной деятельности и профилактической работы <адрес> 1 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Перми управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, вынесенное в отношении товарищества собственников жилья «Байкал» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, исключить из него указание на вину этого лица в нарушении требований части 1 статьи 90 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и п. 48 Правил противопожарного режима в Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479.
В остальной части постановление должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ № оставить без изменения, жалобу защитника Чудинова Д.Б. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кировский районный суд г.Перми в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Е.Г.Сирина