Дело № 2-439/2022
24RS0028-01-2021-006092-92
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 июня 2022 года город Красноярск
Кировский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Вдовина И.Н.,
при секретаре Азориной А.М.,
с участием помощника прокурора Кировского района г. Красноярска Боровкова А.А.,
представителя истца (ответчика по встречному иску) МО г. Красноярск, в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска, третьего лица МКУ «Управление капитального строительства» ФИО6,
ответчика (истца по встречному иску) ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску МО г. Красноярск, в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска, к ФИО2, ФИО3 об изъятии жилого помещения, прекращении права собственности, признании права собственности, выселении и снятии с регистрационного учета, встречному иску ФИО2 к администрации г. Красноярска, департаменту градостроительства администрации г. Красноярска о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
МО г. Красноярск, в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска, обратилось в суд с иском к ФИО2, ФИО3, требуя: изъять для муниципальных нужд у ответчика ФИО2 ? доли в праве жилое на помещение - <адрес> путем выкупа за выкупную цену в размере 1 124 000 руб.; прекратить право собственности ответчика ФИО2 на ? доли в праве на указанное жилое помещение; выселить и снять с регистрационного учета ответчиков из данного жилого помещения; признать право собственности на указанное жилое помещение за муниципальным образованием город Красноярск после выплаты ответчику денежной компенсации. Требования мотивированы тем, что собственником ? доли в праве общей долевой собственности на <адрес> является ответчик ФИО2, которая с ФИО3 проживает в данном жилом помещении. Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № указанный многоквартирный дом признан непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу. Данный дом внесен в перечень аварийных домов, подлежащих сносу и расселению в рамках региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2019-2025 годы. На основании распоряжения администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, земельный участок, на котором расположен указанный дом и жилые помещения в нем были признаны подлежащими изъятию для муниципальных нужд. При осуществлении изъятия спорного жилого помещения для муниципальных нужд и последующего сноса аварийного дома, истцом была определена его выкупная цена в размере 1 124 000 руб., однако ответчик ФИО2 с условиями выкупа и размером выкупной цены не согласилась.
ФИО2 обратилась со встречным иском (с учетом уточнений) к администрации г. Красноярска, департаменту градостроительства администрации г. Красноярска, требуя обязать администрацию г. Красноярска предоставить за изымаемую ? долю в праве на квартиру с кадастровым номером № по адресу: <адрес> и долю в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером № равноценное жилое помещение, ссылаясь на то, что истцу принадлежит ? доли в праве общей долевой собственности на указанное жилое помещение. Данный дом внесен в перечень аварийных домов, подлежащих сносу и расселению в рамках реализации региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2019-2025 годы. Ответчиком было предложено истцу заключить соглашение об изъятии жилого помещения в доме путем выкупа, с чем истец по встречному иску не согласен, полагая, что имеет право на предоставление ответчиком взамен аварийного жилья другого жилого помещения.
В судебном заседании представитель истца (ответчика по встречному иску) МО г. Красноярск, в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска, также являющаяся представителем третьего лица МКУ «Управление капитального строительства», ФИО6 настаивала на удовлетворении первоначальных исковых требований, при этом возражала против удовлетворения встречных исковых требований.
Ответчик ФИО3, а также представитель ответчика по встречному иску администрации г. Красноярска в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.
Ответчик (истец по встречному иску) ФИО2 в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований, полагая, что в связи с изъятием для муниципальных нужд спорного аварийного жилья, муниципальное образование г. Красноярск обязано предоставить истцу по встречному иску равноценное жилое помещение, в связи с чем настаивала на удовлетворении встречных исковых требований.
Иные лица, участвующие в деле (третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управление Росреестра по Красноярскому краю, департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, администрация Кировского района г. Красноярска, департамент градостроительства администрации г. Красноярска, ФИО7, департамент городского хозяйства администрации г. Красноярска, ОВМ ОП №3 МУ МВД России «Красноярское»), в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.
Суд находит возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, в соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав мнение явившихся лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Статьей 35 Конституции РФ установлено, что право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
На основании п. 1 ст. 32 ЖК РФ, жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
В силу п. 8 ст. 32 ЖК РФ, по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
На основании п. 9 ст. 32 ЖК РФ, если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд.
Положениями п. 10 ст. 32 ЖК РФ установлено, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п.п. 20, 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14, у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
В соответствии с приведенными выше положениями закона в их совокупности, собственник изымаемого жилого помещения вправе получить возмещение, определяемое по правилам, установленным ч. 7 ст. 32 ЖК РФ, и включающее в себя рыночную стоимость жилого помещения, убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду, а также сумму компенсации за непроизведенный капитальный ремонт. Исключение составляют граждане, приобретшие право собственности на жилое помещение (кроме приобретения права собственности в порядке наследования) после признания многоквартирного дома в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Указанные лица имеют право на выплату возмещения, размер которого ограничен стоимостью жилого помещения приобретенного ими ранее.
Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий, устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (ст. 1).
В п. 3 ст. 2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст.ст. 32, 86, ч.ч. 2 и 3 ст. 88 ЖК РФ.
Согласно п. 3 ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. При этом отказы, в том числе неоднократные отказы, граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Из материалов дела следует, что спорное имущество представляет собой квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, кадастровый №, общей площадью 58,1 кв.м. С ДД.ММ.ГГГГ право собственности на ? доли в данном жилом помещении зарегистрировано за ФИО2, а также с ДД.ММ.ГГГГ право собственности на ? доли в указанном жилом помещении зарегистрировано за МО г. Красноярск.
Согласно выписке из домовой книги, в спорном жилом помещении на регистрационном учете состоят: ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ; ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ. При этом, как следует из пояснений ответчика (истца по встречному иску) ФИО2, в спорном жилом помещении фактически проживают только она и ФИО3
Указанный многоквартирный жилой дом расположен на земельном участке с кадастровом номером №, площадью 1199 кв.м.
Многоквартирный жилой <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу на основании заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ №.
ДД.ММ.ГГГГ департаментом городского хозяйства администрации г. Красноярска ответчику ФИО2 вручено требования о сносе указанного дома совместно с собственниками других помещений в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку данное требование оставлено без удовлетворения, дом не снесен, распоряжением администрации г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ № «Об изъятии земельных участков и объектов недвижимости в целях сноса многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу», земельный участок с кадастровым номером № и <адрес>, включены в перечень объектов, подлежащих изъятию аварийных домов, подлежащих сносу и расселению в рамках региональной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2019-2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 29.03.2019 №144-п.
ДД.ММ.ГГГГ департаментом градостроительства администрации г. Красноярска ответчику (истцу по встречному иску) вручено уведомление о принятии решения об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и объектов недвижимости в целях сноса вышеуказанного многоквартирного дома.
Соглашение об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд путем выплаты возмещения от ДД.ММ.ГГГГ сторонами – муниципальным образованием город Красноярск и ответчиком ФИО2 не подписано.
Постановлением Правительства Красноярского края от 29.03.2019 № 144-п утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае на 2019-2025 годы», задачами которой являются строительство, в том числе участие в долевом строительстве многоквартирных домов, для последующего предоставления жилых помещений гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, в том числе строительство, а также участие в долевом строительстве домов, перечисленных в п. 2 ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - строительство многоквартирных домов), для последующего предоставления жилых помещений гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда; приобретение у застройщиков жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц) (далее - приобретение у застройщиков жилых помещений), для последующего предоставления жилых помещений гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда; приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, в том числе у лиц, не являющихся застройщиками домов (далее - приобретение жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиками), для последующего предоставления жилых помещений гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда; выплата лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии со ст. 32 ЖК РФ (далее - возмещение гражданам).
<адрес> включен в Перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до ДД.ММ.ГГГГ, являющийся приложением к вышеуказанной программе, под порядковым №.
По заказу МКУ г. Красноярска «Управление капитального строительства» ООО «Оценочная компания «<данные изъяты>» подготовило ДД.ММ.ГГГГ отчёт №, согласно которому рыночная стоимость <адрес> указанном жилом доме составляет 2 248 000 руб. с учётом доли в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, стоимости доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, убытков, причинённых собственнику в связи с изъятием жилого помещения.
Доказательств наличия у ответчика ФИО2 иных жилых помещений, кроме доли в праве общей долевой собственности в размере ? в жилом помещении по <адрес> не представлено.
Доказательств наличия у ответчиков в пользовании жилых помещений, предоставленных на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, истцом суду не представлено.
Поскольку жилой <адрес>, где находится принадлежащая ответчику доля в праве собственности на квартиру, признан аварийным и подлежащим сносу в установленном порядке, включён в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то ответчик ФИО2 в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 ФЗ от 21.07.2007 г. № 185 вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение либо предоставления другого равнозначного жилого помещения на праве собственности. При этом право выбора любого из названных способов обеспечения их жилищных прав остается за данным ответчиком.
Ответчик ФИО2 выбрала способ обеспечения своих жилищных прав путём предоставления ей в собственность взамен изымаемого другого равнозначного жилого помещения, расположенного в границах г. Красноярска, отвечающего санитарно – техническим нормам, в связи с чем предъявил встречный иск, который подлежит удовлетворению.
Поскольку ответчик ФИО2 не имеет другого пригодного для постоянного проживания жилого помещения, она, в силу п. 8.1 ст. 32 ЖК РФ, ст. 2 Закона от 09.07.2020 № 9-4060 вправе требовать предоставления дополнительных мер поддержки собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, которые предусмотрены вышеуказанным Законом.
Квартира <адрес> имеет общую площадь 58,1 м?, ответчик ФИО2 является собственником ? доли в праве на жилое помещение, следовательно, на данного ответчика приходится 29,05 кв.м. (58,1/2).
Согласно ст. 3 Закона от 09.07.2020 № 9-4060, в случае если жилое помещение принадлежит нескольким собственникам, взамен изымаемого жилого помещения предоставляется одно жилое помещение, размер общей площади которого определяется исходя из п. 1 настоящей статьи.
Дополнительной мерой поддержки является обеспечение собственника, указанного в статье 2 настоящего Закона, с его согласия жилым помещением, площадь которого не более площади, установленной настоящим пунктом, без уплаты разницы между рыночной стоимостью жилого помещения, предоставляемого взамен изымаемого жилого помещения, и размером возмещения за изымаемое жилое помещение, определенного соглашением с собственником.
В случае изъятия жилого помещения общей площадью, равной 20 квадратным метрам и менее, без взимания разницы предоставляется жилое помещение общей площадью не менее ранее занимаемого, но не более 33 квадратных метров.
В случае изъятия жилого помещения площадью более 20 квадратных метров, без взимания разницы предоставляется равнозначное жилое помещение или жилое помещение общей площадью, превышающей размер общей площади изымаемого жилого помещения, но не более чем на 13 квадратных метров.
Так как площадь изымаемого жилья у ответчика ФИО2 составляет 29,05 м?, и, поскольку на данные правоотношения распространяются положения Закона от 09.07.2019 № 9-4060, данному ответчику должно быть предоставлено одно жилое помещение площадью не менее 29,05 кв.м и не более 42,05 кв.м. При этом тот, факт, что иному сособственнику ФИО7 была выплачена денежная сумма по соглашению с истцом юридического значения для разрешения данного гражданско-правового спора не имеет.
В виду признания жилого дома по <адрес> аварийным и подлежащим сносу, суд находит обоснованным требование об изъятии принадлежащей ответчику ФИО2 доли в праве собственности на жилое помещение №.
Изъятие имущества для муниципальных нужд влечёт прекращение права собственности ответчика ФИО2 на долю в праве собственности на жилое помещение с последующим признанием права собственности на него за муниципальным образованием г. Красноярск, но только после предоставления ей равнозначного жилого помещения.
В связи с утратой права собственности на изымаемое жилое помещение, однако, после предоставления равнозначного жилого помещения, ответчики подлежат выселению из <адрес>.
В соответствии с п.п. «е» п. 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713, снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением – на основании вступившего в законную силу решения суда.
Суд разъясняет, что названные положения законодательства свидетельствуют о том, что настоящее решение о выселении ответчиков будет являться основанием для снятия их с регистрационного учета по месту жительства в спорной квартире, после предоставления ФИО2 на праве собственности иного жилого помещения.
Как указано в ч. 1 ст. 88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Обращаясь со встречным иском, ответчик ФИО2 уплатила госпошлину в размере 300 руб. Поскольку встречные исковые требования судом удовлетворены с МО г. Красноярск, в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска, в пользу ответчика (истца по встречному иску) ФИО2 подлежат взысканию расходы по уплате госпошлины 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Возложить на МО город Красноярск, в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска, обязанность предоставить ФИО2 на праве собственности равнозначное жилое помещение общей площадью не менее 29,05 кв.м. и не более 42,05 кв.м, расположенное в границах Муниципального образования город Красноярск, отвечающее санитарно-техническим нормам, взамен принадлежащей ФИО2 на праве общей долевой собственности доли в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, признанного аварийным и подлежащим сносу.
Изъять для муниципальных нужд у ФИО2 ? доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, после предоставления ей равнозначного жилого помещения.
Прекратить право собственности ФИО2 на ? доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, а также выселить ФИО2, ФИО3 из указанного жилого помещения, после предоставления ФИО2 равнозначного жилого помещения.
Признать право собственности на жилое помещение по адресу: <адрес> за муниципальным образованием город Красноярск после предоставления ФИО2 равнозначного жилого помещения.
Настоящее решение суда является основанием для снятия с регистрационного учета ФИО2, ФИО3 из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, после предоставления ФИО2 на праве собственности иного жилого помещения.
Взыскать с МО Город Красноярск, в лице департамента градостроительства администрации г. Красноярска, в пользу ФИО2 оплаченную госпошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Кировский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья И.Н. Вдовин
Мотивированное решение составлено 10.06.2022