Решение по делу № 2а-69/2020 от 18.12.2019

Дело №2а-69/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 мая 2020 года г.Бологое

Бологовский городской суд Тверской области в составе председательствующего судьи Дьяконовой Ю.В.,

при секретаре судебного заседания Прокофьевой Е.Д.,

с участием помощника Бологовского межрайонного прокурора Корниловой Н.В.,

административного истца Ломтевой Т.П.,

представителя административного ответчика администрации Куженкинского городского поселения Бологовского района Тверской области – адвоката Покровского А.С.,

    СЂР°СЃСЃРјРѕС‚рев РІ открытом судебном заседании административное дело РїРѕ административному РёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ заявлению Бологовского межрайонного РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР°, действующего РІ интересах РўРёС…РѕРјРёСЂРѕРІРѕР№ И.Рђ., Ломтевой Р’.Рњ., Ломтевой Рў.Рџ., Ломтевой Рђ.Рђ., Рє администрации Куженкинского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ поселения Бологовского района Тверской области Рё Главе администрации Куженкинского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ поселения Бологовского района Тверской области РљСѓР·СЊРјРёРЅСѓ Рћ.Рџ. Рѕ признании недействительным акта Рё заключения межведомственной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё Рѕ признании жилого РґРѕРјР° непригодным для проживания Рё отмене постановления Рѕ признании многоквартирного жилого РґРѕРјР° аварийным Рё подлежащим СЃРЅРѕСЃСѓ,

Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р»:

Бологовский межрайонный прокурор, действуя в интересах Тихомировой И.А., Ломтевой В.М., Ломтевой Т.П., Ломтевой А.А., обратился в суд с административным иском к администрации Куженкинского городского поселения о признании недействительным акта обследования помещения и заключения межведомственной комиссии о признании жилого дома не пригодным для проживания и отмене постановления о признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу. Требования прокурора мотивированы тем, что Бологовской межрайонной прокуратурой по обращению жильцов ... проведена проверка исполнения администрацией МО «Куженкинское городское поселение» Тверской области законодательства в сфере признания жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, в ходе проведения которой установлено, что в ... вышеуказанного дома зарегистрирована и проживает Тихомирова И.А. <....> в ... - Ломтева В.М. <....> Ломтева Т.П. <....> и Ломтева А.А. <....> Распоряжением Администрации Тверской области от ДАТА «О разграничении муниципального имущества между Бологовским районом Тверской области и входящими в его состав поселениями», в муниципальную собственность Куженкинского городского поселения передан жилой дом ПК 3 с кадастровым номером №..., которому в последующем присвоен адрес: ... с кадастровым номером №... Согласно заключению межведомственной комиссии от ДАТА №... созданной постановлением администрации МО «Куженкинское городское поселение» от ДАТА №..., помещения в многоквартирном жилом доме по вышеуказанному адресу, состоящем из двух квартир, признаны непригодными для постоянного проживания в связи с несоответствием их требованиям п.10 и п.12 второго раздела Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 №47, и подпункта «а» п.42 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых Постановлением правительства Российской Федерации от 25.04.2012 №390. Данное заключение вынесено на основании акта межведомственной комиссии №... составленного по результатам обследования указанного жилого дома, проведенного ДАТА межведомственной комиссией, созданной постановлением администрации МО «Куженкинское городское поселение» от ДАТА №... В соответствии с указанным актом обследования, ... по вышеуказанному адресу не соответствует требованиям п.10 и п.12 второго раздела Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 №47, и подпункта «а» п.42 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 №390. Акт и заключение межведомственной комиссии от ДАТА №... вынесены с нарушением требований законодательства в связи с чем, не могут быть признаны законными по следующим основаниям. Как следует из указанных заключения межведомственной комиссии и акта обследования помещений от ДАТА, комиссией произведен визуальный осмотр конструкции жилого ..., на основании которого принято решение о признании жилых помещений непригодными для постоянного проживания. При этом, к данным обследованиям не были привлечены представители специализированной организации, эксперты. Установлено, что в состав межведомственной комиссии были включены председатель комиссии – Екимов А.Н., который являлся на тот период времени главой МО «Куженкинское городское поселение», заместитель председателя – Кузьмин О.П. (глава администрации Куженкинского городского поселения Бологовского района), секретарь – Вихарев Р.В. (управляющий делами администрации Куженкинского городского поселения Бологовского района). Членами комиссии были заявлены Шумилов Ф.И. – заместитель начальника отдела жилищного надзора и лицензионного контроля Главного управления «Государственная жилищная инспекция» Тверской области, Моренко Н.А. – начальник территориального Управления службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области в городе Вышнем Волочке, Иванов А.А. - заведующий отделом архитектуры и строительства Главный архитектор МО «Бологовский район» Тверской области, Стогов Н.А. - инспектор отдела надзорной деятельности по Вышневолоцкому, Бологовскому и Фировскому районам лейтенант внутренней службы. Кроме того, непосредственное обследование было произведено только в .... При этом в ходе обследования присутствовали только три члена комиссии, а именно заместитель председателя межведомственной комиссии - Кузьмин О.П. (глава администрации Куженкинского городского поселения Бологовского района), секретарь межведомственной комиссии - Вихарев Р.В. (управляющий делами администрации Куженкинского городского поселения Бологовского района) и член межведомственной комиссии Шумилов Ф.И. - заместитель начальника отдела жилищного надзора и лицензионного контроля Главного управления «Государственная жилищная инспекция» Тверской области. Квартира ... вышеуказанного дома данными членами комиссии не обследовалась, при этом вышеперечисленные факты подтверждаются материалами проведённой проверки, в том числе объяснениями Тихомировой И.А. и Ломтевой Т.П, проживающих в .... Также, данным заключением межведомственной комиссии помещения указанного многоквартирного жилого дома в связи с их несоответствием требованиям п.10 и п.12 второго раздела Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 №47, и подпункта «а» п.42 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 №390, признаны непригодными для постоянного проживания, однако, в соответствии с требованиями законодательства в отношении многоквартирного жилого ... комиссией необходимо было вынести заключение об аварийности или неаварийности многоквартирного жилого дома, а не о непригодности помещений многоквартирного жилого дома для постоянного проживания. В связи с вышеуказанным, заключение межведомственной комиссии о признании помещений многоквартирного жилого ... не пригодными для проживания, не соответствует требованиям п.47 и п.44 Положения. Данные обстоятельства не позволяли членам межведомственной комиссия вынести заключение о признании помещений дома по адресу: ... непригодными для проживания. Таким образом, межведомственной комиссией, созданной постановлением администрации МО «Куженкинское городское поселение» от ДАТА №..., не была соблюдена процедура признании жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, что нарушает жилищные права лиц, проживающих в ... .... На основании полученного заключения межведомственной комиссии от ДАТА №... о признании жилых помещений непригодными для постоянного проживания, постановлением главы администрации Куженкинского городского поселения Бологовского района от ДАТА №... ..., расположенный по адресу: ... был признан аварийным и подлежащим сносу. Данное постановление главы администрации также нельзя признать соответствующим установленным требованиям законодательства в виду того, что в основу принятого решения было положено заключение межведомственной комиссии о признании помещений многоквартирного жилого ... не пригодными для проживания, которое не соответствует требованиям п.47 и п.44 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 №47. В соответствии с распоряжением главы администрации Куженкинского городского поселения от ДАТА №... договоры социального найма жилого помещения с Ломтевой В.М. проживающей в ..., и с Тихомировой И.А, проживающей в ... вышеуказанного дома были расторгнуты. Основанием для принятия данного решения послужило постановление от ДАТА №... «О признании многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ... аварийным и подлежащим сносу». В связи с принятием незаконных решений о признании указанного жилого дома по адресу: ..., ... аварийным и подлежащим сносу, 01.06.2018 данный объект недвижимости был снят с кадастрового учёта. Таким образом, граждане, проживающие и зарегистрированные в данном доме по настоящее время, существенно ограничены в реализации своих жилищных, социальных и иных прав в связи с тем, что правовой статус многоквартирного дома в настоящий период отсутствует. В связи с этим, возникает необходимость устранить нарушения, допущенные межведомственной комиссией, вынесшей ДАТА заключение №... о непригодности жилого дома для постоянного проживания, путем признания данного заключения недействительным. Обращение прокурора в суд с исковым заявлением в интересах вышеуказанных граждан обоснованно необходимостью реального соблюдения жилищных прав граждан, проживающих в ..., в связи с чем просит признать заключение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от ДАТА №... и акт обследования жилого помещения от ДАТА №..., составленные межведомственной комиссией, назначенной постановлением администрации МО «Куженкинское городское поселение» от ДАТА №..., вынесенные в отношении жилого ... недействительными; отменить постановление администрации Куженкинского городского поселения Бологовского района Тверской области от ДАТА №... «О признании многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ... аварийным и подлежащим сносу»; восстановить в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о правах на указанный многоквартирный дом.

Определением Бологовского городского суда Тверской области от 20 ноября 2019 года в порядке досудебной подготовки к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Открытое акционерное общество «Российские железные дороги», Главное управление «Государственная жилищная инспекция» Тверской области.

Определением Бологовского городского суда Тверской области от 18 декабря 2019 года суд перешел к рассмотрению настоящего дела в порядке административного судопроизводства и определил состав лиц, участвующих в деле: административные истцы – Бологовский межрайонный прокурор, Ломтева А.А., Ломтева В.М., Ломтева Т.П., Тихомирова И.А.; административный ответчик – Администрация Куженкинского городского поселения Бологовского района Тверской области; заинтересованные лица - Главное управление «Государственная жилищная инспекция» Тверской области, Открытое акционерное общество «Российские железные дороги», Управление Росреестра по Тверской области.

Определением Бологовского городского суда Тверской области от 14 января 2020 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области.

Определением Бологовского городского суда Тверской области от 30 января 2020 года, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация МО «Бологовский район» и ГУ МЧС России по Тверской области.

Определением Бологовского городского суда Тверской области от 26 февраля 2020 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен Глава Куженкинского городского поселения Бологовского района Тверской области Кузьмин О.П.

Определением Бологовского городского суда Тверской области от 10 апреля 2020 года, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».

В судебном заседании помощник Бологовского межрайонного прокурора Корнилова Н.В. поддержала заявленные требования в полном объеме, ссылаясь на изложенные в исковом заявлении основания и ранее данные в судебном заседании пояснения, согласно которым межведомственная комиссия, которая обследовала этот жилой дом, была создана не в том составе, в котором должна была быть, не все указанные в акте обследования и заключении должностные лица присутствовали при проведении обследования, что подтверждается, в том числе пояснениями представителей Роспотребнадзора о том, что акт обследования центра гигиены и эпидемиологии Тверской области не составлялся, поскольку специалист не участвовал в обследовании. В ходе обследования было осмотрено лишь одно жилое помещение, и то его внутреннее содержание осмотрено не было, члены комиссии только постояли в коридоре, и все, на этом его обследование закончилось; второе жилое помещение осмотрено не было. Само заключение также не соответствует требованиям действующего законодательства. Согласно акту обследования жилого дома и заключению межведомственной комиссии, жилое помещение признано негодным для проживания, а в соответствии с постановлением №47 должно быть принято решение о признании дома целиком аварийным. Заключение вынесено на основании заключения государственного жилищного инспектора. Его акт и был положен в основу этих документов. Все остальные лица комиссии не составляли ни акты, ни справки, ни информацию по поводу проверки, что говорит о том, что межведомственная комиссия отработала не в полном объеме, и с учетом этих обстоятельств нельзя говорить о том, что заключение межведомственной комиссии законно и обоснованно. Считает, что данное заключение нарушает жилищные права лиц, проживающих в этом доме. До настоящего времени жильцам данного жилого дома не предоставлены жилые помещения, которые бы их устраивали. То есть вопрос об аварийности решен, а что делать с людьми дальше – непонятно. Кроме того, от жильцов не поступало заявления о проведении такого обследования. Категорически возражала против доводов, представленных представителем администрации Куженкинского городского поселения Бологовского района Тверской области, в той части, что прокурор не наделен полномочиями обращаться с таким иском в интересах граждан. Бологовскому межрайонному прокурору стало известно о нарушении жилищных прав граждан только в результате проведения проверки, когда в прокуратуру обратились жильцы этого дома. По результатам проведения проверки были приняты меры прокурорского реагирования в виде административного искового заявления, которое была направлено в Бологовский городской суд в установленные законом сроки. Для прокуратуры срок для обращения в суд с иском в защиту нарушенных прав граждан идет с того момента, как граждане обратились в прокуратуру, то есть с октября 2019 года. Речь идет о нарушении жилищных прав граждан, и в этом случае прокуратура не связана с тем фактом, что истцы узнали о нарушенном праве в 2018 году. Для прокуратуры результаты проведенной проверки явились основанием для принятия мер прокурорского реагирования в виде административного искового заявления. В связи с изложенным считает доводы административного ответчика и его представителя о пропуске срока исковой давности необоснованными. Просила суд признать заключение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания и акт обследования жилого помещения от ДАТА, составленные межведомственной комиссией, назначенной постановлением администрации МО «Куженкинское городское поселение» от ДАТА №... вынесенные в отношении жилого ... недействительными; отменить постановление администрации Куженкинского городского поселения Бологовского района Тверской области от ДАТА №... «О признании многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ..., аварийным и подлежащим сносу»; восстановить в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о правах на многоквартирный дом по вышеуказанному адресу.

В судебном заседании истец Ломтева Т.П. поддержала заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении просила суд их удовлетворить, ранее в судебном заседании поясняла, что ее о проведении обследования дома комиссией никто не уведомлял. Ей позвонила Тихомирова И.А. и сказала, что нужно быть дома, так как к ним придет комиссия. Так как она была на работе, то позвонила маме и попросила ее быть дома. Целый день мама была дома, потом она пришла с работы, они ждали комиссию, но комиссии никакой не было. Это было в декабре 2017 года. Их не ознакомили с актом об аварийности дома. Она сама потребовала акт в Администрации, когда, получив уведомление, в феврале 2018 года она пошла в администрацию выяснить, на каком основании их выселяют, ей сняли копию акта и отдали. При этом обратила внимание, что у них в уведомлении неверно указан адрес, на что Вихарев ей ответил, что они сейчас это переделают. У Тихомировой И.А. же даже акта нет. Потом про них просто забыли на 2 года. В августе – сентябре 2019 года она получила уведомление о переселении. В администрации ей сказали, что для этих целей приобретена квартира и полдома, знакомиться с ним не предлагали. Квартиру она смотрела потому, что квартира предоставлялась ее матери, а та по состоянию здоровья не может сама ходить. Просит суд, чтобы их дом оставили в покое.

В судебное заседание истцы Ломтева В.М. и Ломтева А.А., надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, указав, что поддерживают заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Истец Тихомирова И.А., надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие, ранее в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, поясняла, что по закону их должны были предупредить об обследовании дома в письменной форме. Этого не было сделано. Ей на работу позвонил Вихарев Р.В. и уточнил, будет ли она в обеденное время дома, чтобы подошла комиссия провести обследование. Она сказала, что будет находиться дома. Комиссия была из трех человек - Кузьмин, Вихарев и мужчина, который ей не представился. Они прошли в дом, Кузьмин и Вихарев остались на улице, мужчина стоял с ней в прихожей. Она спросила, будет ли он проводить обследование по поводу того, что они находятся на аварийном состоянии от железнодорожных путей? На что мужчина ответил, что будет проводить обследование по фактическому состоянию дома, так как его просили признать аварийным. Он осмотрел в доме прихожую, заглянул на кухню, развернулся и пошел на улицу. На улице они осмотрели состояние фундамента, крыши, и ушли. Это заняло буквально пять минут. У них не было никаких приборов, ничего не фотографировали. Второе жилое помещение при ней не обследовалось. Они развернулись и направились к машине. Их дом незаконно признали аварийным. Дом находится в ветхом состоянии, но не аварийный. Она намерена проживать в этом доме, если ей не предложат других вариантов. Она намерена пока проживать в доме, ее все устраивает. Их предупредили в устной форме, что они проживают в опасной зоне. В 2017 году проводилась реконструкция железной дороги. Так как работы производились непосредственно вблизи расположения их дома, подрядная организация должна была тянуть кабеля, рабочие у них спрашивали, что с ними будет. По проекту, их дом идет под снос, но их никто об этом не предупреждал. Она стала узнавать в Администрации, что и как. Сначала ей говорили, что нет никаких подтверждающих документов, и они ничего сказать не могут. В октябре 2017 года их собрали и сказали, что их дом попадает в аварийную зону и подлежит сносу. Предупредили, что их будут расселять и спросили, какие есть предпочтения для приобретения жилья. Она высказалась, что ей предпочтительнее частный дом. И все, на этом общение закончилось. В феврале 2018 года им прислали извещение о выселении с неправильным адресом, которое не имеет юридической силы, и до 2019 года про них не вспоминали. Повторно им прислали извещение о выселении в июне 2019 года. Заключения о признании дома непригодным для проживания у нее нет. Ей никаких документов не предоставили, поэтому само заключение она не обжаловала.

В судебном заседании представитель административного ответчика администрация Куженкинского городского поселения Бологовского района Тверской области Покровский А.С. возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях, направленных в адрес суда 14.01.2020, согласно которым административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Каких-либо доказательств уважительности причин, по которым указанные в иске граждане не могут обратиться с административным исковым заявлением в суд, прокурором не представлено. По смыслу ст.200 ГК РФ при обращении в суд прокурора с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо, в интересах которого подано такое заявление, узнало или должно было узнать о нарушении своего права. В соответствии со ст.219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин вправе обратиться с административным исковым заявлением может в суд в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении прав, свобод и законных интересов. Как следует из приложенных к административному исковому заявлению объяснений, заявлений, а также пояснений граждан в ходе судебного заседания, они узнали об обжалуемых актах в 2018 году. Таким образом, на момент предъявления настоящего административного иска прокурором срок исковой давности по заявленным требованиям истек, о чем административный ответчик и заявляет. Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд, является основанием для отказа в удовлетворении заявления. Кроме того, доводы прокурора основаны на неправильном толковании норм материального права, каких-либо нарушений закона со стороны административного ответчика при издании обжалуемых актов допущено не было. Поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях ОАО «РЖД», пояснил суду, что действительно в данном случае не нарушены жилищные права граждан, поскольку в итоге им предоставлены жилые помещения взамен предполагаемого к сносу аварийного дома. Данный дом находится в полосе отвода, более того он находится в зоне, где предполагаются работы по реконструкции станции и в связи с наличием подъездного железнодорожного пути, что отражено в договоре между администрацией и «РЖД». Согласно техническому паспорту по состоянию на 2004 год в целом физический износ был 48%, это помимо отдельных конструктивных элементов. Если посмотреть технический паспорт, то там некоторые, в том числе внешние конструктивные элементы имеют износ по состоянию на 2004 год - 60%. На 2019-2020г.г. износ дома катастрофичен. Нельзя вселять граждан в дом, который действительно опасен для их жизни и здоровья, который находится в полосе отвода железной дороги и дата его возведения – 1905 год. Прошло уже 15 лет и данное жилое помещение действительно опасно для жизни граждан. Комиссионно установлено, что помещение непригодно для проживания. В целом если и имели место недостатки в плане работы межведомственной комиссии, то порядок обследования жилого дома четко не регламентирован, то есть важно чтобы собрались члены комиссии и приняли большинством голосов решение о признании пригодным или непригодным либо аварийным данного жилого дома, что и было сделано. Если отдельные специалисты непосредственно не участвовали в обследовании дома, то они проводили это обследование на основании представленных документов. Заведующий отделом архитектуры и строительства главный архитектор Иванов А.А., действительно подписывал заключение, не участвуя непосредственно в визуальном обследовании. Остальные участники, как довели до сведения должностные лица администрации, в обследовании участвовали. Все подписи в заключении их. Сомневаться в их компетентности у иных членов межведомственной комиссии повода не было, поэтому полагает, что в данном случае администрация действовала в исключительно интересах в граждан. Само заключение межведомственной комиссии считает законным, поскольку оно отвечает интересам граждан, безусловно. И если граждан не устраивают те варианты, которые им предлагает администрация, то это их право. Граждане просто не согласны получать жилье именно в Куженкино, хотят более лучшие жилые помещения, но это их определенные требования, которые ни на чем не основаны. То есть основные претензии граждан связаны не с занимаемым жилым помещением, а с предоставляемым на замену. Но это совершенно другой спор. В данном случае прокурор хочет своим иском подвергнуть риску здоровье и жизнь граждан, поскольку проживание в этом доме сопряжено с риском для здоровья и жизни граждан, поскольку дом действительно находится в соответствующем состоянии. С учетом того, что граждане выселяются не на улицу, им предоставляются благоустроенные жилые помещения, полагает, что никаких поводов, сигналов о нарушении жилищных прав нет. В данном случае необходимо, что и делает администрация, предоставить им полноценное жилье, отвечающее всем требованиям и нормам жилищного законодательства. И в этом случае, если есть какие то претензии у указанных граждан, они имеют право это оспорить, в том числе и в судебном порядке. Но вселять обратно граждан в этот дом явно не в интересах, ни в целях соблюдения их жилищных прав. Получатся такая ситуация, что прокуратура фактически ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан. Полагает, что административный истец неправильно трактует нормы КАС РФ, здесь нет такого широкого права прокурора обращаться по многим поводам в интересах граждан, только если есть какие-то уважительные причины, о чем сказано в ст.39 КАС РФ. Также, прокурором не принимается во внимание постановление Пленума, согласно которому срок давности в данном случае исходит от даты, когда граждане узнали о нарушении своих прав. В судебном заседании они пояснили, что об этом они узнали в 2018 году, что зафиксировано в протоколе судебного заседания. Именно от этого срока течет срок и для прокурора, который обращается в интересах граждан. Поэтому полагает, что в данном случае срок обращения в суд был пропущен, в связи с чем администрация и заявляет о пропуске срока исковой давности.

Административный ответчик Глава администрации Куженкинского городского поселения Бологовского района Тверской области Кузьмин О.П., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица ОАО «РЖД» Алехин В.А. не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, указав, что поддерживает доводы, изложенные в письменных возражениях, и данные им ранее в судебном заседании пояснения, согласно которым ОАО «РЖД» исковые требования не признает, на основании заключения межведомственной комиссии от ДАТА №... о признании жилых помещений непригодными для постоянного проживания, становлением главы администрации Куженкинского городского поселения от ДАТА №... ... был признан аварийным и подлежащим сносу. Истец обосновывает свои требования только формальными основаниями, указывая, что к обследованию аварийного дома не были привлечены эксперты, в заключении комиссии не указаны сведения об аварийности дома, обследование проводилось комиссией с нарушением установленного порядка. На основании этих обстоятельств делается вывод о том, что решения о признании жилого дома аварийным являются незаконными, ограничивающими права граждан проживающих и зарегистрированных в доме на реализацию своих жилищных, социальных и иных прав. При этом не принято во внимание, что в соответствии с Жилищным кодексом РФ, в частности статьей 14, органы местного самоуправления, не только уполномочены признавать в установленном порядке жилые помещения муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, но и обязаны это делать. И вся ответственность в случае несвоевременного выявления такого жилищного фонда и расселения жильцов лежит на органах местного самоуправления. В соответствии со статьей 85 Жилищного кодекса РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма. Договором от ДАТА, заключенным Администрацией Куженкинского городского поселения и ОАО «Российские железные дороги», согласовано, что акционерное общество компенсирует имущественные потери в связи с расселением жилого дома, так как дом расположен в зоне реконструкции .... Таким образом, в данном случае речь не может идти о каком бы то ни было нарушении жилищных прав граждан или ограничении их социальных и иных прав. Все делается в рамках действующего жилищного законодательства. Поскольку истцом не указано, какие именно права граждан проживающих и зарегистрированных в ... ... нарушаются, не предоставлено доказательств, что жилой дом пригоден для проживания, а предоставляемое взамен жилье хуже подлежащего сносу, в удовлетворении иска должно быть отказано. При этом пояснил суду, что заинтересованность железной дороги в том, что рядом с этим домом будет проходить подъездной путь и дом оказывается буквально в 20 метрах от середины подъездного пути, что является санитарной зоной, и расположение жилья ближе 50 метров к подъездным путям не допускается. Не думает, что права граждан сильно улучшатся от того, что заключение администрации будет признано недействительным и дом не будет расселен, потому что строительство фактически уже либо начато, либо вот-вот начнется. И условия жизни в данном случае обитателей данного дома только ухудшаться. Просил в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области Моренко Н.А., надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие, ранее в судебном заседании исковое заявление поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в пояснениях по делу согласно которым, ее подписи (начальника Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тверской области в Вышневолоцком городском округе Тверской области Моренко Н.А.) нет на заключении об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от ДАТА №..., в акте обследования от ДАТА №... т.к. в заседании данной комиссии она участие не принимала, в обследовании жилого дома органы Роспотребнадзора участие не принимали. Поручение на выполнение государственного задания - обследование жилого ... в 2017 году не выдавалось, что подтверждается ответом Филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области» в Вышневолоцком городском округе Тверской области от ДАТА №... на запрос от ДАТА №... ОМВД России по Бологовскому району. Заявлений о выделении специалиста для проведения обследования жилых помещений, расположенных по адресу ... от Администрации Куженкинского с/п в территориальный отдел не поступало. В заключении указан акт обследования ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области» однако в действительности этого акта не существует. Просила заявленные требования удовлетворить в полном объеме.

Заинтересованные лица Управление Росреестра по Тверской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» и администрация МО «Бологовский район» Тверской области надлежащим образом извещенная о времени и мессе рассмотрения дела своих представителей в судебное заседание не направили, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.

Заинтересованное лицо Главное управление «Государственная жилищная инспекция» Тверской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела своего представителя в судебное заседание не направило, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Допрошенный ранее в судебном заседании 26.02.2020 представитель Главного управления «Государственная жилищная инспекция» Тверской области Шумилов Ф.И. суду пояснил, что он осматривал конструкцию дома и инженерные системы. По всем квартирам не ходил. Заключение подтверждает и считает, что данные помещения и дом в целом не соответствует требованиям. Единственный нюанс в этом заключении, что оно составлено, как для индивидуального жилого дома, а должно быть для многоквартирного жилого дома. Неправильно оформлен документ. Он обследовал цоколь и конструктивные элементы всего дома: стены, крышу, потолок. В данном случае элементы дома не зависят конкретно от первого помещения или второго. Для дачи заключения этого достаточно. Нет необходимости ходить по всем квартирам. Все члены комиссии приезжали в разное время. Часто случается так, что комиссия работает не в полном составе, поскольку многие могут быть из разных городов. Ему принесли акт на подпись позже, так как у него не было возможности остаться и ждать, когда будет оформлено дело. У него были еще другие задачи.

Заинтересованное лицо ГУ МЧС России по Тверской области надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела своего представителя в судебное заседание не направило, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Допрошенный ранее в судебном заседании 26.02.2020 представитель ГУ МЧС России по Тверской области Стогов Н.А., суду пояснил, что. он участвовал в данной комиссии. В сам дом не заходил, был только в коридоре. Обнаружил нарушения в электропроводке. Далее находился на улице. Акт подписывал он. Никого письма о нарушениях, в том числе по результатам обследования, администрации не выдал. Ранее в подобных случаях у них запрашивали письмо, но в этот раз его не запросили. В обследовании помещения участвовали Вахарев и Кузьмин. Иванова А.А. не было.

Учитывая положения ст.167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Вызванный в судебное заседание в качестве свидетеля Иванов А.А., стороны не настаивали на его допросе, в связи с чем суд, учитывая пояснения иных лиц, считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит заявленными Бологовским межрайонным прокурором требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

При этом, в силу ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Согласно ч.1 ст.21 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В соответствии со ст.27 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», при осуществлении возложенных на него функций прокурор принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба; использует полномочия, предусмотренные ст.22 настоящего Закона

В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского и административного судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

Учитывая вышеуказанные нормы закона, прокурор имеет право на обращение в суд с настоящим административным иском.

Принцип законности является конституционным принципом, определяющим действия всех органов государственной власти и должностных лиц (ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации), в связи с чем эти органы и должностные лица обязаны осуществлять свои полномочия в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Из материалов дела следует, что в жилом ... зарегистрированы и проживают: Тихомирова И.А. <....> – в ...; Ломтева В.М. <....> Ломтева Т.П. <....> Ломтева А.А. <....> – в .... Указанный многоквартирный дом является муниципальной собственностью Куженкинского городского поселения Бологовского района Тверской области, что подтверждается копией акта о приеме-передаче здания (сооружения) и распоряжением Администрации Тверской области от ДАТА «О разграничении муниципального имущества между Бологовским районом Тверской области и входящими в его состав поселениями», согласно которым одноэтажный жилой дом в поселке ... введенный в эксплуатацию в 1905 году, с кадастровым номером №... на основании приказа от ДАТА №... передан Ржевской дистанцией гражданских сооружений водоснабжения и водоотведения Московского подразделения филиала ФГУП «Октябрьская железная дорога МПС России» на баланс Администрации МО «Бологовский район», а в последствии - в муниципальную собственность Куженкинского городского поселения Бологовского района Тверской области, и в последующем данному жилому дому присвоен адрес: ... с кадастровым номером №...

В соответствии с копией технического паспорта вышеуказанный многоквартирный жилой дом состоит из двух квартир, на момент обследования 21.11.2004 имеет физический износ 48%.

Согласно выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДАТА, в отношении жилого ... пгт...., с кадастровым номером №... правообладателем которого является муниципальное образования Куженкинское городское поселения ..., ограничения и обременения не зарегистрированы.

ДАТА межведомственной комиссией, назначенной постановлением администрации Куженкинского городского поселения Бологовского района от ДАТА №..., произведено обследование жилого дома по адресу: ... и составлен акт №..., на основании которого указанной межведомственной комиссией сделано заключение от ДАТА №... о том, что жилой дом по указанному выше адресу не соответствует требованиям п.п.10, 12 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 №47, требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», требованиям подпункта «а» п.42 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 №390, в связи с чем имеются основания для признания помещения непригодным для проживания.

На основании акта обследования и заключения межведомственной комиссии от ДАТА №... постановлением администрации Куженкинского городского поселения Бологовского района Тверской области от ДАТА №... многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: ..., признан аварийным и подлежащим сносу.

Из выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от №... следует, что вышеуказанный объект недвижимости снят с кадастрового учета 01.06.2018.

В соответствии с п.8 ст.14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

В силу ч.4 ст.15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Реализуя свои полномочия в сфере регулирования жилищных отношений, Правительство Российской Федерации постановлением от 28.01.2006 №47 утвердило Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, которое устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и, в частности, многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 1 Положения). Разделом II Положения установлены требования, которым должно отвечать жилое помещение.

В соответствии с п.7 названного Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также в случае необходимости - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.

Пунктом 33 Положения предусмотрено, что основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания, является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

Пунктом 42 Положения установлено, что Комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.

В соответствии с п.44 данного Положения процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает в том числе определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение юридического лица, являющегося членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания и имеющих право на осуществление работ по обследованию состояния грунтов оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций (далее специализированная организация), по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям, а также составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование.

В силу подпункта «г» п.45 Положения для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующий документ: заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Согласно п.47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям, в том числе о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

Как следует из акта обследования и заключения межведомственной комиссии от 20.12.2017, обследование жилого дома по адресу: ... ... проводилось ДАТА межведомственной комиссией, назначенной постановлением администрации Куженкинского городского поселения Бологовского района от ДАТА №....

Согласно постановлению от ДАТА №... администрацией Куженкинского городского поселения Бологовского района Тверской области утверждены положение о межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции на территории муниципального образования Куженкинское городское поселение (Приложение 1), а также состав межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции на территории муниципального образования Куженкинское городское поселение (Приложение 2).

В соответствии с утвержденным Положением комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и принимает решения, в порядке, предусмотренном пунктом 4.6. Положения о комиссии. При оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения. Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям включает в себя, в том числе, составление комиссией заключения в порядке, предусмотренном п.4.6 настоящего Положения о комиссии, по форме согласно приложению 1 (далее - заключение); составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключение специализированной организации, проводящей обследование; принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, Администрацией решения по итогам работы комиссии; передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией). Для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию, в том числе, заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; заключение проектно-изыскательной организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае если в соответствии с абзацем третьим п.4.3 настоящего Положения о комиссии представление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям.

Из материалов дела установлено, что 01.12.2017 Глава администрации Куженкинского городского поселения Бологовского района Тверской области обратился в межведомственную комиссию по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции на территории Куженкинского городского поселения с заявлением о проведении обследования технического состояния муниципальных жилых помещений по адресу: ..., и принять решение в соответствии с п.47 Положения №47; ДАТА по результатам обследования межведомственной комиссией составлены оспариваемые акт обследования и заключение №..., подписанные ее председателем Екимовым А.Н., заместителем председателя Кузьминым О.П. и следующими членами комиссии: Шумиловым Ф.И., Ивановым А.А. и Стоговым Н.А. При этом, в качестве приложения к заключению межведомственной комиссией указаны акт проверки ГУ «Государственная жилищная комиссия» Тверской области, акт обследования помещения №... от ДАТА, акт обследования ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии Тверской области» в г.Вышнем Волочек, письмо инспектора надзорной деятельности по Вышневолоцкому, Бологовскому и Фировскому районам. Однако, как установлено в судебном заседании, представитель органов Роспотребнадзора при обследовании многоквартирного жилого ... в 2017 году участия не принимал, заявок на его участие при обследовании указанного дома не поступало, что подтверждается пояснениями начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тверской области в Вышневолоцком городском округе Тверской области Моренко Н.А. и информацией ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии Тверской области» Вышневолоцком городском округе Тверской области. Также, из пояснений представителя ГУ МЧС России по Тверской области Стогова Н.А. следует, что никакого письма о выявленных в ходе обследования многоквартирного жилого ... он не составлял. Доказательств обратного сторонами суду не представлено. Согласно акту проверки №..., составленному ДАТА заместителем начальника отдела жилищного надзора и лицензионного контроля по Тверской области Шумиловым Ф.И., на основании уведомления о необходимости принять участия в работе межведомственной комиссии (получено ДАТА за входящим №...) им произведен осмотр жилого здания по адресу: ..., в ходе которого установлено, что жилые помещения дома не соответствуют требованиям пунктов 10 и 12 Положения; данный акт направлен в межведомственную комиссию администрации Куженкинского городского поселения для рассмотрения вопроса о признании жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания.

Согласно представленным административными истцами документов, оспариваемые акт обследования и заключение в отношении жилого дома по адресу: ... составлены межведомственной комиссией, состав которой утвержден постановлением администрации Куженкинского городского поселения Бологовского района от ДАТА №...

Как следует из приобщенных по ходатайству представителя административного ответчика документов, межведомственная комиссия по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции на территории муниципального образования Куженкинское городское поселение утверждена распоряжением Главы администрации Куженкинского городского поселения Бологовского района Тверской области от ДАТА №... в состав которой вошли (Приложение 1): председатель комиссии - Глава Куженкинского городского поселения; заместитель председателя комиссии - Глава администрации Куженкинского городского поселения; члены комиссии - специалист учетно-технического отдела филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по Бологовскому район (по согласованию); инспектор ОНД по Бологовскому району ГУ МЧС по Тверской области (по согласованию); специалист-эксперт отдела санитарного надзора Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области (по согласованию); представитель Главного управления «Государственная жилищная инспекция» Тверской области; представитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества (по согласованию); собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо) с правом совещательного голоса. Данное распоряжение, как следует из представленного администрацией Куженкинского городского поселения распоряжения от ДАТА №..., признано утратившим силу, утвержден новый состав межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции на территории муниципального образования Куженкинское городское поселение, согласно приложению 1: председатель комиссии - Глава Куженкинского городского поселения; заместитель председателя комиссии - Глава администрации Куженкинского городского поселения; секретарь комиссии - Управляющий делами администрации Куженкинского городского поселения; члены комиссии - заместитель начальника отдела жилищного надзора и лицензионного контроля Главного управления «ГЖИ» Тверской области; начальник территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области в городе Вышнем Волочке; заведующий отдела архитектуры и строительства, Главный архитектор МО «Бологовский район» Тверской области; инспектор ОНД по Вышневолоцкому, Бологовскому и Фировскому районам ГУ МЧС по Тверской области; представитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества (по согласованию); собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо) с правом совещательного голоса. Таким образом, представленные представителем административного ответчика документы, в соответствии с которыми утверждена и действовала межведомственная комиссия на момент составления оспариваемых акта обследования и заключения, не соответствуют заключению и акту от ДАТА, в которых указано, что они составлены комиссией, назначенной постановлением администрации Куженкинского городского поселения Бологовского района от ДАТА №....

Изложенные выше обстоятельства, достоверно установленные в судебном заседании, свидетельствует о нарушении процедуры принятия решения о признании дома аварийным и подлежащим сносу, поэтому заявленные Бологовским межрайонным прокурором требования в части признания акта обследования и заключения межведомственной комиссии являются законными и обоснованными.

Поскольку основанием для принятия постановления администрацией Куженкинского городского поселения Бологовского района Тверской области от ДАТА №... в части признания многоквартирного жилого ... аварийным и подлежащим сносу послужили вышеуказанные акт обследования и заключение, признанные судом незаконными, данное постановление также является незаконным, а заявленные Бологовским межрайонным прокурором требования в этой части также являются законными и обоснованными.

Доводы заинтересованного лица ОАО «РЖД», подержанные представителем административного ответчика Покровским А.С. о том, что административный истец основывает свои требования на формальных основаниях, без учета того, что жилой ... подлежит демонтажу в рамках реконструкции станции Куженкино Октябрьской ж.д. в связи с примыканием пути необщего пользования, поскольку находится в полосе отвода ж.д. пути, в связи с чем ОАО «РЖД» компенсировала Администрации Куженкинского городского поселения потери на основании заключенного между ними договора от ДАТА №...., что подтверждается представленными им экспертным заключением Санкт-Петербургского филиала ФАУ «ГЛАВГОСЭКСПЕРТИЗА РОССИИ» от ДАТА, переписки ОАО «РЖД» с Администрацией Куженкинского городского поселения от ДАТА, правового значения не имеет, поскольку оспариваемые акты признаны незаконными в связи с нарушениями процедуры принятия решения и признании дома аварийным и подлежащим сносу.

Разрешая вопрос о пропуске административным истцом срока на обращение в суд, о котором заявлено в возражениях административного ответчика администрации Куженкинского городского поселения Бологовского района Тверской области, суд пришел к выводу, что данный срок Бологовским межрайонным прокурорм не пропущен, исходя из следующего.

В силу ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Из материалов дела и пояснении сторон в судебном заседании следует, что о нарушении прав граждан, в интересах которых прокурор обратился в суд в ноябре 2019 года, ему стало известно в ходе проведения проверки по результатам обращения 07.10.2019 Тихомировой И.А. и Ломтевой Т.П. Оспариваемые акт обследования и заключение межведомственной комиссии от ДАТА и вынесенное на его основании постановление Главы Администрации пгт.Куженкино Тверской области от ДАТА Бологовским межрайонным прокурором также получены в ходе проведения указанной проверки. Как следует из пояснений административных истцов, копию акта обследования жилого дома Ломтева Т.П. получила в 2018 году, при личном обращении в администрации Куженкинского городского поселения, Тихомирова И.А. данные документы не получала. Сведений о том, что оспариваемые документы были направлены администрацией Куженкинского городского поселения Тихомировой И.А., Ломтевой Т.П., Ломтевой В.М. и Ломтевой А.А. и были ими получены, суду не представлено. Исходя из обстоятельств дела, суд полагает, что Бологовским межрайонным прокурором не был пропущен срок исковой давности и он своевременно обратился в суд за защитой нарушенных прав Тихомировой И.А., Ломтевой Т.П., Ломтевой В.М. и Ломтевой А.А.

На основании изложенного, суд удовлетворяет заявленные Бологовским межрайонным прокурором в интересах Тихомировой И.А. Ломтевой В.М., Ломтевой Т.П. и Ломтевой А.А. к администрации Куженкинского городского поселения Бологовского района Тверской области и Главе администрации Куженкинского городского поселения Бологовского района Тверской области Кузьмину О.П. требования о признании недействительным акта обследования и заключения межведомственной комиссии о признании жилого дома непригодным для проживания и отмене постановления о признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу.

Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

СЂ Рµ С€ Рё Р»:

Административное исковое заявление Бологовского межрайонного прокурора, действующего в интересах Тихомирова И.А., Ломтева В.М., Ломтева Т.П., Ломтева А.А., к администрации Куженкинского городского поселения Бологовского района Тверской области и Главе администрации Куженкинского городского поселения Бологовского района Тверской области Кузьмину О.П. о признании недействительным акта обследования и заключения межведомственной комиссии о признании жилого дома не пригодным для проживания и отмене постановления о признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу удовлетворить.

Признать недействительным акт обследования помещения от ДАТА №... и заключение межведомственной комиссии от ДАТА №... об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по жилому дому, расположенному по адресу: ....

Отменить постановление администрации Куженкинского городского поселения Бологовского района Тверской области от ДАТА №... «О признании многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ..., аварийным и подлежащим сносу».

На основании статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» настоящее решение после вступления его в законную силу является основанием для внесения изменений в запись о правах на многоквартирный дом по адресу: ..., содержащейся в Едином государственном реестре недвижимости.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Бологовский городской суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий СЃСѓРґСЊСЏ                            

2а-69/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ТИХОМИРОВА ИРИНА АНАТОЛЬЕВНА
Ломтева Татьяна Петровна
Бологовский межрайонный прокурор
Ломтева Вера Михайловна
Ломтева Анастасия Александровна
Ответчики
Администрация Куженкинского городского поселения
Глава Куженкинского городского поселения Кузьмин О.П.
Другие
ГУ МЧС России по Тверской области
ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области
Администрация МО "Бологовский район" Тверской области
Главное управление "Государственная жилищная инспекция" Тверской области
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги"
Покровский А.С.
Управление Росреестра по Тверской области
Суд
Бологовский городской суд Тверской области
Судья
Дьяконова Ю.В
Дело на сайте суда
bologovsky.twr.sudrf.ru
19.12.2019Регистрация административного искового заявления
19.12.2019Передача материалов судье
19.12.2019Решение вопроса о принятии к производству
24.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.12.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.12.2019Судебное заседание
15.01.2020Судебное заседание
30.01.2020Судебное заседание
27.02.2020Судебное заседание
14.03.2020Судебное заседание
07.04.2020Судебное заседание
10.04.2020Судебное заседание
08.05.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее