УИД 62RS0025-01-2023-000549-54 судья Бубликова Ю.Д.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Рязань
12 июля 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в составе:
председательствующего Споршевой С.В.,
судей Рогозиной Н.И., Царьковой Т.А.,
при секретаре Ждановой Д.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Рязанской области на решение Скопинского районного суда Рязанской области от 02 мая 2023 года, которым постановлено:
Исковые требования Зажмилиной Ольги Николаевны - удовлетворить.
Признать незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Рязанской области № от 10.02.2023 года в части отказа Зажмилиной Ольге Николаевне в переводе на пенсию по старости со снижением пенсионного возраста на 3 года.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Рязанской области включить Зажмилиной Ольге Николаевне в расчет величины снижения пенсионного возраста периоды проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом: с 26.04.1986 года по 30.06.1986 года, с 01.07.1986 года по 04.09.1989 года.
Возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Рязанской области обязанность перевести Зажмилину О.Н. на пенсию по старости в соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», пп.8 ч.1 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», со снижением пенсионного возраста на 3 года, с 01 февраля 2023 года.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Споршевой С.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Зажмилина О.Н. обратилась в суд с иском к ОСФР по Рязанской области о признании незаконным решения пенсионного органа права и назначении пенсии.
В обоснование иска истец Зажмилина О.Н. указала, что она обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) в соответствии с положениями Закона Российской Федерации от 15.05.1991г. № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон N 1244-1), однако решением ответчика от 10 февраля 2023 года ей было отказано в назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) в связи с отсутствием требуемой продолжительности проживания на территории зоны с льготным социально- экономическим статусом.
Истец с решением пенсионного органа не согласен, считает его незаконным в части отказа в переводе на пенсию по старости со снижением пенсионного возраста на 3 года, нарушающим права, полагает, что с учетом спорных периодов проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом имеет право на пенсию с уменьшением общеустановленного возраста выхода на пенсию на 3 года.
По указанным основаниям истец просил суд с учетом последующих уточнений исковых требований:
-признать незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Рязанской области № от 10.02.2023 года в части отказа Зажмилиной О.Н. в переводе на пенсию по старости со снижением пенсионного возраста на 3 года;
-обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Рязанской области включить Зажмилиной О.Н. в расчет величины снижения пенсионного возраста периоды проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом: с 26.04.1986 года по 30.06.1986 года, с 01.07.1986 года по 04.09.1989 года;
-возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Рязанской области обязанность перевести Зажмилину О.Н. на пенсию по старости в соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», пп.8 ч.1 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», со снижением пенсионного возраста на 3 года, с 01 февраля 2023 года.
Решением суда исковые требования истца удовлетворены.
В апелляционной жалобе Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Рязанской области просит решение отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований истца, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, отсутствие у истца документа, подтверждающего период регистрации с 26.04.1986г. по 30.06.1986г., с 01.07.1986г. по 04.09.1989г. по адресу: <адрес>, на то, что судом первой инстанции при ссылке на домовую книгу № о проживании истца с 21.07.1987г. по 12.04.1990г. указан населенный пункт <адрес> и не установлено, является ли указанный пункт населенным пунктом <адрес> или это другой населенный пункт, похозяйственные книги № не содержат информацию о периодах проживания истца, в записях домовой книги № по Нагишевскому сельскому совету отсутствуют сведения о регистрации родителей истца в период с 26.04.1986г. по 30.06.1986г., с 01.07.1986г. по 04.09.1989г., оснований для удовлетворения указанных периодов проживания истца в зоне с льготным социально-экономическим статусом для назначения пенсии на основании пп.7 п.1 ст. 10 Федерального закона № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и пп.8 ч.1 ст. 13 Закона РФ № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не имеется.
В письменных возражениях Зажмилина О.Н., полагая решение суда законным и обоснованным, просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, а решение суда - без изменения, указывая на то, что материалами дела нашел подтверждение факт проживания ее в зоне с льготным социально-экономическим статусом в спорные периоды, населенного пункта <адрес> никогда не было, а имеется <адрес>, что подтверждается приложенной справкой от 10.07.2022 № и справочником <адрес>.
В письменных заявлениях представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Рязанской области и Зажмилина О.Н. просили рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие. На основании ч.5 ст. 167 и ч.2 ст.327 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие сторон.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда по доводам жалобы по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается и установлено судом, что Зажмилина О.Н. с 27.03.2015г. является получателем страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
11.01.2023г. она обратилась в пенсионный орган с заявлением о переводе её на другой вид пенсии в соответствии с нормами Федерального закона №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Закона РФ № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Решением ответчика от 10.02.2023г. № Зажмилиной О.Н. было отказано в назначении досрочной пенсии по старости (смене вида пенсии) в связи с отсутствием требуемой продолжительности проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом. Основанием отказа послужил факт не включения в период постоянного проживания истца в зоне радиоактивного загрязнения спорных периодов по причине того, что отсутствуют документальные доказательства, подтверждающие проживание истца в спорные периоды в указанной выше зоне. При этом ответчик признал факт проживания истца в зоне с льготным социально-экономическим статусом периоды с 07.05.1990 года по 31.01.1998 года (7 лет 8 месяцев 25 дней), с 05.09.1989 года по 06.05.1990 года (8 месяцев 2 дня) - всего 8 лет 4 месяца 27 дней.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался положениями Федерального закона от 15.12.2001г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Законом Российской Федерации от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Удовлетворяя исковые требования истца, районный суд исходил из подтверждения факта проживания истца в зоне с льготным социально-экономическим статусом в спорные периоды времени, как письменными, так и устными доказательствами, представленными в материалы дела.
Судебная коллегия по гражданским делам находит выводы суда, изложенные в решении, соответствующими нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и установленным по делу обстоятельствам, которые подтверждены доказательствами, соответствующими требованиям ст. 67 ГПК РФ об относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 ст.10 Федерального закона от 15.12.2001г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют, в том числе, граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В соответствии с абзацем вторым подпункта 2 пункта 2 той же статьи пенсия по старости назначается гражданам, указанным в подпунктах 3, 5 - 10 пункта 1 настоящей статьи, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 года, в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Положениями п.1 ст.23 Федерального закона № 166-ФЗ пенсия, предусмотренная настоящим Федеральным законом, независимо от ее вида назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее, за исключением случаев установления социальной пенсии по инвалидности, а также социальной пенсии по старости гражданам, достигшим возраста 70 и 65 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 1 к настоящему Федеральному закону), являвшимся получателями страховой пенсии по инвалидности, выплата которой была прекращена в связи с достижением указанного возраста (пункт 2 части 10 статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Согласно п.З ст. 23 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» перевод с одного вида пенсии на другой вид пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором гражданин обратился за переводом пенсии с одного вида на другой.
В силу ст.7 Закона РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» действие настоящего Закона распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС:
из которых в 1986 году и в последующие годы проведена эвакуация и отселение граждан;
на которых начиная с 1991 года среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр);
на которых начиная с 1991 года плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием - 137 превышает 1 Ки/кв. км.
Указанные территории подразделяются на следующие зоны:
зона отчуждения;
зона отселения;
зона проживания с правом на отселение;
зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет.
В соответствии со ст. 11 Закона РФ № 1244-1 зона проживания с льготным социально- экономическим статусом - часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, зоны отселения и зоны проживания с правом на отселение с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 Ки/кв. км. В указанной зоне среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения не должна превышать 1 мЗв (0.1 бэр).
Дополнительные критерии по определению границ этой зоны в зависимости от степени радиоактивной загрязненности ее территории другими (кроме цезия-13 7) долго живущими радионуклидами устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу ст.28.1 Закона РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами.
Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях") по состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону "О страховых пенсиях". Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях", или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Согласно ст.34 Закона РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
В силу примечания к статье 35 Закона РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
В соответствии с ранее действующим Распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991г. № 237-р «Об утверждении перечня населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения», <адрес> относилось к зоне с льготным социально-экономическим статусом до 01.02.1998г., когда вступило в силу Постановление Правительства РФ от 18.12.1997 № 1582 "Об утверждении Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", согласно которому указанный населенный пункт не был включен в перечень указанных зон.
Приказом Минтруда России от 04.08.2021 № 538н утвержден перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению.
В соответствии с подпунктом «б» п. 18 данного перечня для подтверждения дополнительных условий назначения пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, предусмотренных Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", в зависимости от категории гражданина необходимы документы (сведения) о постоянном проживании (периоде постоянного проживания) или работе (периоде работы) в определенных зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации от 15 мая 1991г. № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (подпункты 4-10 пункта 1 статьи 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").
В силу п. 109 указанного перечня постоянное проживание (период постоянного проживания) в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", подтверждается удостоверениями установленного образца, документами, подтверждающими проживание в указанных зонах (регистрацию по месту жительства).
В материалы дела представлена справка администрации муниципального образования - Горловское сельское поселение Скопинского района Рязанской области от 17.03.2023г. № 8, согласно которой Зажмилина (до замужества - ФИО13) О.Н. действительно проживает в <адрес> с 20.01.1971г. по настоящее время.
Согласно справке Архивного отдела администрации муниципального образования - Скопинский муниципальный район Рязанской области от 07.04.2023г. № по документам Нагишевской сельской администрации Скопинского района Рязанской области в похозяйственной книге № за период с 01.01.1986г. по 31.12.1990г. в лицевом счете № значится хозяйство ФИО8, адрес хозяйства: <адрес>, список членов хозяйства: ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения - глава семьи, ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения - жена, ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения - дочь.
Согласно свидетельству о рождении и свидетельству о заключении брака Зажмилина О.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ранее носила фамилию Морозова, ее родителями являются: ФИО8 и ФИО9
Также в материалы дела представлены справки и приказы МБОУ «Горловская средняя общеобразовательная школа» Скопинского муниципального района <адрес>, согласно которым ФИО10 в период с 01.09.1978г. по 28.06.1988г. проходила обучение в Нагишевской средней школе <адрес>, в которой получила аттестат о среднем образовании; копии домовых книг: № с января 1981г. по август 1983г., в которой указаны зарегистрированными с 04.01.1982г. родители истца - ФИО8 и М.Н., № за период с января 1986г. по октябрь 2003г., в которой имеется запись о регистрации истца с 21.07.1987г. по 12.04.1990г., с 07.05.1990г. по 19.01.2001г., с 07.05.1990г. по 25.01.2016г.
Допрошенные в качестве свидетелей ФИО11 и ФИО12 также подтвердили, что истец проживает в <адрес> с момента рождения, которая сначала училась в Нагишевской средней школе, а затем стала в ней работать.
На основании представленных доказательств в их совокупности, факт проживания истца в зоне с льготным социально-экономическим статусом в спорные периоды времени нашел свое подтверждение.
С учетом установленных обстоятельств суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования Зажмилиной О.Н.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о неправильном применении судом норм материального права Являются не состоятельными и не могут повлечь за собой отмену обжалуемого решения, поскольку районный суд при рассмотрении настоящего спора правильно применил и истолковал нормы материального права, подлежащих применению к правоотношениям сторон.
Другие доводы апелляционной жалобы об отсутствии у истца документа, подтверждающего периоды регистрации с 26.04.1986г. по 30.06.1986г., с 01.07.1986г. по 04.09.1989г. по адресу: <адрес>, также не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда, поскольку в соответствии с п. 109 Переченя документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Приказом Минтруда России от 04.08.2021 № 538н, в качестве документа, подтверждающего факт проживания гражданина в чернобыльской зоне, поименованы не только удостоверения установленного образца, но и иные документы. Справка администрации муниципального образования - Горловское сельское поселение Скопинского района Рязанской области и справка Архивного отдела администрации муниципального образования - Скопинский муниципальный район Рязанской области таким требованиям удовлетворяют.
Ссылка в апелляционной жалобе пенсионного органа на то, что судом первой инстанции при ссылке на домовую книгу № о проживании истца с 21.07.1987г. по 12.04.1990г. указан населенный пункт <адрес> и не установлено, является ли указанный пункт населенным пунктом <адрес> или это другой населенный пункт, также не может быть принята во внимание в качестве основания для отмены обжалуемого решения суда, поскольку из приложенной к письменным возражениям справки администрации муниципального образования Скопинский муниципальный район Рязанской области от 10.07.2023 №, согласно которой в состав Скопинского муниципального района <адрес> не входило и в настоящее время не входит; ранее в состав Нагишевского сельского округа входило <адрес>, а согласно ч.1 раздела 2 Закона Рязанской области от 7 октября 2004г. № 76-03 <адрес> входит в состав Горловского сельского поселения Скопинского муниципального района; согласно Справочника административно-территориального деления Рязанской области в Скопинском районе имеется <адрес> не значится. Указанные документы были представлены истцом к письменным возражениям на апелляционную жалобу ответчика и принимаются судебной коллегией с признанием причин их непредставления в суд первой инстанции уважительными, поскольку вышеизложенные доводы в суде первой инстанции ответчик не заявлял, впервые о них заявлено в апелляционной жалобе, в связи с чем у истца отсутствовала возможность представить данные документы в их опровержение в районном суде. Кроме того, из анализа записей в домовой книге № по <адрес> сельскому Совету Скопинского района Рязанской области, представленной в копии в материалы дела, усматривается, что в отношении других лиц, название населенного пункта указано как <адрес>, в то время как в отношении истца - <адрес>, что в совокупности со справкой администрации муниципального образования Скопинский муниципальный район Рязанской области от 10.07.2023 № и Справочником административно-территориального деления Рязанской области, свидетельствует о том, что запись в отношении истца произведена по <адрес>, т.к. населенного пункта - <адрес> никогда не было и нет.
Другой довод апелляционной жалобы ответчика о том, что похозяйственные книги № не содержат информацию о периодах проживания истца, в записях домовой книги № по Нагишевскому сельскому совету отсутствуют сведения о регистрации родителей истца в период с 26.04.1986г. по 30.06.1986г., с 01.07.1986г. по 04.09.1989г., также являются не состоятельными, поскольку указанные документы были оценены судом первой инстанции в совокупности с иными доказательствами по делу, имеющимися в его материалах, и им не противоречат.
Доводы апелляционной жалобы ответчика об отсутствии оснований для удовлетворения спорных периодов проживания истца в зоне с льготным социально- экономическим статусом для назначения пенсии на основании пп.7 п.1 ст. 10 Федерального закона № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и пп.8 ч.1 ст. 13 Закона РФ № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» противоречат представленным в дело доказательствам и фактически сводятся к несогласию с оценкой суда представленных доказательств, вместе с тем, не содержат каких-либо оснований для иной оценки доказательств. Из материалов дела усматривается, что районный суд оценил представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, оснований для их переоценки суд апелляционной инстанции не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Скопинского районного суда Рязанской области от 02 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Рязанской области - без удовлетворения.