19RS0012-16032020-5-000153
5-12-621/2020
12-1044/2020
РЕШЕНИЕ
г. Абакан Республика Хакасия 25 декабря 2020 года
Абаканский городской суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего судьи Кулешевской А.В.,
при секретаре Шуваевой А.Е.,
рассматривая в открытом судебном заседании жалобу защитника Сердюка В.В. на постановление мирового судьи судебного участка № 12 города Абакана Республики Хакасия от 11 ноября 2020 года о привлечении кандидата на выборную должность ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего по адресу: <адрес>, к административной ответственности по ч.1 ст. 5.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка № 12 города Абакана Республики Хакасия от 25 мая 2020 года ФИО8 О.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.17 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 22 июня 2020 года постановление по делу оставлено без изменения.
Постановлением судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 12 октября 2020 года постановление мирового судьи судебного участка № 12 города Абакана Республики Хакасия от 25 мая 2020 года и решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 22 июня 2020 года отменены, дело возвращено на новое рассмотрение мировому судье судебного участка № 12 города Абакана Республики Хакасия.
Постановлением мирового судьи судебного участка № 12 города Абакана Республики Хакасия от 11 ноября 2020 года ФИО9 О.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.17 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с постановлением по делу, защитник Сердюк В.В. обратился в Абаканский городской суд Республики Хакасия с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить за отсутствием в действиях кандидата на выборную должность ФИО10 О.А. состава и события административного правонарушения, указывая на отсутствие в Решении Совета депутатов города Абакана от 25 октября 2019 года № 112 указания на сокращение сроков или иных избирательных действий, отличных от сроков назначения выборов, неправомерность названного решения. Приводит доводы о том, что Постановление территориальной избирательной комиссии города Абакана от 26 октября 2019 года № «Об утверждении календарного плана мероприятий по подготовке и проведению выборов» находится в прямом противоречии с названным Решением Совета депутатов города Абакана, а также с нормами Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Закона Республики Хакасия от 08.07.2011 N 65-ЗРХ "О выборах глав муниципальных образований и депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Хакасия". Указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
Кроме того, приводит доводы о процессуальных нарушениях, допущенных судом первой инстанции при рассмотрении дела, выразившихся в рассмотрении дела мировым судьей при наличии обстоятельств, исключающих возможность рассмотрения ею дела об административном правонарушении.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, ФИО11 О.А., в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенный о месте и времени слушания дела посредствам почтовой связи. Каких-либо ходатайств о невозможности участия в судебном заседании, об отложении слушания дела, от ФИО12 О.А. не поступало. Суд, руководствуясь положениями ст. 25.1 КоАП РФ полагает возможным рассмотреть дело без участия лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Защитник ФИО13 В.В. жалобу по доводам, изложенным в ней, поддержал в полном объеме, полагал постановление по делу незаконным и не обоснованным, подлежащим отмене по приведенным в жалобе обоснованиям просил производство по делу прекратить ввиду отсутствия в действиях ФИО14 О.А. состава административного правонарушения.
Представитель административного органа в лице ФИО15 А.И. возражала на жалобу, полагала постановление по делу законным, обоснованным, вынесенным в уполномоченном составе.
Проверив правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого постановления, заслушав участников процесса, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 5.17 КоАП РФ, административным правонарушением признается непредоставление кандидатом, лицом, являвшимся кандидатом, лицом, избранным депутатом или на иную выборную должность, либо избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума, кредитной организацией в установленный законом срок отчета, сведений об источниках и о размерах средств, перечисленных в избирательный фонд, фонд референдума, и обо всех произведенных затратах на проведение избирательной кампании, кампании референдума, неполное предоставление в соответствии с законом таких сведений либо предоставление недостоверных отчета, сведений.
В силу подпункта 35 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ) кандидатом признается лицо, выдвинутое в установленном настоящим Федеральным законом, иным законом порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность или на членство в органе (палате органа) государственной власти или органе местного самоуправления либо зарегистрированное соответствующей избирательной комиссией в качестве кандидата.
Согласно пункту 5 статьи 41 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ кандидат утрачивает права и освобождается от обязанностей, которые связаны со статусом кандидата, за исключением обязанностей, предусмотренных пунктом 9 статьи 59 настоящего Федерального закона, с момента официального опубликования результатов выборов, а при досрочном выбытии - с даты выбытия. Если соответствующая избирательная комиссия назначит на основании закона повторное голосование, кандидаты, по кандидатурам которых не проводится повторное голосование, утрачивают свой статус со дня назначения избирательной комиссией повторного голосования.
Пунктом 9 статьи 59 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ установлено, что кандидат, избирательное объединение не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования результатов выборов обязаны представить в соответствующую избирательную комиссию итоговый финансовый отчет о размере своего избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств своего избирательного фонда. Срок представления итогового финансового отчета инициативной группой по проведению референдума устанавливается законом. К итоговому финансовому отчету прилагаются первичные финансовые документы, подтверждающие поступление средств в избирательный фонд, фонд референдума и расходование этих средств. Перечень прилагаемых к итоговому финансовому отчету документов определяется комиссией, организующей выборы, референдум. Законом может быть предусмотрено, что кандидат, избирательное объединение одновременно с представлением документов для регистрации, а инициативная группа по проведению референдума одновременно с представлением подписных листов представляют первый финансовый отчет. Представление кандидатом финансовых отчетов не требуется в случае, если кандидат не создавал избирательный фонд в соответствии с пунктом 1 статьи 58 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 7 ст. 10 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ решение о назначении выборов в федеральный орган государственной власти должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов в орган государственной власти субъекта Российской Федерации должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. При назначении досрочных выборов сроки, указанные в настоящем пункте, а также сроки осуществления иных избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на одну треть.
Закон Республики Хакасия от 08.07.2011 N 65-ЗРХ (ред. от 16.11.2020) "О выборах глав муниципальных образований и депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Хакасия" (принят ВС РХ 22.06.2011) определяет, что выборы назначаются представительным органом муниципального образования. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования (ч.1 ст. 6).Решением Совета депутатов города Абакана от 25 октября 2019 года № 112 (в связи с досрочным прекращением полномочий Главы города Абакана ФИО1) назначены досрочные выборы Главы города Абакана – на 22 декабря 2019 года (опубликование в городской газете «Абакан» № 42 от 26-29 октября 2019 года).
Согласно пункту 2 названного решения сроки, установленные в пункте 7 статьи 10 Федерального закона № 67-ФЗ и ч. 1 ст. 6 Закона Республики Хакасия от 08.07.2011 N 65-ЗРХ "О выборах глав муниципальных образований и депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Хакасия", сокращены на одну треть.
Как следует из материалов дела, ФИО16 О.И., являясь кандидатом на должность Главы города Абакана, в нарушение приведенных положений закона, в установленный законом срок, не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования результатов досрочных выборов, с учетом сокращения сроков на одну треть (результаты досрочных выборов опубликованы в печатном издании "Абакан", выпуск № от 25 декабря 2019 года), до 14 января 2020 года включительно не предоставил в Территориальную избирательную комиссию города Абакана итоговый финансовый отчет о размере своего избирательного фонда, источниках его формирования и расходах, произведенных за счет средств фонда.
Приведенные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении (л.д. 4-7); копией постановления Избирательной комиссии по Республике Хакасия от 20 февраля 2020 года № (л.д.8-10), копией постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 26 февраля 2020 года № (л.д. 11-15), решением Совета депутатов <адрес> № от 25 октября 2019 года (л.д. 17), постановлением Территориальной избирательной комиссии города Абакана от 26 октября 2019 года № «Об утверждении Календарного плана мероприятий по подготовке к проведению досрочных выборов Главы города Абакана», Календарным планом (л.д. 19-33), копией заявления ФИО17 О.А. в избирательную комиссию от 09 ноября 2019 года (л.д. 34), копией постановления Территориальной избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об открытии специального избирательного счета кандидата на должность Главы <адрес> ФИО2» (л.д. 65), копией справки Сбербанка России от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 66), копией постановления Территориальной избирательной комиссии города Абакана от 23 декабря 2019 года № «О результатах досрочных выборов Главы города Абакана 22 декабря 2019 года» (л.д. 67-68), копией печатного издания газеты «Абакан» (л.д. 69), копией итогового финансового отчета о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата ФИО2 с почтовым конвертом об отправке к нему (л.д. 71-74), и иными материалами дела, которым мировым судьей дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в деянии ФИО18 О.А. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.17 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Доводы защитника об отсутствии в действиях ФИО19 О.И. состава и события административного правонарушения, приведенные в жалобе и в суде второй инстанции, аналогичны доводам, заявленным защитником в ходе судебного разбирательства суда первой инстанции, были предметом проверки мировым судьей, не нашли своего подтверждения, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в постановлении по делу, и не ставят под сомнение наличие в действиях ФИО20 О.И. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 5.17 КоАП РФ, по сути, сводятся к несогласию с Постановлением территориальной избирательной комиссии города Абакана от 26 октября 2019 года № «Об утверждении календарного плана мероприятий по подготовке и проведению выборов» и Решением Совета депутатов города Абакана от 25 октября 2019 года о проведении досрочных выборов Главы города Абакана.
При этом, как предусмотрено ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В статье 26.1 КоАП РФ, устанавливающей перечень обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, закреплено содержание предмета доказывания.
Исходя из содержания вышеназванной нормы суд при рассмотрении дела об административном правонарушении, жалобы на постановление по делу, выясняет вопрос о наличии события административного правонарушения, то есть имело ли место противоправное деяние, подпадающее под диспозицию, содержащуюся в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах, несогласие защитника с постановлением территориальной избирательной комиссии и с решением совета депутатов, не может являться предметом рассмотрения в рамках разрешения настоящей жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, а подлежит разрешению (рассмотрению) в ином порядке, вне рассмотрения дела об административном правонарушении.
Назначение судебно – лингвистической экспертизы Решения Совета депутатов города Абакана № 112 от 25 октября 2019 года по этим же основаниям, произведено быть не может.
Ссылка защитника ФИО5 на то, что мировой судья уже высказал мнение и ранее принимал решение по рассматриваемому делу об административном правонарушении в отношении ФИО21 О.А., что, по мнению заявителя, свидетельствует о его явной заинтересованности в исходе дела, не основана на законе.
Исходя из взаимосвязанных положений пункта 4 части 1 статьи 30.7 и пункта 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что при рассмотрении жалобы (протеста) на постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб (протестов) возвращение дела на новое рассмотрение возможно лишь тому субъекту административной юрисдикции, который является уполномоченным на рассмотрение конкретного дела об административном правонарушении. При этом в статье 29.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлен перечень обстоятельств, исключающих возможность рассмотрения дела об административном правонарушении судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом, к числу которых не отнесен факт предыдущего участия этих лиц в рассмотрении того же дела, о чем разъяснено в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 за 2018 год, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 4 июля 2018 года.
Кроме того, заявленный мировому судье отвод, был разрешен в соответствии с требованиям ч. 4 ст. 29.3 КоАП РФ (л.д. 210 – 211).
Порядок и срок давности привлечения ФИО22 О.А. к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено ФИО23 О.А. в пределах санкции части 1 статьи 5.17 КоАП РФ, в минимальном размере.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену постановления по делу, в ходе производства не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-5 статьи 30.7 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого постановления по делу, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 30.2 - 30.8 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
постановление мирового судьи судебного участка № <адрес> Республики Хакасия от 11 ноября 2020 года по делу об административном правонарушении в отношении ФИО2, предусмотренном ч.1 ст. 5.17 КоАП РФ – оставить без изменения, жалобу защитника ФИО5 – без удовлетворения.
В соответствии со ст.ст. 30.12 – 30.14 КоАП РФ, решение по результатам рассмотрения жалобы может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья А.В. Кулешевская