Председательствующий – Телекова О.В. Дело №11-23/2024
(номер дела первой инстанции 2-1698м/2024)
УИД 02MS0011-01-2024-003965-92
Категория дела 2.219
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 сентября 2024 года с. Кош-Агач
Апелляционная инстанция Кош-Агачского районного суда Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Ватутиной А.А.,
при секретаре Сакоевой М.В.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело №2-1698м/2024 по апелляционной жалобе представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Алтай на решение мирового судьи судебного участка Кош-Агачского района Республики Алтай от 02.05.2024, которым
в удовлетворении исковых требований Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Алтай к Джабатаевой А.С, Джабатаевой Аягуль Саясатовне о взыскании неосновательного обогащения (незаконно полученной ежемесячной компенсационной выплаты трудоспособному лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособным лицом) отказано.
У С Т А Н О В И Л:
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Алтай (далее - ОСФР по Республике Алтай) обратилось в суд с иском к Джабатаевой А.С., Джабатаевой А.С. о взыскании суммы неосновательного обогащения: незаконно полученной ежемесячной компенсационной выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом <данные изъяты>, а также престарелыми, нуждающимися по заключению лечебного учреждения в постоянном уходе либо достигшим возраста 80 лет, в размере 3 360 рублей, мотивировав свои требования тем, что по заявлению Джабатаевой А.С. от 09.01.2020 Отделением Пенсионного фонда РФ по Республике Алтай с 01.01.2020 была назначена компенсационная выплата в связи с осуществлением ухода за нетрудоспособным гражданином Джабатаевой А.С., в размере 1680 рублей 00 копеек, которая выплачивалась до 31.01.2023. В ходе проведения проверки пенсионного дела, установлено, что Джабатаева А.С. трудоустроена с 17.11.2022. Ответчик свою обязанность по информированию территориального органа ПФР и ОПФР по Республике Алтай в установленные законом сроки не исполнила, с заявлением о прекращении выплаты не обращалась, до настоящего времени мер по возмещению незаконно полученной выплаты не предприняла. Джабатаевой А.С. было известно о трудоустройстве Джабатаевой А.С. однако она продолжала получать компенсационную выплату к своей пенсии. Общая сумма незаконном выплаченной компенсации составила 3 360 рублей 00 копеек, которую истец и просит взыскать с ответчиков.
Суд принял вышеуказанное решение, с которым не согласился представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Алтай, в апелляционной жалобе просит решение мирового судьи отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование жалобы указывает, что мировым судьей дана неверная оценка понятия добросовестности в действиях ответчиков. В п. 1 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 23.06.2015 №25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Таким образом, при определении добросовестности необходимо руководствоваться «ожидаемым поведением». В заявлении о назначении ежемесячной компенсационной выплаты неработающему трудоспособному лицу, осуществляемому уход за нетрудоспособным гражданином от 09.01.2020 №469/20, подписанном собственноручно Джабатаевой А.С., содержится обязанность и предупреждение о сообщение в орган Пенсионного фонда Российской Федерации об обстоятельствах, влекущих за собой прекращение осуществления компенсационной выплаты, в том числе в случае выполнения оплачиваемой работы. Несообщение Джабатаевой А.С. в пенсионный орган о своем трудоустройстве следует квалифицировать как недобросовестное поведение. Выражает несогласие с доводом мирового судьи о том, что нет доказательств получения Джабатаевой Аягуль Саятовной суммы переплаты, выплаченной к пенсии Джабатаевой Алии Сарсетаевны, полагая, что данное обстоятельство не относиться к рассматриваемому спору. Указывает, что обстоятельство передачи денежных сумм между нетрудоспособным гражданином и неработающим трудоспособным лицом не является необходимым предметом доказывания для взыскания выплаченной пенсии, поскольку заявление подписано Джабатаевой Аягуль Саясатовной, в п. 3 содержится просьба назначить ежемесячную компенсационную выплату, которую Джабатаева Аягуль Саясатовна просит производить к назначенной нетрудоспособному гражданину пенсии. В соответствии с действующим законодательством, нетрудоспособный гражданин передает денежную сумму неработающему трудоспособному лицу, который осуществляет уход за ним. ДД.ММ.ГГГГ Джабатаева Аягуль Саясатовна устроилась на работу. С момента осуществления трудовой деятельности юридический состав не является полным, что не может порождать правовые последствия в виде дальнейшей оплаты компенсационной выплаты.
Стороны по делу в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции приходит к следующему выводу.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Джабатаева Аягуль Саясатовна обратилась в Пенсионный фонда Российской Федерации (УПФР в <адрес> Республики Алтай) с заявлением, в котором просила назначить ежемесячную компенсационную выплату неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособным гражданином – Джабатаевой Алией Сарсетаевной, уход за которой осуществляет с ДД.ММ.ГГГГ, указав, что не работает и не является получателем компенсационной выплаты, не получает пособие по безработице, не обучается по очной форме в образовательном учреждении, ей не назначалась пенсия.
В разделе 4 данного заявления Джабатаева Аягуль Саясатовна указала, что извещена о необходимости в течение пяти рабочих дней извещать территориальный орган Пенсионного фонда РФ об обстоятельствах, влекущих за собой прекращение осуществления компенсационной выплаты; о выполнении нетрудоспособным гражданином либо лицом, осуществляющим уход, оплачиваемой работы.
ДД.ММ.ГГГГ УПФР в <адрес> Республики Алтай принято решение о назначении ежемесячной компенсационной выплаты Джабатаевой Аягуль Саясатовне в размере 1680 рублей с ДД.ММ.ГГГГ на период осуществления ухода за Джабатаевой А.С. Выплату постановлено производить к пенсии, назначенной нетрудоспособному гражданину - Джабатаевой А.С.
Решением ОСФР по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ осуществление ежемесячной компенсационной выплаты Джабатаевой Аягуль Саясатовне, производимой к пенсии, назначенной нетрудоспособному гражданину Джабатаевой А.С прекращено с ДД.ММ.ГГГГ.
Протоколом о выявлении излишне выплаченных пенсионеру сумм пенсии и социальных выплат от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что лицо, осуществляющее уход за нетрудоспособным – Джабатаева Аягуль Сарсетаевна с ДД.ММ.ГГГГ трудоустроилась, следовательно, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выявлен факт излишней выплаты.
Согласно сведениям о трудовой деятельности, предоставленным из информационных ресурсов Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ Джабатаева Аягуль Саясатовна была принята на работу в АНО ДО «Частный Детский сад «Карусель», на должность воспитателя.
Согласно расчету, представленному ОСФР по <адрес>, за декабрь 2022 года размер выплаченной ежемесячной компенсационной выплаты составил 1680 рублей, за январь 2023 года размер ежемесячной компенсационной выплаты составил 1680 рублей, всего фактически излишне было выплачено 3 360 рублей.
Разрешая спор по существу, руководствуясь ст.ст. 1102, 1109 ГК РФ, положениями Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами», Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет», Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П, исходя из отсутствия доказательств того, что Джабатаева Аягуль Саясатовна фактически получила заявленную ко взысканию сумму переплаты, выплаченную к пенсии Джабатаевой А.С; добросовестность Джабатаевой Аягуль Саясатовны при разрешении требований пенсионного органа о взыскании необоснованно полученной компенсационной выплаты презюмируется; бремя доказывания недобросовестности Джабатаевой Аягуль Саясатовны возлагается на пенсионный орган, требующий возврата выплаты, при этом соответствующих доказательств истцом представлено не было, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции не имеется, поскольку выводы суда первой инстанции основаны на верном толковании и применении норм материального и процессуального права.
Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 ГК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (п. 3 ст. 1109 ГК РФ).
Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.
По смыслу положений п. 3 ст. 1109 ГК РФ не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение.
Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26.02.2018 №10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
Таким образом, эти нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться, в частности, в рамках правоотношений, связанных с получением сумм компенсационной выплаты лицами, осуществляющими уход за престарелыми гражданами, достигшими возраста 80 лет.
В целях усиления социальной защищенности нетрудоспособных граждан Указом Президента Российской Федерации от 26.12.2006 №1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» были установлены ежемесячные компенсационные выплаты в размере 1200 рублей неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет (далее - компенсационные выплаты).
Компенсационные выплаты устанавливаются одному неработающему трудоспособному лицу в отношении каждого указанного нетрудоспособного гражданина на период осуществления ухода за ним (п. 1 названного Указа).
В силу п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 26.12.2006 №1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами», размер компенсационных выплат, предусмотренных пунктом 1 данного Указа, для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, увеличивается на соответствующий районный коэффициент, применяемый в указанных районах (местностях) при определении размеров пенсий в соответствии с Федеральными законами от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 26.12.2006 №1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» Правительством Российской Федерации принято постановление от 04.06.2007 №343 «Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами», которым были утверждены Правила осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами.
Пунктом 2 названного постановления определено, что финансирование расходов, связанных с осуществлением ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, производится за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели на соответствующий год.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.05.2013 №396 в постановление Правительства Российской Федерации от 04.06.2007 №343 внесены изменения, в том числе наименование Правил изложено в новой редакции: «Правила осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет».
Компенсационная выплата назначается и осуществляется органом, осуществляющим назначение и выплату пенсии нетрудоспособному гражданину (п. 5 Правил).
В соответствии с п. 2 Правил ежемесячная компенсационная выплата назначается проживающим на территории Российской Федерации лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет.
Компенсационная выплата устанавливается лицу, осуществляющему уход, в отношении каждого нетрудоспособного гражданина на период осуществления ухода за ним. Указанная выплата производится к назначенной нетрудоспособному гражданину пенсии и осуществляется в течение этого периода в порядке, установленном для выплаты соответствующей пенсии (п. 3 Правил).
Компенсационная выплата назначается и осуществляется органом, осуществляющим назначение и выплату пенсии нетрудоспособному гражданину (п. 5 Правил).
В пункте 9 Правил перечислены случаи прекращения осуществления компенсационной выплаты, перечень которых является исчерпывающим.
В числе этих случаев - выполнение нетрудоспособным гражданином либо лицом, осуществляющим уход, оплачиваемой работы (под. «д» п. 9 Правил).
Лицо, осуществляющее уход, обязано в течение 5 дней известить орган, осуществляющий выплату пенсии, о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты (п. 10 Правил).
Прекращение осуществления компенсационной выплаты производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, указанные в пункте 9 Правил (п. 11 Правил).
Из приведенных нормативных положений следует, что право на ежемесячную компенсационную выплату в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26.12.2006 №1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» имеют трудоспособные неработающие граждане, проживающие на территории Российской Федерации и осуществляющие уход за нетрудоспособными гражданами, к числу которых относятся престарелые граждане, достигшие возраста 80 лет. Такая выплата производится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации
Основанием для прекращения компенсационной выплаты является наступление обстоятельств, вследствие которых гражданином утрачивается право на эту выплату. На гражданина, обратившегося за указанной выплатой, возложена обязанность представить достоверные сведения пенсионному органу, а после назначения ему такой выплаты - в 5-дневный срок сообщать территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации об обстоятельствах, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты.
В случае установления недобросовестных действий граждан, направленных на получение компенсационной выплаты, с того лица, которое фактически получало и пользовалось указанной выплатой в отсутствие предусмотренных законом оснований, неосновательно полученная компенсационная выплата подлежит взысканию по правилам статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации как неосновательное обогащение.
Судом апелляционной инстанции в адрес истца направлен запрос о предоставлении доказательств перечисления компенсационной выплаты по уходу за нетрудоспособным гражданином Джабатаевой А.С. либо Джабатаевой А.С.
На момент судебного заседания ответ на запрос в суд апелляционной инстанции не поступил.
Руководствуясь вышеприведенным правовым регулированием, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, исходя из отсутствия доказательств недобросовестности ответчиков, добросовестность которых презюмируется, а также отсутствия доказательств того, что Джабатаева А.С., Джабатаева А.С. фактически получили заявленную ко взысканию сумму переплаты, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Доводы жалобы не содержат фактов, которые не были проверены и учтены мировым судьей при рассмотрении дела и имеют юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияют на обоснованность и законность решения, либо опровергают выводы суда, в связи с чем являются несостоятельными.
Нарушение норм материального и процессуального закона, которые в силу ст. 330 ГПК РФ являются основаниями для отмены решения, судом апелляционной инстанции не установлено, в связи с чем оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение мирового судьи судебного участка Кош-Агачского района Республики Алтай от 02.05.2024 по гражданскому делу №2-1698м/2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Алтай - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу судебного постановления в порядке, предусмотренном главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Объявление в судебном заседании суда апелляционной инстанции только резолютивной части апелляционного определения и отложение составления мотивированного апелляционного определения в пределах пятидневного срока для соответствующей категории дел не изменяют дату его вступления в законную силу.
Судья А.А. Ватутина
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27 сентября 2024 года.