Дело № 2-752/2023
УИД 53RS0015-01-2023-000782-13
Решение
именем Российской Федерации
27 сентября 2023 года г.Сольцы
Солецкий районный суд Новгородской области
в составе председательствующего - судьи Киселёва Д.А.,
при секретаре Чуркиной И.А.,
с участием помощника прокурора Солецкого района Новгородской области Ситенкова И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Солецкого района Новгородской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Жилищно-коммунальное хозяйство Солецкого района», администрации Солецкого муниципального округаоб обязании
произвести реконструкцию зданий биологически-очистных сооружений,
установил:
Прокурор Солецкого района Новгородской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Жилищно-коммунальное хозяйство Солецкого района» (далее - МУП «ЖКХ Солецкого района»), администрации Солецкого муниципального округаоб обязании в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести реконструкцию зданий биологически-очистных сооружений по адресам: ул.Новгородская, д.99а, г.Сольцы, Новгородская область; ул.Покровская, д.20а, г.Сольцы, Новгородская область.
В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой проведена проверка соблюдения МУП «ЖКХ Солецкого района» требований законодательства о водоотведении, в ходе которой установлено следующее: МУП «ЖКХ Солецкого района» создано в целях удовлетворения потребностей населения муниципального образования в услугах водоснабжения и водоотведения и является гарантирующим поставщиком указанных услуг на территории Солецкого муниципального округа. Постановлением администрации Солецкого муниципального района от 11 мая 2016 года №683 в муниципальную собственность приняты объекты централизованной системы водоснабжения и водоотведения, в том числе, здания биологических очистных сооружений (далее - БОС), расположенных по адресам: г.Сольцы, ул.Новгородская, д.99а, и г.Сольцы, ул.Покровская, д.20а. Указанные объекты переданы в хозяйственное ведение МУП «ЖКХ Солецкого района» на основании постановления администрации Солецкого муниципального района от 31 мая 2016 года №807. Согласно акту обследования технического состояния объекта от 20 мая 2022 года установлено, что здание БОС расположено по адресу: Новгородская область, г.Сольцы, ул.Покровская, д.20а, года постройки - 1979. Фундамент и отмостка разрушены, требуют капитального ремонта. Несущие стены имеют массовые прогрессирующие сквозные трещины, ослабление и частичное разрушения кладки, выветривание швов, заметное искривление стен. Разрушение наружной кладки по все периметру здания на глубину более 40% ее толщины. Требуется незамедлительный ремонт стен, местами замена кладки, в связи с ее возможным обрушением. Перегородки (внутренние стены) требуют замены. Потолки (в помещении лаборатории) требует ремонта штукатурного слоя, обработка от плесени. Перекрытия э/б плиты - требуется замена разрушенных железобетонных плит. Кровля в аварийном состоянии, требует замены. Электропроводка старая, неправильный электромонтаж к сетям - требуется полная замена электропроводки. Согласно акту обследования технического состояния объекта от 20 мая 2022 года установлено, что здание БОС расположено по адресу: Новгородская область, г.Сольцы, ул.Новгородская, д.99а, год постройки - 1979. Фундамент и отмостка разрушены, требуют капитального ремонта. Несущие стены имеют повреждения, отклонения от вертикальных и горизонтальных осей. Разрушение наружной кладки по все периметру здания на глубину более 40% ее толщины. Задняя стена здания стянута металлическими накладками, подперта тремя металлическими трубами диаметром 159 мм. Разрушение кирпичной кладки внутренних стен в помещении биофильтров. Требуется незамедлительный ремонт стен, местами замена, в связи с ее возможным обрушением. Перегородки (внутренние стены) требуют капитального ремонта стен. Перекрытия ж/б плиты - требуется частичная замена железобетонных плит. Кровля требует капитального ремонта. Осмотр указанных зданий проводился 05.09.2017, 26.1.2018 с составлением актов обследований, в которых отражены аналогичные актам от 20 мая 21022 года сведения в отношении обследуемых объектов. Согласно справке главного специалиста - эксперта территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Новгородской области в Старорусском районе, по результатам мероприятий, проведенных 26 октября 2018 года, санитарное состояние БОС г.Сольцы неудовлетворительное. Существующим БОС требуется техническое перевооружение, реконструкция/ремонт, разработка и выполнение мероприятий, направленных на соблюдение гигиенических нормативов качества воды водных объектов. В отношении МУП «ЖКХ Солецкого района» в период с 02 марта 2020 года по 06 апреля 2020 года проведена плановая выездная проверка Северо-Западным межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, по результатам которой выявлено нарушение ч.6 ст.56, п.1 ч.6 ст.60 ВК РФ, выразившееся в осуществлении эксплуатации объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду «Выпуск сточных вод №2 в р. Шелонь», расположенного по адресу: ул.Покровская, д.20а, г.Сольцы, сброса веществ в составе сточных вод по выпуску №2 в р. Шелонь с превышением установленных нормативов. По результатам проверки МУП «ЖКХ Солецкого района» выдано предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 06.04.2021 №ПВ-1/11. Трижды Северо-Западным межрегиональный управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования проводились внеплановые проверки на предмет исполнения выданных предписаний, в том числе, последнего предписания со сроком до 16.03.2022, по результатам которых установлено, что выявленное нарушение не устранено до настоящего времени. Таким образом, предприятия допускает сброс загрязняющих веществ со сточными водами в водный объект в превышениями допустимой концентрации веществ, что свидетельствует о том, что сточные воды не подвергаются надлежащей очистке, в результате чего складывается неблагоприятная санитарно-эпидемиологическая обстановка, угрожающая санитарно-эпидемиологическому и экологическому благополучию муниципального образования, что недопустимо. По результатам визуального осмотра здания станции очистки сточных вод г.Сольцы директоров ГБУ «УКС Новгородской области» Федоровым В.Ю. представлена справка, согласно которой обнаружен ряд деформаций и повреждений несущих и ограждающих конструкций сооружения. Техническое состояние наружных стен недопустимое, техническое состояние несущих вертикальных элементов (колонн) ограничено работоспособное. Горизонтальные несущие элементы каркаса (балки) и плиты перекрытия имеют ограниченно работоспособное техническое состояние. В ходе обследования указанных зданий БОС проведенной прокуратурой Солецкого района совместно с мастером участка МУП «ЖКХ Солецкого района» установлено, что в отношении зданий с 2013 года капитальный ремонт не производился, стены, кровля зданий имеют повреждения, установленные актами обследования от 05.09.2017, 26.10.2018, 20.05.2022. В зданиях круглосуточно находятся работники МУП «ЖКХ Солецкого района», работают посменно. Выполнение трудовых функций работниками МУП «ЖКХ Солецкого района» в зданиях, конструктивные элементы которых в отдельности требуют как незамедлительного ремонта, в связи с угрозой обрушения, так и капитального ремонта, очевидно не отвечает требованиям безопасности и гигиены.
В судебном заседании прокурор Ситенков И.А. поддержал требования, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представители ответчиков МУП «ЖКХ Солецкого района» и администрации Солецкого муниципального округа в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей ответчиков.
Заслушав представителя истца, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон №7-ФЗ) каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды (ст.34 Закона №7-ФЗ).
В силу \ст.3 Закона №7-ФЗ, хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.
На основании ч.1 ст.55 Закона №7-ФЗ, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические и физические лица при осуществлении хозяйственной и иной деятельности обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия шума, вибрации, электрических, электромагнитных, магнитных полей и иного негативного воздействия на окружающую среду в населенных пунктах, зонах отдыха, местах обитания диких зверей и птиц, в том числе их размножения, на естественные экологические системы и природные ландшафты.
В соответствии со ст.5 Федерального закона от 30.12.2009 №384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Технический регламент), безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта (далее также - строительство) и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации, консервации и сноса.
Строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате:
1) разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей;
2) разрушения всего здания, сооружения или их части;
3) деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории;
4) повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности (ст.7 Технического регламента).
Здания и сооружения должны быть спроектированы таким образом, чтобы в процессе их строительства и эксплуатации не возникало угрозы оказания негативного воздействия на окружающую среду (ст.14 Технического регламента).
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (ч.1 ст.51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ).
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Постановлением администрации Солецкого муниципального района от 11 мая 2016 года №683 в муниципальную собственность приняты объекты централизованной системы водоснабжения и водоотведения, в том числе, здания БОС, расположенных по адресам: г.Сольцы, ул.Новгородская, д.99а, и г.Сольцы, ул.Покровская, д.20а.
На основании постановления администрации Солецкого муниципального района от 31 мая 2016 года №807 «О закреплении на праве хозяйственного ведения муниципального имущества за МУП «ЖКХ Солецкого района» (л.д.27) объекты централизованной системы водоснабжения и водоотведения, в том числе здания БОС по адресам: г.Сольцы, ул.Новгородская, д.99а, и г.Сольцы, ул.Покровская, д.20а, переданы в хозяйственное ведение МУП «ЖКХ Солецкого района», что подтверждается перечнем муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за МУП «ЖКХ Солецкого района» (л.д.28-30).
Как видно из материалов дела, в ходе прокурорской проверки с участием специалистов Управления Роспотребнадзора по Новгородской области и МУП «ЖКХ Солецкого района» установлено, что в нарушение требований законодательства о водоотведении санитарное состояние зданий БОС, расположенных по адресам: г.Сольцы, ул.Новгородская, д.99а, и г.Сольцы, ул.Покровская, д.20а, неудовлетворительное, требуется техническое перевооружение, реконструкция/ремонт, разработка и выполнение мероприятий, направленных на соблюдение гигиенических нормативов качества воды полных объектов. Кроме того, осуществляется эксплуатация объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду «Выпуск сточных вод №1 в р. Шелонь», расположенного по адресу: ул.Покровская, д.20а, в г.Сольцы, сброса веществ в составе сточных вод по выпуску №2 в р. Шелонь с превышением установленных нормативов.
Данные факты подтверждены актами осмотра здания от 05.09.2017, 26.10.2018, 20.05.2022 (л.д.31-45), актами обследования технического состояния объекта от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.50-53, 60-63), фототаблицами (л.д.54-58, 64-67), актом обследования от 24 августа 2023 года (л.д.69-70), фототаблицей (л.д.71-75).
Согласно сведениям ТО Управления Роспотребнадзора по Новгородской области в Старорусском районе от 29.10.2018 №423 (л.д.46), санитарное состояние БОС г.Сольцы неудовлетворительное. Существующим БОС требуется техническое перевооружение, реконструкция / ремонт, разработка и выполнение мероприятий, направленных на соблюдение гигиенических нормативов качества воды водных объектов.
Исходя из справки ГБУ «Управление капитального строительства Новгородской области» по результатам визуального осмотра здания станции очистки сточных вод г.Сольцы от 08.11.2018, в ходе визуального осмотра здания станции очистки сточных вод города Сольцы был обнаружен ряд повреждений и деформации несущих и ограждающих конструкций сооружения, техническое состояние наружных стен недопустимое, техническое состояние несущих вертикальных элементов (колонн) ограничено работоспособное, горизонтальные несущие элементы каркаса (балки) и плиты перекрытия имеют ограниченно работоспособное техническое состояние (л.д.48-49).
Согласно информации Северо-Западного Межрегионального Управления Росприроднадзора от 28.12.2021 (л.д.76-78), в соответствии с Федеральным реестром объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, МУП «ЖКХ Солецкого района» эксплуатирует, в том числе, БОС «Выпуск сточных вод №2 в р. Шелонь» МУП «ЖКХ Солецкого района» по адресу: г.Сольцы, ул.Покровская, д.20А. В отношении МУП «ЖКХ Солецкого района» проведена выездная проверка в период 02.03.2020 по 06.04.2020, по результатам которой выявлено нарушение ч.6 ст.56, п.1 ч.6 ст.60 Водного кодекса РФ от 03.06.2006 №74-ФЗ, выразившееся в осуществлении при эксплуатации объекта «Выпуск сточных вод №2 в р. Шелонь» по адресу: г.Сольцы, ул.Покровская, д.20А, сброса веществ в составе сточных вод по выпуску №2 в р. Шелонь с превышением установленных Нормативов допустимого сброса в р. Шелонь, утвержденных приказом Невско-Ладожского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 13.07.2016 №257. Предприятию выдано предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 06.04.2021 №ПВ-1/11. Постановлением от 28.04.2020 МУП «ЖКХ Солецкого района» привлечено к административной ответственности по ч.4 ст.8.13 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 150000 руб., которое исполнено. Внесено представление от 28.04.2020 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. Постановлением от 28.04.2020 должностное лицо - инженер по охране окружающей среды (эколог) 1 категории МУП «ЖКХ Солецкого района» Иванова Т.Е. привлечена к административной ответственности по ч.4 ст.8.13 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 50000 руб. Внесено представление от 28.04.2020 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. В соответствии с решением Солецкого районного суда Новгородской области от 16.06.2020 по делу №12-28/2020, указанное постановление изменено в части назначения административного штрафа в размере 25000 руб., постановление исполнено. Выявленное по результатам плановой выездной проверки нарушение предприятием не устранено.
Из сообщения Союза организаций профсоюзов «Новгородская областная федерация профсоюзов» (далее - Союз профсоюзов) прокурору Новгородской области от 02.08.2023 №294 (л.д.79) следует, что в апреле 2023 года в Союз профсоюзов обратилась Новгородская областная организация профсоюза работников жизнеобеспечения с просьбой оказать содействие в решении вопросов обеспечения безопасности труда работников на БОС МУП «ЖКХ Солецкого района» в связи с частичным разрушением стен на данных объектах. 10.04.2023 Союз профсоюзов обратился к руководителю государственной инспекции труда в Новгородской области с предложением провести проверку соблюдения требований безопасности труда на объектах очистных сооружений МУП «ЖКХ Солецкого района». Выездная проверка была осуществлены в форме профилактического визита и не оказала должного влияния на исключение опасности труда работников на данных объектах. На проблемы, связанные с обрушением стен очистных сооружений, в письмах в 2023 году к министру ЖКХ и ТЭК новгородской области и главе Солецкого муниципального округа обращала внимание председатель Новгородской областной организации профсоюза работников жизнеобеспечения, однако, до настоящего времени эффективных мер по решению вопросов безопасности на данных объектах не принято. Просит оказать дополнительные меры по ускорению решения вопросов нормализации положения с безопасностью труда на БОС города и гарнизона МУП «ЖКХ Солецкого района».
Согласно информации администрации Солецкого муниципального округа от 03 мая 2023 года (л.д.80-81) о принимаемых мерах по приведению БОС, расположенных по адресу: г.Сольцы, ул.Новгородская, д.99а, и г.Сольцы, ул.Покровская, д.20а, в нормативное состояние. Объекты централизованной системы водоснабжения и водоотведения, расположенные на территории Солецкого округа, в том числе и БОС, являются муниципальной собственностью с 2016 года. До этого все объекты ВКХ находились в государственной собственности. Согласно Устава МУП «ЖКХ Солецкого района» несет бремя содержания имущества, находящегося у него в хозяйственном ведении. При этом администрацией муниципального округа, начиная с 2021 года, ежегодно подавались заявки на разработку проектно-сметной документации на строительство новых современных канализационных очистных сооружений, были получены отказы. По информации Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области, ориентировочная стоимость модернизации очистных сооружений посредством установки модульных очистных сооружений составляет 350,0 млн.руб., а ориентировочная стоимость строительства новых совершенных канализационных очистных сооружений, включая разработку проектной документации, составляет 500,0 млн.руб. Администрацией муниципального округа было направлено письмо в ГБУ «Управление капитального строительства Новгородской области» с просьбой о выделении специалистов для обследования БОСов и выдачи технических решений для устранения проблемы. По заключению ГБУ «УКС Новгородской области» необходимо произвести демонтаж конструкций и установку защитных ангарных ограждений, стоимость данных работ составит порядка 55,0-65,0 млн.руб. Таких денежных средств в бюджете муниципального округа и МУП «ЖКХ Солецкого района» не имеется, без привлечения дополнительных денежных средств из федерального и областного бюджетов решить проблему с приведением БОСов в нормативное состояние не представляется возможным.
Согласно сообщениям Новгородской областной организации Общественной организации Общероссийского профессионального союза работников жизнеобеспечения от 29.03.2023 №43, 44, направленным в администрацию Солецкого муниципального округа и Министру ЖКХ и ТЭК Новгородской области, по факту аварийного состояния зданий БОС города Сольцы и гарнизона, находящегося на обслуживании МУП «ЖКХ Солецкого района» и угрозе жизни для обслуживания персонала. Критическое состояние данных объектов подтверждается актами осмотра зданий БОС по ул.Покровская, д.20а, по ул.Новгородская, д.99а, в 2017, 2018,2022 годах. Дальнейшая эксплуатация БОС может привести к аварии, которая может иметь тяжелые последствия: несчастные случаи на производстве с работниками предприятия, экологическую аварию с выбросом сточных вод (л.д.82, 84).
Предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами Новгородской области, нормативными правовыми актами Солецкого муниципального округа, а также Уставом.
Исходя из системного анализа приведенных норм материального права, с учетом фактических обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что указанные нарушения ущемляют права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку муниципального округа, а также нарушают права работников БОС на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены.
В соответствии со ст.22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Факт нарушения законодательства о водоотведении в судебном заседании установлен и не отрицается представителями ответчиков.
Во время досудебной подготовки представителями ответчиков не было представлено каких-либо доказательств, опровергающих доводы искового заявления.
Таким образом, суд полагает, что МУП «ЖКХ Солецкого района», администрацией Солецкого муниципального округа допущено незаконное бездействие по непринятию мер к соблюдению требований законодательства о водоотведении.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъекта РФ, муниципального образования.
В данном случае прокурор обратился в суд в целях обеспечения соблюдения требований законодательства о водоотведении в защиту интересов неопределенного круга лиц, т.е. лиц, которых невозможно индивидуализировать, привлечь в процесс и разрешить вопрос о правах и обязанностях каждого из них. Суд полагает, что прокурор Солецкого района действовал в рамках представленных ему полномочий.
Таким образом, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных средств, если данные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого это решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание позицию истца, финансовые возможности ответчиков, иные обстоятельства, учитывая, что мероприятия по устранению выявленных нарушений требуют значительных затрат времени и средств, суд полагает необходимым установить срок до 12 месяцев, в течение которого ответчики должны устранить допущенные нарушения требований законодательства о водоотведении.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 11, 56, 198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Солецкого района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Жилищно-коммунальное хозяйство Солецкого района», администрации Солецкого муниципального округаоб обязании произвести реконструкцию зданий биологически-очистных сооружений удовлетворить.
Обязать муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство Солецкого района», администрацию Солецкого муниципального округа в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести реконструкцию зданий биологически-очистных сооружений по адресам: ул.Новгородская, д.99а, г.Сольцы, Новгородская область; ул.Покровская, д.20а, г.Сольцы, Новгородская область.
Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Солецкий районный суд в течение месяца со дня вынесения.
Председательствующий Д.А.Киселёв
УИД 53RS0015-01-2023-000782-13
Решение
именем Российской Федерации
27 сентября 2023 года г.Сольцы
Солецкий районный суд Новгородской области
в составе председательствующего - судьи Киселёва Д.А.,
при секретаре Чуркиной И.А.,
с участием помощника прокурора Солецкого района Новгородской области Ситенкова И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Солецкого района Новгородской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Жилищно-коммунальное хозяйство Солецкого района», администрации Солецкого муниципального округаоб обязании
произвести реконструкцию зданий биологически-очистных сооружений,
установил:
Прокурор Солецкого района Новгородской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Жилищно-коммунальное хозяйство Солецкого района» (далее - МУП «ЖКХ Солецкого района»), администрации Солецкого муниципального округаоб обязании в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести реконструкцию зданий биологически-очистных сооружений по адресам: ул.Новгородская, д.99а, г.Сольцы, Новгородская область; ул.Покровская, д.20а, г.Сольцы, Новгородская область.
В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой проведена проверка соблюдения МУП «ЖКХ Солецкого района» требований законодательства о водоотведении, в ходе которой установлено следующее: МУП «ЖКХ Солецкого района» создано в целях удовлетворения потребностей населения муниципального образования в услугах водоснабжения и водоотведения и является гарантирующим поставщиком указанных услуг на территории Солецкого муниципального округа. Постановлением администрации Солецкого муниципального района от 11 мая 2016 года №683 в муниципальную собственность приняты объекты централизованной системы водоснабжения и водоотведения, в том числе, здания биологических очистных сооружений (далее - БОС), расположенных по адресам: г.Сольцы, ул.Новгородская, д.99а, и г.Сольцы, ул.Покровская, д.20а. Указанные объекты переданы в хозяйственное ведение МУП «ЖКХ Солецкого района» на основании постановления администрации Солецкого муниципального района от 31 мая 2016 года №807. Согласно акту обследования технического состояния объекта от 20 мая 2022 года установлено, что здание БОС расположено по адресу: Новгородская область, г.Сольцы, ул.Покровская, д.20а, года постройки - 1979. Фундамент и отмостка разрушены, требуют капитального ремонта. Несущие стены имеют массовые прогрессирующие сквозные трещины, ослабление и частичное разрушения кладки, выветривание швов, заметное искривление стен. Разрушение наружной кладки по все периметру здания на глубину более 40% ее толщины. Требуется незамедлительный ремонт стен, местами замена кладки, в связи с ее возможным обрушением. Перегородки (внутренние стены) требуют замены. Потолки (в помещении лаборатории) требует ремонта штукатурного слоя, обработка от плесени. Перекрытия э/б плиты - требуется замена разрушенных железобетонных плит. Кровля в аварийном состоянии, требует замены. Электропроводка старая, неправильный электромонтаж к сетям - требуется полная замена электропроводки. Согласно акту обследования технического состояния объекта от 20 мая 2022 года установлено, что здание БОС расположено по адресу: Новгородская область, г.Сольцы, ул.Новгородская, д.99а, год постройки - 1979. Фундамент и отмостка разрушены, требуют капитального ремонта. Несущие стены имеют повреждения, отклонения от вертикальных и горизонтальных осей. Разрушение наружной кладки по все периметру здания на глубину более 40% ее толщины. Задняя стена здания стянута металлическими накладками, подперта тремя металлическими трубами диаметром 159 мм. Разрушение кирпичной кладки внутренних стен в помещении биофильтров. Требуется незамедлительный ремонт стен, местами замена, в связи с ее возможным обрушением. Перегородки (внутренние стены) требуют капитального ремонта стен. Перекрытия ж/б плиты - требуется частичная замена железобетонных плит. Кровля требует капитального ремонта. Осмотр указанных зданий проводился 05.09.2017, 26.1.2018 с составлением актов обследований, в которых отражены аналогичные актам от 20 мая 21022 года сведения в отношении обследуемых объектов. Согласно справке главного специалиста - эксперта территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Новгородской области в Старорусском районе, по результатам мероприятий, проведенных 26 октября 2018 года, санитарное состояние БОС г.Сольцы неудовлетворительное. Существующим БОС требуется техническое перевооружение, реконструкция/ремонт, разработка и выполнение мероприятий, направленных на соблюдение гигиенических нормативов качества воды водных объектов. В отношении МУП «ЖКХ Солецкого района» в период с 02 марта 2020 года по 06 апреля 2020 года проведена плановая выездная проверка Северо-Западным межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, по результатам которой выявлено нарушение ч.6 ст.56, п.1 ч.6 ст.60 ВК РФ, выразившееся в осуществлении эксплуатации объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду «Выпуск сточных вод №2 в р. Шелонь», расположенного по адресу: ул.Покровская, д.20а, г.Сольцы, сброса веществ в составе сточных вод по выпуску №2 в р. Шелонь с превышением установленных нормативов. По результатам проверки МУП «ЖКХ Солецкого района» выдано предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 06.04.2021 №ПВ-1/11. Трижды Северо-Западным межрегиональный управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования проводились внеплановые проверки на предмет исполнения выданных предписаний, в том числе, последнего предписания со сроком до 16.03.2022, по результатам которых установлено, что выявленное нарушение не устранено до настоящего времени. Таким образом, предприятия допускает сброс загрязняющих веществ со сточными водами в водный объект в превышениями допустимой концентрации веществ, что свидетельствует о том, что сточные воды не подвергаются надлежащей очистке, в результате чего складывается неблагоприятная санитарно-эпидемиологическая обстановка, угрожающая санитарно-эпидемиологическому и экологическому благополучию муниципального образования, что недопустимо. По результатам визуального осмотра здания станции очистки сточных вод г.Сольцы директоров ГБУ «УКС Новгородской области» Федоровым В.Ю. представлена справка, согласно которой обнаружен ряд деформаций и повреждений несущих и ограждающих конструкций сооружения. Техническое состояние наружных стен недопустимое, техническое состояние несущих вертикальных элементов (колонн) ограничено работоспособное. Горизонтальные несущие элементы каркаса (балки) и плиты перекрытия имеют ограниченно работоспособное техническое состояние. В ходе обследования указанных зданий БОС проведенной прокуратурой Солецкого района совместно с мастером участка МУП «ЖКХ Солецкого района» установлено, что в отношении зданий с 2013 года капитальный ремонт не производился, стены, кровля зданий имеют повреждения, установленные актами обследования от 05.09.2017, 26.10.2018, 20.05.2022. В зданиях круглосуточно находятся работники МУП «ЖКХ Солецкого района», работают посменно. Выполнение трудовых функций работниками МУП «ЖКХ Солецкого района» в зданиях, конструктивные элементы которых в отдельности требуют как незамедлительного ремонта, в связи с угрозой обрушения, так и капитального ремонта, очевидно не отвечает требованиям безопасности и гигиены.
В судебном заседании прокурор Ситенков И.А. поддержал требования, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представители ответчиков МУП «ЖКХ Солецкого района» и администрации Солецкого муниципального округа в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей ответчиков.
Заслушав представителя истца, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон №7-ФЗ) каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды (ст.34 Закона №7-ФЗ).
В силу \ст.3 Закона №7-ФЗ, хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.
На основании ч.1 ст.55 Закона №7-ФЗ, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические и физические лица при осуществлении хозяйственной и иной деятельности обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия шума, вибрации, электрических, электромагнитных, магнитных полей и иного негативного воздействия на окружающую среду в населенных пунктах, зонах отдыха, местах обитания диких зверей и птиц, в том числе их размножения, на естественные экологические системы и природные ландшафты.
В соответствии со ст.5 Федерального закона от 30.12.2009 №384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Технический регламент), безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта (далее также - строительство) и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации, консервации и сноса.
Строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате:
1) разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей;
2) разрушения всего здания, сооружения или их части;
3) деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории;
4) повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности (ст.7 Технического регламента).
Здания и сооружения должны быть спроектированы таким образом, чтобы в процессе их строительства и эксплуатации не возникало угрозы оказания негативного воздействия на окружающую среду (ст.14 Технического регламента).
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (ч.1 ст.51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ).
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Постановлением администрации Солецкого муниципального района от 11 мая 2016 года №683 в муниципальную собственность приняты объекты централизованной системы водоснабжения и водоотведения, в том числе, здания БОС, расположенных по адресам: г.Сольцы, ул.Новгородская, д.99а, и г.Сольцы, ул.Покровская, д.20а.
На основании постановления администрации Солецкого муниципального района от 31 мая 2016 года №807 «О закреплении на праве хозяйственного ведения муниципального имущества за МУП «ЖКХ Солецкого района» (л.д.27) объекты централизованной системы водоснабжения и водоотведения, в том числе здания БОС по адресам: г.Сольцы, ул.Новгородская, д.99а, и г.Сольцы, ул.Покровская, д.20а, переданы в хозяйственное ведение МУП «ЖКХ Солецкого района», что подтверждается перечнем муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за МУП «ЖКХ Солецкого района» (л.д.28-30).
Как видно из материалов дела, в ходе прокурорской проверки с участием специалистов Управления Роспотребнадзора по Новгородской области и МУП «ЖКХ Солецкого района» установлено, что в нарушение требований законодательства о водоотведении санитарное состояние зданий БОС, расположенных по адресам: г.Сольцы, ул.Новгородская, д.99а, и г.Сольцы, ул.Покровская, д.20а, неудовлетворительное, требуется техническое перевооружение, реконструкция/ремонт, разработка и выполнение мероприятий, направленных на соблюдение гигиенических нормативов качества воды полных объектов. Кроме того, осуществляется эксплуатация объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду «Выпуск сточных вод №1 в р. Шелонь», расположенного по адресу: ул.Покровская, д.20а, в г.Сольцы, сброса веществ в составе сточных вод по выпуску №2 в р. Шелонь с превышением установленных нормативов.
Данные факты подтверждены актами осмотра здания от 05.09.2017, 26.10.2018, 20.05.2022 (л.д.31-45), актами обследования технического состояния объекта от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.50-53, 60-63), фототаблицами (л.д.54-58, 64-67), актом обследования от 24 августа 2023 года (л.д.69-70), фототаблицей (л.д.71-75).
Согласно сведениям ТО Управления Роспотребнадзора по Новгородской области в Старорусском районе от 29.10.2018 №423 (л.д.46), санитарное состояние БОС г.Сольцы неудовлетворительное. Существующим БОС требуется техническое перевооружение, реконструкция / ремонт, разработка и выполнение мероприятий, направленных на соблюдение гигиенических нормативов качества воды водных объектов.
Исходя из справки ГБУ «Управление капитального строительства Новгородской области» по результатам визуального осмотра здания станции очистки сточных вод г.Сольцы от 08.11.2018, в ходе визуального осмотра здания станции очистки сточных вод города Сольцы был обнаружен ряд повреждений и деформации несущих и ограждающих конструкций сооружения, техническое состояние наружных стен недопустимое, техническое состояние несущих вертикальных элементов (колонн) ограничено работоспособное, горизонтальные несущие элементы каркаса (балки) и плиты перекрытия имеют ограниченно работоспособное техническое состояние (л.д.48-49).
Согласно информации Северо-Западного Межрегионального Управления Росприроднадзора от 28.12.2021 (л.д.76-78), в соответствии с Федеральным реестром объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, МУП «ЖКХ Солецкого района» эксплуатирует, в том числе, БОС «Выпуск сточных вод №2 в р. Шелонь» МУП «ЖКХ Солецкого района» по адресу: г.Сольцы, ул.Покровская, д.20А. В отношении МУП «ЖКХ Солецкого района» проведена выездная проверка в период 02.03.2020 по 06.04.2020, по результатам которой выявлено нарушение ч.6 ст.56, п.1 ч.6 ст.60 Водного кодекса РФ от 03.06.2006 №74-ФЗ, выразившееся в осуществлении при эксплуатации объекта «Выпуск сточных вод №2 в р. Шелонь» по адресу: г.Сольцы, ул.Покровская, д.20А, сброса веществ в составе сточных вод по выпуску №2 в р. Шелонь с превышением установленных Нормативов допустимого сброса в р. Шелонь, утвержденных приказом Невско-Ладожского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 13.07.2016 №257. Предприятию выдано предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 06.04.2021 №ПВ-1/11. Постановлением от 28.04.2020 МУП «ЖКХ Солецкого района» привлечено к административной ответственности по ч.4 ст.8.13 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 150000 руб., которое исполнено. Внесено представление от 28.04.2020 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. Постановлением от 28.04.2020 должностное лицо - инженер по охране окружающей среды (эколог) 1 категории МУП «ЖКХ Солецкого района» Иванова Т.Е. привлечена к административной ответственности по ч.4 ст.8.13 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 50000 руб. Внесено представление от 28.04.2020 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. В соответствии с решением Солецкого районного суда Новгородской области от 16.06.2020 по делу №12-28/2020, указанное постановление изменено в части назначения административного штрафа в размере 25000 руб., постановление исполнено. Выявленное по результатам плановой выездной проверки нарушение предприятием не устранено.
Из сообщения Союза организаций профсоюзов «Новгородская областная федерация профсоюзов» (далее - Союз профсоюзов) прокурору Новгородской области от 02.08.2023 №294 (л.д.79) следует, что в апреле 2023 года в Союз профсоюзов обратилась Новгородская областная организация профсоюза работников жизнеобеспечения с просьбой оказать содействие в решении вопросов обеспечения безопасности труда работников на БОС МУП «ЖКХ Солецкого района» в связи с частичным разрушением стен на данных объектах. 10.04.2023 Союз профсоюзов обратился к руководителю государственной инспекции труда в Новгородской области с предложением провести проверку соблюдения требований безопасности труда на объектах очистных сооружений МУП «ЖКХ Солецкого района». Выездная проверка была осуществлены в форме профилактического визита и не оказала должного влияния на исключение опасности труда работников на данных объектах. На проблемы, связанные с обрушением стен очистных сооружений, в письмах в 2023 году к министру ЖКХ и ТЭК новгородской области и главе Солецкого муниципального округа обращала внимание председатель Новгородской областной организации профсоюза работников жизнеобеспечения, однако, до настоящего времени эффективных мер по решению вопросов безопасности на данных объектах не принято. Просит оказать дополнительные меры по ускорению решения вопросов нормализации положения с безопасностью труда на БОС города и гарнизона МУП «ЖКХ Солецкого района».
Согласно информации администрации Солецкого муниципального округа от 03 мая 2023 года (л.д.80-81) о принимаемых мерах по приведению БОС, расположенных по адресу: г.Сольцы, ул.Новгородская, д.99а, и г.Сольцы, ул.Покровская, д.20а, в нормативное состояние. Объекты централизованной системы водоснабжения и водоотведения, расположенные на территории Солецкого округа, в том числе и БОС, являются муниципальной собственностью с 2016 года. До этого все объекты ВКХ находились в государственной собственности. Согласно Устава МУП «ЖКХ Солецкого района» несет бремя содержания имущества, находящегося у него в хозяйственном ведении. При этом администрацией муниципального округа, начиная с 2021 года, ежегодно подавались заявки на разработку проектно-сметной документации на строительство новых современных канализационных очистных сооружений, были получены отказы. По информации Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области, ориентировочная стоимость модернизации очистных сооружений посредством установки модульных очистных сооружений составляет 350,0 млн.руб., а ориентировочная стоимость строительства новых совершенных канализационных очистных сооружений, включая разработку проектной документации, составляет 500,0 млн.руб. Администрацией муниципального округа было направлено письмо в ГБУ «Управление капитального строительства Новгородской области» с просьбой о выделении специалистов для обследования БОСов и выдачи технических решений для устранения проблемы. По заключению ГБУ «УКС Новгородской области» необходимо произвести демонтаж конструкций и установку защитных ангарных ограждений, стоимость данных работ составит порядка 55,0-65,0 млн.руб. Таких денежных средств в бюджете муниципального округа и МУП «ЖКХ Солецкого района» не имеется, без привлечения дополнительных денежных средств из федерального и областного бюджетов решить проблему с приведением БОСов в нормативное состояние не представляется возможным.
Согласно сообщениям Новгородской областной организации Общественной организации Общероссийского профессионального союза работников жизнеобеспечения от 29.03.2023 №43, 44, направленным в администрацию Солецкого муниципального округа и Министру ЖКХ и ТЭК Новгородской области, по факту аварийного состояния зданий БОС города Сольцы и гарнизона, находящегося на обслуживании МУП «ЖКХ Солецкого района» и угрозе жизни для обслуживания персонала. Критическое состояние данных объектов подтверждается актами осмотра зданий БОС по ул.Покровская, д.20а, по ул.Новгородская, д.99а, в 2017, 2018,2022 годах. Дальнейшая эксплуатация БОС может привести к аварии, которая может иметь тяжелые последствия: несчастные случаи на производстве с работниками предприятия, экологическую аварию с выбросом сточных вод (л.д.82, 84).
Предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами Новгородской области, нормативными правовыми актами Солецкого муниципального округа, а также Уставом.
Исходя из системного анализа приведенных норм материального права, с учетом фактических обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что указанные нарушения ущемляют права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку муниципального округа, а также нарушают права работников БОС на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены.
В соответствии со ст.22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
Факт нарушения законодательства о водоотведении в судебном заседании установлен и не отрицается представителями ответчиков.
Во время досудебной подготовки представителями ответчиков не было представлено каких-либо доказательств, опровергающих доводы искового заявления.
Таким образом, суд полагает, что МУП «ЖКХ Солецкого района», администрацией Солецкого муниципального округа допущено незаконное бездействие по непринятию мер к соблюдению требований законодательства о водоотведении.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъекта РФ, муниципального образования.
В данном случае прокурор обратился в суд в целях обеспечения соблюдения требований законодательства о водоотведении в защиту интересов неопределенного круга лиц, т.е. лиц, которых невозможно индивидуализировать, привлечь в процесс и разрешить вопрос о правах и обязанностях каждого из них. Суд полагает, что прокурор Солецкого района действовал в рамках представленных ему полномочий.
Таким образом, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных средств, если данные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого это решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание позицию истца, финансовые возможности ответчиков, иные обстоятельства, учитывая, что мероприятия по устранению выявленных нарушений требуют значительных затрат времени и средств, суд полагает необходимым установить срок до 12 месяцев, в течение которого ответчики должны устранить допущенные нарушения требований законодательства о водоотведении.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 11, 56, 198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Солецкого района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Жилищно-коммунальное хозяйство Солецкого района», администрации Солецкого муниципального округаоб обязании произвести реконструкцию зданий биологически-очистных сооружений удовлетворить.
Обязать муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство Солецкого района», администрацию Солецкого муниципального округа в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести реконструкцию зданий биологически-очистных сооружений по адресам: ул.Новгородская, д.99а, г.Сольцы, Новгородская область; ул.Покровская, д.20а, г.Сольцы, Новгородская область.
Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Солецкий районный суд в течение месяца со дня вынесения.
Председательствующий Д.А.Киселёв