N 2Р°-590/2018
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
19 марта 2018 года г. Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:
СЃСѓРґСЊРё Р§РёР±СЂРёРєРёРЅР° Рђ.Рљ.,
при секретаре Палаткиной А.С.,
при участии в деле: административного истца Мартынова А.А.,
административного ответчика старшего инспектора отдела кадров Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Мордовия Лифановой Е.В.,
второго административного ответчика Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Мордовия, его представителя Афониной Ю.В., действующей на основании доверенности от 02.03.2018,
заинтересованного лица старшего следователя Октябрьского межрайонного следственного отдела Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Мордовия Шароватова В.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мартынова А. А. о признании незаконным решения должностного лица об отказе в ознакомлении с материалами проверки по обращению гражданина, возложении обязанности
установил:
Мартынов А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение - ответ от 06.10.2017 N 489-225-17/1550 старшего инспектора отдела кадров Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Мордовия Лифановой Е.В. об отказе в ознакомлении с заявлением от 20.07.2017 о привлечении к уголовной ответственности следователя Октябрьского межрайонного следственного отдела Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Мордовия Шароватова В.А., материалами проведенной служебной проверки по заявлению от 20.07.2017, материалами проверки по результатам рассмотрения жалобы от 18.08.2017; обязать административных ответчиков устранить допущенные нарушения закона и ознакомить его с указанными документами (л.д.27-30).
В обоснование требований указано, что 20.07.2017 в Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Республике Мордовия (далее – Следственное управление) им было подано заявление о возбуждении уголовного дела по ч.5 ст.128.1 УК Российской Федерации в отношении следователя Шароватова В.А., распространившего, по его мнению, заведомо ложные сведения, порочащие его честь, достоинство и подрывающие его репутацию как адвоката, соединенные с обвинением в совершении тяжкого преступления. Письмом от 07.08.2017 ему было сообщено о проведении служебной проверки.
23.08.2017 заместителем прокурора республики его жалоба от 18.08.2017 о проведении проверки исполнения требований закона при приёме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях должностными лицами Следственного управления при рассмотрении его заявления о преступлении от 20.07.2017, была направлена в Следственное управление.
Письмом старшего инспектора отдела кадров Лифановой Е.В. от 08.09.2017 ему было сообщено, что по результатам служебной проверки данных, подтверждающих обстоятельства, указанные в заявлении от 20.07.2017, не установлено.
18.09.2017 старшим инспектором Р¤РРћ3 дан ответ РїРѕ жалобе РѕС‚ 18.08.2017, согласно которому его заявление РЅРµ подлежит регистрации РІ РєРЅРёРіРµ регистрации сообщений Рѕ преступлениях, поскольку РЅРµ содержит сведений РѕР± обстоятельствах, указывающих РЅР° признаки преступления.
01.10.2017 Мартыновым А.А. было подано обращение с просьбой ознакомления с материалами служебных проверок по обращениям истца, а также с его заявлением от 20.07.2017, жалобой от 18.08.2017.
06.10.2017 поступил ответ на обращение должностного лица Следственного управления об отказе в ознакомлении административного истца с материалами служебной проверки.
Данный отказ нарушает права Мартынова Рђ.Рђ. Отказ противоречит С‡. 2 СЃС‚. 24 Конституции Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, СЃС‚.5 Федерального закона N 59-ФЗ «О РїРѕСЂСЏРґРєРµ рассмотрения обращений граждан Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации» Рё Рї. 4.16 Рнструкции Рѕ РїРѕСЂСЏРґРєРµ рассмотрения обращений Рё приема граждан РІ системе Следственного комитета, утвержденной приказом Следственного комитета РѕС‚ 19.09.2007 N 17.
Определением от 20.02.2018 в порядке ст. 221 КАС Российской Федерации к участию в деле в качестве второго административного ответчика привлечено Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Республике Мордовия.
Протокольным определением от 05.03.2018 на основании ст. 47 КАС Российской Федерации к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен старший следователь Октябрьского МСО СУ СК России по Республике Мордовия Шароватов В.А.
Заявленные Мартыновым А.А. требования были поддержаны им в судебном заседании в полном объёме.
Административный ответчик - старший инспектор отдела кадров Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Мордовия Лифанова Е.В., предъявленные требования не признала, полагала оспариваемый ответ законным и обоснованным.
Орган, осуществляющий публичные полномочия - Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Республике Мордовия, представил письменные возражения на административное исковое заявление, в котором просил в удовлетворении административных исковых требований отказать в полном объёме.
Представитель Следственного управления, заинтересованное лицо извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании личного участия не принимали. Оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, не усматривается, и суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
В силу ст. 46 Конституции Российской Федерации и главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС Российской Федерации) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом.
В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
На основании части 11 указанной статьи, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 статьи 226, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно положениям ч. 2 ст. 227 КАС Российской Федерации основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании решений, действий, бездействия органов, наделенных властными полномочиями и их должностных лиц, является совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения, действия, бездействия требованиям закона и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Оспариваемый ответ административного ответчика, направленный Мартынову А.А. по почте, был получен последним 17.10.2017. (л.д.18).
С учетом предъявления настоящего административного иска 17.01.2018, срок обращения в суд не пропущен (л.д.19).
В силу ч. 2 ст. 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
На основании п. п. 2, 3 ст. 5 Федерального закона N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну; получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.
Согласно утвержденному Указом Президента РФ от 06.03.1997 N 188 Перечню сведений конфиденциального характера, к таковым отнесены сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства; служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна); сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и так далее).
Согласно п. 1.2 Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти..., утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 N 1233, к служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью, а также поступившая в организации несекретная информация, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами.
Приказом Следственного комитета РїСЂРё прокуратуре Р Р¤ РѕС‚ 19.09.2007 N 17 (ред. РѕС‚ 08.04.2008) утверждена Рнструкция Рѕ РїРѕСЂСЏРґРєРµ рассмотрения обращений Рё приема граждан РІ системе Следственного комитета РїСЂРё прокуратуре Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации".
РР· положений Рї. 4.16 Рнструкции Рѕ РїРѕСЂСЏРґРєРµ рассмотрения обращений Рё приема граждан РІ системе Следственного комитета РїСЂРё прокуратуре Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, следует, что заявителю РїРѕ его РїСЂРѕСЃСЊР±Рµ предоставляется возможность ознакомиться СЃ документами Рё материалами РїРѕ РїРѕРІРѕРґСѓ рассмотрения обращения, если это РЅРµ затрагивает права, СЃРІРѕР±РѕРґС‹ Рё законные интересы РґСЂСѓРіРёС… лиц Рё если РІ указанных документах Рё материалах РЅРµ содержатся сведения, составляющие государственную или РёРЅСѓСЋ охраняемую федеральным законом тайну.
Приказом Следственного комитета Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 3 февраля 2015 Рі. N 11 утверждена Рнструкция Рѕ проведении служебных проверок РІ Следственном комитете Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации. Нормативный правовой акт 11 РёСЋРЅСЏ 2015 Рі. зарегистрирован РІ Министерстве юстиции Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, N 37641, Рё официально опубликован.
Рнструкция РѕС‚ 03.02.2015 N 11 регламентирует РїРѕСЂСЏРґРѕРє проведения РІ РЎРљ Р РѕСЃСЃРёРё служебных проверок РІ отношении сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих Рё иных работников Следственного комитета, Р° также РїРѕ РёС… обращениям; устанавливает основания для РёС… проведения, правила организации, полномочия участников служебной проверки.
Абзацем седьмым пункта 15, пунктом 32 Рнструкции РѕС‚ 03.02.2015 N 11 РІ соответствии СЃ действующим законодательством Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации работнику Следственного комитета, РІ отношении которого или РїРѕ обращению которого проводится служебная проверка, предоставлено право РїРѕ окончании служебной проверки знакомиться СЃ заключением Рё РґСЂСѓРіРёРјРё материалами РІ части, его касающейся.
Р’ постановлении РѕС‚ 18 февраля 2000 Рі. N 3-Рџ "РџРѕ делу Рѕ проверке конституционности пункта 2 статьи 5 Федерального закона "Рћ прокуратуре Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации" РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ жалобой гражданина Р¤РРћ1" Конституционный РЎСѓРґ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации указал, что РІ тех случаях, РєРѕРіРґР° конституционные РЅРѕСЂРјС‹ позволяют законодателю установить ограничения закрепляемых РёРјРё прав, РѕРЅ РЅРµ может использовать СЃРїРѕСЃРѕР±С‹ регулирования, которые посягали Р±С‹ РЅР° само существо того или РёРЅРѕРіРѕ права, ставили Р±С‹ его реализацию РІ зависимость РѕС‚ решения правоприменителя, допуская тем самым РїСЂРѕРёР·РІРѕР» органов власти Рё должностных лиц, Рё исключали Р±С‹ его судебную защиту. РРЅРѕРµ противоречило Р±С‹ статье 45 Конституции Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, согласно которой государственная защита прав Рё СЃРІРѕР±РѕРґ гарантируется Рё каждый вправе защищать РёС… всеми способами, РЅРµ запрещенными законом. Конституционный РЎСѓРґ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации также подчеркнул, что ограничение права, вытекающего РёР· части 2 статьи 24 Конституции Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, допустимо лишь РІ соответствии СЃ федеральным законом, устанавливающим специальный правовой статус РЅРµ подлежащей распространению информации, обусловленный ее содержанием, РІ том числе наличием РІ ней данных, составляющих государственную тайну, конфиденциальных сведений, связанных СЃ частной Р¶РёР·РЅСЊСЋ, СЃРѕ служебной, коммерческой, профессиональной, изобретательской деятельностью. Р’СЃСЏ иная информация, которая РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· Конституции Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рё федеральных законов РЅРµ может быть отнесена Рє сведениям ограниченного доступа, РІ силу непосредственного действия части 2 статьи 24 Конституции Р РѕСЃСЃРёРё должна быть доступна гражданину, если собранные документы Рё материалы затрагивают его права Рё СЃРІРѕР±РѕРґС‹, Р° законодатель РЅРµ предусматривает специальный правовой статус такой информации РІ соответствии СЃ конституционными принципами, обосновывающими необходимость Рё соразмерность ее РѕСЃРѕР±РѕР№ защиты.
РР· содержания приведенных РЅРѕСЂРј следует, что законодательством предусмотрено право гражданина РЅР° ознакомление СЃ материалами проверки, проведенной РїРѕ его обращению, РІ случае, если указанные материалы затрагивают его права, СЃРІРѕР±РѕРґС‹ Рё законные интересы Рё РЅРµ содержат сведений, составляющих государственную или РёРЅСѓСЋ охраняемую законом тайну.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 20.07.2017 адвокат коллегии адвокатов №1 Адвокатской платы РМ Мартынов А.А. обратился в Следственной управление с заявлением от 20.07.2017 о негативном высказывании в его адрес старшим следователем Октябрьского МСО СУ СК России по Республике Мордовия Шароватовым В.А.; просил провести проверку и дать оценку соблюдению последним Кодекса этики следственного работника (л.д.5-6).
РќР° основании вышеуказанного обращения Рё рапорта старшего инспектора отдела кадров Следственного управления Лифановой Р•.Р’. РѕС‚ 04.08.2017, Рё.Рѕ. руководителя Следственного управления Р¤РРћ2 назначено проведение служебной проверки. Проведение служебной проверки было поручено созданной РІ этих целях РєРѕРјРёСЃСЃРёРё. Распоряжением Рё.Рѕ. руководителя Следственного управления Р¤РРћ2 в„–77-СЂ РѕС‚ 08.08.2017 утвержден персональный состав РєРѕРјРёСЃСЃРёРё РїРѕ проведению служебной проверки. Рћ назначении служебной проверки Рё приобщении Рє материалам служебной проверки заявления РѕС‚ 20.07.2017 Мартынов Рђ.Рђ. был уведомлен 07.08.2017 (РёСЃС….489-225-2017/1333) (Р».Рґ.7).
По результатам служебной проверки, факт совершения старшим следователем Октябрьского межрайонного следственного отдела Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Мордовия Шароватовым В.А. нарушения требований Кодекса этики и служебного поведения федеральных государственных служащих Следственного комитета Российской Федерации, утв. председателем Следственного комитета Российской Федерации 11.01.2011, а также приказа председателя Следственного комитета Российской Федерации от 15.01.2011 №7 «О вежливом и внимательном отношении сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, не нашел своего подтверждения. О принятом решении Мартынов А.А. был уведомлен 08.09.2017 (исх. №489-225-17/1422) (л.д.11).
18.08.2017 Мартыновым А.А в адрес прокурора Республики Мордовия направлена жалоба в порядке ст.ст. 123,124 УПК РФ по факту неисполнения требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях должностными лицами Следственного управления при рассмотрении заявления от 20.07.2017 (л.д.8-9).
23.08.2017 заместителем РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Республики РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ указанная жалоба, РІ соответствии СЃ С‡.3 СЃС‚.8 Федерального закона РѕС‚ 02.05.2006 в„–59-ФЗ «О РїРѕСЂСЏРґРєРµ рассмотрения обращений граждан Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации» направлена РІ Следственное управление для организации проведения проверки РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ СЃС‚.СЃС‚. 144,145 РЈРџРљ Р Р¤ (Р».Рґ.10). РљРѕРїРёСЏ вышеуказанной жалобы приобщена Рє материалам служебной проверки. РџРѕ результатам рассмотрения жалобы РѕС‚ 18.08.2017 старшим инспектором отдела РїРѕ приему граждан Рё документационному обеспечению Следственного управления Р¤РРћ3, Мартынову Рђ.Рђ. направлен ответ, РІ котором указано, что его заявление РЅРµ подлежит регистрации РІ РєРЅРёРіРµ сообщений Рѕ преступлениях, поскольку РЅРµ содержит сведений РѕР± обстоятельствах, указывающих РЅР° признаки преступления (РёСЃС….489-09-25-01-17/1451 РѕС‚ 18.09.2017) (Р».Рґ.12-13).
Согласно пояснениям административного ответчика, письменным возражениям Следственного управления на иск - за исключением указанного выше ответа, никаких материалов проверки по жалобе от 18.08.2018 в Следственном управлении не имеется.
01.10.2017 в адрес руководителя Следственного управления Мартыновым А.А. через интернет-приёмную подано заявление об ознакомлении с заявлением от 20.07.2017 о привлечении к уголовной ответственности следователя Шароватова В.А., материалами служебной проверки по заявлению от 20.07.2017 и материалами проверки по рассмотрению жалобы от 18.08.2017, с самой жалобой (л.д.14). Необходимость ознакомления мотивирована истцом проверкой полноты принятых должностными лицами Следственного управления мер.
Вышеуказанное заявление направлено на исполнение старшему инспектору отдела кадров Лифановой Е.В., о чем свидетельствует соответствующая резолюция от 02.10.2017. Полномочия данного лица на рассмотрение писем, жалоб и заявлений организаций и граждан закреплены в п. 2.34 Должностной инструкции федерального государственного служащего, замещающего в Следственном управлении должность старшего инспектора отдела кадров.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 10 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.
В силу части 1 статьи 12 названного Закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Аналогичное положение содержится РІ пункте 5.1 Рнструкции Рѕ РїРѕСЂСЏРґРєРµ рассмотрения обращений Рё приема граждан РІ системе следственного комитета, утвержденной приказом Следственного комитета РїСЂРё прокуратуре Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 19 сентября 2007 РіРѕРґР° N 17.
Р’ соответствии СЃ пунктами 6.4, 6.5 указанной Рнструкции РїСЂРё отказе РІ удовлетворении обращения ответ заявителю должен быть мотивирован Рё понятен. Р’ нем дается оценка всем доводам обращения, Р° отказ РІ его удовлетворении должен быть обоснован. Ответ автору обращения СЃ разъяснением положений действующего законодательства дает исполнитель, рассматривающий это обращение.
РџРёСЃСЊРјРѕРј РѕС‚ 06.10.2017 N 489-225-17/1550 старшим инспектором отдела кадров Следственного управления Лифановой Р•.Р’. Мартынову Рђ.Рђ. отказано РІ ознакомлении СЃ заявлением РѕС‚ 20.07.2017 Рѕ привлечении Рє уголовной ответственности следователя Октябрьского РњРЎРћ Шароватова Р’.Рђ., материалами проведенной служебной проверки РїРѕ заявлению РѕС‚ 20.07.2017, СЃ жалобой РѕС‚ 18.08.2017. Принятое решение мотивировано положениями Рнструкции Рѕ проведении служебных проверок РІ Следственном комитете Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, РЅРµ предусматривающей предоставление информации Рѕ результатах служебных проверок. Сообщалось, что заявление РѕС‚ 20.07.2017 Рё жалоба РѕС‚ 18.08.2017 приобщены Рє материалам служебной проверки (Р».Рґ.15-16).
Факт проведения именно служебной проверки подтверждается рапортом от 04.08.2017 старшего инспектора отдела кадров Следственного управления Лифановой Е.В. на имя руководителя о рассмотрении обращения адвоката Коллегии адвокатов №1 Адвокатской палаты РМ Мартынова А.А. о возможно негативном высказывании старшим следователем Октябрьского МСО Шароватовым В.А. в его адрес, с резолюцией и.о. руководителя Следственного управления об организации проведения служебной проверки, распоряжением и.о. руководителя Следственного управления от 08.08.2017 №77-р «О создании комиссии по проведению служебной проверки в отношении должностных лиц Октябрьского межрайонного следственного отдела Следственного управления…», распоряжением и.о. руководителя Следственного управления от 10.08.2017 №82-р о внесении дополнений в распоряжение от 08.08.2017 №77-р.
Суд также принимает во внимание, что согласно статье 5 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ при рассмотрении обращения государственным органом, должностным лицом гражданин имеет право представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме; знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну; получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов; обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации; обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.
РР· обстоятельств дела следует, что служебная проверка проводилась хоть Рё РїРѕ заявлению Мартынова, РЅРѕ касалась обстоятельств обращения СЃ заявлением РІ отношении следователя Шароватова Р’.Рђ., несоблюдении РёРј Кодекса этики следственного работника. Таким образом, РІ С…РѕРґРµ судебного разбирательства РЅРµ установлено, что материалы служебной проверки вообще содержали какие-то сведения РІ отношении административного истца, затрагивающие его права, Рё имелись основания для того, чтоб знакомить Мартынова Рђ.Рђ. СЃ этими материалами; данных Рѕ том, что административный ответчик имел право знакомить его СЃ персональными данными иных лиц, СЃСѓРґСѓ РЅРµ представлено.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд, руководствуясь положениями ч. 1 ст. 218, п.п. 1 и 2 ч.2 ст. 227 КАС Российской Федерации, пришел к выводу, что со стороны должностных лиц Следственного управления не было совершено действий, нарушающих права и свободы Мартынова А.А., поскольку его обращение было рассмотрено в соответствии с требованиями закона, уполномоченным должностным лицом, самостоятельно определившим содержание ответа на обращение, в пределах своей компетенции был дан письменный ответ по существу поставленных вопросов в установленный законом 30-дневный срок, о чем заявитель проинформирован.
Данным ответом права и свободы Мартынова А.А. как гражданина не нарушены, препятствия к осуществлению им его прав и свобод не созданы, незаконно на него какая-либо обязанность возложена не была и незаконно к ответственности он не привлекался.
Достаточных оснований считать, что материалы служебной проверки, проведенной РІ отношении следователя Октябрьского межрайонного следственного отдела Следственного управления Шароватова Р’.Рђ., затрагивали права, СЃРІРѕР±РѕРґС‹ Рё законные интересы административного истца, РЅРµ имеется. Напротив, для СЃСѓРґР° является несомненным тот факт, что материалы указанной служебной проверки непосредственно затрагивали права, СЃРІРѕР±РѕРґС‹ Рё законные интересы третьих лиц (Шароватова Р’.Рђ.) РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем, обоснованно, РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· положений Рнструкции Рѕ проведении служебных проверок РІ Следственном комитете Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации (абз. 7 Рї.15, Рї. 32), отказано РІ удовлетворении его РїСЂРѕСЃСЊР±С‹.
В материалы дела административным истцом представлены заявление от 20.07.2017 и жалоба от 18.08.2017 (л.д.5-6, 8-9), об ознакомлении с которыми он просил в обращении от 01.10.2017 (л.д.14).
Соответственно, ни коим образом не нарушает права административного истца не ознакомление с его же заявлением от 20.07.2017 о привлечении к уголовной ответственности следователя Шароватова В.А., жалобой от 18.08.2017, содержание которых ему было известно, приобщёнными к настоящему иску.
Суд приходит к выводу, что административный истец реализовал свое право на получение информации, со стороны административных ответчиков каких-либо действий, направленных на ограничение доступа к информации, затрагивающей права и законные интересы заявителя, не совершалось, нарушений конституционных прав административного истца не допущено.
При таком положении, оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 КАС Российской Федерации суд приходит к выводу, что поскольку совокупности условий, предусмотренной статьями 218, 227 КАС Российской Федерации, а именно несоответствие действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, по делу не установлено, отсутствуют правовые основания для удовлетворения административных исковых требований Мартынова А.А.
В соответствии с ч. ч. 1, 3 ст. 178 КАС Российской Федерации суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям; при принятии решения суд также решает вопросы о распределении судебных расходов.
Поскольку в удовлетворении административного искового заявления отказано в полном объеме, в силу ч. 1 ст. 111 КАС Российской Федерации оснований для взыскания с административного ответчика в пользу административного истца расходов по оплате государственной пошлины не имеется.
Руководствуясь статьями 175-181 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Мартынова А. А. о признании незаконным решения от 06.10.2017 N 489-225-17/1550 старшего инспектора отдела кадров Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Мордовия Лифановой Е.В. об отказе в ознакомлении с заявлением от 20.07.2017 о привлечении к уголовной ответственности следователя Октябрьского межрайонного следственного отдела Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Мордовия Шароватова В.А., материалами проведенной служебной проверки по заявлению от 20.07.2017, материалами проверки по результатам рассмотрения жалобы от 18.08.2017, обязании ознакомить с указанными документами отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 23 марта 2018 г.
РЎСѓРґСЊСЏ Рђ.Рљ. Р§РёР±СЂРёРєРёРЅ