Дело № 2-2011/2024
77RS0002-02-2024-002713-95
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 июня 2024 года г. Пермь
Дзержинский районный суд города Перми в составе:
председательствующего судьи Суворовой К.А.,
при секретаре Бурсиной В.В.,
с участием представителя истца ФИО2, представителя ответчика ФИО3, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пермского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД» о возложении обязанности, признании бездействия незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Пермский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском (с учетом уточнения) к ОАО «РЖД» о признании бездействия указанного юридического лица по неисполнению пп. «е» п. 5 Требований № незаконным, обязании разработать план обеспечения безопасности железнодорожного металлического моста (длина 133,18 м) через реку Сылва 1630 км перегона Шамары-Кордон и железнодорожного металлического моста (длина 134,52 м) через реку Сылва 1630 км перегона Шамары –Кордон в соответствии с Требованиями по обеспечению транспортной безопасности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 № 1633, Порядком разработки планов обеспечения транспортной безопасности, утвержденного приказом Министерства России от 02.06.2021 № 225, направить план обеспечения безопасности указанных объектов в Управление Федерального агентства железнодорожного транспорта на утверждение в течении трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Исковые требования мотивировано тем, что Пермской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения Свердловской дирекцией инфраструктуры – структурным подразделением Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД» законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности. В соответствие с п. 9 ст. 1 Федерального закона «О транспортной безопасности» ОАО «РЖД» является субъектом транспортной инфраструктуры, железнодорожный металлический мост (длина 133,18 м) через реку Сылва 1630 км перегона Шамары-Кордон и железнодорожного металлического моста (длина 134,52 м) через реку Сылва 1630 км перегона Шамары –Кордон являются объектами транспортной инфраструктуры. Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О транспортной безопасности» требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры, для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры. Постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 №1635 утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию (далее - Требования). Согласно подп. «е» п. 5 Требований, субъект транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, в том числе обязан на основании утвержденных результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры разработать и представить на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта план обеспечения безопасности объекта в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры. Согласно данным реестра категорированных объектов железнодорожного транспорта Федерального агентства железнодорожного транспорта 31.08.2022 проведено категорирование мостов, им присвоена 1 категория (ЖМС 305788 и ЖМС 305789), 08.12.2022 в отношении мостов утверждена оценка уязвимости. В целях устранения указанных нарушений Пермской транспортной прокуратурой 18.11.2023 начальнику Свердловской дирекции инфраструктуры внесено представление об устранении выявленных нарушений, по результатам рассмотрения которого реальные меры по устранению выявленных нарушений не приняты.
Представитель истца в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования.
Представитель ответчика в судебном заседании с требованиями не согласилась, просила в удовлетворении иска отказать, пояснила, что план обеспечения безопасности указанных железнодорожных металлических мостов через реку Сылва разработан и утвержден Федеральным агентством железнодорожного транспорта, о чем представила соответствующее письмо.
Третьи лица в судебное заседание не явились, представителей не направили, извещены надлежащим образом.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные прокурором исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Согласно ст. 45 ГПК РФ, п.4 ст. 27, п.3 ст.35 закона «О прокуратуре», прокурор по собственной инициативе вправе обратиться в суд с иском в защиту нарушаемых законных прав и интересов неопределенного круга лиц.
Статья 2 Конституции Российской Федерации определяет, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Пунктом 1 ст. 2 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Федеральный закон № 16-ФЗ) установлено, что целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ "О транспортной безопасности" обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Как усматривается из ч. 1 ст. 8 указанного Закона, требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе, требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры, для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры.
Согласно ч. 3 ст. 12 названного Закона, субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики несут ответственность за неисполнение требований в области обеспечения транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании (п. 9 ст. 1 Закона).
Постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 № 1635 утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе, требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию.
В силу подп. «е» п. 5 субъект транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, в том числе обязан на основании утвержденных результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры разработать и представить на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта план обеспечения безопасности объекта в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры.
Как установлено судом, ОАО "РЖД" является субъектом транспортной инфраструктуры, а потому имеются соответствующие данному статусу обязанности, установленные приведенным выше законодательством.
В соответствии с п. 9 ст. 1 Федерального закона «О транспортной безопасности» ОАО «РЖД» является субъектом транспортной инфраструктуры, железнодорожный металлический мост (длина 133,18 м) через реку Сылва 1630 км перегона Шамары-Кордон и железнодорожный металлический мост (длина 134,52 м) через реку Сылва 1630 км перегона Шамары –Кордон (реестровые номера ЖМН 305788, ЖМН 305789) являются объектами транспортной инфраструктуры.
Постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 №1635 утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию.
Пермской транспортной прокуратурой вынесено решение о проведении проверки № 150 от 20.10.2023, в сфере обеспечения транспортной безопасности.
Проведенной проверкой установлено, что в границах Пермского транспортного района расположено 22 железнодорожных моста и 2 тоннеля, внесенные в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры, в отношении указанных объектов разработана и утверждена оценка уязвимости.
Ответчиком в ходе рассмотрения дела, представлены доказательства, что выявленные в ходе прокурорской проверки нарушения законодательства в области транспортной безопасности устранены, разработан план обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры с реестровыми номерами ЖМН 305788, ЖМН 305789, который утверждён руководителем Федерального агентства железнодорожного транспорта.
Оценив собранные доказательства в совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь вышеуказанными положениями действующего законодательства, требование прокурора о признании незаконным бездействия ответчика в части непринятия мер по устранению нарушений, суд считает не состоятельным и не находит оснований для его удовлетворения, так как данное требование производно от требования о возложении обязанности разработать план обеспечения безопасности железнодорожного металлического моста (длина 133,18 м) через реку Сылва 1630 км перегона Шамары - Кордон и железнодорожного металлического моста (длина 134,52 м) через реку Сылва 1630 км перегона Шамары - Кордон, которое исполнено ответчиком, незаконного бездействия последнего суд не установил, нарушенное право удовлетворением данного требования восстановлено быть не может.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В иске Пермскому транспортному прокурору в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД» о возложении обязанности, признании бездействия незаконным - отказать.
Решение в течение месяца может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми.
Судья К.А. Суворова