Дело № 3а-4/2020
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Якутск 20 января 2020 года
Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе:
судьи Матвеевой М.К.
при секретаре Яковлевой Н.А.
с участием:
прокурора Марковой Д.Р.
представителя ГС (Ил Тумэн) РС (Я) Неустроева Н.Н.
рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) Алексеевой А.Е., поданному в интересах неопределенного круга лиц, о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента вступления решения суда в законную силу части 2 и 7 статьи 7, пункты «з» и «н» части 16 статьи 8, часть 17 статьи 8, пункт «б» части 2 статьи 10, статью 13, часть 2 статьи 16, части 2, 5 и 8 статьи 18, часть 3 статьи 23, часть 2 статьи 30 Закона Республики Саха (Якутия) от 15 июня 2002 года 20-З № 371-II «О Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия)»,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) Алексеева А.Е. обратилась в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) с административным исковым заявлением к Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу части 2 и 7 статьи 7, пункты «з» и «н» части 16 статьи 8, часть 17 статьи 8, пункт «б» части 2 статьи 10, статью 13, часть 2 статьи 16, части 2, 5 и 8 статьи 18, часть 3 статьи 23, часть 2 статьи 30 Закона Республики Саха (Якутия) от 15 июня 2002 года 20-З № 371-II «О Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия)».
В обоснование заявленных требований указывает, что оспариваемые положения Закона противоречат Федеральному закону от 12 июня 2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и создают реальную угрозу нарушения прав и законных интересов граждан – потенциальных участников выборов и референдумов в республике.
В судебном заседании до начала рассмотрения дела по существу представителем административного ответчика Неустроевым Н.Н. заявлено ходатайство о прекращении производства по делу на основании статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку оспариваемые прокурором положения Закона приведены в соответствие с федеральным законодательством, Закон Республики Саха (Якутия) от 12 декабря 2019 года 2207-З № 327-VI «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия)» опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 18 декабря 2019 года.
Прокурор отдела Прокуратуры Республики Саха (Якутия) Маркова Д.Р. против прекращения производства по делу не возражала.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Особенности производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов регламентированы главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются.
Таким образом, предметом проверки в данном деле являются нормативные положения части 2 и 7 статьи 7, пункты «з» и «н» части 16 статьи 8, часть 17 статьи 8, пункт «б» части 2 статьи 10, статью 13, часть 2 статьи 16, части 2, 5 и 8 статьи 18, часть 3 статьи 23, часть 2 статьи 30 Закона Республики Саха (Якутия) от 15 июня 2002 года 20-З № 371-II «О Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия)».
Из материалов дела усматривается, что прокуратурой Республики Саха (Якутия) проведена проверка Закона Республики Саха (Якутия) от 15 июня 2002 года 20-З № 371-II «О Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия)», по результатам которой в адрес председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) принесен протест на вышеуказанные нормы закона.
Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) требования прокурора, изложенные в протесте, признало обоснованными и 19 июня 2019 года приняло соответствующее постановление ГС №228-VI.
12 декабря 2019 года Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) принято постановление З № 328-VI «О Законе Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в Закон Республики Саха «О Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия)», которым в Закон «О Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия)», внесены соответствующие изменения.
В период производства по данному делу Главой Республики Саха (Якутия) 18 декабря 2019 года издан Указ №920 «О Законе Республики Саха (Якутия) «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия)».
Нормативный правовой акт опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 18 декабря 2019 года, номер опубликования 1400201912180019.
Таким образом, на дату судебного заседания Закон Республики Саха (Якутия) от 15 июня 2002 года 20-З № 371-II «О Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия)» в оспариваемой прокурором части приведен в соответствие с федеральным законодательством.
Исходя из положений статей 208, 213 и 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, предметом судебного рассмотрения может быть нормативный правовой акт (его часть), который на время его оспаривания является действующим и влекущим нарушение прав и свобод, законных интересов лиц, в отношении которых применен этот акт, а также лиц, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.
В соответствии с частью 2 статьи 194, пунктом 1 части 2 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
В силу части 11 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.
Указанные в данной норме обстоятельства, препятствующие удовлетворению ходатайства административного ответчика и прекращению производства по административному делу, отсутствуют.
Данное административное исковое заявление подано заместителем прокурора республики в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц. На факты применения оспариваемых положений Закона Республики Саха (Якутия) от 15 июня 2002 года 20-З № 371-II «О Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия)», повлекшие нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, прокурор не ссылался ни при подаче административного искового заявления в суд, ни при его рассмотрении. Судом таких фактов не установлено.
С учетом изложенного, и поскольку судом установлены: приведение оспариваемых положений Закона Республики Саха (Якутия) от 15 июня 2002 года 20-З № 371-II «О Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия)» в соответствие с федеральным законодательством, а также отсутствие применения оспариваемых положений Закона в отношении неопределенного круга лиц, повлекшего нарушение их прав и законных интересов, то имеются предусмотренные частью 2 статьи 194, пунктом 1 части 2 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для прекращения производства по данному административному делу.
На основании изложенного и руководствуясь частью 2 статьи 194, статьями 198, 199, пунктом 1 части 2 статьи 214, частью 11 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ 2 ░ 7 ░░░░░░ 7, ░░░░░░ «░» ░ «░» ░░░░░ 16 ░░░░░░ 8, ░░░░░ 17 ░░░░░░ 8, ░░░░░ «░» ░░░░░ 2 ░░░░░░ 10, ░░░░░░ 13, ░░░░░ 2 ░░░░░░ 16, ░░░░░ 2, 5 ░ 8 ░░░░░░ 18, ░░░░░ 3 ░░░░░░ 23, ░░░░░ 2 ░░░░░░ 30 ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░░ 15 ░░░░ 2002 ░░░░ 20-░ № 371-II «░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░)», ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░
░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░░) ░.░. ░░░░░░░░