Решение по делу № 2-426/2020 от 17.06.2020

Дело № 2-426/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 августа 2020 года г. Николаевск-на-Амуре

    

Николаевский-на-Амуре городской суд Хабаровского края в составе:

председательствующего судьи Федоренко Н.В.,

с участием представителя войсковой части 13178 Гетьман Е.А., действующей на основании доверенности от 01.03.2019,

при сведении протокола судебного заседания помощником судьи Евдокимовой О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Черепанова Сергея Васильевича к войсковой части 13178, Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование восточного военного округа», Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу» о взыскании денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

    Истец Черепанов С.В. обратился в суд с иском к войсковой части 13178, ФКУ «ОСК Восточного военного округа», ФКУ «УФО МО РФ по ВВО» о взыскании денежных средств, потраченных на прохождение медицинского осмотра.

В обоснование требований истец указал, что он работает в войсковой части 13178. С 30.04.2020 по 07.05.2020 по требованию работодателя он прошел за собственные денежные средства очередную медицинскую комиссию в КГБУЗ «НЦРБ» министерства здравоохранения Хабаровского края, Поликлиника № 2, расположенной по адресу: г. Николаевск-на-Амуре, ул. Приамурская, д. 137. Руководствуясь статьями 213, 214 Трудового кодекса РФ истец просил суд взыскать в его пользу денежные средства, затраченные на прохождение медицинской комиссии, в сумме 7 159,73 руб.

В судебное заседание истец Черепанов С.В. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия, о чем предоставил заявление.

В судебном заседании представитель ответчика войсковой части 13178 Гетьман Е.А. с исковыми требованиями согласилась, пояснила, что работодатель должен обеспечить для работника прохождение медицинской комиссии. Однако учитывая, что войсковая часть является федеральным учреждением, которое является структурным подразделением ОСК ВВО и не имеет своих лицевых счетов, самостоятельно она не может организовать заключение договора с медицинской организацией. В г. Николаевске-на-Амуре отсутствуют военные медицинские учреждения. Работодатель в лице командира войсковой части принял решение обратиться к каждому работнику с письмом, где он просит работника пройти медицинскую комиссию за свой счет. Работники, которые работают в организациях, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, должны проходить комиссию один раз в год. Это распространяется также на работников плавсостава.

    В судебное заседание ответчик ФКУ «ОСК Восточного военного округа» своего представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие, о чем указали в письменных возражениях относительно иска, из которых также следует, что в соответствии с частью 3 статьи 11 Трудового кодекса РФ все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. Черепанов С.В. состоит в трудовых отношениях с войсковой частью 13178 в должности радиотехника МГС-272. Полномочия работодателя в отношении работников воинских частей осуществляют командиры (начальники) воинских частей на основании приказа Министра обороны РФ от 29.12.2012 № 3910. При этом на должностных лиц, наделенных полномочиями работодателя, возложена персональная ответственность за соблюдение норм трудового законодательства. Статьей 213 Трудового кодекса РФ установлено, что работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры. Предусмотренные настоящей статьей медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя. Согласно главе III Порядка проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, установленного Приказом от 12.04.2011 «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (облсдеований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»: направление работника на периодический медицинский осмотр заполняется на основании утвержденного работодателем списка; список контингента, разработанный и утвержденный работодателем в 10-дневный срок направляется в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора по фактическому месту нахождения работодателя; перед проведением периодического осмотра работодатель (его уполномоченный представитель) обязан вручить лицу, направляемому на периодическим осмотр, направление на периодический медицинский осмотр, оформленное в соответствии с пунктом 8 настоящего Порядка. Истцом не представлено доказательств того, что работодатель в лице войсковой части 13178 выдавал направление Черепанову С.В. на периодический медицинский осмотр, либо издавал соответствующий приказ. Кроме того, отсутствуют доказательства того, что Черепанов С.В. был отстранен от работы (не допущен к работе) командиром войсковой части 13178 в связи с непрохождением медицинской комиссии. Финансовое обеспечением войсковой части 13178 возложено на ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Восточном военному округу» в лице филиала № 1. Таким образом, Черепанов С.В. не предоставил направление на периодический медицинский осмотр, а значит, обстоятельство направления его работодателем на периодический осмотр является недоказанным. Просила суд отказать в удовлетворении исковых требований Черепанова С.В. к ФКУ «ОСК ВВО» в полном объеме.

    В судебное заседание ответчик ФКУ «УФО МО РФ по ВВО» своего представителя не направил, о времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом, от филиала № 1 ФКУ «УФО МО РФ по ВВО» поступили письменные возражения относительно иска, из которых следует, что денежные средства, выделяемые из федерального бюджета для финансирования расходов войсковой части 13178 по утвержденной бюджетной смете, поступают и расходуются через лицевой счет Филиала № 1. Отсутствие у войсковой части лицевого счета в органах Федерального казначейства не является препятствие для взыскания денежных средств с ФКУ «ОСК ВВО», медицинской службы округа, и не может быть основанием для обращения взыскания расходов на Учреждение и Филиал № 1. В соответствии с пунктами 23, 25, 26, 42, 44 приказа Минсоцздравразвития РФ от 12.04.2011 № 302н очевидно, что для целей проведения медосмотров работников предполагается непосредственное взаимодействие между работодателем и медицинской организацией. Фактически, исполнение содержащихся в данных нормах требований без установления договорных отношений между указанными сторонами невозможно. Поэтому учреждение, направляющее своих работников на медосмотр, обязано оплачивать соответствующие услуги медицинской организации самостоятельно в рамках договора с ней. Ситуация, при которой договор с медицинской организацией на проведение обязательных медосомтров работодатель не заключает, а лишь компенсирует расходы работников, которые самостоятельно производят их оплату, может расцениваться как нарушающая требования законодательства об охране труда, и работодатель может быть привлечен к административной ответственности. Кроме того, возмещаемые организацией суммы расходов работников по оплате медосмотров, не являются компенсационными выплатами и облагаются страховыми взносами, следовательно, денежные средства не могут быть взысканы с лицевого счета филиала № 1, в связи с тем, что денежные средства, поступающие на лицевой счет филиала № 1 предназначены для выплаты заработной платы и иных компенсационных и стимулирующих выплат, но не как не для возмещения расходов по прохождению медосмотров. Финансирование и выделение денежных средств на предупредительные меры, а именно на прохождение работников обязательного медицинского осмотра производится на лицевой счет ФКУ «Объединенное стратегическое командование по Восточному военному округу», следовательно, заключение договоров также является обязательством ФКУ «ОСК ВВО» и в случае отсутствия договора с лечебным учреждением на прохождение работниками воинских частей бесплатного медицинского осмотра за счет собственных средств работодателя, необходимо взыскивать денежные средства, затраченные на прохождение работниками воинских частей обязательных медосмотров с лицевого счета ФКУ «ОСК ВВО». Просили в удовлетворении исковых требований Черепанова С.В. о взыскании денежных средств за прохождение медицинского осмотра отказать.

    Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав лицо, участвующее в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

    Согласно статье 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований.

В силу статьи 213 Трудового кодекса РФ работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры. Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, порядок проведения таких осмотров определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со статьей 214 Трудового кодекса РФ работник обязан проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медицинские осмотры, а также проходить внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

    Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.04.20114 № 302н утвержден перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), согласно приложению № 1; перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, согласно приложению № 2; Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, согласно приложению № 3.

    В перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников включены работы в особых географических регионах со значительным удалением мест проведения работ от медицинских учреждений, оказывающих специализированную медицинскую помощь, включая работы, выполняемые по трудовым договорам в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (подпункту 4.4 пункта 4 приложения № 2 к Приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н).

Периодичность осмотров предусмотрена 1 раз в год, с участием врачей невролога, офтальмолога, хирурга, оториноларинголога, стоматолога, дерматовенеролога.

    В соответствии с пунктом 19 указанного выше Порядка периодические осмотры проводятся на основании поименных списков, разработанных на основании контингентов работников, подлежащих периодическим и (или) предварительным осмотрам, с указанием вредных (опасных) производственных факторов, а также вида работы в соответствии с Перечнем факторов и Перечнем работ. Включению в списки контингента и поименные списки подлежат работники подвергающиеся воздействию вредных производственных факторов, указанных в Перечне факторов, а также вредных производственных факторов, наличие которых установлено по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в установленном порядке.

Из материалов дела следует, что с 13.04.2016 истец работает в войсковой части 13178 в должности радиотехника МГС – 272, что подтверждается копией трудовой книжки.

    24.12.2019 командиром войсковой части 13178 был утвержден список гражданского персонала войсковой части 13178, подлежащих ежегодному обязательному медицинскому освидетельствованию в 2020 году в соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302н. Как следует из данного списка, Черепанов С.В. был включен в данный список.

Из письма командира войсковой части 13178 от 23.03.2020, адресованного Черепанову С.В., следует, что заключение контракта с медицинскими организациями на проведение медицинских осмотров гражданского персонала войсковой части 13178 входит в обязанности медицинской службы Военного восточного округа. В 2019-2020 годах по причине организации медицинской службой ВВО закрытых торгов не был заключен контракт с медицинскими организациями Николаевского района Хабаровского края на проведение ежегодных медицинских осмотров гражданского персонала войсковой части 13178. В соответствии с приказом № 302н от 12.04.2011 Минсоцразвития РФ Черепанову С.В. предложено пройти медицинское освидетельствование в медицинских учреждениях г. Николаевска-на-Амуре Хабаровского края за счет собственных средств с последующим возмещением расходов, затраченных на медицинский осмотр через суд.

Истец с целью прохождения ежегодного медицинского осмотра 07.05.2020 обратился в КГБУЗ «НЦРБ», заключив договор оказания платных медицинских услуг, и произвел оплату стоимости медицинского осмотра в общей сумме 7159,73 руб. Расходы, понесенные истцом, подтверждаются: кассовым чеком и квитанцией от 07.05.2020.

Расходы, связанные с прохождение очередного медицинского осмотра, истцу не возмещены.

Учитывая, что действующим законодательством определена обязанность работодателя организовывать проведение за счет собственных средств периодических медицинских осмотров (обследований); проведение периодических медицинских осмотров работодателем истца не организовано, что следует из письма командира войсковой части 13178 от 23.03.2020, адресованного Черепанову С.В.; истец на основании письма работодателя – командира войсковой части 13178 прошел периодический медицинский осмотр за счет собственных средств, расходы, понесенные истцом на прохождение периодического медицинского осмотра до настоящего времени не возмещены, суд приходит к выводу об обоснованности требований истца о взыскании в его пользу расходов, затраченных им на прохождение очередного медицинского осмотра, в размере 7 159,73 руб.

Поскольку войсковая часть 13178 является структурным подразделением ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа», суд считает необходимым взыскать в пользу истца расходы, затраченные на прохождение очередного медицинского осмотра, в размере 7 159,73 руб. с ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа».

В удовлетворении требований Черепанова С.В. к войсковой части 13178, Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу» о взыскании денежных средств суд считает необходимым отказать.

Довод ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» о том, что истцом в суд не представлено направление на периодический медицинский осмотр, а значит, обстоятельство направления его работодателем на периодический осмотр является недоказанным, суд находит несостоятельным.

Как следует из материалов дела работодателем истца - командиром войсковой части 13178 было вручено указанное письмо, в котором предлагалась пройти истцу за счет собственных денежных средств медицинское обследование с последующим возмещением понесенных расходов через суд.

Само по себе отсутствие направления работодателя на периодический медицинский осмотр не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требования при изложенных выше обстоятельствах.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Черепанова Сергея Васильевича к Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование восточного военного округа» о взыскании денежных средств удовлетворить.

    Взыскать с Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» в пользу Черепанова Сергея Васильевича денежные средства в размере 7 159,73 руб. в счет возмещения затрат, понесенных на прохождение медицинского осмотра.

В удовлетворении исковых требований Черепанова Сергея Васильевича к войсковой части 13178, Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу» отказать.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Николаевский-на-Амуре городской суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 07.08.2020.

Судья                         Н.В. Федоренко

2-426/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Черепанов Сергей Васильевич
Ответчики
Федеральное казенное учреждение "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа"
Федеральное казённое учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу"
войсковая часть 13178
Другие
Филиал №1 Федерального казённого учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу"
Суд
Николаевский-на-Амуре городской суд Хабаровского края
Судья
Федоренко Наталья Викторовна
Дело на сайте суда
nikolaevsky.hbr.sudrf.ru
18.06.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.06.2020Передача материалов судье
19.06.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.06.2020Подготовка дела (собеседование)
09.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.07.2020Судебное заседание
11.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее