№ 2а-574/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 августа 2018 года город Алатырь
Судья Алатырского районного суда Чувашской Республики Огородников Д.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании в упрощенном порядке административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Чувашской Республике к Куприяновой С.А. о восстановлении пропущенного процессуального срока и взыскании задолженности по пени на страховые взносы,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №1 по Чувашской Республике (далее МИФНС №1 РФ по ЧР) в лице начальника Е.А.ВысотинойДД.ММ.ГГГГ обратилась в суд с административным иском к Куприяновой С.А. о взыскании задолженности по пени на задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС (КБК 18210202103082011160) в размере 519,47 руб., на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный Фонд РФ на выплату страховой пенсии (КБК 18210202140062100160) в размере 2237,96 руб., на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный Фонд РФ на выплату накопительной пенсии (КБК 18210202110062100160) в размере 818,76 руб., мотивируя неисполнением направленного требования со сроком оплаты до ДД.ММ.ГГГГ. Просят со ссылкой на п.2 ст.4 ФЗ от 03.07.2016 года №243 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее - ФЗ от 03.07.2016 года №243), п.2 ч.1 ст.5, ч.1 ст.14, ст.25 ФЗ от 24.07.2009 года №212 «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - ФЗ от 24.07.2009 года №212), ст.ст.48,69 НК РФвосстановить пропущенный срок для взыскания задолженности, административный иск удовлетворить.
Административный истец в судебное заседание явку представителя не обеспечил, представлено заявление о рассмотрении дела без их участия.
Административный ответчик Куприянова С.А.в судебное заседание не явилась, извещена в установленном порядке по адресу регистрации и на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии со ст. 96 КАС РФ.
В соответствии с ч.2 ст. 289 КАС РФ неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Согласно ч.7 ст. 150 КАС РФ, если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.
Рассмотрев материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с ч.1 ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Как следует из материалов дела, КуприяноваС.А. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов, и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах до ДД.ММ.ГГГГ регулировалисьФЗ от 24.07.2009 года №212, в соответствии с ч.1 ст.5, ч.1 ст.18 которого индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов, плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. При этом обязанность индивидуальных предпринимателей по уплате страховых взносов в виде фиксированного платежа не ставится в зависимость от факта ведения предпринимательской деятельности и получения дохода.
С 1 января 2017 года данный ФЗ от 24.07.2009 года №212 признан утратившим силу в связи с принятием ФЗ от 03.07.2016 года №243, вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование регулируются гл.34 Налогового кодекса РФ, полномочия по администрированию страховых взносов возложены на налоговые органы.
Согласно ч.2 ст.4 ФЗ от 03.07.2016 года №243 взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшейся на 01 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные НК РФ, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
Таким образом, в настоящее время применительно к указанным видам платежей с заявлениями о вынесении судебного приказа, а также с административными исковыми заявлениями о взыскании обязательных платежей и санкций, вправе обращаться налоговые органы.
В соответствии с ч.2 ст.19 ФЗ от 03.07.2016 года №250 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» передача органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации налоговым органам сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также суммах страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, предусмотренных ст. 20 настоящего Федерального закона и проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 г., по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), за исключением сведений о суммах задолженности, пеней и штрафов, содержащихся в решениях и иных актах органа контроля за уплатой страховых взносов ненормативного характера, по которым начата процедура обжалования в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) или в суд, осуществляется в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В письме ФНС России от 02.05.2017 года №ГД-4-8/8281 разъяснено, что в соответствии с утвержденными Порядками взаимодействия управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации с территориальными органами ПФР и ФСС России, а также Форматами, используемыми при взаимодействии налоговых органов с органами ПФР и ФСС России в части разового обмена информацией, предусмотрена передача сведений, указанных в п.1 ст.19ФЗ от 03.07.2016 года №250, в налоговые органы в электронном виде.
Согласно п.5 Порядка взаимодействия отделений Пенсионного фонда Российской Федерации с управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации (утв. Федеральной налоговой службой и Правлением Пенсионного фонда РФ 22.07.2016 года) срок представления Отделениями ПФР в Управления ФНС России информации о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, установлен до 01.02.2017 года.
В п.50 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 года№57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового Кодекса РФ» разъяснено, что под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты налога, а в случае представления налоговой декларации с нарушением установленных сроков - следующий день после ее представления.
Из правовой позиции, высказанной в определении от 08.02.2007 года №381-О-П Конституционным Судом РФ, следует, что установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика). Установление сроков направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов, поэтому допущение неограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
В определении от 22.03.2012 года №479-О-О Конституционный Суд РФ указал, что ограничивая деятельность налоговых органов по предъявлению требования об уплате налога определенными сроками, оспариваемое законоположение преследует цель упорядочения процесса взыскания недоимки и повышения эффективности работы налоговых органов. Оно действует во взаимосвязи с иными положениями Налогового кодекса Российской Федерации, которыми, в частности, регулируется порядок взыскания налога, сбора, а также пеней, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках. Кроме того, законодательные правила направления и исполнения требования об уплате налога имеют юридическое значение для исчисления срока на обращение в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога. Заявление налогового органа может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. В любом случае пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налоговых платежей.
Таким образом, несвоевременное совершение налоговым органом действий, предусмотренных п.п.4,6 ст.69, п.п.1,2 ст.70, ст.ст. 46 - 47 НК РФ, не влечет продления совокупного срока принудительного взыскания задолженности, который исчисляется объективно - в последовательности и продолжительности, установленной названными нормами НК РФ. То есть общий срок, установленный для обращения с заявлением о взыскании недоимок в суд, исчисляется исходя из трех составляющих: срок для предъявления требования (три месяца), срок для добровольного исполнения требования и срок для предъявления заявления о взыскании в суд (шесть месяцев). Возможность принудительного взыскания обязательных страховых взносов с должников утрачивается по истечении совокупности указанных сроков.
Согласно п.6 ст.69 НК РФ Требование об уплате налога может быть передано лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Административный истец ссылается на направление ДД.ММ.ГГГГ Куприяновой С.А. требования об уплате задолженности по пени в размере 3688,10руб. сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. Доказательств направления требования от ДД.ММ.ГГГГ, которым является реестр почтовых отправлений, суду не представлено.
Кроме того, даже с учетом установленного срока его исполнения ДД.ММ.ГГГГ и установленного в ст.48НК РФ 6-месячного срока со дня истечения срока исполнения требования срока подачи в суд заявления о взыскании МИФНС №1 РФ по ЧР обратилось в суд явно после истечения предусмотренного законом срока.Доказательств уважительности пропуска срока суду не представлено.
В силу п.4 ч.1 ст.59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Таким образом, заявленная МИФНС №1 РФ по ЧР ко взысканию с Куприяновой С.А.задолженность по пени признается судом безнадежной ко взысканию, что является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Согласно ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно ч.1 ст. 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 286-290 КАС РФ, судья
решил:
Отказать в удовлетворении административных исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Чувашской Республике к Куприяновой С.А. восстановлении пропущенного процессуального срока и о взыскании задолженности по пени на задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС (КБК 18210202103082011160) в размере 519,47 руб., на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный Фонд РФ на выплату страховой пенсии (КБК 18210202140062100160) в размере 2237,96 руб., на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный Фонд РФ на выплату накопительной пенсии (КБК 18210202110062100160) в размере 818,76 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Председательствующий: судья Д.Ю. Огородников