Дело № 2-954/2021
25RS0004-01-2020-006508-75
Мотивированное решение
изготовлено 26.04.2021
Решение
Именем Российской Федерации
20 апреля 2021 года г.Владивосток
Фрунзенский районный суд г. Владивостока в составе
председательствующего судьи Бакшиной Н.В.,
при помощнике Швайко П.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае к ФИО1 о взыскании неосновательного обогащения,
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> обратилось в суд с названным иском, в обоснование заявленных требований указав, что Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> (далее - Территориальное управление) в соответствии с приказом Росимущества от дата № является органом, наделённым полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории <адрес>.
Земельный участок с кадастровым номером 25:28:050036:10, общей площадью 154 360 +/- 137 кв.м, имеющий местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 176 м от ориентира по направлению на северо-восток. Почтовый адрес ориентира: <адрес> (далее - Земельный участок) является собственностью Российской Федерации, о чём в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) сделана запись о государственной регистрации права № от дата.
В границах Земельного участка расположен жилой дом с кадастровым номером 25:28:050036:820, площадью 152,4 кв.м, адрес: <адрес> (далее - Жилой дом), являющийся собственностью гражданки ФИО1, о чём в ЕГРН сделана запись о государственной регистрации права № от дата.
Территориальное управление имеет законное основание для взыскания с гражданки ФИО1 платы за необоснованное обогащение при использовании части Земельного участка, на котором размещён принадлежащий ей Жилой дом.
Согласно заявлению представителя ТСЖ «Наука» (вх. № от дата), на основании общего собрания от дата и согласованной схемы раздела Земельного участка, часть Земельного участка, на которой расположен жилой дом (предыдущий собственник - ФИО1), имеет площадь 1418 кв.м, в связи с чем Территориальное управление рассчитало сумму за фактическое пользование гражданкой ФИО1 части Земельного участка площадью 1418 кв.м, за период с дата по дата в размере 714 549, 41 рубля.
Данный расчёт платы за фактическое пользование части Земельного
участка был определён в соответствии с пунктом 6 Правил определения
размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от дата № на основании отчёта об оценке от дата №.193, проведённого ООО «Центр развития инвестиций», в рамках договора об оказании услуг по оценке находящегося в федеральной собственности имущества №.
В рамках досудебного урегулирования возникшего спора Территориальное управление направляло гражданке ФИО1 письмо (исх. № от дата), в котором предлагало в срок до дата оплатить 714 549, 41 рубль по указанным реквизитам. Гражданка ФИО1 оплату за фактическое пользование части Земельного участка не произвела.
Просит суд взыскать с ответчика неосновательное обогащение за фактическое пользование частью Земельного участка за период с дата по дата в размере 714 549, 41 рубля, которое надлежит перечислить на счёт УФК по <адрес> (Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>) ИНН 2540155517, расчетный счёт № в Дальневосточном ГУ банка России КПП 254001001, ОКТМО 05701000, БИК 040507001, КБК 167 111 05 021 01 6000 120.
В судебном заседании представитель истца изменил исковые требования, просил взыскать в пользу Российской Федерации в лице Территориального управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> неосновательное обогащение за фактическое использование ФИО1 1418 кв.м площади Земельного участка, являющегося собственность Российской Федерации, за период, с учетом заявления ответчика о пропуске срока исковой давности, с дата по дата (за 808 дней) в размере 475 483, 76 рублей, которые надлежит перечислить на счёт УФК по <адрес> (Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>) ИНН 2540155517, расчетный счёт № в Дальневосточном ГУ банка России КПП 254001001, ОКТМО 05701000, БИК 040507001, КБК 167 111 05 021 01 6000 120.
Ответчик в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что истцом неверно произведен расчет, заявила о пропуске срока исковой давности.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие ответчика.
Суд, выслушав пояснения представителей истца и ответчика исследовав и оценив представленные доказательства, находит исковые требования подлежащими удовлетворению частично.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте ч.3 ст.123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (ст.67 ГПК РФ).
Согласно п. 1 постановления Правительства РФ от дата № «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» (далее - постановление Правительства РФ №), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти).
В соответствии с п. 5.37 постановления Правительства РФ №, федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации на территории Российской Федерации и за рубежом.
Согласно приказу Росимущества от дата № «О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом» Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> является органом, наделённым полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории <адрес>.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 25:28:050036:10, общей площадью 154 360 +/- 137 кв.м, имеющий местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 176 м от ориентира по направлению на северо-восток. Почтовый адрес ориентира: <адрес> (далее - Земельный участок) является собственностью Российской Федерации, о чём в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) сделана запись о государственной регистрации права № от дата.
Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что в границах Земельного участка расположен жилой дом с кадастровым номером 25:28:050036:820, площадью 152,4 кв.м, адрес: <адрес> (далее - Жилой дом), являющийся собственностью гражданки ФИО1, о чём в ЕГРН сделана запись о государственной регистрации права № от дата.
Право собственности ФИО1 зарегистрировано на основании свидетельства о праве на наследство по закону от дата, свидетельство о праве собственности от дата, что подтверждается выпиской из ЕГРП от дата. В свою очередь, документами, послужившими основанием для государственной регистрации права собственности ФИО1, являлись договор долевого участия в строительстве малоэтажной застройки Академгородка (район <адрес> в <адрес>) от дата №, договор переуступки прав по договору долевого участия от дата, акт приемки законченного строительством объекта от дата, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 25-АБ № от дата.
Таким образом, ТУФАУГИ в ПК имеет законное основание для взыскания с ответчика ФИО1 платы при использовании ею части земельного участка, на котором размещён принадлежащий ответчику жилой дом.
В силу подп. 7 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах: платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
В соответствии с п. 1 ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Согласно п. 2 ст. 1102 Гражданского кодекса РФ правила о неосновательном обогащении применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Следовательно, для применения названной нормы права необходимым условием является отсутствие правовых оснований или договорных отношений, а именно приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого не основано ни на законе (иных правовых актах), ни на сделке, прежде всего договоре, т.е. происходит неосновательно.
Таким образом, неосновательное обогащение имеет место при отсутствии у приобретателя правовых оснований на чужое имущество.
Для применения ст. 1102 Гражданского кодекса РФ необходимо наличие объективного результата: факт неосновательного приобретения (сбережения) имущества без должного правового основания. Под правовыми основаниями следует понимать разного рода юридические факты, дающие субъекту основание на получение имущественного права. Перечень обязанностей, предусмотрен статьей 8 Гражданского кодекса РФ.
В соответствии со ст. 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Для взыскания неосновательного обогащения необходимо доказать факт получения ответчиком имущества либо денежных средств без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований и его размер. Недоказанность хотя бы одного из указанных элементов является основанием для отказа в удовлетворении иска.
В силу ст. 1103 Гражданского кодекса РФ, поскольку иное не установлено настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные настоящей главой, подлежат применению также к требованиям; 1) о возврате исполненного по недействительной сделке, 2) об истребовании имущества собственником из чужого незаконного владения, 3) одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством; 4) о возмещении вреда, в том числе причиненного недобросовестным поведением обогатившегося лица.
На основании п. 1 ст. 1104 Гражданского кодекса РФ имущество, составляющее неосновательное обогащение приобретателя, должно быть возвращено потерпевшему в натуре.
Как следует из материалов дела, на основании общего собрания от дата и согласованной схемы раздела Земельного участка, часть Земельного участка, на которой расположен жилой дом (предыдущий собственник - ФИО1), имеет площадь 1418 кв.м, в связи с чем Территориальное управление рассчитало сумму за фактическое пользование гражданкой ФИО1 части Земельного участка площадью 1418 кв.м, за период с дата по дата в размере 475 483, 76 рублей.
Данный расчёт платы за фактическое пользование части Земельного
участка был определён в соответствии с пунктом 6 Правил определения
размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от дата №, на основании отчёта об оценке от дата №.193, проведённого ООО «Центр развития инвестиций», в рамках договора об оказании услуг по оценке находящегося в федеральной собственности имущества №.
Вместе с тем, суд не может признать данный расчет верным в силу следующего.
Сумма неосновательного обогащения за пользование публичным земельным участком без правовых оснований равна арендной плате, рассчитываемой по правилам, установленным уполномоченным органом.
В соответствии с п. 1 постановление Правительства РФ от дата № «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», арендная плата за пользование земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации и расположенными за пределами территории Российской Федерации, взимается в соответствии с нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, регулирующим порядок управления федеральным имуществом, находящимся за пределами Российской Федерации, с учетом права страны, где такие земельные участки находятся, если международными договорами не установлено иное. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за указанные земельные участки определяются договором аренды таких земельных участков без учета положений настоящих Правил.
Из утвержденных постановлением Правительства РФ от дата № Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, (далее - Правила), следует, что размер арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и расположенных на территории Российской Федерации (далее - земельные участки), в расчете на год (далее - арендная плата) определяется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими в отношении таких земельных участков полномочия собственника (далее - федеральные органы исполнительной власти), если иное не установлено федеральными законами, одним из следующих способов: а) на основании кадастровой стоимости земельных участков; б) по результатам торгов, проводимых в форме аукциона (далее - торги); в) в соответствии со ставками арендной платы, утвержденными Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии; г) на основании рыночной стоимости права аренды земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Как указано в п. 1.2 приказа Минэкономразвития России от дата № «Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке», кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для налогообложения, на основе рыночной и иной информации, связанной с экономическими характеристиками его использования, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект.
Кадастровая стоимость представляет собой наиболее вероятную цену объекта недвижимости, по которой он может быть приобретен исходя из возможности продолжения фактического вида его использования независимо от ограничений на распоряжение этим объектом.
Перечень случаев применения кадастровой стоимости при определении арендной платы является исчерпывающим и установлен п.3 Правил, согласно которому, в случае предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, сенокошения или выпаса сельскохозяйственных животных, арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в размере 0,6 процента (подп. «в» п. 3).
Ежегодный размер арендной платы за земельный участок, на котором расположены здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, в случаях, не указанных в пунктах 3 - 5 настоящих Правил, определяется как частное, полученное в результате деления рыночной стоимости права аренды, рассчитанной за весь срок аренды земельного участка и определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, на общий срок договора аренды земельного участка (п. 6 Правил).
Таким образом, расчет арендной платы за пользование занимаемым ответчиком земельным участком следует производить в соответствии с подп. «в» п. 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ №, с учетом кадастровой стоимости земельного участка. Применение в данном случае расчета исходя из рыночной стоимости земельного участка является незаконным и необоснованным.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 25:28:050036:10, общей площадью 154 360 +\- 137 кв.м установлена в размере 253 435 966 рублей.
Ответчику был предоставлен земельный участок площадью 1418 кв.м.
Кадастровая стоимость принадлежащего ответчику земельного участка составляет 2 328 143, 30 рублей (сумма за 1 кв.м. 1641,85 рублей х площадь 1418 кв.м).
Соответственно, арендная плата за 1418 кв.м. составляет: 2 328 143, 30 рублей х 0,6% = 13 968, 86 рублей в год; 13 968, 86 рублей / 12 месяцев = 1164,07 рублей в месяц; 13 968, 86 рублей / 365 дней = 38,27 рублей в день.
Таким образом, сумма за пользование принадлежащим ответчику земельным участком, площадью 1418 кв.м. за период с дата по дата должна составить: (13 968, 86 рублей плата в год х 2 года) + (1164,07 рублей плата в месяц х 2 месяца) + (38,27 рублей плата в день х 17 дней) = 30 916, 45 рублей.
Оценивая все доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что подлежит взысканию с ФИО1 в пользу РФ в лице ТУФАУГИ в ПК неосновательное обогащение за период с дата по дата в размере 30 916, 45 рублей, исходя из расчета кадастровой стоимости земельного участка.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> к ФИО1 о взыскании неосновательного обогащения удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО1 в пользу Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> неосновательное обогащение за период с дата по дата в размере 30 916, 45 рублей.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Фрунзенский районный суд г.Владивостока в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Н.В. Бакшина