Дело № 2-1493/2022
УИД 18RS0009-01-2022-002617-50
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 сентября 2022 года г. Воткинск
Воткинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Караневич Е.В.,
при секретаре Егоровой Д.И.,
с участием истца старшего помощника Воткинского межрайонного прокурора Бейтельшпахер О.В., представителя ответчика Администрации МО «город Воткинск» Кравец Н.В., выступающей на основании доверенности от 29.12.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Воткинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Город Воткинск» о понуждении снести в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда аварийный (ветхий) многоквартирный жилой дом по адресу Удмуртская Республика, г. Воткинск, ул. Гончарная, д. 4,
у с т а н о в и л
Воткинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с указанным выше иском к Администрации МО «Город Воткинск» с учетом изменения предмета требований 29.09.2022.
Исковые требования обоснованы тем, что Воткинской межрайонной прокуратурой по результатам осуществления надзора в сфере исполнения жилищно-коммунального законодательства при реализации региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Удмуртской Республике на 2019-2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Удмуртской Республики от 28.03.2019 № 102 (далее - программа), в деятельности Администрации МО «Город Воткинск» выявлены нарушения закона. Участником программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда в Удмуртской Республике на 2019-2025 годы является муниципальное образование «Город Воткинск». В силу раздела 6 программы органы местного самоуправления обеспечивают реализацию программных мероприятий, заключение муниципальных контрактов на приобретение в муниципальную собственность жилых помещений, соглашений об изъятии жилых помещений. В рамках реализации указанной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории г. Воткинска осуществлено переселение граждан из 18 аварийных многоквартирных домов, в том числе из аварийного многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Воткинск, ул. Гончарная, д. 4. На основании постановления Администрации МО «Город Воткинск» от 24.11.2016 № 2477.1 многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Воткинск, ул. Гончарная, д. 4 в соответствии с заключением межведомственной комиссии от 10.11.2016 № 775/ф, принятым в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, признан аварийным и подлежащим сносу. Согласно п. 2 указанного постановления установлен срок для сноса дома до 31.12.2018. В указанный срок дом не снесен. В соответствии с постановлением Администрации г. Воткинска от 08.06.2020 № 615 земельный участок под аварийным и подлежащим сносу жилым домом №4 по ул. Гончарная, г. Воткинска изъят для муниципальных нужд в соответствии с положениями ст. 32 ЖК РФ. Администрацией МО «Город Воткинск» заключены договоры купли- продажи с собственниками жилых помещений в указанном многоквартирном доме, жители квартир переселены, притязания на жилые помещения в доме, а также на сам жилой дом не заявлены. В настоящий момент граждане в данном доме не проживают, они по своему назначению не используется. Частью 1 ст. 37 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технической регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено, что при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде. В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, а также участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечение первичных мер пожарной безопасности относится к вопросам местного значения городского округа. В силу ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предупреждение чрезвычайных ситуаций представляет собой комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения. Вместе с тем, в нарушение требований действующего законодательства органы местного самоуправления г. Воткинска не осуществляют контроль за сохранностью и использованием жилищного фонда, признанного аварийным и подлежащим сносу, поскольку до настоящего времени указанные многоквартирные дома не снесены, у неопределенного круга лиц имеется доступ к данным объектам. На момент подачи иска Администрацией МО «Город Воткинск» не предпринято мер по ликвидации аварийного многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Воткинск, ул. Гончарная, д. 4. Указанное бездействие органа местного самоуправления создает реальную угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, поскольку по прямому назначению использовать жилой дом невозможно, состояние аварийного дома может повлечь необратимые последствия для граждан, в первую очередь несовершеннолетних, которые имеют свободный доступ в помещения, а также для граждан, которые могут оказаться в момент его разрушения или иного повреждения в непосредственной близости. При этом рядом расположены образовательные организации, путь к которым пролегает через указанный аварийный дом. Также пустующий на территории населенного пункта многоквартирный дом является местом концентрации лиц без определенного места жительства, лиц, склонных к совершению правонарушений и преступлений, создает опасность возникновения пожаров, несанкционированных свалок бытового мусора и т.д. Статья 45 ГПК РФ, ст. 35 ФЗ «О прокуратуре РФ» предусматривает, что прокурор вправе обратиться в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. В данном случае круг лиц, в отношении которых может быть нарушено право в сфере действующего законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства не может быть персонально определен и конкретизирован, в связи с изложенным, а также бездействием Администрации г. Воткинска, прокурор обращается в суд в интересах неопределенного круга лиц. В соответствии с абзацем 7 статьи 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является предъявление требования, направленного на понуждение ответчика к выполнению действий, которые он должен совершить в силу прямого указания закона.
В судебном заседании процессуальный истец старший помощник Воткинского межрайонного прокурора Бейтельшпахер О.В. против принятия признания иска ответчиком не возражает, считает, что при этом права и интересы иных лиц не нарушаются.
Представитель Администрации г. Воткинска Кравец Н.В. иск признала, представила заявление, в котором указала, что исковые требования признает в полном объеме, последствия признания иска, предусмотренные ст. 173 ГПК РФ, ей понятны.
Суд, выслушав участников процесса, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 173 ГПК РФ, при признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Исходя из диспозитивных начал гражданского судопроизводства, ответчик вправе признать иск (ст.ст. 39, 173 ГПК РФ).
Применительно к нормам гражданского процессуального законодательства Российской Федерации признание ответчиком иска означает его согласие с заявленными требованиями, как по предмету, так и по основанию иска.
В заявлении представитель ответчика указала о том, что ей понятен смысл и последствия принятия судом признания ответчиком иска, предусмотренные ст. 173 ГПК РФ, а именно то, что при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных исковых требований.
В силу ч. 4 ст. 198 ГПК РФ, в случае признания ответчиком иска и принятия его судом мотивированная часть решения может состоять лишь из указания на эти процессуальные действия.
Изучив материалы дела, суд пришел к выводу о принятии признания ответчиком иска, поскольку данное процессуальное действие произведено ответчиком добровольно, осознанно, без какого-либо принуждения, не противоречит требованиям закона и не нарушает охраняемые законом интересы третьих лиц.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Принять признание иска ответчиком Администрацией МО «Город Воткинск».
Исковые требования Воткинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Город Воткинск» о понуждении снести в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда аварийный (ветхий) многоквартирный жилой дом по адресу Удмуртская Республика, г. Воткинск, ул. Гончарная, д. 4, удовлетворить.
Обязать Администрацию МО «Город Воткинск» в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда снести аварийный (ветхий) многоквартирный жилой дом по адресу Удмуртская Республика, г. Воткинск, ул. Гончарная, д. 4.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Удмуртской Республики через Воткинский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Решение суда в окончательной форме судом изготовлено 29 сентября 2022 года.
Судья Е.В. Караневич