Дело № 2а-228/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 марта 2017 года Стародубский районный суд Брянской области в составе:
председательствующего судьи Лысухо П.И.,
при секретаре Верещако З.Б.,
с участием ст. помощника прокурора Стародубского района Дюбко Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Стародубского района Брянской области в интересах неопределенного круга лиц к <данные изъяты> сельской администрации <данные изъяты> сельского поселения Стародубского района Брянской области о признании незаконным бездействия, обязании совершить определенные действия
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Стародубского района Брянской области в порядке, предусмотренном ст. 39 КАС РФ, обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие администрации <данные изъяты> сельского поселения Стародубского района Брянской области, выразившееся в непринятии мер по своевременному принятию и размещению правовых актов в сфере нормирования закупок в единой информационной системе закупок на сайте zakupki.gov.ru.
Требования мотивирует тем, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки исполнения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд выявлены нарушения указанного законодательства в деятельности органов местного самоуправления <данные изъяты> сельского поселения.
В соответствии с ч.3 ст.2 Федерального закона №44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее-Закон), органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, принимают правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 данного Федерального закона. Данные правовые акты должны соответствовать нормативным правовым актам, указанным в частях 1 и 2 названной статьи.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В силу ч.1 ст.7 Закона, в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.
Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 данной статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В силу ч. 1 ст. 19 Закона, под нормированием в сфере закупок понимается установление требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения).
В силу положений ч.2 ст. 19 Закона, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.3 ст. 19 Закона, Правительство Российской Федерации устанавливает общие правила нормирования в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе:
общие требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения;
общие правила определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения).
Местные администрации в силу положений ч.4 ст. 19 Закона, в соответствии с общими правилами нормирования, предусмотренными частью 3 ст. 19 Закона, устанавливают правила нормирования в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд (далее - правила нормирования), в том числе:
требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения;
правила определения требований к закупаемым государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами, муниципальными органами, соответственно их территориальными органами и подведомственными указанным органам казенными учреждениями и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения).
Муниципальные органы на основании правил нормирования, установленных в соответствии с частью 4 статьи 19, утверждают требования к закупаемым ими, их территориальными органами (подразделениями) и подведомственными указанным органам казенными учреждениями и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций указанных органов и подведомственных им казенных учреждений (ч.5 ст. 19 Закона).
В силу ч.6 ст. 19 Закона, правила нормирования, требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения) подлежат размещению в единой информационной системе.
В соответствии с Письмом Министерства финансов России от 31 марта 2016 г. N02-03-06/18202 «Об установлении требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг и установлении нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая территориальные органы и подведомственные казенные учреждения)», муниципальный орган, в том числе не имеющий подведомственных учреждений, должен утвердить требования к закупаемым им отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций указанного муниципального органа в соответствии с вышеуказанными правовыми актами местной администрации муниципального образования.
<данные изъяты> сельской администрацией Стародубского района Брянской области требования законодательства о принятии муниципальных правовых актов, устанавливающих правила определения требований к закупаемым муниципальными органами, их территориальными подразделениями, подведомственными органами и подведомственными указанным органам казенными учреждениями и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и нормативные затраты на обеспечение функций муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения) и о размещении их в единой информационной системе не исполнены.
Отсутствие вышеназванных правовых актов, регламентирующих нормирование в сфере закупок на муниципальном уровне, может повлечь осуществление закупок товаров, работ, услуг, имеющих избыточные потребительские свойства или являющихся предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации, что недопустимо.
Указанные нарушения влекут так же нарушение принципа открытости осуществления закупочной деятельности, что в свою очередь является нарушением права государства на исполнение требований федеральных законов на всей территории Российской Федерации и <данные изъяты> сельского поселения Стародубского района Брянской области в том числе.
Исходя из положений статьи 7 Федерального закона от 25.12.2008 года №273-Ф3 «О противодействии коррупции», основными направлениями деятельности государственных органов (органов местного самоуправления) по повышению эффективности противодействия коррупции является обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.
В судебном заседании представитель административного истца – ст. помощник прокурора Стародубского района Дюбко Е.Г. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель административного ответчика – глава администрации <данные изъяты> сельского поселения Стародубского района Брянской области Мищенко В.В., в судебном заседании иск признал, суду пояснил, что меры по устранению нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд будут приняты в ближайшее время.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска по следующим основаниям.
На основании ст.39 КАС прокурор наделен правом по обращению в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. В соответствии с ч.3 ст.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2017) органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, принимают правовые акты, регулирующие отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Согласно ст.4 вышеназванного закона в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система. Информация, содержащаяся в единой информационной системе, размещается на официальном сайте zakupki.gov.ru.
В силу ч.1 ст.7 вышеназванного закона в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок. Открытость и прозрачность указанной информации, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
Согласно ч.4 ст.19 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2017) местные администрации в соответствии с общими правилами нормирования, устанавливают правила нормирования в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения соответственно федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, в том числе:
1) требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения;
2) правила определения требований к закупаемым государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами, муниципальными органами, соответственно их территориальными органами и подведомственными указанным органам казенными учреждениями, бюджетными учреждениями и государственными, муниципальными унитарными предприятиями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения).
В силу ч.6 ст.19 вышеуказанного закона правила нормирования, требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения) подлежат размещению в единой информационной системе.
Судом установлено, что в нарушение ст.19 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2017) администрацией <данные изъяты> сельского поселения Стародубского района Брянской области правовые акты в сфере нормирования закупок не приняты и не размещены в единой информационной системе закупок на официальном сайте zakupki.gov.ru.
Данное обстоятельство административным ответчиком не оспаривалось.
Оспариваемое бездействие ответчика нарушает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, поэтому заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению полностью.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск прокурора Стародубского района Брянской области в интересах неопределенного круга лиц к <данные изъяты> сельской администрации <данные изъяты> сельского поселения Стародубского района Брянской области о признании незаконным бездействия, обязании совершить определенные действия - удовлетворить.
Признать бездействие <данные изъяты> сельской администрации <данные изъяты> сельского поселения Стародубского района Брянской области, выразившееся в неприятии мер по своевременному принятию и размещению правовых актов в сфере нормирования закупок в единой информационной системе закупок на официальном сайте zakupki.gov.ru., нарушающим права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц.
Обязать <данные изъяты> сельскую администрацию <данные изъяты> сельского поселения Стародубского района Брянской области принять меры по разработке, принятию и размещению правовых актов в сфере нормирования закупок в единой информационной системе закупок на официальном сайте zakupki.gov.ru.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Стародубский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья подпись