г. Звенигово 15 декабря 2020 года
Звениговский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Юпуртышкиной С.В., при секретаре Журавлевой Т.В., с участием административного истца Самолина И.В., его представителя по ордеру № от <дата> адвоката Латыповой И.В., от административного ответчика по доверенности № от <дата> Засорина Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску
Самолина И. В. к администрации Звениговского муниципального района о признании незаконными решений об отказе в выкупе земельных участков, возложении обязанности заключить договоры купли-продажи земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
Самолин И.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Звениговского муниципального района (далее администрация района, административный ответчик), в котором просил признать незаконными постановления администрации района №, №, № от <дата> об отказе в предоставлении земельных участков в собственность без проведения торгов; возложить обязанность на администрацию Звениговского муниципального района заключить с ним договоры купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами (далее КН): №, площадью <.....> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>; КН № площадью <.....> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>; КН №, площадью <.....> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, без проведения торгов.
В обоснование заявленных требований указал, что на условиях заключенных им как физическим лицом с администрацией Исменецкого сельского поселения от <дата> договоров аренды, он владеет и пользуется вышеуказанными земельными участками. Земельные участки с КН № и КН № предоставлены для строительства базы отдыха, земельный участок с КН № предоставлен для вида деятельности отдых (рекреация). Для увеличения объемов услуг было принято решение о расширении материально-технической базы посредством использования прилегающих к территории детского оздоровительного лагеря «Илеть» участков, что позволило бы увеличить количество койко-мест и количество инфраструктуры для реализации услуг. Им на арендуемых земельных участках построены площадка для отдыха площадью <.....> кв.м, и два домика для отдыхающих площадью <.....> кв.м каждый. Участки необходимы ему для развития рекреационной и туристической инфраструктуры.
Административный истец Самолин И.В., его представитель Латыпова И.Н. заявленные требования и доводы в их обоснование поддержали. Указывали, что административный истец как собственник объектов недвижимости имеет исключительное право на приобретение земельных участков, занятых объектами недвижимости и необходимых для их использования, кроме того, планируется строительство иных объектов, перечень которых представлен в схемах размещения зданий как части проекта технико-экономического обоснования площади земельных участков. Уже возведенные объекты (на момент рассмотрения спора 4 единицы) до завершения строительства всей базы отдыха не используются в предпринимательской деятельности, а потому требования подлежат рассмотрению судом общей юрисдикции. Отказ в выкупе земельных участков нарушает права административного истца на выкуп земельных участков без проведения торгов, в соответствии с положениями ст. 39.20 Земельного кодекса РФ, поскольку размер арендной платы значительно выше земельного налога.
Административный ответчик администрация Звениговского муниципального района в лице представителя Засорина Н.Н. против удовлетворения требований возражал, ссылаясь на то, что органом местного самоуправления обоснованно отказано в выкупе земельных участков со ссылкой на положения пп 6 п. 2 ст. 39.3, пп 25 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ, в связи с непредставлением Самолиным И.В. доказательств, подтверждающих необходимость использования земельных участков испрашиваемой площади для эксплуатации возведенных объектов недвижимого имущества (двух каркасных домов площадью по 55,4 кв.м. и сооружения - площадки для отдыха площадью 510 кв.м). Самолиным И.В. допускается просрочка в исполнении обязательств по внесению арендных платежей, а потому к доводам административного истца о продолжении строительства запланированных объектов после выкупа земельных участков арендодатель относится критически.
Заслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.
Из представленных материалов следует, что с учетом дополнительных соглашений от <дата> между администрацией Звениговского муниципального района (арендодатель) и Самолиным И.В. (арендатор) заключены договоры аренды от <дата>:
№ находящегося в государственной собственности земельного участка с кадастровым номером № площадью <.....> кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, целевое назначение – отдых (рекреация). Срок аренды установлен с <дата> по <дата>;
№ находящегося в государственной собственности земельного участка с кадастровым номером №, площадью <.....> кв. м, расположенного по адресу: <адрес> категория земель – земли населенных пунктов, целевое назначение – для строительства базы отдыха. Срок аренды установлен с <дата> по <дата>;
№ находящегося в государственной собственности земельного участка с кадастровым номером № площадью <.....> кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, целевое назначение – для строительства базы отдыха. Срок аренды установлен с <дата> по <дата>.
<дата> в администрацию района Самолиным И.В. поданы заявления о предоставлении земельных участков с КН № площадью <.....> кв.м, КН №, площадью <.....> кв.м, КН № площадью <.....> кв.м, с приложением договоров аренды земельных участков №№, выписок из ЕГРН, сообщений об объектах, расположенных на испрашиваемых земельных участках, схем размещения зданий и расчет площади.
В соответствии со Схемами размещения зданий как части проектов технико-экономического обоснования площади земельных участков, представленных Самолиным И.В. с заявлениями от <дата>, на земельном участке с № планируется разместить 5 гостевых домов и площадку для тихого отдыха, на земельном участке с № - 1 гостевой дом, баню, корпус для обслуги, столовую, площадку для тихого отдыха и танцевальную площадку; на земельном участке с № – 9 гостевых домов, площадку для тихого отдыха, спортивную площадку и детскую площадку.
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ).
Данный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
Пунктом 5 названной выше статьи закреплена обязанность уполномоченного органа, рассматривающего заявление, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и по результатам рассмотрения и проверки совершить одно из следующих действий: осуществить подготовку проекта договора купли-продажи (подпункт 1 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ) либо принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и направить принятое решение заявителю.
Постановлениями №, №, № от <дата> администрации Звениговского муниципального района, направленными административному истцу сопроводительным письмом от <дата> № руководителя отдела по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами, отказано Самолину И.В. в предоставлении земельных участков в собственность без проведения торгов, на основании пп 6 п. 2 ст. 39.3, п.п. 25 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ, поскольку установлено, что площадь земельных участков (<.....> как необходимой для использования и эксплуатации объектов недвижимого имущества 2 каркасных домов площадью по <.....> кв.м. и площадки для отдыха площадью <.....> кв.м., не обоснована, что не позволяет принять решение о выкупе земельных участков испрашиваемой площадью.
Нормами земельного законодательства предусмотрен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ)).
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 данного Кодекса.
Пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ предусмотрено исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду граждан, юридических лиц, являющихся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации перечислены основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Статья 39.16 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, к их числу, в частности, относится превышение площади земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, его площади, указанной в схеме расположения земельного участка, проекте межевания территории или в проектной документации лесных участков, в соответствии с которыми такой земельный участок образован, более чем на десять процентов (пункт 25).
Проанализировав применимые к отношениям сторон нормативные положения, в том числе и предусмотренные подпунктом 25 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, суд исходит из того, что собственник объектов недвижимости имеет исключительное право на приобретение земельного участка, занятого объектом недвижимости и необходимого для его использования, площадь которого определяется исходя из его функционального использования исключительно для эксплуатации расположенного на нем объекта.
Из системного толкования приведенных норм следует, что собственник объектов недвижимости имеет исключительное право на приобретение земельного участка, занятого объектом недвижимости и необходимого для его использования, площадь которого определяется исходя из его функционального использования исключительно для эксплуатации расположенного на нем объекта.
Таким образом, административный истец в рамках настоящего спора должен доказать, что на испрашиваемом им земельном участке расположены принадлежащие ему объекты недвижимого имущества, для эксплуатации которых требуется земельный участок заявленной площадью.
Судом установлено, что на земельном участке с № площадью <.....> кв.м. имеется сооружение культуры и отдыха, №, площадь застройки <.....> кв.м (дата государственной регистрации <дата>, номер государственной регистрации №). На земельном участке с № возведены: жилое здание, №, площадью <.....> кв.м., дата государственной регистрации <дата>, номер государственной регистрации № жилой дом, № площадью <.....> кв.м., дата государственной регистрации <дата>0 года, номер государственной регистрации № Жилое здание с № площадью <.....> кв.м. (дата государственной регистрации <дата>, номер государственной регистрации №) возведено Самолиным И.В. на земельном участке с №
Судом также установлено, что в собственности истца имеется земельный участок с № площадью <.....> кв.м, под базу отдыха, где имеются объекты (летние домики, деревянные дома, беседки, баня, пр.).
Самолиным И.В. не обоснована площадь земельного участка с № (<.....> кв.м) как необходимая для использования и эксплуатации объекта недвижимости, расположенного на указанном земельном участке (сооружение культуры и отдыха, № площадь застройки <.....> кв.м.); земельного участка с № (<.....> кв. м) как необходимая для использования и эксплуатации объектов недвижимости, расположенных на указанном земельном участке (жилое здание, № площадью <.....> кв.м., жилой дом, № площадью <.....> кв.м); земельного участка с № (<.....> кв.м) как необходимая для использования и эксплуатации объекта недвижимости, расположенного на указанном земельном участке (жилой дом площадью <.....> кв.м).
В материалах дела отсутствуют доказательства нахождения на земельных участках иных объектов, принадлежащих Самолину И.В., что препятствует рассмотрению вопроса о выкупе земельного участка испрашиваемой площадью на основании пункта 25 статьи 39.16 и статьи 39.20 ЗК РФ и в силу подпункта 3 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ является основанием для принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность без торгов. Ходатайства о проведении судебной экспертизы для подтверждения доводов о том, что для эксплуатации принадлежащих ему зданий и сооружения требуются земельные участки заявленной площадью, Самолиным И.В. не заявлялось.
Довод стороны административного истца о том, что согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования «Исменецкое сельское поселение» максимальный процент застройки в границах земельного участка с назначением «отдых и туризм» не может превышать 50% судом не принимается, о наличии права на выкуп земельного участка не свидетельствуют. При застройке земельных участков менее чем 10% площади исходя из вышеизложенного правового регулирования, выкуплены по льготной цене быть не могут.
Установив, что размер земельных участков, на выкуп которых претендует административный истец, существенно больше площади объектов, ему принадлежащих, при отсутствии доказательств того, что вся площадь земельных участков № необходима для цели эксплуатации указанных объектов недвижимости, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-177 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления к администрации Звениговского муниципального района о признании незаконными постановлений №, №, № от <дата> об отказе в предоставлении земельных участков в собственность без проведения торгов, возложении обязанности заключить договоры купли-продажи земельных участков: с кадастровым номером № площадью <.....> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>; с кадастровым номером № площадью <.....> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>; с кадастровым номером №, площадью <.....> кв.м, расположенного по адресу: <адрес> без проведения торгов, Самолину И. В. - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме с подачей жалобы через Звениговский районный суд.
Председательствующий судья С.В. Юпуртышкина
Мотивированное решение изготовлено <дата>.