Дело №а-208/2021
64RS0046-01-2020-008639-84
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 января 2021 года г.Саратов
Ленинский районный суд г.Саратова в составе председательствующего судьи Афанасьевой Н.А., при ведении протокола судебного заседания помощниками судьи Арутюняном И.С., Яковлевой З.В.,
с участием в судебном заседании административного истца Федотова Д.В., представителя административного ответчика Шапкиной Е.В., представителя заинтересованного лица Пономарева М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федотов Д.В. к государственной жилищной инспекции Саратовской области о признании незаконным решения,
установил:
Федотов Д.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Государственной жилищной инспекции Саратовской области о признании незаконным решения от 01 ноября 2020 года в части касающейся дома № по 2-му проезду Блинова в г. Саратове. Заявленные требования мотивированы тем, что Федотов Д.В. на основании договора безвозмездного пользования проживает в квартире 121 дома 3 по 2-му проезду Блинова в г.Саратове. 01 ноября 2020 года Государственная жилищная инспекция Саратовской области приняла решение о внесении изменений в реестр лицензий Саратовской области по строке 410, то есть закрепить вышеуказанный дом в реестре лицензий предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами за ООО «УК «Профессионал», о чем в модуле государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства «Реестр лицензий субъектов РФ» размещена соответствующая информация. Однако, на момент принятия вышеуказанного решения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства области не была размещена необходимая информация, связанная со сменой способа управления домом 3 по 2-му проезду Блинова г. Саратова на основании решения общего собрания собственников, проведенного в форме очно-заочного голосования в период с 10.08.2020 по 23.08.2020 и оформленного протоколом №1 от 27.08.2020 года.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «УК «Профессионал».
В судебном заседании административный истец Федотов Д. В. поддержал исковые требования в полном объеме.
В судебном заседании представитель административного ответчика Шапкина Е.В. возражала против административного иска, указывая, что Государственной жилищной инспекцией Саратовской области решение от 01.11.2020 года о внесении изменений в реестр лицензий в части многоквартирного дома 3 по 2-му проезду Блинова в г. Саратове не принималось. При этом представитель пояснила, что соответствующее решение о внесении изменений в реестр лицензий Саратовской области Государственной жилищной инспекцией Саратовской области было принято 12 октября 2020 года на основании заявления ООО «УК Профессионал» от 29.09.2020 о внесении изменений в реестр лицензий, а также приложенных к указанному заявлению решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома 3 по 2-му проезду Блинова г. Саратова, проведенного в форме очно-заочного голосования в период с 10.08.2020 по 23.08.2020, оформленного протоколом №1 от 27.08.2020 года, договора управления многоквартирного дома, подписанного уполномоченным лицом, информации размещенной в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства области, в порядке и сроки, установленные приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 декабря 2015 года №938/пр «Об утверждении порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской федерации». Кроме того, Федотов Д.В., не являясь собственником помещений в многоквартирном доме 3 по 2-му проезду Блинова г. Саратова, не может являться административным истцом, так как в соответствии п.п. 4 части 1 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие решение о способе управления многоквартирным домом относится к компетенции общего собрания собственников многоквартирного дома. Решение инспекции о внесении изменений в реестр лицензий от 12.10.2020 не влечет для Федотова Д.В., как для пользователя жилым помещением №121 в многоквартирном доме 3 по 2-му проезду Блинова г. Саратова, возникновение каких-либо прав и обязанностей. Просит отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица ООО «УК Профессионал» Пономарев М.А. возражал против удовлетворения исковых требований, указывая, что решение от 1 ноября 2020 года о внесении изменений в реестр лицензий в части включения многоквартирного дома 3 по 2-иу проезду Блинова г. Саратова за ООО «УК Профессионал» он не получал. Сведения, необходимые для размещения информации в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства области, были размещены в полном объеме до принятия решения Государственной жилищной инспекцией Саратовской области.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также - лицензия), предоставленной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия).
В соответствии с частью 1, 2 статьи 198 ЖК РФ сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в следующих реестрах:
1) реестр лицензий субъекта Российской Федерации;
2) сводный федеральный реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - сводный федеральный реестр лицензий);
3) реестр лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации (далее - реестр дисквалифицированных лиц).
Реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
В соответствии со статьей 198 ЖК РФ сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в системе. Состав указанных сведений, подлежащих размещению в системе, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 1).
В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (часть 2).
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 указанной статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 3).
Приказом Минкомсвязи России № 368, Минстроя России № 691/пр от 29.09.2015 утвержден состав сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляют управляющие организации, подлежащих размещению в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
Приказом Минстроя России от 25.12.2015 №938/пр утвержден порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее Порядок внесения изменений в реестр лицензий).
В соответствии с пунктом 8 Положения о Государственной жилищной инспекции Саратовской области, утвержденного постановление Правительства Саратовской области от 12.05.2005 № 152-П, Государственная жилищная инспекция области в пределах своей компетенции ведет реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами Саратовской области.
В соответствии с Порядком внесения изменений в реестр лицензий, в редакции приказа Минстроя России от 02.03.2018 № 134/пр, изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (далее - орган государственного жилищного надзора) на основании решения органа государственного жилищного надзора, принятого в соответствии с частями 3, 3.1, 5 - 5.4 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации или при непоступлении в установленный срок заявления о продлении срока действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, либо на основании представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - заявитель), заявления о внесении изменений в реестр, содержащего следующие сведения:
а) адрес многоквартирного дома;
б) основания заключения, прекращения или расторжения договора управления многоквартирным домом;
в) реквизиты договора управления многоквартирным домом;
г) реквизиты распорядительного документа органов местного самоуправления, органов исполнительной власти городов федерального значения - Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, в случае заключения договора управления многоквартирным домом, в соответствии с частью 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
д) данные о заявителе (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - лицензия) в случае осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на основании лицензии;
е) данные о реорганизации лицензиата в случаях:
- реорганизации лицензиата в форме присоединения к нему другого юридического лица (лиц), управляющих многоквартирным домом (домами);
- реорганизации лицензиата в форме преобразования;
- реорганизации лицензиата в форме слияния с другим юридическим лицом (лицами), управляющих многоквартирным домом (домами), у каждого из которых на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц имеется лицензия на один и тот же вид деятельности.
К заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются следующие документы:
а) копия протокола и решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении с ней договора управления многоквартирным домом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления в случае проведения такого собрания, за исключением случая представления в орган государственного жилищного надзора подлинников указанных документов в соответствии с частью 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) копия протокола конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, в соответствии с которым управляющая организация определена победителем конкурса, либо копия протокола, в соответствии с которым управляющая организация определена единственным участником конкурса, в случае если конкурс признан несостоявшимся, в связи с тем, что только один претендент признан участником конкурса (в случае проведения указанного конкурса);
в) копия договора управления, условия которого утверждены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, или копия договора управления, заключенного с застройщиком в случаях, предусмотренных частью 14 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
г) копия акта приема-передачи технической документации и иных связанных с управлением таким домом документов, ключей от помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, электронных кодов доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иных технических средств и оборудования, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, в случае подачи заявления об исключении многоквартирного дома из реестра;
д) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя на подачу заявления и документов, предусмотренных пунктом 3 настоящего Порядка (в случае, если от имени заявителя обращается его уполномоченный представитель), оформленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
е) копия договора управления многоквартирным домом, заключенного с управляющей организацией на основании распорядительного документа органа местного самоуправления, органа исполнительной власти городов федерального значения - Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя в случаях, предусмотренных частью 17 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
ж) копию заявления одной из сторон договора управления многоквартирным домом в случае прекращения договора управления многоквартирным домом в связи с окончанием срока его действия;
з) копия договора управления многоквартирным домом, подписанного управляющей организацией, определенной победителем открытого конкурса по отбору управляющей организации;
и) в случае реорганизации в форме присоединения к лицензиату юридического лица или юридических лиц, управляющего или управляющих многоквартирным домом или домами (далее - присоединяемые лица):
- копия листа записи Единого государственного реестра юридических лиц о реорганизации в форме присоединения к лицензиату присоединяемых лиц;
- копии решений общих собраний участников (акционеров) лицензиата и присоединяемых лиц о реорганизации в форме присоединения, оформленных протоколами общих собраний участников (акционеров) или решениями единственных участников (акционеров), или решений собственников имущества унитарных предприятий, или решений учредителей (учредителя) некоммерческих организаций о реорганизации в форме присоединения;
- копия передаточного акта между присоединяемыми лицами и лицензиатом;
к) в случае реорганизации в форме преобразования лицензиата:
- копия листа записи Единого государственного реестра юридических лиц о реорганизации в форме преобразования;
- копии решений общих собраний участников (акционеров) лицензиата о реорганизации в форме преобразования, оформленных протоколами общих собраний участников (акционеров) или решениями единственных участников (акционеров), или решений собственников имущества унитарных предприятий, или решений учредителей (учредителя) некоммерческих организаций о реорганизации в форме преобразования;
л) в случае реорганизации в форме слияния юридических лиц, управляющих многоквартирным домом или домами (далее - реорганизованные юридические лица):
- копия листа записи Единого государственного реестра юридических лиц о создании юридического лица путем реорганизации в форме слияния;
- копии решений общих собраний участников (акционеров) реорганизованных юридических лиц о реорганизации в форме слияния, оформленных протоколами общих собраний участников (акционеров) или решениями единственных участников (акционеров), или решений собственников имущества унитарных предприятий, или решений учредителей (учредителя) некоммерческих организаций о реорганизации в форме слияния;
- копия передаточного акта между реорганизованными юридическими лицами и юридическим лицом, создаваемым в результате слияния;
- справка с данными о реорганизованных юридических лицах (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами) на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц, заверенная правопреемником;
м) опись представляемых документов с указанием наименования и реквизитов каждого документа и количества листов, подписанная заявителем (уполномоченным представителем заявителя).
Рассмотрение заявления и документов осуществляется органом государственного жилищного надзора и не может превышать десяти рабочих дней с даты поступления заявления и документов (пункт 4 Порядка внесения изменений в реестр лицензий).
В ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя;
д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)
е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 5 Порядка внесения изменений в реестр лицензий).
По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений:
а) о внесении изменений в реестр;
б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов;
в) о приостановлении рассмотрения заявления (пункт 7 Порядка внесения изменений в реестр лицензий).
Решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 Порядка (пункт 8 Порядка внесения изменений в реестр лицензий).
Основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются:
а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "г" - "е" пункта 5 Порядка;
б) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 указанного Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 указанного Порядка.
29 сентября 2020 года в адрес Государственной жилищной инспекции области поступило заявление ООО «УК Профессионал» о внесении изменений в реестр лицензий Саратовской области в части внесения сведений о многоквартирном доме 3 по 2-му проезду Блинова г. Саратова. В заявлении указан адрес многоквартирного дома; основания заключения, прекращения или расторжения договора управления многоквартирным домом; реквизиты договора управления многоквартирным домом; данные об ООО «УК Профессионал» (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами). К заявлению были приложены копия решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома 3 по 2-му проезду Блинова Ф.А. г. Саратова, оформленного протоколом от 27 августа 2020 года, о выборе управляющей организации ООО «УК Профессионал» (ИНН 6455070919), о заключении с ООО «УК Профессионал» договора управления и утверждении его условий.
Отсутствие нарушений пункта 5 Порядка подтверждено в судебном заседании, в том числе в части выполнения ООО «УК Профессионал» требования, установленного частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, о размещении указанной в заявлении информации в системе и отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Приказом Минкомсвязи России № 368, Минстроя России №691/пр от 29.09.2015 сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляют управляющие организации (далее - многоквартирные дома), а также сведения в случае изменения перечня многоквартирных домов в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом, подлежащие размещению в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее - система), включают:
1.1. адрес многоквартирного дома;
1.2. номер и дата договора управления многоквартирным домом;
1.3. дата начала осуществления обязанностей по управлению многоквартирным домом, предусмотренная договором управления многоквартирным домом;
1.4. дата окончания осуществления обязанностей по управлению многоквартирным домом, предусмотренная договором управления многоквартирным домом;
1.5. дата расторжения договора управления многоквартирным домом;
1.6. основание заключения (расторжения) договора управления многоквартирным домом.
2. В системе также подлежат размещению:2.1. электронный образ протокола конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом (в том числе в случае признания конкурса несостоявшимся) или решения (протокола) общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации либо протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, сформированный с использованием системы, в случае проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования с использованием системы;
2.2. электронный образ договора управления многоквартирным домом либо договор управления многоквартирным домом, заключенный в электронной форме, в том числе с использованием системы. В случае заключения договора управления многоквартирным домом с каждым собственником помещения в таком доме, в системе также размещается электронный образ решения (протокола) общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, которым собственники помещений в многоквартирном доме утвердили условия договора управления многоквартирным домом;
2.3. электронный образ документа об изменении, прекращении и расторжении договора управления многоквартирным домом либо соответствующий документ, подписанный в электронной форме, в том числе с использованием системы. В случае заключения договора управления многоквартирным домом с каждым собственником помещения в таком доме, в системе также размещаются электронные образы решений (протоколов) общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, которыми собственники помещений в многоквартирном доме утвердили изменения условий договора управления многоквартирным домом, приняли решение о прекращении действия или расторжении такого договора.
Приказом Минкомсвязи России N 504, Минстроя России № 934/пр от 30.12.2014 "Об определении официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" определен адрес официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - www.dom.gosuslugi.ru.
В соответствии с пунктом 8 приказа Минкомсвязи России N 87, Минстроя России N 202/пр от 23.03.2015 "Об утверждении требований к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования государственной информационной системой жилищно-коммунального хозяйства, в том числе требований к ее архитектуре" система состоит из открытой части, закрытой части и части, предназначенной для организации взаимодействия системы с другими информационными системами. В открытой части системы размещается общедоступная информация. Закрытая часть системы предназначена для ведения личных кабинетов пользователей системы.
В соответствии с пунктом 6 приказа Минкомсвязи России N 589, Минстроя России N 944/пр от 28.12.2015 "Об утверждении Порядка и способов размещения информации, ведения реестров в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, доступа к системе и к информации, размещенной в ней" (зарегистрировано в Минюсте России 19.02.2016 N 41149) доступ к личным кабинетам органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов, иных юридических лиц (далее - организации) и индивидуальных предпринимателей предоставляется физическим лицам, являющимся соответственно уполномоченными представителями органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов, иных юридических лиц либо индивидуальным предпринимателем, после регистрации организации, индивидуального предпринимателя в системе.
Наличие открытой и закрытой частей Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства подтверждается руководствами пользователей, в том числе для управляющих организаций и органов государственного жилищного надзора.
Из представленных Государственной жилищной инспекцией Саратовской области скрин-шотов сведений, размещенных в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства из раздела личный кабинет - реестры заявок по состоянию на 19.11.2020 года усматривается, что в ГИС ЖКХ имеется информация о заявке №164042107: включение дома – 410007,г. Саратов, Саратовская область, г. Саратов, 2-й проезд им. БлиноваФ.А., д.3; отправитель заявки – Общество с ограниченной ответствнностью «Управляющая компания «Профессионал»; основание – заключение договора; дата отправки – 17.09.2020 года 13.37; статус заявки – подтверждена 01.11.2020 года.; решение – включен; дата рассмотрения – 01.11.2020 12.57.
Согласно представленными инспекцией скриншотами в ГИС ЖКХ ООО «УК Профессионал» размещена информация, предусмотренная пунктами 1.1 – 1.4, 1.6 Порядка №368пр: об адресе многоквартирного дома; форма проведения собрания – очно-заочное голосование; дата и время начала – 10.08.2020; дата и время окончания – 23.08.2020; дата вступления в силу договора управления – 01.09.2020; планируемая дата окончания – 01.09.2021.
Согласно представленных скриншотов из ГИС ЖКХ из раздела реестр договоров – договор управления сведения о протоколе общего собрания собственников многоквартирного дома 3 по 2-му проезду им. Блинова Ф.А. размещены в системе 27.08.2020 года: протокол №1 от 27.08.2020 года дом 3 по 2 проезду им. Блинова Ф.А. прикреплен 27.08.2020 года 14.42; приложение №1 Договор №7 дом 3 прикреплен 27.08.2020 14.41; приложение №8 реестр лиц, подписавших договор, дом 3 прикреплен 27.08.2020 года 14.41. К информации прикреплены файлы в формате PDF, что подтверждает исполнение пункта 2.1. – 2.2. Порядка №368пр.
В судебном заседании исследованы документы, прикрепленные ГИС ЖКХ к заявке №164042107: образ протокола общего собрания собственников от 27.08.2020 года. Согласно указанному протоколу собственниками многоквартирного дома 3 принято решение о выборе в качестве управляющей организации ООО «УК Профессионал»; об утверждении условий договора управления согласно приложению; полномочиями на подписание договора управления наделен председатель совета многоквартирного дома Кленов Антон Владимирович; образ договора №7 об управлении многоквартирным домом от 27.08.2020 года, подписанного Генеральным директором ООО «УК Профессионал» и Кленовым Антоном Владимировичем, собственником помещения №261 многоквартирного дома 3 по 2 проезду Блинова г. Саратова.
Довод административного истца о незаключении договора управления собственниками помещений ввиду его подписания только одним собственником несостоятелен, поскольку опровергается положениями пункта 3 части 8 статьи 161.1 ЖК РФ, в соответствии с которыми председатель совета многоквартирного дома, действуя без доверенности, в случае наделения его таким полномочием по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме заключает на условиях, указанных в решении общего собрания собственников помещений в данном многоквартирном доме, договор управления многоквартирным домом. По договору управления многоквартирным домом или договорам, указанным в частях 1 и 2 статьи 164 указанного кодекса, заключенным председателем совета многоквартирного дома в случае наделения его таким полномочием решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, приобретают права и становятся обязанными все собственники помещений в многоквартирном доме.
Согласно п.13 протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 27.08.2020 года большинством голосов принято решение об избрании председателем совета многоквартирного дома, доверенным лицом всех собственников помещений в многоквартирном доме на заключение договора управления и дополнительных соглашений к нему на условиях, указанных в решении общего собрания собственников помещений вв данном доме, о наделении его правом подписания договора управления и дополнительных соглашений к нему от лица всех собственников помещений многоквартирного дома.
На основании пункта 7 Порядка внесения изменений в реестр лицензий (938/пр) инспекцией 12 октября 2020 года было принято решение о включении многоквартирных домов №3, №3А и №3Б по 2-му проезду Блинова Ф.А. г. Саратова в реестр лицензий Саратовской области за ООО «УК Профессионал» с 01 ноября 2020 года.
В соответствии со статьей 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно:
1) принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества;
2) принято при отсутствии необходимого кворума;
3) принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания;
4) противоречит основам правопорядка или нравственности.
Признание решения по вопросам о выборе в качестве управляющей организации ООО «УК Профессионал», наделения председателя МКД полномочиями на подписание договора управления ничтожными возможно при наличии оснований, предусмотренных статьей 181.5 ГК РФ.
Доказательства того, что решения по вопросам о выборе в качестве управляющей организации ООО «УК Профессионал», наделения председателя МКД полномочиями на подписание договора управления, оформленные протоколом от 27.08.2020 года приняты с нарушением положений статьи 181.5. ГК РФ, суду не представлены.
Учитывая, вышеизложенное основания для отказа во внесении изменений в реестр лицензий ООО «УК Профессионал» на основании заявления от 29.09.2020 года у государственной жилищной инспекции Саратовской области отсутствовали.
Административным ответчиком в судебное заседание представлено решение государственной жилищной инспекции Саратовской области от 12 октября 2020 года №1616, согласно которому многоквартирный дом №2 по 2-му проезду Блинова г.Саратова включен в реестр лицензий Саратовской области за ООО «УК «Профессионал» с 01 ноября 2012 года.
Дата 1 ноября 2020 года, зафиксированная в ГИС ЖКХ в разделе статус заявки, фиксирует непосредственную дату внесения изменений в реестр лицензий. Позиция административного ответчика согласуется с положениями п.п. б) пункта 14 Порядка внесения изменений в реестр лицензий (№938 пр), в соответствии с которыми в случае принятия решения о внесении изменений в реестр, соответствующие изменения перечня и сведений о многоквартирных домах, содержащихся в реестре, вносятся органом государственного жилищного надзора в случае принятия решения общего собрания собственников об изменении способа управления многоквартирным домом и иных случаях, не предусмотренных в подпункте "а" пункта 14 настоящего Порядка, - с первого числа календарного месяца, следующего за днем принятия соответствующего решения органа государственного жилищного надзора, но не ранее срока определённого договором управления многоквартирным домом, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, решением общего собрания членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, правления товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Таким образом, решение государственной жилищной инспекции Саратовской области от 12 октября 2020 года №1616 могло быть реализовано не ранее 01 ноября 2020 года.
В соответствии со статьей 4 Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с частью 2 статьи 38 КАС РФ под административным истцом понимается лицо, которое обратилось в суд в защиту своих прав, свобод, законных интересов, либо лицо, в интересах которого подано заявление прокурором, органом, осуществляющим публичные полномочия, должностным лицом или гражданином, либо прокурор, орган, осуществляющий публичные полномочия, или должностное лицо, обратившиеся в суд для реализации возложенных на них контрольных или иных публичных функций.
В соответствии с частью 2 статьи 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у:
1) нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора;
1.1) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования с момента заключения данного договора;
2) арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения соответствующего договора аренды;
3) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора;
4) члена жилищного кооператива с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом;
5) собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса;
6) лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи;
7) застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) в отношении помещений в данном доме, не переданных иным лицам по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию.
В соответствии с частью 2 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
Согласно части 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
В соответствии с частью 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном частью 1.1 указанной статьи.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права 64-АД 349814 от 08 декабря 2014 года собственником квартиры 121 в доме 3 по 2-му проезду Блинова в г.Саратове является Федотов Владимир Прокопьевич. На основании договора безвозмездного пользования от 23 декабря 2014 года Федотов Владимир Прокопьевич передал вышеуказанную квартиру в безвозмездное пользование Федотову Дмитрию Владимировичу. Согласно дополнительному соглашению №1 от 30 апреля 2015 года к договору безвозмездного пользования от 23 декабря 2014 года. Ссудополучатель обязуется оплачивать жилищно-коммунальные услуги и при необходимости осуществлять ремонт помещения».
Часть 2 статьи 181.1 ЖК РФ предусматривает, что решение собрания, с которым закон связывает гражданско-правовые последствия, порождает правовые последствия, на которые решение собрания направлено, для всех лиц, имевших право участвовать в данном собрании (участников юридического лица, сособственников, кредиторов при банкротстве и других - участников гражданско-правового сообщества), а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений.
В силу части 6 статьи 46 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований указанного кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы.
Поскольку включение ООО «УК «Профессионал» в реестр лицензий произведено на основании протокола общего собрания собственников многоквартирного дома, которое порождает правовые последствия только для участников данного сообщества (сособственников), то решения, принятые на общем собрании собственников многоквартирного дом, а также решение органа государственного жилищного надзора о включении в реестр лицензий управляющей компании, выбранной общим собранием собственников многоквартирного дома, не порождает правовых последствий для лиц, не являющихся собственниками помещений в указанном доме.
В соответствии с ч. 1, 2, 4 статьи 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора. Каждый собственник помещения в многоквартирном доме самостоятельно исполняет обязанности по договору управления многоквартирным домом, в том числе обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, и не отвечает по обязательствам других собственников помещений в данном доме.
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 7 статьи 162 ЖК РФ управляющая организация обязана приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления таким домом.
Таким образом, принятие решения о выборе управляющей организации, заключение договора управления, внесение изменений в реестр лицензий влечет возникновение, изменение, прекращение прав и обязанностей для собственников помещений многоквартирного дома.
Учитывая, что Федотов Д. В. собственником жилого помещения многоквартирного дома 3 по 2-му проезду Блинова не является, то принятие Государственной жилищной инспекции области решения о внесении изменений в реестр лицензий ООО «УК Профессионал» в части управления многоквартирным домом 3 по 2 проезду им. Блинова не влечет для Федотова Д.В. правовых последствий, не порождает прав и обязанностей, не может привести к нарушение прав.
Наличие договорных отношений между собственниками и иными лицами по вопросам пользования принадлежащих им на праве собственности помещений и оплате жилищно-коммунальных услуг не свидетельствует о том, что решения общих собраний собственников многоквартирного дома затрагивают права и законные интересы лиц, с которыми у собственников имеются указанные договорные отношения.
Согласно ст. 4 КАС РФ судебной защите подлежит лишь нарушенное право заявителя, однако, заявителем не представлено доказательств нарушения каких-либо прав и интересов заявителя.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения административных исковых требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Федотов Д.В. к государственной жилищной инспекции Саратовской области о признании незаконным от 01 ноября 2020 года в части касающейся дома № по 2-му проезду Блинова в г. Саратове отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Ленинский районный суд г. Саратова в течение месяца со дня его принятия.
Решение в полной мотивированной форме изготовлено 25 января 2021 года.
Судья Н.А. Афанасьева