ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Дело № 33-5508/2024 судья-докладчик суда апелляционной инстанции Подлесная И.А.
№ 2-1559/2023 председательствующий судья суда первой инстанции Скисов А.Е.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
04 июня 2024 года гор. Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи: | Подлесной И.А. |
судей: | Заболотной Н.Н., Сафонцевой Ю.А. |
при секретаре: | Плескун А.В. |
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по исковому заявлению Юхновец Ольги Викторовны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей: Юхновец Виктории Викторовны, Юхновец Валентина Викторовича к Департаменту труда и социальной защиты населения администрации Бахчисарайского района Республики Крым, Министерству труда и социальной защиты населения Республики Крым, ГКУ РК «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым», третьи лица: Юхновец Виктор Евгеньевич, Юхновец Владислав Викторович, Публичное акционерное общество «Российский национальный коммерческий банк» о признании незаконным отказа в распоряжении средствами единовременной социальной выплаты, признании права на распоряжение средствами единовременной социальной выплаты и об обязательстве совершить определенные действия, по апелляционной жалобе Юхновец Ольги Викторовна на решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 04 декабря 2023 года
УСТАНОВИЛА:
ФИО1, действующая также в интересах малолетних ФИО15 свои требования в ходе рассмотрения дела, предъявила к Департаменту труда и социальной защиты населения администрации Бахчисарайского района Республики Крым, Министерству труда и социальной защиты населения Республики Крым, Государственному казенному учреждению РК «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально – технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым», третьи лица ФИО4, ФИО2, ПАО» РНКБ» иск о признании незаконным решения Департамента, оформленного в виде протокола об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами единовременной выплаты для улучшения жилищных условий; о признании на ней права на распоряжение средствами единовременной выплаты, указанной в сертификате на единовременную выплату от ДД.ММ.ГГГГ; о возложении на ГКУ РК «Центр социальных выплат» обязанность направить денежную выплату на погашение ипотечного кредита по договору от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 75).
Решением Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 04 декабря 2023 года в удовлетворении исковых требований ФИО1, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей: ФИО2, ФИО3 – отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить решение суда первой инстанции и удовлетворить ее требования. Указала, что ее свекор ФИО11 зарегистрировал место своего проживания в <адрес> по <адрес> <адрес>, реализовывая правомочия собственника по владению, пользованию принадлежащим ему имуществом. Она, как член семьи собственника, не имела возможности влиять на его волеизъявление зарегистрировать место своего проживания в принадлежащем ему жилом помещении. Материалы дела не содержат доказательств того, что она (истец) либо члены ее семьи со дня рождения ребенка и до дня обращения за распоряжением единовременной выплаты, намеренно ухудшили свои жилищные условия.
В возражениях на апелляционную жалобу Министерство труда и социальной защиты РК и Департамент труда и социальной защиты населения Администрации Бахчисарайского района РК полагают решение суда первой инстанции законным и обоснованным. Департамент указал, что вступившим в законную силу 9.10.2020 года Законом №110-ЗРК/2020, введено понятие «намеренное ухудшение жилищных условий» (л.д. 78, 86) На день рождения ребенка - ДД.ММ.ГГГГ, обеспеченность семьи жилой площадью составляла <данные изъяты> Затем, ДД.ММ.ГГГГ в квартире по <адрес> зарегистрировал свое место жительства ФИО11, после чего обеспеченность жилой площадью на каждого члена семьи становится менее <данные изъяты> и ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 подала в Департамент заявление о выдаче сертификата. При этом, до регистрации в квартире по <адрес> ФИО11 был с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в жилом доме по адресу <адрес>, общей площадью <данные изъяты> принадлежащем на праве собственности супруге (матери ФИО4) - ФИО12 Таким образом, в период со дня рождения ребенка и до даты подачи заявления о выдаче сертификата член семьи истца (в понимании ЗРК № 631-ЗРК/2019) - ФИО11 совершил действия по намеренному ухудшению жилищных условий путем вселения в жилое помещение. После смерти ФИО11 обеспеченность семьи истца ФИО1 составила 21.2 кв.м (на каждого), то есть отпала нуждаемость в дополнительной мере социальной поддержки. Учитывая это обстоятельство, ФИО1, ее супруг и трое детей изменили с ДД.ММ.ГГГГ место своей регистрации с <адрес>, общей площадью 40.8 кв.м, после чего ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 подала в Департамент заявление о распоряжении средствами ЕДВ.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения лиц, явившихся в судебное заседание, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает жалобу подлежащей удовлетворению.
Согласно статьи 3 Закона Республики Крым от 14.08.2019 N 631-ЗРК/2019 (в редакции от 17.04.2020, действовавшей на момент выдачи истцу жилищного сертификата) "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым", право на дополнительную меру социальной поддержки возникает в случае, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает двукратную величину прожиточного минимума на душу населения, установленного в Республике Крым за третий квартал года, предшествующего году обращения за получением сертификата на единовременную выплату, а также распоряжения единовременной выплатой (ч. 2). Обеспеченность такой семьи общей площадью жилых помещений должна составлять не более 18 квадратных метров в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего с гражданином члена его семьи. Размер обеспеченности общей площадью жилых помещений в соответствии с настоящим Законом определяется как отношение суммарной общей площади всех жилых помещений, занимаемых гражданином и (или) совместно проживающими с гражданином членами его семьи по договорам социального найма и (или) на праве членства в жилищном, жилищно-строительном кооперативе и (или) принадлежащих им на праве собственности, на количество таких членов семьи гражданина (ч. 3).
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Юхновец О.В. выдан сертификат на единовременную выплату для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым (л.д. 46).
На момент выдачи сертификата фактическими обстоятельствами, определяющими право истца на получение данной меры социальной поддержки, являлись: ДД.ММ.ГГГГ родился ребенок ФИО14 Вал.В.; членами семьи ФИО1 являлись супруг ФИО4, трое детей- ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО14 Вик.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО14 Вал.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отец супруга (свекр) ФИО11; в собственности истца и членов ее семьи находились жилые помещения - по 1\3 доли в праве собственности на квартиру <адрес>, площадью <данные изъяты>, принадлежали ФИО4 (супругу) и ФИО11 (свекру), по 1\4 доли в праве собственности на квартиру <адрес>, площадью 40,8 кв.м, принадлежали ФИО1(истец), ФИО4 (супруг), ФИО2, ФИО14 Вик.В. (дети); истец и члены ее семьи были зарегистрированы в <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в ДТСЗН с заявлением о распоряжении средствами единовременной выплаты для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике ФИО6 (л.д. 43).
Решением (протоколом) ДТСЗН от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в распоряжении средствами единовременной выплаты (л.д. 42).
В Уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ Департамент труда и социальной защиты населения администрации <адрес> РК указал о причинах отказа в удовлетворении заявления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о распоряжении средствами единовременной выплаты для улучшения жилищных условий: установление факта намеренного ухудшения жилищных условий и имущественного состояния путем вселения в жилое помещение в качестве членов семьи иных лиц. С даты рождения ребенка ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и до даты вселения в жилое помещение свекра ФИО11 суммарная общая площадь жилых помещений, занимаемых и принадлежащих ФИО1 и членам ее семьи составляла <данные изъяты>. – жилое помещение по адресу <адрес>, общей площадью <данные изъяты> жилое помещение по адресу <адрес>, общей площадью <данные изъяты> По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ обеспеченность семьи общей площадью жилых помещений составляла 21.1 кв.м в расчете на гражданина и каждого проживающего с гражданином члена его семьи. После вселения в жилое помещение в качестве члена семьи свекра истца - ФИО11, обеспеченность семьи общей площадью жилых помещений (в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего и зарегистрированного с гражданином члена его семьи) стала менее 18 кв. метров (л.д. 22).
Возражения Департамента против заявленного иска обосновываются тем, что с 9.10.2020года вступил в силу ЗРК №110-ЗРК от 23.09.2020 года, которым внесены изменения в ЗРК от 14.08.2019 N 631-ЗРК/2019, и дано определение « намеренного ухудшения жилищных условий», являющегося основанием для отказа в выдаче жилищного сертификата, а также для отказа в распоряжении средствами единовременной выплаты по этому сертификату. При этом, Департамент, полагая соответствующим закону получение ФИО1 жилищного сертификата (так как изменения в Закон были внесены позже выдачи сертификата), вместе с тем считает, что при решении вопроса о распоряжении средствами единовременной выплаты Департамент обоснованно применил положения, внесенные в Закон с ДД.ММ.ГГГГ, к правоотношениям, имевшим место до вступления в силу нормативно – правового акта. То есть, Департамент указывает, что изменения в Закон, вступившие в силу с ДД.ММ.ГГГГ, регулируют не только права и обязанности сторон после указанной даты (действия по ухудшению жилищных условий должны быть осуществлены после вступления в силу новой редакции), но им необходимо придать обратную силу и осуществлять на стадии разрешения вопроса о распоряжении единовременной выплаты оценку законности действий истца и членов ее семьи, имевших место в сентябре 2019года, с точки зрения редакции Закона, действующей с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст. 2 Закон Республики Крым от 14.08.2019 N 631-ЗРК/2019 (в редакции действующей на момент отказа в распоряжении единовременной выплаты) "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым", для целей настоящего Закона используются следующие понятия:
(1) дополнительная мера социальной поддержки семей, имеющих детей, в Республике Крым - мера, обеспечивающая возможность улучшения жилищных условий;
(2) единовременная выплата для улучшения жилищных условий - средства бюджета Республики Крым, направленные на реализацию дополнительной меры социальной поддержки, установленной настоящим Законом;
(3) сертификат на единовременную выплату - именной документ, подтверждающий право на дополнительную меру социальной поддержки;
(5) члены семьи заявителя - проживающие и зарегистрированные совместно с ним супруг (супруга), их дети (в том числе дети каждого из родителей от предыдущего брака) и родители, а в случаях признания в судебном порядке членами семьи - также другие родственники и нетрудоспособные иждивенцы, проживающие и зарегистрированные совместно с заявителем;
(6) намеренное ухудшение жилищных условий и имущественного положения - совершение заявителем, его супругом (супругой), членом его семьи со дня рождения ребенка до дня обращения за распоряжением средствами единовременной выплаты действий, в результате которых обеспеченность семьи общей площадью жилых помещений (в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего и зарегистрированного с гражданином члена его семьи) стала менее 18 м2:
обмен жилыми помещениями, осуществленный заявителем, его супругом (супругой) и (или) членами его семьи;
отчуждение жилого помещения или частей жилого помещения, имеющихся в собственности заявителя, его супруга (супруги) и (или) членов его семьи;
перевод жилого помещения в нежилое помещение, осуществленный заявителем, его супругом (супругой) и (или) членами его семьи;
отчуждение земельных участков для индивидуального жилищного строительства родителями (одиноким родителем) с целью уменьшения до двух и менее;
вселение в жилое помещение в качестве членов семьи (за исключением супруга (супруги) их детей).
Как указывалось выше, пункт 6 введен Законом Республики Крым от 23.09.2020 N 110-ЗРК/2020, вступившим силу с 9.10.2020года.
Согласно ст. 3 Закона Республики Крым от 14.08.2019 N 631-ЗРК/2019 (в редакции Закона Республики Крым от 23.09.2020 N 110-ЗРК/2020 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым", Обеспеченность такой семьи общей площадью жилых помещений должна составлять не более 18 квадратных метров в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего и зарегистрированного с гражданином члена его семьи. Размер обеспеченности общей площадью жилых помещений в соответствии с настоящим Законом определяется как отношение суммарной общей площади всех жилых помещений, занимаемых гражданином и (или) совместно проживающими и зарегистрированными с гражданином членами его семьи по договорам социального найма и (или) на праве членства в жилищном, жилищно-строительном кооперативе и (или) принадлежащих им на праве собственности, на количество таких членов семьи гражданина (3).
В соответствии со статьей 7 Закона Республики Крым от 14.08.2019 N 631-ЗРК/2019 (ред. от 23.09.2020) "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым", средства единовременной выплаты направляются на погашение обязательств, возникших в соответствии с гражданско-правовым договором купли-продажи жилого помещения, договором долевого участия в строительстве или договором ипотечного кредита, при этом если сумма единовременной выплаты превышает размер основного долга, она может быть направлена на погашение процентов, начисленных за пользование этим кредитом.
Распоряжение средствами единовременной выплаты осуществляется лицами, указанными в статье 3 настоящего Закона, получившими сертификат, путем подачи в орган труда и социальной защиты по месту жительства заявления о распоряжении средствами единовременной выплаты для улучшения жилищных условий в соответствии с настоящим Законом в течение 24 месяцев со дня получения сертификата.
Основаниями для отказа в распоряжении средствами единовременной выплаты являются:
1) предоставление неполного пакета документов, необходимых для рассмотрения заявления о распоряжении средствами единовременной выплаты;
2) наличие недостоверных сведений, влияющих на возникновение права на дополнительную меру социальной поддержки, в заявлении о распоряжении средствами единовременной выплаты или в представленных документах;
3) предоставление недостоверной информации, на основании которой выдан сертификат;
4) наличие в собственности родителей (одинокого родителя) трех и более земельных участков для индивидуального жилищного строительства;
5) установление факта намеренного ухудшения жилищных условий и имущественного состояния;
6) утрата права гражданином на получение дополнительной меры социальной поддержки.
Законом Республики Крым от 14.10.2020 N 116-ЗРК/2020 "О приостановлении действия Закона Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым", приостановлено до 1 января 2030 года действие Закона Республики Крым от 14 августа 2019 года N 631-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым"
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона Республики Крым от 14.10.2020 N 116-ЗРК/2020, порядок предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, лицам, которые в соответствии с Законом Республики Крым от 14 августа 2019 года N 631-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" подали заявление на выдачу сертификата на единовременную выплату или на распоряжение средствами единовременной выплаты до вступления в силу настоящего Закона, а также подадут заявление на распоряжение средствами единовременной выплаты после вступления в силу настоящего Закона, устанавливается Советом министров Республики Крым.
«Порядок предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, право которых возникло в соответствии с Законом Республики Крым от 14 августа 2019 года N 631-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" до вступления в силу Закона Республики Крым от 14 октября 2020 года N 116-ЗРК/2020 "О приостановлении действия Закона Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым", утвержденный Постановлением Совета министров Республики Крым от 16.10.2020 N 659, разработан в целях организации работы органов труда и социальной защиты населения муниципальных образований Республики Крым по предоставлению дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, а именно: (1) лицам, которые в соответствии с Законом Республики Крым от 14 августа 2019 года N 631-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" (далее - Закон Республики Крым N 631-ЗРК/2019) подали заявление на выдачу сертификата на единовременную выплату или на распоряжение средствами единовременной выплаты до вступления в силу Закона Республики Крым от 14 октября 2020 года N 116-ЗРК/2020 "О приостановлении действия Закона Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" (далее - Закон Республики Крым N 116-ЗРК/2020), а также подадут заявление на распоряжение средствами единовременной выплаты после вступления в силу Закона Республики Крым N 116-ЗРК/2020; (2) лицам, у которых право на получение сертификата на единовременную выплату в соответствии с Законом Республики Крым N 631-ЗРК/2019 возникло в связи с рождением ребенка в период с 25 августа 2019 года по 13 октября 2020 года до дня вступления в силу Закона Республики Крым N 116-ЗРК/2020 и для которых срок обращения за получением сертификата на единовременную выплату, предусмотренный статьей 4 Закона Республики Крым N 631-ЗРК/2019, начал исчисляться до вступления в силу Закона Республики Крым N 116-ЗРК/2020.
Настоящий Порядок определяет механизм предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, для категорий граждан, указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта.
Таким образом, Порядок не устанавливает помимо Закона основания в предоставлении мер социальной поддержки, а определяет только механизм (процедуру) предоставления данных мер. Относительно оснований для предоставления, либо отказа в предоставлении мер социальной поддержки, Порядок фактически воспроизводит положения ЗРК № 631-ЗРК. Так, предусмотрено, что для целей настоящего Порядка используются следующие основные понятия:
(1) дополнительная мера социальной поддержки семей, имеющих детей, в Республике Крым - мера, обеспечивающая возможность улучшения жилищных условий (далее - дополнительная мера социальной поддержки) путем:
- приобретения в соответствии с гражданско-правовым договором купли-продажи у физических лиц или юридических лиц жилого помещения (квартиры, индивидуального жилого дома), находящегося на территории Республики Крым, пригодного для проживания и отвечающего установленным требованиям;
(5) члены семьи заявителя - проживающие и зарегистрированные совместно с ним супруг (супруга), их дети (в том числе дети каждого из родителей от предыдущего брака) и родители, а в случаях признания в судебном порядке членами семьи - также другие родственники и нетрудоспособные иждивенцы, проживающие и зарегистрированные совместно с заявителем;
(6) намеренное ухудшение жилищных условий и имущественного положения - совершение заявителем, его супругом (супругой), членом его семьи со дня рождения ребенка до дня обращения за распоряжением средствами единовременной выплаты действий, в результате которых обеспеченность семьи общей площадью жилых помещений (в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего и зарегистрированного с гражданином члена его семьи) стала менее 18 квадратных метров:
обмен жилыми помещениями, осуществленный заявителем, его супругом (супругой) и (или) членами его семьи;
отчуждение жилого помещения или частей жилого помещения, имеющихся в собственности заявителя, его супруга (супруги) и (или) членов его семьи;
перевод жилого помещения в нежилое помещение, осуществленный заявителем, его супругом (супругой) и (или) членами его семьи;
отчуждение земельных участков для индивидуального жилищного строительства родителями (одиноким родителем) с целью уменьшения до двух и менее;
вселение в жилое помещение в качестве членов семьи (за исключением супруга (супруги), их детей).
Обеспеченность семьи общей площадью жилых помещений на дату возникновения права на дополнительную меру социальной поддержки должна составлять не более 18 квадратных метров в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего и зарегистрированного с гражданином члена его семьи. Размер обеспеченности общей площадью жилых помещений определяется как отношение суммарной общей площади всех жилых помещений, занимаемых гражданином и (или) совместно проживающими и зарегистрированными с гражданином членами его семьи по договорам социального найма и (или) на праве членства в жилищном, жилищно-строительном кооперативе и (или) принадлежащих им на праве собственности, на количество таких членов семьи гражданина.
В случае принятия решения об отказе в распоряжении средствами единовременной выплаты в письменном уведомлении указывается мотивированная причина отказа и разъясняется порядок его обжалования.
Согласно пункту 33 Порядка N 659, решение об отказе в распоряжении средствами единовременной выплаты принимается органом труда и социальной защиты населения в случаях:
1) предоставление неполного пакета документов, необходимых для рассмотрения заявления о распоряжении средствами единовременной выплаты;
2) наличие недостоверных сведений, влияющих на возникновение права на дополнительную меру социальной поддержки, в заявлении о распоряжении средствами единовременной выплаты или в представленных документах;
3) предоставление недостоверной информации, на основании которой выдан сертификат;
4) наличие в собственности родителей (одинокого родителя) более двух земельных участков для индивидуального жилищного строительства;
5) установление факта намеренного ухудшения жилищных условий и имущественного состояния;
6) утрата права гражданином на получение дополнительной меры социальной поддержки;
7) обращение с заявлением о распоряжении средствами единовременной выплаты после 1 октября соответствующего года при условии получения уведомления о включении в список граждан, имеющих право обратиться с заявлением о распоряжении средствами единовременной выплаты в соответствующем году;
8) отсутствие права на получение дополнительной меры социальной поддержки.
Согласно пунктов 23,24 Порядка, Министерство ежегодно не позднее 15 декабря текущего года на основании Сводного списка в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Республики Крым на следующий финансовый год, формирует и утверждает список граждан, имеющих право обратиться с заявлением о распоряжении средствами единовременной выплаты в соответствующем году, согласно приложению 6 к настоящему Порядку.
Утвержденный список граждан, имеющих право обратиться с заявлением о распоряжении средствами единовременной выплаты, направляется в органы труда и социальной защиты населения в течение двух рабочих дней со дня его утверждения.
Органы труда и социальной защиты населения в течение пяти рабочих дней после получения утвержденного списка граждан, имеющих право обратиться с заявлением о распоряжении средствами единовременной выплаты, направляют гражданам уведомление по форме согласно приложению 7 к настоящему Порядку о предоставлении права в срок до 1 октября соответствующего года обратиться за распоряжением средствами единовременной выплаты.
Согласно пунктов 31, 32 Порядка N 659,решение о распоряжении (отказе в распоряжении) средствами единовременной выплаты принимается органом труда и социальной защиты населения в течение 20 рабочих дней со дня регистрации заявления со всеми необходимыми документами, а в случае направления межведомственных запросов - в течение 10 рабочих дней со дня поступления ответов на межведомственные запросы, но не позднее чем в месячный срок со дня регистрации заявления.
О принятом решении орган труда и социальной защиты населения информирует заявителя путем направления в его адрес письменного уведомления в течение 5 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.
Порядком N 659 предусмотрено, что ГКУ РК "Центр социальных выплат" в безналичном порядке перечисляет средства единовременной выплаты на указанный в заявке банковский счет организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого жилого помещения; банковский счет физического лица (лиц), осуществляющего(их) отчуждение приобретаемого жилого помещения; банковский счет в организации, в том числе кредитной, предоставившей средства по договору ипотечного кредита, открытый лицом, получившим сертификат, или его супругом (супругой) в кредитной организации; на счета эскроу.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ обеспеченность семьи ФИО1 общей площадью жилых помещений составляла <данные изъяты>, исходя из расчета (65,2+40,8) : 5 чел, а после вселения ДД.ММ.ГГГГ в квартиру <адрес>, свекра ФИО11, обеспеченность каждого члена семьи стала менее 18 кв.м. Поскольку после рождения ребенка произошло намеренное ухудшение жилищных условий вследствие вселения свекра в занимаемое семьей жилое помещение, Департамент обоснованно отказал в распоряжении единовременной выплатой.
Судебная коллегия полагает такой вывод суда недостаточно обоснованным.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на момент выдачи сертификата, ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована: <адрес>; с ДД.ММ.ГГГГ по этому адресу зарегистрированы трое несовершеннолетних детей; с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано место проживания отца ее супруга (свекра) ФИО11 (л.д. 109). Супруг истца - ФИО4 был зарегистрирован по данному адресу с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 54).
Квартира 8 <адрес> находилась в общей долевой собственности - ФИО4, и его родителей ФИО12 и ФИО11 (каждому по 1\3) (л.д. 216)
Таким образом, на момент выдачи сертификата от ДД.ММ.ГГГГ обеспеченность семьи ФИО1 жилыми помещениями определялась с учетом регистрации ФИО11(с ДД.ММ.ГГГГ) в жилом помещении <адрес>.
Как было указано выше, с 9.10.2020года в Закон РК №631-ЗРК/2019года от 14.08.2019года была введена норма, устанавливающая, что основанием к отказу в распоряжении средствами единовременной выплаты является установление факта намеренного ухудшения жилищных условий и имущественного положения; для целей применения Закона даны понятия « намеренного ухудшения жилищных условий» и «членов семьи».
Таким образом, на момент принятия решения о выдаче сертификата, Департаменту было известно о регистрации ФИО11 в квартире по <адрес>; нуждаемость в получении ЕДВ семьи ФИО1 определялась с учетом данного факта; Департамент при выдаче сертификата не усматривал каких-либо недобросовестных действия заявителя или членов ее семьи и наличие оснований для отказа в предоставлении социальной помощи. ФИО11 являлся собственником 1\3 доли в квартире по <адрес>; мог по своему усмотрению реализовать правомочия собственника по пользованию, в том числе – проживанию, в принадлежащей ему на праве общей долевой собственности квартире; Департаментом не предоставлены доказательства того, что регистрация ФИО11 в квартире по <адрес> осуществлена исключительно с целью искусственного создания условий для получения мер социальной поддержки ФИО1, и что данные действия подлежат квалификации как совершенные в обход закона с противоправной целью (статья 10 ГК РФ).
Распространение действия положений Закона №110-ЗРК /2020, вступивших в силу с 9.10.2020 года, на обстоятельства, имевшие место до указанной даты, влечет нарушение права истца на получение МСП в установленном порядке, нарушает принцип правовой определенности.
В декабре 2022 года Юхновец О.В. была уведомлена Департаментом о том, что она включена в список граждан, имеющих право обратиться с заявлением о распоряжении средствами ЕДВ для улучшения жилищных условий; в срок до ДД.ММ.ГГГГ необходимо обратиться с заявлением о распоряжении средствами (л.д. 10 т. 3).
ДД.ММ.ГГГГ заключен договор купли – продажи в совместную собственность ФИО1 и ФИО4 <адрес> (л.д. 179). В этот же день заключен кредитный договор с ПАО «РНКБ» (л.д. 193). ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Департамент с заявлением о распоряжении средствами единовременной выплаты.
При заключении гражданско – правовой сделки по приобретению в собственности многодетной семьи жилого помещения, истец обоснованно рассчитывала на возможность погашения стоимость кредита за счет ЕДВ. Департамент не ссылается на то, что выдача сертификата была обусловлена предоставлением истцом каких-либо недостоверных сведений относительно обеспеченности семьи жилыми помещениями; факт вселения свекра был известен Департаменту и с учетом оценки данного факта Департаментом было признано право истца на получение МСП и направлено уведомление о праве обратиться с заявлением о распоряжении средствами. Переоценка фактических обстоятельств, определяющих наличие этого права, с учетом нормативно – правовых положений, принятых законодателем уже после вселения свекра в жилое помещение, противоречит как принципам правовой определенности и невозможности придания закону, ухудшающего положение гражданина, обратной силы, так и ставит многодетную семью в сложное финансовое положение, поскольку истец, получив от Департамента, осведомленного о вселении свекра ДД.ММ.ГГГГ в квартиру, уведомления о включении в Список граждан, обоснованно полагалась на частичное погашение стоимости приобретенного жилья за счет ЕДВ.
Доводы ответчика о том, что намеренные действия по ухудшению жилищных условий могут быть совершены с момента рождения ребенка и до обращения с заявлениями о распоряжении ЕДВ, судебная коллегия полагает применимыми к правоотношения, возникшие после вступления в силу закона. Иное толкование фактически придает закону, ухудшающему положение гражданина, обратную силу.
Протокол (решение) Департамента не содержит указание на какие- либо действия, совершенные после принятия Закона в новой редакции, свидетельствующие о намеренном ухудшении жилищных условий.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО11 умер; после его смерти собственником принадлежавшей ему 1/3 доли в праве собственности на <адрес>, в порядке наследования стала ФИО12(его супруга) (л.д.221, 242 т. 1).
С ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ее супруг и дети зарегистрированы по адресу: <адрес>. (л.д. 75, 88)
Данные обстоятельства - изменение уровня обеспеченности членов семьи жилой площадью после смерти ФИО11, изменение места проживания (регистрации) членов семьи ФИО1 после выдачи жилищного сертификата, в качестве основания для отказа в распоряжении средствами единовременной выплаты, Департаментом не указывались. Истцом в порядке ч. 1 ст. 3 ГПК РФ, ст. 11 ГК РФ, оспаривается то основание отказа в предоставлении мер социальной поддержки, которое доведено до его сведения путем направления Департаментом уведомления о мотивах отказа в распоряжении ЕДВ.
Суд апелляционной инстанции, осуществляет не только оценку законности оспариваемых истцом действий (решений) Департамента, но и, с целью разрешения возникшего спора, также устанавливает наличие\отсутствие у истца самого субъективного права.
На основании материалов дела установлено, что между сторонами в период с ДД.ММ.ГГГГ (дата вселения свекра) до ДД.ММ.ГГГГ (дата решения Департамента об отказе) отсутствует спор о фактическом месте проживания истца и членов ее семьи.
Таким образом, со дня рождения ребенка ФИО1 и члены ее семьи имели зарегистрированное место проживания – <адрес>. В данном жилом помещении членам семьи, а именно ФИО4 и ФИО11, принадлежали на праве собственности 2\3 доли (каждому по 1\3). Доля в праве собственности принадлежала ФИО12 (свекровь), которая не являлась членом семьи ФИО1 для целей применения ЗРК №, так как совместно не проживала.
По смыслу ч. 2 статьи 3 ЗРК №631/2019, обеспеченность семьи общей площадью жилых помещений определяется с учетом той площади, которая занята членами семьи (а не иными лицами), и при этом занятие данной жилой площади основывается на принадлежности жилого помещения членам семьи на праве собственности.
По смыслу ст. 247 ГК РФ (устанавливающей порядок владения и пользования имуществом, находящимся в долевой собственности), владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников и только при недостижении согласия- в порядке, устанавливаемом судом. ; участник долевой собственности имеет право на предоставление в его владение и пользование части общего имущества, соразмерной его доле. При этом, в соответствии со ст. 249 ГК РФ, каждый участник долевой собственности обязан участвовать в расходах по содержанию имущества, только соразмерно своей доле.
Исходя из понятия «членов семьи», установленного Порядком № 659 и ЗРК №631 для целей применения названных региональных нормативно – правовых актов, Юхновец Н.Н. (свекровь) не является членом семьи Юхновец О.В. (не проживает совместно и не ведет общее хозяйство).При этом, обеспеченность семьи общей площадью жилых помещений определяется (для целей применения этого законодательства) исходя из расчета занимаемой гражданином и каждым проживающим с гражданином членом его семьи жилой площади. Занимаемая гражданином и членами его семьи жилая площадь должна быть определена за вычетом жилой площади, которая приходится на законных основаниях Юхновец Н.Н. (свекрови), не относящийся к членам семьи истца. Иными словами, истец и члены его семьи не занимают ту жилую площадь, которая приходится на долю Юхновец Н.Н., и таким образом, занята ею. Иное входило бы в противоречие с обязанностью собственника нести бремя содержания принадлежащего ему имущества только соразмерно своей доли (то есть в части занимаемой площади), а так же - в противоречие с правом требовать предоставление во владение части общего имущества соразмерного доле.
В заседании апелляционного суда Юхновец О.В., Юхновец В.Е. пояснили, что на момент их вселения в квартиру по <адрес>, самая большая по площади комната находилась в пользовании Юхновец Н.Н.; комната закрывалась на ключ; в ней хранилось имущество.
Исходя из содержания ст. 2 ЗРК №, ст. 247 ГК РФ, ФИО1 и члены ее семьи (включая свекра), занимали общую площадь жилых помещений, принадлежавших им на праве собственности – <данные изъяты>, а на каждого члена семьи приходится <данные изъяты> доля квартиры не являлась собственностью членов семьи Юхновец О.В. и право пользования жилым помещением в соответствии с указанной долей (занятие соразмерной жилой площади) принадлежало сособственнику - Юхновец Н.Н.
После смерти Юхновец Е.В. и перехода его доли в праве собственности на квартиру к Юхновец Н.Н. обеспеченность семьи Юхновец О.В. жилой площадью составила <данные изъяты>. После переселения семьи ФИО1 в квартиру по <адрес>, данная обеспеченность жилой площадью не изменилась.
Из указанного следует, что со дня выдачи сертификата, вступления в законную силу изменений, вносимых в ЗРК № 631-ЗРК, и до дня обращения Юхновец О.В. с заявлением о распоряжении ЕДВ, обеспеченность ее семьи общей площадью жилых помещений, составляла менее 18 кв.м. на 1 человека.
После вступления в законную силу внесенных в ЗРК № 631/ 2019 года изменений, определивших понятие «намеренного ухудшения жилищных условий», Юхновец О.В. либо члены ее семьи каких-либо действий, указанных в конкретном и исчерпывающем перечне, приведенном в Порядке № 659, и приведших к уменьшению обеспеченности членов семьи жилой площадью, не производили.
Судебная коллегия также не усматривает оснований расценивать действия Юхновец О.В. и членов ее семьи по регистрации места своего постоянного проживания в <адрес>, как совершенные с целью искусственного создания условий для получения мер социальной поддержки (право на распоряжение ЕДВ). Обеспеченность семьи общей площадью жилых помещений не стала меньше, чем это было в юридически значимый период (со дня выдачи сертификата и до дня обращения с заявлением о распоряжении ЕДВ) ; ЗРК № и Порядок № не содержат запрет на изменение (перерегистрацию) своего места жительства в юридически значимый период, если это не приводит к уменьшению обеспеченности семьи жилой площадью, менее чем <данные изъяты> на каждого.
Из указанного следует, что решение Департамента труда и социальной защиты населения администрации Бахчисарайского района Республики Крым от 13.04.2023года об отказе в назначении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьи, имеющей детей, по основанию: установление факта намеренного ухудшения жилищных условий и имущественного состояния (пункт 33 Порядка №659), является незаконным.
Ответчик не ссылался на иные обстоятельства, которые исключают возможность разрешить истцу распорядиться единовременной выплатой, установленной сертификатом на единовременную выплату для улучшения жилищных условий, из чего следует, что истец имела право на распоряжение единовременной выплатой для улучшения жилищных условий на основании Закона Республики Крым от 14 августа 2019 года № 631-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым».
На основании п. 2 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Руководствуясь статьей 328, статьями 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 04 декабря 2023 года отменить, иск ФИО16 - удовлетворить.
Признать незаконным решение Департамента груда и социальной защиты населения администрации Бахчисарайского района Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, оформленное в виде Протокола об отказе в назначении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в соответствии с п. 33 Постановления Совета министров Республики Крым от 16.10.2020 года №659 «Об утверждении Порядка предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, лицам которые в соответствии с Законом Республики Крым от 14 августа 2019 года №631-ЗРК/2019 «О приостановлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей в Республике Крым» подали заявление на выдачу сертификата на единовременную выплату или на распоряжение средствами единовременной выплаты до вступления в силу Закона Республики Крым от 14 октября 2020 года №116-ЗРК/2020 «О приостановлении действия Закона Республики Крым «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым», а также подадут заявление на распоряжение средствами единовременной выплаты после вступления в силу Закона Республики Крым от 14 октября 2020 года №116-ЗРК/2020 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым» и отменить его.
Признать право ФИО17 на распоряжение средствами единовременной выплаты для улучшения жилищных условий в соответствии Постановлением Совета министров Республики Крым от 16.10.2020 года №659 «Об утверждении Порядка предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, лицам которые в соответствии с Законом Республики Крым от 14 августа 2019 года №631-ЗРК/2019 «О приостановлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей в Республике Крым» подали заявление на выдачу сертификата на единовременную выплату или на распоряжение средствами единовременной выплаты до вступления в силу Закона Республики Крым от 14 октября 2020 года № 116-ЗРК/2020 «О приостановлении действия Закона Республики Крым «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым», а также подадут заявление на распоряжение средствами единовременной выплаты после вступления в силу Закона Республики Крым от 14 октября 2020 года №116-ЗРК/2020 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым» на погашение кредита, обеспеченного ипотекой.
Обязать Государственное казенное учреждение Республики Крым «Центр социальной модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым» направить единовременную выплату по сертификату № на единовременную выплату для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым в сумме <данные изъяты> на исполнение обязательств на погашение ипотечного кредитного договора от ДД.ММ.ГГГГ №-Н заключенного ФИО1 ФИО4 с Российским национальным коммерческим банком (публичное акционерное общество).
Председательствующий:
Судьи: