Дело № 2-144/2019
(УИД № 02RS0008-01-2019-000266-39)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Усть-Кокса 21 мая 2019 года
Усть-Коксинский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Шатиной С.Н.,
при секретарях Гороховой Л.Н., Штанаковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Усть-Коксинского района Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Усть-Коксинский район» Республики Алтай, МБОУ «Усть-Коксинская СОШ» об обязании устранить нарушения требований законодательства об антитеррористической защищенности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Усть-Коксинского района Республики Алтай обратился в суд с иском (с последующим изменением исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ) в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Усть-Коксинский район» Республики Алтай, МБОУ «Усть-Коксинская СОШ» об обязании провести категорирование объекта и актуализировать паспорт безопасности на здание МБОУ «Усть-Коксинская СОШ», расположенное по адресу: <адрес>, в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; обязании устранить нарушения требований законодательства об антитеррористической защищенности, приняв меры по обеспечению ручным металлодетектором МБОУ «Усть-Коксинская СОШ», расположенное по адресу: <адрес>,в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование иска прокурор указал, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки исполнения законодательства о противодействии терроризму в МБОУ «Усть-Коксинская СОШ» установлены нарушения п.п. 5, 6, 7, пп. «д» п. 10, пп. «б» п. 12, п. 13, пп. «г» п. 18, пп. «б» п. 20, пп. «в» п. 32, п.п. 35, 40-41, 47 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.10.2017 № 1235.
Так, в образовательном учреждении лица, осуществляющие пропускной режим, не обеспечены ручными металлодетекторами, что препятствует надлежащему исполнению положений антитеррористического законодательства, отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в образовательном учреждении и способствует беспрепятственному проносу в образовательное учреждение холодного и огнестрельного оружия и других запрещенных предметов. Образовательному учреждению (среднее количество находящихся в нем лиц составляет от 500 до 530 человек, прогнозируемое количество пострадавших может составить 250 человек, в результате совершения террористического акта на котором прогнозируемый размер материального ущерба и ущерба окружающей природной среде может составить составляет от 5 до 50 млн. рублей) вместо 2 категории присвоена 3 категория
В соответствии с Уставом школы учредителем и собственником имущества Учреждения является Муниципальное образование «Усть-Коксинский район» Республики Алтай.
Уставом муниципального образования «Усть-Коксинский район» администрация наделена полномочиями по обеспечению исполнительно-распорядительных функций по эффективному решению вопросов местного значения Усть-Коксинского муниципального района в интересах населения, разработке проекта местного бюджета, его исполнения; участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории района; обеспечение выполнения требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления района; создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; наделение имуществом муниципальных предприятий и учреждений, осуществление контроля за его использованием по назначению и сохранностью, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, управления имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Указанные нарушения требований закона в случае террористических проявлений создает угрозу жизни и здоровью обучающихся, воспитанников и работников, находящихся в зданиях образовательных учреждений Усть-Коксинского района, как в настоящее время, так и в будущем, чем нарушает конституционные права неопределенного круга лиц.
В судебном заседании помощник прокурора Усть-Коксинского района Копцев А.В. поддержал исковые требования в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации МО «Усть-Коксинский район» Иркитова Ю.В. в судебное заседание не явилась, обратившись с ходатайством о рассмотрении дела без их участия, по исковым требованиям возражений не имеют.
Ответчик МБОУ «Усть-Коксинская СОШ» в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
Суд, выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательного учреждения относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
В силу п. 2 ч. 6 ст. 28 указанного Федерального закона образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Федеральным законом от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» определены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики проявлений терроризма.
В соответствии со ст. 2 данного Федерального закона одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является приоритет мер предупреждения терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно пп. «а» и «б» п. 4 и п. 6 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Во исполнение вышеуказанных положений Федерального закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 07.10.2017 г. № 1235 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территории), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее – Требования), вступившее в законную силу с 21.10.2017 г., которым установлены обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации.
Пунктом 5 указанных Требований установлено, что в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом потенциальной опасности и степени угрозы совершения террористического акта на объектах (территориях), значимости объектов (территорий) для инфраструктуры и жизнеобеспечения и возможных последствий совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий).
Категорирование осуществляется в отношении функционирующих (эксплуатируемых) объектов (территорий) при вводе объектов (территорий) в эксплуатацию, а также в случае изменения характеристик объектов (территорий), которые могут повлиять на изменение ранее присвоенной категории.
В соответствии с пунктом 13 указанных Требований всем объектам (территориям) присваивается категория, соответствующая наивысшему количественному показателю любого из критериев категорирования, указанных в пункте 12 настоящих требований.
Согласно п. 6 Требований степень угрозы совершения террористического акта на объекте (территории) определяется на основании данных об обстановке в районе расположения объекта (территории), о возможных угрозах совершения террористического акта, а также на основании количественных показателей статистических данных (сведений) о совершенных и предотвращенных за последние 12 месяцев террористических актах на территории субъекта Российской Федерации (за исключением заведомо ложных сообщений об угрозе совершения и (или) о совершении террористического акта), на которой располагается объект (территория).
Возможные последствия совершения террористического акта на объекте (территории) определяются на основании прогнозных показателей о количестве людей, которые могут погибнуть или получить вред здоровью, и возможном материальном ущербе, прогнозный показатель которого принимается равным балансовой стоимости объекта (территории).
В пп. «б» п. 12 Требований указано, что с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения к объектам (территориям) второй категории опасности относятся: объекты (территории), расположенные на территории субъекта Российской Федерации, в котором в течение последних 12 месяцев совершено (предпринято попыток к совершению) менее 3 террористических актов; объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 100 до 500 человек; объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемый размер материального ущерба и ущерба окружающей природной среде составляет от 5 до 50 млн. рублей.
МБОУ «Усть-Коксинская СОШ» распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ главы администрации МО «Усть-Коксинский район» «Об утверждении перечня мест массового пребывания людей на территории МО «Усть-Коксинский район» отнесено к месту массового пребывания людей.
Согласно разделу V паспорта безопасности МБОУ «Усть-Коксинская СОШ» возможный экономический ущерб при частичном и полном разрушении здания не указаны, возможные людские потери указано могут составить до 50%, среднее количество находящихся на объекте лиц составляет 500 человек, и прогнозируемое количество пострадавших может составить 250 человек, что является основанием для изменения категории объекта. Кроме того, сама возможность по прогнозу наличия количества пострадавших до 250 человек свидетельствует о необходимости принятия достаточного комплекса мер по защите людей.
Вместе с тем по паспорту безопасности МБОУ «Усть-Коксинская СОШ» по результатам обследования присвоена меньшая 3 категория опасности.
В соответствии п. 1 ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
Согласно пп. «г» п. 18 Требований воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством обеспечения оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны.
Из положений пп. «б» п. 20 Требований следует, что пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством своевременного выявления фактов нарушения пропускного режима, попыток вноса (ввоза) и проноса (провоза) запрещенных предметов (взрывчатых, отравляющих веществ, оружия, боеприпасов, наркотических и других опасных предметов и веществ) на объекты (территории).
Соответственно, пресечение попыток совершения террористических актов в здании учреждения независимо от степени его защищенности и категории опасности должно достигаться посредством своевременного выявления нарушения пропускного режима, попыток вноса (ввоза) и проноса (провоза) запрещенных предметов (взрывчатых, отравляющих веществ, оружия, боеприпасов, наркотических и других опасных предметов и веществ).
В нарушение указанных требований в образовательном учреждении лица, осуществляющие пропускной режим, не обеспечены ручными металлодетекторами, что подтверждается ответом на запрос прокурора начальника управления образования администрации МО «Усть-Коксинский район» за № от ДД.ММ.ГГГГ и препятствует надлежащему исполнению указанных положений антитеррористического законодательства, отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в образовательном учреждении и способствует беспрепятственному проносу в образовательное учреждение холодного и огнестрельного оружия и других запрещенных предметов.
Согласно Уставу МБОУ «Усть-Коксинская СОШ», школа является бюджетным общеобразовательным учреждением. Учредителем и собственником имущества Учреждения является МО «Усть-Коксинский район» РА. Часть полномочий Учредителя осуществляет управление образования администрации МО «Усть-Коксинский район» Республики Алтай. Имущество закреплено за учреждением на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Учреждение находится в ведомственном подчинении главного распорядителя средств бюджета муниципального образования «Усть-Коксинский район», уполномоченного в сфере образования - управления образования администрации МО «Усть-Коксинский район» Республики Алтай №).
На основании ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Вышеуказанные нарушения требований законодательства о противодействию терроризму в случае террористических проявлений создает угрозу жизни и здоровью обучающихся, воспитанников и работников, находящихся в здании образовательной организации, в связи с этим исковые требования суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда, обязывающее ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, должно быть исполнено. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Суд полагает возможным установить ответчикам шестимесячный срок для обеспечения образовательной организации ручным металлодетектором и четыре месяца для проведения категорирования объекта и актуализирования паспорта безопасности здания школы, полагая данные сроки достаточными для устранения нарушений.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Усть-Коксинского района Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Усть-Коксинский район» Республики Алтай, МБОУ «Усть-Коксинская СОШ» об обязании устранить нарушения требований законодательства об антитеррористической защищенности удовлетворить в полном объеме.
Обязать МБОУ «Усть-Коксинская СОШ», администрацию МО «Усть-Коксинский район» провести категорирование объекта и актуализировать паспорт безопасности на здание МБОУ «Усть-Коксинская СОШ», расположенное по адресу: <адрес>, в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать МБОУ «Усть-Коксинская СОШ», администрацию муниципального образования «Усть-Коксинский район» устранить нарушения требований законодательства об антитеррористической защищенности, приняв меры по обеспечению ручным металлодетектором МБОУ «Усть-Коксинская СОШ», расположенное по адресу: <адрес>, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Усть-Коксинский районный суд.
Судья С.Н. Шатина
Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.