ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
УИД № 91RS0001-01-2020- | 001491-55 Председательствующий в суде первой инстанции | Плиева Н.ГА. |
Дело № 33-7452/2020 Судья-докладчик в суде апелляционной инстанции Егорова Е.С.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
08 сентября 2020 года г. Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего – судьи Егоровой Е.С.,
судей Мотиной И.И., Синани А.М.,
при секретаре Марковой Э.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Республики Крым» на решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 02 июня 2020 года по гражданскому делу по иску военного прокурора – войсковая часть 32002 в защиту прав и законных интересов Кадниковой А.Г. к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Республики Крым» о перерасчете и выплате пенсии по случаю потери кормильца.
По делу установлено:
в апреле 2020 года военный прокурор – войсковая часть 32002 обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов Кадниковой А.Г. к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Республики Крым» с требованиями:
- обязать ФКУ «Военный комиссариат Республики Крым» осуществить Кадниковой А.Г. перерасчет размера пенсии по случаю потери кормильца, начиная с 01.03.2020 путем ее увеличения на 32 % расчетного размера пенсии, указанного в ч. 1 ст. 46 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей»;
- обязать ФКУ «Военный комиссариат Республики Крым» выплатить Кадниковой А.Г. недополученную пенсию с учетом повышения, предусмотренного п. «г» ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии.
Решением Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 02 июня 2020 года иск военного прокурора войсковой части 320002 в защиту прав и законных интересов Кадниковой А.Г. удовлетворен.
Военный комиссариат Республики Крым обязан произвести Кадниковой А.Г. перерасчет размера пенсии по случаю потери кормильца путем ее увеличения на 32% расчётного размера пенсии, указанного в части 1 ст. 46 Закона Российской Федерации № 4468-1 от 12 февраля 1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» начиная с 25.02.2020.
На ФКУ «Военный комиссариат Республики Крым» возложена обязанность выплатить Кадниковой А.Г. недополученную пенсию с учетом повышения, предусмотренного п. «г» ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно – исполнительной системы, и их семей» за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии.
На указанное решение представителем ответчика подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос о его отмене с принятием по делу нового решения об отказе в иске.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что в части первой статьи 45 Закона 4468-1 определены виды пенсий, именно, получателям которых могут устанавливаться повышения. При этом в статье 45 Закона 4468-1 однозначно установлено, кому из получателей пенсии назначаются повышения к пенсии - Героям, участникам Великой Отечественной войны, боевых действий и т.д. Отсутствуют указания на то, что она может повышаться членам семей указанных лиц, которые сами не относятся к указанной категории. Учитывая, что указанные повышения носят личностный характер, в случае смерти военнослужащих (военных пенсионеров), пенсионными органами при наличии права члена семьи назначается пенсия по случаю потери кормильца и в соответствии со статьей 45 Закона № 4468-1 устанавливаются повышения к назначенной пенсии только тем членам семьи погибших (умерших) военнослужащих (военных пенсионеров), которые сами имеют соответствующий статус, предусмотренный указанной статьей (ветеранов войны, участников боевых действий и т.д.). Согласно обжалуемому решению, члены семей военнослужащих (военных пенсионеров), получающие пенсию по случаю потери кормильца, и сами не имея соответствующего статуса, предусмотренного статьей 45 Закона № 4468-1, автоматически приобретают право на повышение в соответствии с заслугами умершего кормильца.
На апелляционную жалобу военным прокурором – войсковая часть 32002 поданы письменные возражения, в которых ставится вопрос об оставлении решения суда без изменения, апелляционной жалобы – без удовлетворения.
Представитель истца по доверенности помощник военного прокурора Брюханов Д.А. возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Стороны в суд апелляционной инстанции не явились, о рассмотрении апелляционной жалобы извещены. От представителя ФКУ «Военный комиссариат Республики Крым» поступило ходатайство о рассмотрения дела без его участия, указал, что апелляционную жалобу поддерживает.
Заслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в пределах доводов апелляционнойжалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Кадникова А.Г., ДД.ММ.ГГГГ г.р., с 01.05.2015 является получателем пенсии в ФКУ «Военный комиссариат Республики Крым» по случаю потери кормильца – супруга ФИО7, который относился к категории ветеранов боевых действий.
Согласно приобщенной к материалам дела справке Военного комиссариата города Керчь и Ленинского района Республики Крым от 24.03.2020, размер пенсии Кадниковой А.Г. за период с 01.03.2020 по 31.03.2020 составляете 15441 руб. 44 коп. (л.д.9).
25.02.2020 Кадникова А.Г. обратилась к военному комиссару г. Керчь и Ленинского района Республики Крым с заявлением о повышении размера пенсии по случаю потери кормильца на 32% расчетного размера пенсии (л.д.10), в чем ей отказано письмом военного комиссара Республики Крым от 04.03.2020 (л.д. 11 - 12).
В письме указано, что пенсия по случаю потери кормильца истице назначена на основании Закона № 4468-1 в размере 40% соответствующих сумм денежного довольствия кормильца, предусмотренных статьей 43 данного закона. Повышение пенсии, установленное п. «г» статьи 43, носит личностный характер и применяется непосредственно к самим ветеранам боевых действий.
Согласно статье 1 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на следующие категории лиц:
а) лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службе и органах пограничной службы Российской Федерации, во внутренних и железнодорожных войсках, в войсках национальной гвардии Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации, органах государственной охраны, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" настоящей статьи, и их семей);
лиц офицерского состава, прапорщиков и мичманов, проходивших военную службу в Вооруженных Силах, войсках и органах Комитета государственной безопасности, во внутренних и железнодорожных войсках, других воинских формированиях бывшего Союза ССР, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" настоящей статьи, и их семей);
лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" настоящей статьи, и их семей);
лиц, указанных в статье 4 настоящего Закона, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах, и семьи этих лиц - при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения в соответствии с законодательством государства, на территории которого они проживают;
б) на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах, Федеральной пограничной службе и органах пограничной службы Российской Федерации, во внутренних и железнодорожных войсках, в войсках национальной гвардии Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, других воинских формированиях Российской Федерации и бывшего Союза ССР и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, созданных в соответствии с законодательством, в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, а также на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации и бывшего Союза ССР, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Государственной противопожарной службе и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и семьи этих лиц, которые проживают в государствах - бывших республиках Союза ССР, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, если законодательством указанных государств не предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения на основаниях, установленных для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей.
Исходя из изложенного, приведенный закон в равной мере распространяется как на военнослужащих, так и на членов их семей.
В силу статьи 44 приведенного Закона семьям пенсионеров из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, пенсия по случаю потери кормильца исчисляется из денежного довольствия кормильца, из которого ему была исчислена (пересчитана) либо подлежала перерасчету пенсия.
Исходя из пункта «б» статьи 36 Закона № 4468-1 пенсия по случаю потери кормильца устанавливается в следующих размерах семьям лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, умерших вследствие причин, перечисленных в пункте "б" статьи 21 настоящего Закона, - 40 процентов соответствующих сумм денежного довольствия кормильца, предусмотренного статьей 43 настоящего Закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи.
Из материалов дела следует, что Кадниковой А.Г. выплачивается пенсия по случаю потери кормильца в размере 40 процентов соответствующих сумм денежного довольствия покойного супруга.
Согласно пункту «г» статьи 45 Закона № 4468-1 пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с положениями статей 45, 46 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы», повышение пенсии производится не только лицам, являющимся ветеранами, но и членам их семьи при назначении пенсии по случаю потери кормильца, в связи с чем пришел к правильному выводу, что на основании п. «г» ч. 1 ст. 45 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 истец имеет право на повышение размера пенсии по случаю потери кормильца на 32% расчетного размера пенсии.
Довод апелляционной жалобы о том, что право на повышение пенсии носит личностный характер, приведен без учета содержания статьи 1 Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».
Согласно пункту «б» статьи 55 Закона №4468-1 перерасчет размеров пенсий за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца, назначенных лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и членам их семей, производится со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размеров пенсий в сторону увеличения. В случае, если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии.
По смыслу положений п. «б» ч. 1 ст. 55 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1, перерасчет размера пенсий, в том числе и пенсии по случаю потери кормильца, носит заявительный характер, то есть осуществляется на основании заявления лица, получающего соответствующую пенсию.
В соответствии с ч. 1 статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом первой инстанции указанных нарушений не допущено, поэтому решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 02 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Республики Крым» - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в срок, не превышающий трех месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий судья
судьи: