Решение по делу № 2-713/2017 от 13.10.2017

Дело № 2-713/2017 06 декабря 2017 года

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Новодвинский городской суд Архангельской области в составе

председательствующего судьи Белоусова А.Л., при секретаре Мышковской К.В.,

с участием истца Галашевой Е.П.,

представителя ответчика МУП «Жилкомсервис» Олейникова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Новодвинске Архангельской области в помещении суда гражданское дело по иску Галашевой Е.П. к Открытому акционерному обществу "Сети", Муниципальному унитарному предприятию "Жилкомсервис" муниципального образования "Город Новодвинск" о взыскании расходов на оплату и установку электрического счетчика и обязании произвести перерасчет начисленной платы за электрическую энергию по показаниями прежнего прибора учета электрической энергии,

УСТАНОВИЛ:

Галашева Е.П. обратилась в суд с иском к Муниципальному унитарному предприятию "Жилкомсервис" муниципального образования "Город Новодвинск» (далее – МУП «Жилкомсервис»), Открытому акционерному обществу "Сети" (далее – ОАО «Сети») о признании незаконными действий ОАО «Сети» по выставлению счета за услуги по электрической энергии по расчетному порядку начисления и взыскании расходов на оплату и установку электрического счетчика, указав, что является собственником <адрес>. Управление данным домом осуществляет МУП «Жилкомсервис», а начисление и сбор платы за жилое помещение и коммунальные услуги производит ОАО «Сети». В счет-квитанции за февраль 2017 года ОАО «Сети» сообщалось о необходимости в срок до 31.05.2017 провести поверку установленного за пределами ее квартиры на лестничной площадке электрического счетчика, либо заменить его на новый прибор учета электрической энергии, с чем она не согласна, полагая, что данный счетчик отнесен к составу общего имущества многоквартирного дома и должен быть заменен за счет средств управляющей организации. В связи с тем, что она не произвела замену электрического счетчика, ОАО «Сети» произвело начисление платы за электроэнергию с 01.03.2017 по 31.05.2017 по среднему показателю за последние полгода, а с 01.06.2017 года по установленному нормативу. 21 августа 2017 года она обратилась с претензией в МУП «Жилкомсервис» о перерасчете начисленной платы за электроэнергию. Данная претензия переадресована ОАО «Сети», которым 31.08.2017 отказано в таком перерасчете. В связи с чем, просила признать действия ОАО «Сети» по выставлению счета за услугу по электроснабжению в размере 11063,05 руб. незаконными, а счет не подлежащим оплате и взыскать с МУП «Жилкомсервис» расходы по оплате и установке электрического счетчика в сумме 1036 руб.

При рассмотрении дела истец требования изменила, просила возложить на ответчиков обязанность произвести перерасчет начисленной платы по коммунальной услуге электрической энергии по указанной квартире за период с 01.06.2017 по 24.08.2017 по фактическим затратам на расходы за потребленную электрическую энергию согласно показаниям прежнего электрического счетчика, установленного по данной квартире, исходя из следующих показаний счетчика: в мае 25585 кВт, в августе 25833 кВт и взыскать с МУП «Жилкомсервис» расходы по оплате и установке электрического счетчика марки «Меркурий 201» в сумме 1036 руб., в том числе 780 руб. стоимость электрического счетчика, 10 руб. стоимость динрейки, 168 руб. расходы на замену электрического счетчика и 78 руб. расходы за приход электромонтера к месту замены электрического счетчика.

Истец Галашева Е.П. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала, уточнив период перерасчета с 01.06.2017 по 23.08.2017, по дату, предшествующую установке нового электрического счетчика по ее квартире, установленного силами МУП «Жилкомсервис» и за ее счет.

Представитель ответчика МУП «Жилкомсервис» Олейников А.В. в судебном заседании возразил против требований истца. С учетом представленного письменного отзыва указал, что истец ошибочно относит электрический счетчик по ее квартире к составу общего имущества многоквартирного дома. Ссылаясь на Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" считает, что истцу обосновано произведено ОАО «Сети» начисление платы по коммунальной услуге электрической энергии по указанной квартире за период с 01.06.2017 по 23.08.2017, исходя из норматива потребления, установленного Постановлением Минэнергосвязи АО от 17.08.2012 N 9-пн "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению в Архангельской области" и тарифа утвержденного Постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 23.12.2016 N 67-э/3 "Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненным к нему категориям потребителей по Архангельской области, включая территории садоводческого некоммерческого товарищества "Садоводы Севера" и СНТ "Садоводы Севера" (сад N 7) муниципального образования "Город Коряжма" (кроме города Коряжмы)".

Ответчик ОАО «Сети» в судебное заседание своего представителя не направил, извещен о рассмотрении дела надлежаще. Согласно представленного письменного отзыва представитель ОАО «Сети» Чепак П.О. требования истца также не признал, указал, что истцу обоснованно начислена плата за потребленную энергию за спорный период, исходя из норматива потребления, в связи с несвоевременной заменой электрического счётчика. Просил о рассмотрении дела без участия представителя ОАО «Сети».

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке лиц, участвующих в деле.

Выслушав истца и представителя ответчика МУП «Жилкомсервис», исследовав письменные материалы дела и, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Материалами дела подтверждается, что Галашева Е.П., собственник <адрес>, является потребителем электроэнергии.

Квартира подключена к линии распределительной электрической сети дома через установленный 24.08.2017 индивидуальный прибор учета потребления активной электрической энергии марки «Меркурий 201.5», дата поверки 22.06.2017.

До установки данного прибора учета квартира истца была подключена к линии распределительной электрической сети дома через однофазный электрический счетчик марки «СО ЗАРХ-2», введенный в эксплуатацию 30.12.2002, с датой последующей поверки 30.12.2010, которая своевременно проведена не была.

Управление данным домом осуществляет МУП «Жилкомсервис», а начисление и сбор платы за жилое помещение и коммунальные услуги по агентскому договору производит ОАО «Сети».

В связи с окончанием срока поверки данного прибора учета, МУП «Жилкомсервис» в выставленной ОАО «Сети» счет-квитанции за февраль 2017 года сообщил в марте 2017 года истцу о замене в срок до 31.05.2017 данного прибора учета на новый, либо проведения срока его поверки.

24 августа 2017 года по заявке истца и за ее счет МУП «Жилкомсервис» установлен по квартире истца указанный прибор учета потребления активной электрической энергии марки «Меркурий 201.5» вместо ранее установленного электрического счетчика марки «СО ЗАРХ-2».

Расходы на установку прибора учета составили 1036 руб., в том числе 780 руб. стоимость электрического счетчика, 10 руб. стоимости динрейки, 168 руб. расходов на замену электрического счетчика и 78 руб. расходов за приход электромонтера к месту замены электрического счетчика.

В связи с тем, что истцом своевременно не были выполнены указанные действия по замене прибора учета электрической энергии, либо его поверке, ОАО «Сети» произведено начисление истцу платы за первые три месяца: март, апрель, май 2017 года по среднемесячному потреблению, а с 01.06.2017 по 23.08.2017 по действующему нормативу потребления.

Указанные действия ответчиков истец считает незаконными, полагая, что проверка состояния индивидуального прибора учета электрической энергии квартиры истца, расположенного в электрическом шкафу на лестничной площадке дома за пределами квартиры, или его своевременная замена возложена на управляющую организацию, на что суд отмечает следующее.

В соответствии с п. 2 ст. 543 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" возложил на собственников жилых домов, собственников помещений в многоквартирных домах обязанность обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также надлежащую эксплуатацию этих приборов учета, их сохранность и своевременную замену (часть 4 статьи 13).

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

В состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях (п. 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491).

Правила организации учета электрической энергии на розничных рынках закреплены Основными положениями о функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения № 442).

В соответствии с п. 145 Основных положений № 442 обязанность по обеспечению оснащения энергопринимающих устройств потребителей, объектов по производству электрической энергии (мощности) производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций приборами учета, а также по обеспечению допуска установленных приборов учета в эксплуатацию возлагается на собственника энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии (мощности) и объектов электросетевого хозяйства соответственно.

Обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета.

При этом под эксплуатацией прибора учета для целей настоящего документа понимается выполнение действий, обеспечивающих функционирование прибора учета в соответствии с его назначением на всей стадии его жизненного цикла со дня допуска его в эксплуатацию до его выхода из строя, включающих в том числе осмотры прибора учета, техническое обслуживание (при необходимости) и проведение своевременной поверки.

Аналогичная обязанность предусмотрена и п. 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее Правил предоставления коммунальных услуг № 354) согласно которому оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю. Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.

В соответствии с п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг № 354, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.

Согласно подп. "а" п. 59 Правил предоставления коммунальных услуг N 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) в следующих случаях и за указанные расчетные периоды: в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной проверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения.

По истечении предельного количества расчетных периодов, указанных в пункте 59 настоящих Правил, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил в случаях, предусмотренных подпунктами "а" и "в" пункта 59 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента, величина которого принимается равной 1,5, а в случаях, предусмотренных подпунктом "б" пункта 59 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (п. 60 Правил предоставления коммунальных услуг N 354).

Таким образом, по истечении установленного изготовителем срока проверки индивидуального прибора учета его показания об объеме потребляемых коммунальных услуг не могут считаться достоверными, что фактически позволяет констатировать отсутствие прибора учета. В связи с чем, его показания не могут применяться при расчете платы за электроэнергию.

В рассматриваемом случае в силу указанных норм права, именно на истца возложена обязанность по своевременной поверке или замене установленного в 2002 году по ее квартире прибора учета электрической энергии, который не относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, как ошибочно полагает истец, несмотря на то, что находится за пределами квартиры истца.

Неисполнение данной обязанности, несмотря на полученное в марте 2017 года от МУП «Жилкомсервис» письменное уведомление в выставленной ОАО «Сети» счет–квитанции о необходимой поверке электрического счетчика, либо его замене, влечет начисление платы за коммунальную услугу по электрической энергии в порядке, установленном пунктами 59 и 60 Правил предоставления коммунальных услуг N 354, что и было выполнено ответчиками до момента установки по квартире истца нового прибора учета.

Таким образом, учитывая, что МУП «Жилкомсервис» 24.08.2017 своевременно произведена замена прибора учета электрической энергии по заявке истца, оснований для удовлетворении требований истца о взыскании расходов на оплату и установку электрического счетчика и обязании произвести перерасчет начисленной платы за электрическую энергию по показаниям прежнего прибора учета электрической энергии за период с 01.06.2017 по 23.08.2017 не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении исковых требований Галашевой Е.П. к Открытому акционерному обществу "Сети", Муниципальному унитарному предприятию "Жилкомсервис" муниципального образования "Город Новодвинск" о взыскании расходов на оплату и установку электрического счетчика и обязании произвести перерасчет начисленной платы за электрическую энергию по показаниями прежнего прибора учета электрической энергии по квартире <адрес> за период с 01.06.2017 по 23.08.2017, отказать.

На решение суда сторонами и лицами, участвующими в деле может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Новодвинский городской суд Архангельской области.

Председательствующий А.Л. Белоусов

Мотивированное решение

изготовлено 11 декабря 2017 года

2-713/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Галашева Е.П.
Ответчики
Муниципальное унитарное предприятие "Жилкомсервис" муниципального образования "Город Новодвинск"
Открытое акционерное общество "Сети"
Суд
Новодвинский городской суд Архангельской области
Дело на странице суда
novodvdsud.arh.sudrf.ru
13.10.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.10.2017Передача материалов судье
18.10.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
18.10.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.10.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.10.2017Предварительное судебное заседание
17.11.2017Судебное заседание
06.12.2017Судебное заседание
11.12.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее