РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 июня 2020 года гор. Клин Московская область
Клинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Аррыковой Л.Д.,
при секретаре Тихомировой А.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-503/2020 по иску Давыдович Д. А. к Фонду капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Министерства жилищно-коммунального хозяйства /адрес/ об обязании произвести финансирование работ по установке приборов учета тепловой энергии, счетчиков горячей и холодной воды в многоквартирном доме,
УСТАНОВИЛ:
Давыдович Д.А. обратилась в суд с иском к Фонду капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Министерства жилищно-коммунального хозяйства /адрес/ об обязании произвести финансирование работ по установке приборов учета тепловой энергии, счетчиков горячей и холодной воды в многоквартирном доме.
В обоснование заявленных требований указала, что является собственником жилого помещения - /адрес/, расположенной в многоквартирном доме по адресу: /адрес/, в котором в период с /дата/ по /дата/ производятся работы по капитальному ремонту общего имущества. Заказчиком работ является ответчик - Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, на специальный счёт, которого собственники помещений данного многоквартирного дома, оплачивают взносы на капитальный ремонт.
Как следует из информации, размещённой в объявлении ответчика, в перечень работ по капитальному ремонту /адрес/, наряду с другими работами, включены работы по ремонту внутридомовых инженерных систем, в том числе систем теплоснабжения.
Правовые нормы Жилищного кодекса Российской Федерации и нормы Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязывают ответчика при проведении капитального ремонта многоквартирного дома профинансировать работы по установке в указанном многоквартирном доме общедомовых приборов учёта тепловой энергии, а также установку поквартирных счетчиков горячей и холодной воды.
Обратившись к ответчику по вопросу установки общедомового прибора учёта тепловой энергии и индивидуальных приборов учета тепловой энергии за счет средств фонда капитального ремонта, был получен ответ, в котором сообщалось, что работы по установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов за счет средств фонда капитального ремонта производится не будут, поскольку такие работы не включены в «Краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории /адрес/, на /дата/», утверждённый Постановлением /адрес/ от /дата/ /номер/, а установка индивидуальных приборов учета тепловой энергии за счет средств фонда капитального ремонта не производится.
Учитывая изложенное обстоятельства, истец просит обязать ответчика произвести финансирование работ по установке приборов учета тепловой энергии, счетчиков горячей и холодной воды в многоквартирном доме, расположенном по адресу: /адрес/.
В судебное заседание истец не явился, о дате, времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом.
Представитель ответчика Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Министерства жилищно-коммунального хозяйства /адрес/ в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом. Представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, просил отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме по доводам изложенным в отзыве на исковое заявление.
При таких обстоятельствах, в соответствии со статьей 167 ГПК РФ, суд определил возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, по имеющимся в деле доказательствам.
Проверив материалы дела, с учетом представленных сторонами доказательств, оценив представленные доказательства в совокупности на основании ст.67 ГПК РФ по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно, ст. ст. 209, 288 Гражданского кодекса РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.
Согласно ст. 182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с ст. 166 ЖК РФ, органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам.
Согласно ст. 168 ЖК РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов.
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее - государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя в том числе перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах и плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по каждому виду услуг и (или) работ с учетом необходимости оказания услуг и (или) выполнения работ.
Очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации и могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям.
В соответствии с п. 2 Постановления /адрес/ /номер/ «Об утверждении Порядка утверждения краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории /адрес/» (далее - Постановление /номер/) краткосрочный план реализации региональной программы разрабатывается и утверждается в целях реализации региональной программы /адрес/ «Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории /адрес/, на /дата/», утвержденной постановлением /адрес/ от /дата/ /номер/ «Об утверждении региональной программы /адрес/ «Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории /адрес/, на /дата/» конкретизации сроков проведения капитальною ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Работы по ремонту внутридомовых инженерных систем включены в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории /адрес/, на /дата/.
Судом установлено, что в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: /адрес/, в котором собственником жилого помещения - /адрес/, является истец, в период с /дата/ по /дата/ производятся работы по капитальному ремонту общего имущества.
Заказчиком работ является ответчик - Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Министерства жилищно-коммунального хозяйства /адрес/.
Согласно информации, размещённой в объявлении ответчика, в перечень работ по капитальному ремонту /адрес/, наряду с другими работами, включены работы по ремонту внутридомовых инженерных систем, в том числе систем теплоснабжения.
Работы по установке общедомового прибора учета тепловой энергии ответчиком не производятся.
Согласно ответа генерального директора Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Министерства жилищно-коммунального хозяйства /адрес/ В В. Николова, от /дата/ № /номер/, работы по установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов за счет средств фонда капитального ремонта производится не будут, поскольку такие работы не включены в «Краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории /адрес/, на /дата/», утверждённый Постановлением /адрес/ от /дата/ /номер/, а установка индивидуальных приборов учета тепловой энергии за счет средств фонда капитального ремонта не производится (л.д.9).
В материалы дела представлена выписка из программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных в /адрес/, согласно которой работы по установке общедомового прибора учета тепловой энергии в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: /адрес/ краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории /адрес/, на /дата/ не включены.
Порядок внесения изменений в региональную программу капитальною ремонта общего имущества в многоквартирных домах предусмотрен ЖК РФ. Порядок внесения изменения в краткосрочный план реализации региональной программы предусмотрен Постановлением /номер/.
Таким образом, Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Министерства жилищно-коммунального хозяйства /адрес/ не определяет порядок и сроки проведения капитального ремонта, а лишь обеспечивает проведение капитального ремонта в соответствии с региональной программой капитального ремонта.
Анализ вышеприведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета является одним из лицензионных требований, предъявляемых к субъектам предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Требование истца об обязании ответчика профинансировать работы по установке поквартирных счетчиков горячей и холодной воды также не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Отношения по энергосбережению, повышению энергетической эффективности регулирует Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно части 4 статьи 12 названного Закона в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. В соответствии с принципами, установленными Правительством Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно.
Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий.
В целях снижения расходов на проведение указанных мероприятий собственники помещений в многоквартирном доме вправе требовать от лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, осуществления действий, направленных на снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов, и (или) заключения этим лицом энергосервисного договора (контракта), обеспечивающего снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов.
В соответствии с ч. 1. ст. 166 ЖК РФ перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя:
ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;
ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений;
ремонт крыши;
ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;
ремонт фасада;
ремонт фундамента многоквартирного дома.
В соответствии с ч. 2 ст. 166 ЖК РФ, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, размер которых сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, может быть дополнен услугами и (или) работами по утеплению фасада, переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю, установке автоматизированных информационно-измерительных систем учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа) и другими видами услуг и (или) работ.
Постановлением /адрес/ от /дата/ /номер/ «Об утверждении региональной программы /адрес/ «Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории /адрес/, на /дата/» утверждена региональная программа капитального ремонта.
Постановлением /номер/ установлен дополнительный перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируется за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, следующими работами и (или) услугами по: утеплению фасада; переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу; устройству выходов на кровлю; установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа); разработке проектной документации, ее экспертизе (в случае, если подготовка проектной документации необходима в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности); строительному контролю.
Проведение работ по установке поквартирных счетчиков горячей и холодной воды не предусмотрено в рамках региональной программы капитального ремонта.
Вместе с тем, согласно ч. 3 ст. 166 ЖК РФ в случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об установлении взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, часть фонда капитального ремонта, сформированная за счет данного превышения, по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может использоваться на финансирование любых услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, собственники самостоятельно могут принять решение о проведении работ по установке поквартирных счетчиков горячей и холодной воды.
Учитывая указанные обстоятельства, вышеизложенные нормы права, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковое заявление Давыдович Д. А. к Фонду капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Министерства жилищно-коммунального хозяйства /адрес/ об обязании произвести финансирование работ по установке приборов учета тепловой энергии, счетчиков горячей и холодной воды в многоквартирном доме – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Клинский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено /дата/.
Судья Л.Д. Аррыкова