Дело № 2-1089/2024
УИД 61RS0033-01-2024-000988-03
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 июля 2024 года гор. Зерноград
Зерноградский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Тулаевой О.В.,
при секретаре Крат А.О.,
с участием старшего помощника прокурора Зерноградского района Ростовской области Четвериковой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Зерноградского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Зерноградского городского поселения о возложении обязанности привести контейнерную площадку для сбора твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями санитарного законодательства
УСТАНОВИЛ:
Прокурор обратился в суд с настоящим иском, указав в его обоснование следующее.
Прокуратурой Зерноградского района Ростовской области проведена проверка исполнения на предмет соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления. В результате проверки установлено, что контейнерная площадка, расположенная по адресу: <адрес>, включена в реестр, состояние площадки ТКО не соответствует санитарным нормам и правилам, в частности: состояние покрытия не имеет уклона, обеспечивающего отведение талых и дождевых вод, с многочисленными сколами и повреждениями, ограждение стрех сторон не обеспечено, разрушено твердое (асфальтовое) покрытие подъездного пути, покрытие площадки бетонированное, неровное, с многочисленными дефектами, что не отвечает требованиям санитарных норм и правил.
По данному факту в Администрацию Зерноградского городского поселения вносилось представление об устранении выявленного нарушения, представление рассмотрено, нарушение длительное время не устраняется.
В связи с этим, с учетом уточненных исковых требований, прокурор просит суд: обязать Администрацию Зерноградского городского поселения в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести контейнерную площадку для сбора и накопления твердых бытовых отходов, включенную в реестр контейнерных площадок, утвержденный Постановлением Администрации Зерноградского городского поселения от 17.11.2023 № 428, расположенную по адресу: <адрес>, в соответствие с установленными нормами и правилами путем обеспечения твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием с уклоном для отведения талых, дождевых и сточных вод, а также ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки (с трех сторон площадки), обеспечивая твердым (асфальтовым) покрытием подъездной путь.
В судебное заседание явился старший помощник прокурора Зерноградского района Четверикова К.В., которая, ссылаясь на доводы иска, просила суд удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
В судебное заседание ответчик представитель Администрации Зерноградского городского поселения своего представителя не направил, извещен надлежащим образом, в представленном суду письменном отзыве просили дело рассмотреть в отсутствие представителя.
В отношении не явившихся лиц дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Исследовав письменные доказательства, выслушав лиц, участвующих в деле, оценив все доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Прокурор, предъявляя иск в интересах другого лица, действует как должностное лицо прокуратуры Российской Федерации и не является субъектом спорных материальных правоотношений, но в качестве лица, участвующего в деле, он пользуется соответствующими процессуальными правами (Постановление Конституционного Суда РФ от 14.02.2002 N 4-П "По делу о проверке конституционности статьи 140 Гражданского процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданки Л.Б. Фишер").
Целью обращения прокурора в суд является понуждение администрации Зерноградского городского поселения Ростовской области к исполнению требований законодательства Российской Федерации.
В соответствии с п.18 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ
«Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В соответствии с ч. 1 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998
№ 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ст. 8 указанного закона к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:
создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;
определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Порядок создания мест (площадок) накопления ТКО установлен Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра", согласно пункту 3 которого места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016
№ 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641» утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Правила).
Пункт 2 Правил обращения с отходами определяет контейнерную площадку, как место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
Согласно п. 3 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее – СанПиН 2.1.3684-21) на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов.
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
В силу положений п. 9 СанПиН 2.1.3684-21 при накоплении ТКО, в том числе при раздельном сборе отходов, владельцем контейнерной и (или) специальной площадки должна быть исключена возможность попадания отходов из мусоросборников на контейнерную площадку.
Пунктом 10 СанПиН 2.1.3684-21 предусмотрено, что контейнерная площадка и (или) специальная площадка после погрузки ТКО (КГО) в мусоровоз в случае их загрязнения при погрузке должны быть очищены от отходов владельцем контейнерной и (или) специальной площадки.
В судебном заседании установлено, что Администрация Зерноградского городского поселения является исполнительно-распорядительным органом муниципальное образование «Зерноградское городское поселение», наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органами местного самоуправления федеральными и областными законами (п.1 ст. 28 Устава муниципального образования «Зерноградское городское повеление»).
Пунктом 20 ст. 31.2 Устава предусмотрено, что Администрация Зерноградского городского поселения участвует в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию ТКО.
Судом установлено, что Постановлением администрации Зерноградского городского поселения от 17.11.2023 № 428 утвержден реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «Зерноградское городское поселение».
Контейнерная площадка по адресу <адрес> включена в реестр мест накопления ТКО на территории Зерноградского городского поселения – пункт 17 и находится в ведении Администрации Зерноградского городского поселения, на площадке накапливаются отходы из многоквартирных домов по <адрес>, 30, 32 и частного сектора по ул. им. Тельмана и <адрес>.
Судом установлено, что в ноябре 2023 года в отношении Администрации Зерноградского городского поселения прокуратурой Зерноградского района проведена проверка на предмет соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления.
В ходе проверки установлено, что контейнерная площадка, расположенная по адресу: <адрес>, принадлежит Администрации Зерноградского городского поселения, включена в реестр мест накопления ТКО, ее санитарное состояние не соответствует нормам и правилам, установленным СП 2.4.3648-20, СанПиН 2.1.3684-21, а именно: состояние покрытия не имеет уклона, обеспечивающего отведение талых и дождевых вод, с многочисленными сколами и повреждениями, ограждение площадки с трех сторон не обеспечено, то есть отсутствует препятствие для распространения отходов за пределы контейнерной площадки, разрушено твердое (асфальтовое) покрытие подъездного пути, покрытие площадки бетонированное, неровное, многочисленными дефектами, что не соответствует требованиям п.п. 3,9 СанПин 2.1.3684-21.
Указанне факты подтверждается результатами проверки, изложенными в акте прокурорского реагирования, фотоматериалами, изготовленными в ходе проведения проверки.
13.11.2023 в Администрацию Зерноградского городского поселения внесено представление об устранении выявленных нарушений требований законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического законодательства.
13.12.2023 указанное представление рассмотрено, в ответе сообщается, что работы по благоустройству площадки ТКО будут выполнены в 2024 году.
Судом установлено, что на момент рассмотрения иска контейнерная площадка не приведена в соответствие с вышеуказанными санитарными нормами и правилами.
Таким образом, суд приходит к выводу о наличии у ответчика обязанности по устранению нарушений требований санитарного законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления.
Выявленные в ходе проверки нарушения законодательства нарушают права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Неисполнение требований законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления ведет к нарушению требований санитарных и экологических норм, увеличению количества несанкционированных стихийных свалок, влияет на состояние окружающей среды в местах размещения отходов, создает препятствия к их рациональной утилизации.
Суд приходит к выводу, что иск прокурора Зерноградского района является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Разрешая вопрос о сроке устранения выявленных нарушений, суд считает, что срок продолжительностью 6 (шесть) месяцев является разумным и достаточным сроком для устранения выявленных нарушений (выявлены в ноябре 2023 года).
При этом суд отмечает, что, прокурор, обращаясь в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, не допускает вмешательства в хозяйственную деятельность ответчика в части ее финансирования, не ограничивает его право на решение вопроса какими силами и за счет каких средств обеспечивается устранение выявленного нарушения законодательства в деятельности образовательного учреждения.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд –
РЕШИЛ:
Иск Прокурора Зерноградского района Ростовской области удовлетворить.
Обязать Администрацию Зерноградского городского поселения в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести контейнерную площадку для сбора и накопления твердых бытовых отходов, включенную в реестр контейнерных площадок, утвержденный Постановлением Администрации Зерноградского городского поселения от 17.11.2023 № 428, расположенную по адресу: <адрес>, в соответствие с установленными нормами и правилами путем обеспечения твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием с уклоном для отведения талых, дождевых и сточных вод, а также ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки (с трех сторон площадки), обеспечивая твердым (асфальтовым) покрытием подъездной путь.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Зерноградский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья О.В. Тулаева
Мотивированное решение изготовлено 25.07.2024.