ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дело № 2-258/2024
43RS0001-01-2023-007240-61
05 февраля 2024 года г. Киров
Ленинский районный суд г. Кирова в составе
председательствующего судьи Востриковой Е.В.
при секретаре судебного заседания Сергеевой А.А.,
с участием в судебном заседании истца Актанаева С.В., представителя истца Бушкова Д.В., третьего лица Актанаевой Т.Ю., представителя ответчика, третьего лица Вржещ Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Актанаева С. В. к Главному управлению МЧС России по Кировской области о признании незаконным решения территориальной комиссии Главного управления МЧС России по Кировской области от {Дата изъята} и об обязании восстановить на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Актанаев С. В. (далее – Актанаев С.В., Истец) обратился в суд с иском к Главному управлению МЧС России по Кировской области (далее – ГУ МЧС по Кировской области, ответчик) о признании незаконным решения территориальной комиссии Главного управления МЧС России по Кировской области от {Дата изъята} и об обязании восстановить на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. В обоснование иска указано, что Актанаев С.В. и члены его семьи на основании решения Комиссии ГУ МЧС по Кировской области от {Дата изъята} {Номер изъят} состояли на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (ЕСВ). {Дата изъята} решением Комиссии на основании ст. 53 ЖК РФ, п.п. «б» п.15 Правил предоставления ЕСВ, Актанаев С.В. снят с учета для получения ЕСВ. В решении указано, что {Дата изъята} супругой Актанаева С.В. – АктанаевойТ.Ю. было произведено отчуждение 1/4 доли в праве общей долевой собственности жилого помещения (квартиры), расположенной по адресу: {Адрес изъят}. С данным решением Актанаев С.В. не согласен по причине того, что действия супруги по отчуждению жилого помещения (1/4 доли в жилом помещении) с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере истец и его супруга АктанаеваТ.Ю. не осуществили. Указанные действия были произведены Актанаевой Т.Ю. в связи с тем, что ее мать Брусова Г.Н., брат Брусов С.Ю. состояли на учете в федеральной целевой программе «Жилище», сама Актанаева Т.Ю. никаких денежных средств по данной целевой программе не получала. Кроме того, спорная квартира, расположенная по адресу: {Адрес изъят}, была безвозмездно передана в муниципальную собственность. Оснований для снятия истца с учета для получения ЕСВ на основании п.п. «б» п. 15 Правил у Комиссии не имелось. Актанаев С.В. просит признать незаконным решение территориальной комиссии ГУ МЧС по Кировской области по предоставлению ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения от {Дата изъята} (протокол {Номер изъят} от {Дата изъята}) о снятии с учета для получения ЕСВ Актанаева С.В. и членов его семьи. Обязать Главное управление МЧС России по Кировской области восстановить АктанаеваС.В. и членов его семьи в составе 5 человек (он, супруга, два сына и дочь) на учете для получения ЕСВ для приобретения или строительства жилого помещения, с даты постановки на учет, то есть с {Дата изъята}.
В судебном заседании истец Актанаев С.В., представитель истца Бушков Д.В. поддержали изложенное в иске, на удовлетворении исковых требований настаивали.
Представитель ответчика ГУ МЧС России по Кировской области и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлеченного к участию в деле на основании протокольного определения, ГУ МЧС России, Вржещ Ю.А. исковые требования не признала по доводам, подробно изложенным в отзывах на исковое заявление. Дополнительно пояснила, что доказательств вынужденного характера отчуждения принадлежавшей супруге истца доли в праве собственности на квартиру Актанаевым С.В. в порядке ст. 56 ГПК РФ не представлено. Передача матерью супруги истца квартиры (с учетом подаренной дочерью (супругой истца) доли в квартире) в муниципальную собственность на основании договора дарения с целью получения сертификата на иную жилую недвижимость от администрации муниципального образования является добровольным, осознанным желанием. Действия по отчуждению доли квартиры являлись намеренными, что привело к ухудшению жилищных условий семьи, в силу Правил предоставления единовременной социальной выплаты, привело к увеличению нормы потребности семьи истца в жилом помещении и снятию их с учета на получение единовременной социальной выплаты. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Актанаева Т.Ю. в судебном заседании пояснила, что исковые требования поддерживает в полном объеме, намерений ухудшить жилищные условия семьи с её стороны не было.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Актанаев Д.С., Актанаев А.С., АктанаеваД.С., Актанаев А.С. в судебное заседание не явились, были извещены о дате, времени рассмотрения дела надлежащим образом.
Протокольным определением от 04.12.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление опеки и попечительства администрации города Кирова, которое было извещено о дате, времени рассмотрения дела надлежащим образом, в суд направлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Суд с учетом мнения истца, представителя истца, третьего лица, представителя ответчика, третьего лица считает возможным в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании установлено и из письменных материалов дела следует, что Актанаев С. В. и Брусова Т. Ю. заключили брак {Дата изъята}, о чем составлена запись акта о заключении брака {Номер изъят}, после заключения брака жене присвоена фамилия «Актанаева».
Актанаев С.В. является сотрудником федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы МЧС России с {Дата изъята} и по настоящее время.
Решением Комиссии ГУ МЧС по Кировской области от {Дата изъята} {Номер изъят} Актанаев С.В. и члены его семьи (супруга Актанаева Т.Ю., сын Актанаев Д.С., сын Актанаев А.С.) поставлены на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Решением комиссии от {Дата изъята} в связи с рождением дочери Актанаевой Д.С., {Дата изъята} г.р. в учетное дело внесены изменения, изменен состав семьи (5 человек).
Актанаев С.В. и члены его семьи зарегистрированы и проживают по адресу: {Адрес изъят}, в квартире общей площадью 31,9 кв.м, находящейся в собственности Актанаева С.В., Актанаевой Т.Ю., Актанаева А.С., Актанаев Д.С., о чем представлено свидетельство о государственной регистрации права от 04.08.2011.
В квартире по адресу: {Адрес изъят}, зарегистрированы и проживают Актанаев С.В. {Дата изъята} г.р., супруга Актанаева Т.Ю. {Дата изъята} г.р., сын Актанаев А.С. {Дата изъята} г.р., сын Актанаев Д.С. {Дата изъята} г.р., дочь Актанаева Д.С. {Дата изъята} г.р. (справка МКУ «КЖУ» от {Дата изъята}).
В собственности Актанаева С.В. и членов его семьи иного недвижимого имущества не имеется.
{Дата изъята} на основании договора {Номер изъят} на передачу квартиры в собственность объединением Воркутауголь Брусову Ю.В. и членам его семьи Брусовой Г.Н., Брусовой Т.Ю., {Дата изъята} года рождения, БрусовуС.Ю., {Дата изъята} года рождения, на основании ст. 7 Закона о приватизации жилищного фонда в Российской Федерации передана безвозмездно в общую совместную собственность квартира общей площадью 76,80 кв.м по адресу: {Адрес изъят}.
В период проверки документов учетного дела Актанаева С.В. (как поставленного на учет), ответчиком выявлено, что {Дата изъята} супруга Актанаева С.В. - Актанаева Т.Ю. произвела отчуждение 1/4 доли жилого помещения (квартиры), расположенного по адресу: {Адрес изъят}.
В указанной квартире по адресу: {Адрес изъят}, Актанаева Т.Ю. проживала до {Дата изъята}, выехав оттуда, снялась с регистрационного учета в {Дата изъята}
Согласно представленной справке управляющей компании в указанной квартире проживали родители Актанаевой (Брусовой) Т.Ю., а также ее брат Брусов С.Ю.
Семья супруги истца - Актанаевой (Брусовой) Т.Ю. состояла на учете по получению государственного жилищного сертификата по федеральной целевой программе «Жилище» на {Дата изъята}
{Дата изъята} Актанаевой Т.Ю. была выдана Брусову С.Ю. (брату) доверенность для заключения от ее имени соглашения об определении долей в спорной квартире, а также права подарить принадлежащую ей долю в размере 1/4 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: {Адрес изъят}, своей матери - Брусовой Г.Н.
{Дата изъята} в отношении квартиры по адресу: {Адрес изъят}, между Брусовым С.Ю., АктанаевойТ.Ю., Брусовой Г.Н., Брусовым Ю.В. было заключено соглашение об определении долей, по 1/4 доли в праве общей долевой собственности на указанную квартиру каждому.
{Дата изъята} между Брусовым С.Ю., действующим от имени Актанаевой Т.Ю. (даритель), и Брусовой Г.Н. (одаряемый) заключен договор дарения принадлежащей Актанаевой Т.Ю. 1/4 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: {Адрес изъят}. Стоимость дара составляет 142085 руб. 00 коп.
{Дата изъята} Брусовой Г.Н., Брусовым С.Ю. в администрацию МО {Адрес изъят} было подано заявление о принятии в муниципальную собственность спорной квартиры.
{Дата изъята} между Брусовой Г.Н., Брусовым С.Ю. и МО городского круга «Воркута» был заключен договор дарения спорной квартиры. Стоимость квартиры определена в сумме 568 338 руб.
В рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы Брусовой Г.Н. и её сыну Брусову С.Ю. выдан государственный жилищный сертификат о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения на сумму 1510135 руб., для приобретения жилого помещения на территории Кировской области.
Выслушав мнение сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Отношения, связанные с обеспечением сотрудников противопожарных служб, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 283-ФЗ), который закрепляет как право указанных сотрудников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, так и условия реализации этого права.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона № 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
В силу ч. 3 ст. 4 Федерального закона № 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (ч. 5 ст. 4 Федерального закона № 283-ФЗ).
Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в пунктах 1 - 3 части 2 статьи 1 названного Закона.
К таким лицам относятся супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником; супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день гибели (смерти); несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения (пункты 1 - 3 части 2 статьи 1 Федерального закона № 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона № 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 № 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила).
В пункте 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
Данный пункт также содержит перечень документов, представляемых в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения.
При наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на одного члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником (пункт 11 Правил).
В случае, если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Федерального закона № 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий (пункт 12 Правил).
Таким образом, из приведенных нормативных положений следует, что обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является не только его нуждаемость в жилом помещении, но и несовершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
В судебном заседании установлено, что на момент постановки на учет Актанаев С.В. и члены его семьи проживали в жилом помещении, площадью 31,9 кв.м, расположенном по адресу: {Адрес изъят}. Иных помещений, занимаемых по договору социального найма и принадлежащих на праве собственности (доли в собственности на жилые помещения) на территории Российской Федерации у Актанаева С.В. и членов его семьи не имелось.
Между тем установлено, что Актанаева Т.Ю. до {Дата изъята} проживала по адресу: {Адрес изъят}. Данная квартира была передана в собственность родителей Актанаевой Т.Ю. на основании ст. 7 Закона о приватизации. При этом Актанаева (Брусова) Т.Ю. и её законные представители на момент приватизации не отказывались от участия в приватизации.
В последующем Актанаева Т.Ю., в связи с необходимостью получения её родителями жилищного сертификата, на основании выданной ею доверенности на имя брата Брусова С.Ю., {Дата изъята} заключила соглашение о выделе доли в указанной квартире и подарила {Дата изъята} свою долю матери Брусовой Г.Н., которая, получив денежные средства по жилищному сертификату, совместно с сыном Брусовым С.Ю. передала квартиру по адресу: {Адрес изъят}, в собственность МО городского округа «Воркута».
Подпунктом «б» пункта 15 указанных Правил предусмотрено, что сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 8 статьи 4 Федерального закона № 283-ФЗ, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере.
В соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 4 Федерального закона №283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); с обменом жилыми помещениями; с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; с выделением доли собственниками жилых помещений; с отчуждением жилых помещений или их частей.
По смыслу приведенных норм права, применительно к обстоятельствам дела, следует вывод, что намеренными действиями, повлекшими ухудшение жилищных условий, могут быть признаны действия, связанные с отчуждением жилых помещений, при условии, что это повлекло возникновение права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, по смыслу ст. 53 ЖК РФ, препятствующей необоснованному сверхнормативному обеспечению жильем за счет бюджетных средств, ограничения должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущего привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение этого законоположения должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п. 5 ст. 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Из материалов дела следует, что истец при постановке его на учет не сообщил о наличии в общей совместной собственности у супруги квартиры, расположенной по адресу: {Адрес изъят}, общей площадью 76,80 кв.м.
Сучетом доли супруги истца – 1/4 доли жилого помещения (квартиры) (площадью 1/4 доли составляет 19,2 м2) – на одного члена семьи истца приходилось бы 12,7 кв.м общей площадью жилого помещения. То есть, размер единовременной социальной выплаты, на получение которой мог бы истец претендовать, отличался от размера выплаты в момент постановки его на учет. В результате произведенных супругой истца действий по дарению доли в праве общей долевой собственности в квартире своей матери Актанаев С.В. стал претендовать на получение единовременной социальной выплаты в большем размере.
На основании изложенного, принимая во внимание указанные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что супругой истца Актанаевой Т.Ю. совершены действия по ухудшению жилищных условий, что подтверждается собранными по делу доказательствами, при этом истцом в порядке ст. 56 ГПК РФ не представлены достоверные доказательства, подтверждающие, что действия Актанаевой Т.Ю. по передаче доли в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: {Адрес изъят}, носили вынужденный характер и не связаны с созданием условий, при которых сотрудник пожарной службы имеет право на получение социальной выплаты, предусмотренной действующим законодательством.
Порядок принятия решений о снятии сотрудников федеральной противопожарной службы с учета для получения единовременной социальной выплаты специальным законом не регламентирован.
Вместе с тем, общие требования к порядку принятия решений о снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Частью 2 статьи 56 ЖК РФ установлено, что решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о законности обжалуемого решения комиссии, поскольку при постановке на учет истцом не были предоставлены документы, подтверждающие наличие у его супруги в общей совместной собственности квартиры, в последующем факт отчуждения принадлежащей ей доли в праве общей долевой собственности на недвижимое имущество, что является намеренным ухудшением своих жилищных условий, и основанием для снятия указанного лица с учета, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований Актанаева С.В. о признании незаконным решения комиссии от {Дата изъята}.
Также суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований о восстановлении на учете для получения единовременной социальной выплаты с {Дата изъята}, поскольку при проверке законности решения комиссии суд не вправе подменять собой соответствующий государственный орган, а тем более устанавливать наличие или отсутствие условий для состояния сотрудника на учете на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на момент судебного разбирательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 -199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении исковых требований Актанаева С. В. к Главному управлению МЧС России по Кировской области о признании незаконным решения территориальной комиссии Главного управления МЧС России по Кировской области от {Дата изъята} и об обязании восстановить на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировской областной суд через Ленинский районный суд г. Кирова в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 12 февраля 2024 года.
Судья Е.В. Вострикова