Решение по делу № 12-68/2020 от 18.09.2020

№ 12-68/20

62RS0010-01-2020-001150-65

РЕШЕНИЕ

г. Касимов Рязанская область     4 декабря 2020 года

Судья Касимовского районного суда Рязанской области Маркова А.С.,

при секретаре Мазикиной М.С.,

с участием представителя заявителя Ивановой О.И.,

представителя заинтересованного лица Ламеева С.В.,

рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Ока-Хольц» на постановление начальника отдела федерального государственного лесного надзора министерства природопользования Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

УСТАНОВИЛА:

Постановлением начальника отдела федерального государственного лесного надзора министерства природопользования Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Ока-Хольц» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.27 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного предупреждения.

Не согласившись с указанным постановлением, ООО «Ока-Хольц» обратилось в суд с жалобой.

Жалоба мотивирована тем, что ООО «Ока-Хольц» на основании договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с Министерством природопользования Рязанской области, является арендатором лесного участка общей площадью 162123,4237га и в соответствии с условиями указанного договора на ООО «Ока-Хольц» возложена обязанность по выполнению лесохозяйственных мероприятий, связанных с противопожарными, сапитарпо-оздоровитсльными и лесовосстановительными работами.

ДД.ММ.ГГГГ. ООО «Ока-Хольц» письмом Рязанской межрайонной природоохранной прокуроры от ДД.ММ.ГГГГ было уведомлено о проведении в отношении него проверки исполнения требований законодательства в сфере лесопользования в части исполнения мероприятий по искусственному лесовосстановлению.

ДД.ММ.ГГГГ. на арендованном лесном участке была проведена проверка без участия представителя Общества. Во второй половине этого же дня представитель Общества был ознакомлен с решением о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ , в котором в качестве основания для проверки, содержались только реквизиты обращений, одно из которых свидетельствует, что обращение в органы прокуратуры подписано начальником Департамента лесного хозяйства по ЦФО ЩВИ.

Полагает, что для осуществления прокурорского надзора в отношении руководителя коммерческой организации ООО «Ока-Хольц» у Рязанского межрайонного природоохранного прокурора должна была быть информация о фактах нарушения законов руководителем Общества или Обществом, требующая принятия мер прокурорского реагирования и которые нельзя подтвердить или опровергнуть в ходе межведомственного взаимодействия с государственным органом, осуществляющим федеральный государственный надзор за деятельностью организаций, с вынесением о том мотивированного решения, подлежащего доведению до сведения проверяемой организации.

Кроме того, указано, что в состав комиссии при проведении проверки были включены два представителя Департамента лесного хозяйства по ЦФО, что может свидетельствовать о наличии заинтересованности в результатах проверки со стороны начальника Департамента лесного хозяйства по ЦФО ЩВИ. О составе комиссии Общество ознакомлено также не было.

При проведении прокурорской проверки комиссией не производилась закладка пробных площадей и на тех участках, осмотр которых производился с участием представителей Общества. Посадочный материал оценен, как нестандартный, без использования каких-либо измерительных инструментов, вывод об общем проценте таких сеянцев сделан без перечетов.

При этом, проведенная проверка не только лишена законодательного основания, но и не соответствует по срокам проведения лесоводственным требованиям и требованиям нормативных документов. Все работы Обществом были выполнены и приняты по актам технической приемки, в соответствии с Указаниями по проектированию и технической приемке работ по лесовосстановлению и выращиванию посадочного материала.

Помимо этого указано, что при проведении мероприятия по искусственному лесовосстановлению комиссией были использованы Методические рекомендации по проведению государственной инвентаризации лесов, утвержденных приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ , которые, по мнению заявителя, четко разграничивает нарушение «лесоводствениых требований» при выполнении мероприятий и нарушение «законодательства» при проверке использования лесов, а также распространяется исключительно на указанные в документе субъекты проверок в рамках ГИЛ - «исполнителя ГИЛ» и «лесничество», в связи с чем, Общество полагает, что арендатор лесного участка не может быть субъектом проверки указанной по методике.

На основании изложенных доводов ООО «Ока-Хольц» просит обжалуемое постановление отменить, а производство по делу об административном правонарушении в отношении него прекратить.

В судебном заседании представитель заявителя Иванова О.И. жалобу поддержала по изложенным в ней доводам, просила ее удовлетворить

Представитель заинтересованного лица Управления государственного экологического надзора Министерства природопользования Рязанской области Ламеев С.В. не возражал против удовлетворения жалобы.

Изучив доводы жалобы, заслушав стороны, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

Статьей 8.27 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению, за которое предусмотрено наказание в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Правовое регулирование лесовосстановления, лесоразведения, ухода за лесами, в том числе санитарных мер, повышения продуктивности лесов и т.п., устанавливаются Лесным кодексом Российской Федерации (далее - ЛК РФ) в главе 4 "Воспроизводство лесов и лесоразведение" и актами Правительства РФ.

Лесовосстановление осуществляется путем естественного, искусственного или комбинированного восстановления лесов (ст. 62 ЛК РФ).

Уход за лесами представляет собой осуществление мероприятий, направленных на повышение продуктивности лесов, сохранение их полезных функций (рубка части деревьев, кустарников, агролесомелиоративные и иные мероприятия), и осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов (ст. 64 ЛК РФ, п. 2 Правил ухода за лесами, утвержденными приказом Минприроды России от 22 ноября 2017 г. N 626 (далее - Правила ухода за лесами).

Согласно п. 4 Правил ухода за лесами уход за лесами должен осуществляться, наряду с прочим, лицами, использующими леса на основании договора аренды лесного участка.

Как усматривается из материалов дела, основанием привлечения ООО «Ока-Хольц» к административной ответственности по ст.8.27 КоАП РФ послужило то обстоятельство, что при проведении работ по искусственному лесовосстановлению на арендованном лесном участке ООО «Ока-Хольц» допущено применение (использование) посадочного материала, параметры которого не сосответствуют требованиям, указанным в таблице 1 приложения 17 Правил и требованиям проекта искусственного лесовосстановления (лесных культур), в том числе не обеспечено окаймление (опашка) площади лесных культур противопожарной минерализированной полосой и не обеспечено своевременное проведение агротехнического ухода в междурядьях.

Сведения о направлении указанного постановления в адрес ООО «Ока-Хольц» в материалах административного дела отсутствуют.

Как усматривается из материалов дела первоначально ДД.ММ.ГГГГ. ООО «Ока-Хольц» обратилось с жалобой на вышеуказанное постановление в Арбитражный суд Рязанской области, определением которого от ДД.ММ.ГГГГ. жалоба была возвращена заявителю, поскольку действия Общества по выполнению обязательств, связанных с лесохозяйственными мероприятиями, не относятся к предпринимательской деятельности.

ДД.ММ.ГГГГ. заявитель направил жалобу в адрес Касимовского районного суда Рязанской области, что подтверждается штампом на почтовом конверте, поступившим в суд с жалобой.

Таким образом, процессуальный срок на подачу жалобы на постановление от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Ока-Хольц» не пропущен.

Согласно ч. 1 ст. 96 Лесного кодекса Российской Федерации под федеральным государственным лесным надзором (лесной охраной) понимаются деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (далее - требования лесного законодательства), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, проведения мероприятий по контролю в лесах, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований лесного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований лесного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

В соответствии с ч. 2, ч. 2.1 ст. 96 Лесного кодекса Российской Федерации федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению федерального государственного лесного надзора (далее - органы государственного надзора) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного лесного надзора, применяются положения законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, а к отношениям, связанным с организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) может осуществляться государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 1 статьи 83 настоящего Кодекса.

Пунктами 11 и 12 ч.1 ст.83 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений, в том числе, осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 настоящего Кодекса; установление перечня должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), и перечня должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный пожарный надзор в лесах.

Согласно п.5.5 постановления Губернатора Рязанской области от 29.12.2018 N 167-пг "Об утверждении Лесного плана Рязанской области" на территории Рязанской области федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется должностными лицами министерства природопользования Рязанской области и должностными лицами подведомственных ему государственных казенных учреждений Рязанской области - лесничеств.

В соответствии с Положением о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 736, Рослесхоз осуществляет федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности. Организационная структура Рослесхоза включает в себя структурное подразделение центрального аппарата, на которое возложены полномочия по осуществлению федерального государственного лесного надзора, и семь территориальных органов Рослесхоза - департаменты лесного хозяйства по федеральным округам.

На территории Рязанской области в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) осуществляет Департамент лесного хозяйства по Центральному федеральному округу.

В соответствии с п.2 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 2202-1) при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.

Решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки (пункт 3 ст.21 Федерального закона N 2202-1).

Реализуя вышеуказанные полномочия, прокурор вправе проверять исполнение законов органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также вносить представления об устранении выявленных нарушений закона (статья 22 Федерального закона N 2202-1).

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что ООО «Ока-Хольц» на основании договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ., заключенного с Министерством природопользования Рязанской области, является арендатором лесного участка, общей площадью 162123,4337га, а также по условиям указанного договора на ООО «Ока-Хольц» возложена обязанность по выполнению лесохозяйственных мероприятий, связанных с противопожарными, санитарно-оздоровительными и лесовосстановительными работами.

ДД.ММ.ГГГГ. помощником Рязанского природоохранного прокурора, с участием начальника отдела контроля и анализа использования лесов и контроля за оборотом древесины Департамента лесного хозяйства по Центральному федеральному округу, в присутствии начальника ГКУ РО «Бельковское лесничество» и представителя ООО «Ока-Хольц» был проведен осмотр квартала 47, выдела 37, площадью 5,8га, арендатором которого является ООО «Ока-Хольц». В ходе осмотра установлено, что на лесном участке в ДД.ММ.ГГГГ. проведено мероприятие «искусственное лесовосстановление» (посадка лесных культур сеянцами ели обыкновенной), а также выявлены следующие нарушения: лесные культуры не опаханы (не окаймлены) противопожарной минерализированной полосой; лесокультурная площадь вся заросла травяной растительностью. Требуется проведение агротехнического ухода в междурядьях; посадочный материал – сеянцы ели обыкновенной. Ориентировочно 20% посадочного материала не соответствует стандартного материала.

По результатам осмотра помощником Рязанского природоохранного прокурора были составлены: справка о результатах натурного обследования лесокультурной площади от ДД.ММ.ГГГГ., акт осмотра от ДД.ММ.ГГГГ., в которых указаны выявленные при осмотре нарушения, которые послужили основанием для возбуждения Рязанским межрайонным природоохранным прокурором производства об административном правонарушении в отношении ООО «Ока-Хольц».

При этом в материалах дела отсутствует информация о фактах нарушений ООО «Ока-Хольц» требующих принятия мер прокурором, то есть отсутствуют основания для проведения осмотра лесного участка, арендатором которого является ООО «Ока-Хольц». Решение о проведении проверки, в котором должны быть указаны цели, основания и предмет проверки, в материалах дела также отсутствует.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ч. 3 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению виновность лица в совершении административного правонарушения.

В силу ч. 4 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.

Таким образом, суд приходит к выводу, что в материалах дела не имеется относимых и допустимых доказательств виновности ООО «Ока-Хольц» в совершении вменяемого административного правонарушения, предусмотренного ст.8.27 КоАП РФ.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В силу требований частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

С учетом изложенного постановление заместителя начальника отдела федерального государственного лесного надзора министерства природопользования Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не может быть признано законным, в связи с чем, подлежит отмене, а производство по делу подлежит прекращению за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Одновременно суд считает необходимым отметить, что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит нормы, предусматривающей возможность формулировать выводы о виновности лица в постановлении о прекращении производства по делу.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛА:

Жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Ока-Хольц» - удовлетворить.

Постановление заместителя руководителя начальника отдела федерального государственного лесного надзора министерства природопользования Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Ока-Хольц» - отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Ока-Хольц» прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Настоящее решение в течение 10 суток со дня получения его копии может быть обжаловано в Рязанский областной суд, с подачей жалобы через Касимовский районный суд.

Судья-

12-68/2020

Категория:
Административные
Ответчики
ООО "ОКА-ХОЛЬЦ"
Другие
Иванова Ольга Игоревна
Суд
Касимовский районный суд Рязанской области
Судья
Маркова Александра Сергеевна
Статьи

8.27

Дело на сайте суда
kasymovsky.riz.sudrf.ru
18.09.2020Материалы переданы в производство судье
22.09.2020Истребованы материалы
05.10.2020Поступили истребованные материалы
19.11.2020Судебное заседание
04.12.2020Судебное заседание
04.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее