Дело № П16-2615/2024
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Краснодар 3 октября 2024 года
Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Полякова Е.А., рассмотрев жалобу защитника публичного акционерного общества «Россети» Мацкевич С.С. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 77 Симферопольского судебного района (Симферопольский муниципальный район) от 6 июля 2023 года, решение судьи Симферопольского районного суда Республики Крым от 30 августа 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания - Россети»,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 77 Симферопольского судебного района (Симферопольский муниципальный район) от 6 июля 2023 года, оставленным без изменения решением Симферопольского районного суда Республики Крым от 30 августа 2023 года, публичное акционерное общество «Федеральная сетевая компания - Россети» (далее – ПАО «Россети») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наказание назначено в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, защитник ПАО «Россети» Мацкевич С.С. просит названные судебные акты отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении, доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Статьей 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения в отношении ПАО «Россети» дела об административном правонарушении) предусмотрена административная ответственность за нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса.
Согласно части 1 указанной статьи нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, отнесенных к объектам низкой категории опасности, либо воспрепятствование соблюдению указанных требований юридическими лицами, должностными лицами, в том числе руководителями субъекта топливно-энергетического комплекса, или гражданами, если эти действия (бездействие) не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии частью 2 этой же статьи совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 данной статьи, в отношении объектов топливно-энергетического комплекса, отнесенных к объектам высокой или средней категории опасности, если эти действия (бездействие) не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В силу пункта 9 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2011 года № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» (далее также Федеральный закон от 21 июля 2011 года № 256-ФЗ) к объектам топливно-энергетического комплекса относятся объекты электроэнергетики.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2011 года № 256-ФЗ антитеррористическая защищенность объекта топливно-энергетического комплекса - это состояние защищенности здания, строения, сооружения или иного объекта топливно-энергетического комплекса, препятствующее совершению на нем террористического акта.
Статьей 6 Федерального закона от 21 июля 2011 года № 256-ФЗ установлено, что обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется субъектами топливно-энергетического комплекса, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 13 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2011 года № 256-ФЗ субъектами топливно-энергетического комплекса являются физические и юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 21 июля 2011 года № 256-ФЗ требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса в зависимости от установленной категории опасности объектов определяются Правительством Российской Федерации. Указанные требования являются обязательными для выполнения субъектами топливно-энергетического комплекса.
В целях реализации положений Федерального закона от 21 июля 2011 года № 256-ФЗ Постановлением Правительства РФ от 5 мая 2012 года № 460 утверждены Правила актуализации паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса (далее также Правила № 460), Постановлением Правительства РФ от 5 мая 2012 года № 458дсп утверждены Правила по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса (далее Правила № 458) и Постановлением Правительства РФ от 19 сентября 2015 года № 993дсп утверждены Требования к обеспечению безопасности линейных объектов топливно-энергетического комплекса (далее – Требования).
Как усматривается из представленных материалов, с 22 мая 2023 года по 29 мая 2023 года должностным лицом отделения государственного контроля Управления координации деятельности подразделений Росгвардии (г. Севастополь) Главного управления Росгвардии по Республике Крым и городу Севастополю в соответствии с пунктом 16 Правил осуществления Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации и ее территориальными органами федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20 октября 2016 года № 1067 (далее – Правила № 1067) и согласно Плану проведения Главным управлением Росгвардии по Республике Крым и городу Севастополю плановых проверок объектов топливно-энергетического комплекса на 2023 год проведена плановая выездная проверка объекта топливно-энергетического комплекса ПС-220 кВ «Феодосийская», расположенного по адресу: Республика Крым, <адрес>, и принадлежащего ПАО «Россети».
В ходе проверки установлено, что ПАО «Россети» нарушило требования обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объекта топливно-энергетического комплекса ПС-220 кВ «Феодосийская», расположенного по адресу: Республика Крым, <адрес>, в области системы физической охраны (п. п. 13, 58, 136-139 Требований), в области инженерно-технических средств защиты (п. п. 63-66, 48, 35, 44, 60, 61, 62 Требований), в области системы охранной сигнализации (п. п. 170-176, 178-184 Правил, п. п. 104-107 Требований, п. 4 ч. 4 Приложения к Требованиям), в области системы сбора и обработки информации (п. п. 92-101, 102-103 Требований), в области системы контроля и управления доступом (п. п. 204 – 211 Правил), в области охранной телевизионной системы (п. п. 83 - 91 Требований), в области системы оперативной связи (п. п. 131, 133, 134 Требований, п. 8 ч. 4 Приложения к Требованиям), в области системы охранного освещения (п. п. 118 – 121 Требований), в области системы оповещения (п. п. «б» п. 7 ч. 4 приложения к Требованиям), не проведена актуализация паспорта безопасности объекта в соответствии с Правилами № 460.
Данные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, перечисленными в обжалуемых судебных актах, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Так, в силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены: наличие события административного правонарушения, юридическое лицо, допустившее нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), виновность указанного юридического лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Бездействие общества, не содержащее уголовно наказуемого деяния, квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и законодательства о противодействии терроризму.
Вывод судебных инстанций о наличии в деянии ПАО «Россети» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, в том числе об отсутствии финансирования мероприятий по антитеррористической защищенности названного объекта топливно-энергетического комплекса, а также о нарушении должностным лицом Росгвардии по Республике Крым и городу Севастополю порядка проведения проверки, были предметом исследования в ходе производства по делу, своего подтверждения не нашли и обоснованно отвергнуты по основаниям, указанным в соответствующих судебных актах.
В силу пункта 9 Правил № 1067 плановая проверка в отношении объектов топливно-энергетического комплекса проводится не чаще одного раза в год для объектов топливно-энергетического комплекса высокой и средней категории опасности и одного раза в 3 года для объектов топливно-энергетического комплекса низкой категории опасности, начиная с даты окончания предыдущей проверки, а в случае если срок исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений не истек, - не ранее окончания срока его исполнения.
Пункт 9 ежегодного плана проведения плановых проверок включает наименование и местонахождение объекта ПС-220 кВ «Феодосийская», расположенного по адресу: Республика Крым, <адрес> (пункт 14 Правил № 1067).
На основании договора аренды объектов электросетевого хозяйства от 8 декабря 2022 года во временное владение и пользование ПАО «Россети» передан, в том числе объект ПС-220 кВ «Феодосийская», расположенный по адресу: Республика Крым, <адрес>. Арендатор согласно условиям названного договора обязан обеспечить за свой счет выполнение требований но безопасности и антитеррористической защищенности объектов в зависимости от установленной категории опасности объектов, в соответствии с нормативными требованиями РФ по обеспечению безопасности ТЭК (п. 2.2.8 договора).
Субъект ТЭК - ПАО «Россети» о внеплановой проверке обеспечения безопасности объекта топливно-энергетического комплекса - ПС-220 кВ «Феодосийская» извещен надлежащим образом (уведомление от 17 апреля 2023 года № 467/9-2345), при проведении проверки присутствовал уполномоченный представитель общества – главный специалист группы безопасности и режима филиала ПАО «Россети» - Магистральные электрические сети Юга.
Таким образом, доводам заявителя о проведении плановой выездной проверки с нарушениями действующего законодательства, судебными инстанциями дана правильная оценка.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В ходе рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении должностное лицо и судебные инстанции сочли, что обществом не представлено доказательств, свидетельствующих о принятии им необходимых и достаточных мер, направленных на недопущение указанных нарушений требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса или о невозможности их соблюдения.
Несогласие заявителя с этими выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно.
Ссылка заявителя на ошибочное указание мировым судьей на нормативно-правовой акт, который на момент вынесения постановления не вступил в законную силу, не может быть принята во внимание.
Мировой судья верно установил нарушение обществом Правил по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства РФ от 5 мая 2012 года № 458дсп, и Требований к обеспечению безопасности линейных объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19 сентября 2015 года № 992дсп, которые подлежат применению к спорным правоотношениям.
Административное наказание назначено юридическому лицу в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 2 статьи 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Доводы жалобы об истечении срока давности привлечения общества к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются несостоятельными, поскольку данное правонарушение было выявлено должностным лицом Управления Росгвардии в рамках плановой проверки объектов топливно-энергетического комплекса на 2023 год в период с 22 по 29 мая 2023 года, к административной ответственности за совершение данного правонарушения общество привлечено мировым судьей 6 июля 2023 года. Таким образом, срок давности привлечения ПАО «Россети» к административной ответственности за данное правонарушение, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истек.
Ссылка защитника в жалобе на истечение срока давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения решения по жалобе не может быть принята во внимание, поскольку основана на неправильном толковании норм закона.
По смыслу части 1 статьи 4.5 и пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение сроков привлечения к административной ответственности на время пересмотра постановления не влечет за собой его отмену и прекращение производства по делу, если для этого отсутствуют иные основания (абзац 8 пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
Обстоятельства, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка № 77 Симферопольского судебного района (Симферопольский муниципальный район) от 6 июля 2023 года, решение судьи Симферопольского районного суда Республики Крым от 30 августа 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания - Россети», оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Судья Четвертого кассационного
суда общей юрисдикции Е.А. Полякова