Дело № 2а-93/2017
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
24 января 2017 года п. Новосергиевка
Новосергиевский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Каменцовой Н.В.,
при секретаре Пузиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Новосергиевского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Краснополянский сельсовет Новосергиевского района Оренбургской области» о признании бездействия незаконным и обязании совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
прокурор Новосергиевского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации МО «Краснополянский сельсовет Новосергиевского района Оренбургской области» о признании бездействия незаконным и обязании совершить определенные действия. В обоснование требований указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства, регламентирующего использование муниципального имущества на территории МО «Краснополянский сельсовет Новосергиевского района», в ходе которой установлено, что на территории МО «Краснополянский сельсовет» имеются объекты, обладающие признаками бесхозяйного имущества, а именно: 2 скважины, предназначенные для водозабора питьевой воды, расположенные в <адрес> и <адрес>.
Установлено, что до настоящего времени органом местного самоуправления не приняты какие-либо меры по признанию права муниципальной собственности на указанные выше водозаборные скважины.
Действенные меры со стороны органа местного самоуправления по оформлению указанных скважин до настоящего времени не предприняты, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Отсутствие государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости – скважины, используемые для добычи подземных вод с целью водоснабжения МО «Краснополянский сельсовет» препятствует выделению бюджетных средств на содержание указанных объектов недвижимости, так как расходные обязательства бюджета могут быть предназначены только для содержания имущества, находящегося в муниципальной собственности, при этом право на данное имущество должно быть оформлено в соответствии с действующим законодательством.
Отсутствие собственника объектов водоснабжения не позволяет обеспечивать соблюдение требований законодательства по обеспечению населения качественной питьевой водой, а также сопровождается отсутствием контроля за данными объектами, ненадлежащее состояние которых в силу того, что они никому не принадлежат, реально угрожает созданием экологических ситуаций, чреватых опасными последствиями для жизни и здоровья людей и природы.
Вышеуказанные обстоятельства позволяют осуществить несанкционированный доступ к объектам водоснабжения и могут привести к негативным последствиям, в том числе террористической направленности.
Просил признать незаконным бездействие администрации МО «Краснополянский сельсовет Новосергиевского района», выразившееся в непринятии мер по оформлению прав муниципальной собственности на две скважины, предназначенные для водозабора питьевой воды по 1 скважине в <адрес> и <адрес>.
Обязать администрацию МО «Краснополянский сельсовет Новосергиевского района» обеспечить подготовку проекта межевания и проведение кадастровых работ по образованию земельных участков по две скважины, предназначенные для водозабора питьевой воды по одной скважине в <адрес> и <адрес>. в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель административного истца участия не принимал, извещен надлежащим образом, согласно заявлению просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Представитель административного ответчика администрации МО «Краснополянский сельсовет» в судебном заседании участия не принимал, извещен надлежащим образом. Согласно заявлению не возражал против удовлетворения административных исковых требований прокурора, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Согласно ст. 150 КАС РФ суд рассмотрел дело в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что на территории муниципального образования «Краснополянский сельсовет» имеется 2 скважины, предназначенные для водозабора питьевой воды, расположенные по одной в <адрес> и <адрес>.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Законом Оренбургской области 12 ноября 2014 года N 2702/761-V-ОЗ за сельскими поселениями помимо вопросов, предусмотренных частью 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", закреплены вопросы, предусмотренные пунктами 4, 5, 6, 7, 7.1, 7.2, 8, 11, 13, 13.1, 15, 18, 20, 22, 23, 24, 26, 27, 31, 32, 33.1, 33.2, 34, 36, 37, 38 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии со ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности, на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В соответствии со ст. ст. 262, 290, 293 ГПК РФ, дела о признании движимой вещи бесхозяйной и о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь являются делами особого производства, рассматриваемыми судом общей юрисдикции, возможно обращение с заявлением в суд о признании движимой вещи бесхозяйной или о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь. Суд вправе, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник вещи неизвестен и она принята на учет в установленном порядке, принять решение о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В соответствии со ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами.
Вместе с тем, согласно статье 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В судебном заседании установлено, что до настоящего времени органом местного самоуправления не принято никаких действенных мер, направленных на признание права муниципальной собственности на указанные выше водозаборные скважины, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Отсутствие государственной регистрации права собственности на скважины используемые для добычи подземных вод с целью водоснабжения МО «Краснополянский сельсовет», препятствует выделению бюджетных средств на содержание указанных объектов недвижимости, так как расходные обязательства бюджета могут быть предназначены только для содержания имущества, находящегося в муниципальной собственности, при этом право на данное имущество должно быть оформлено в соответствии с действующим законодательством.
Согласно ст. 38 Бюджетного Кодекса Российской Федерации любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства.
Кроме того, Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 05.10.2009 (далее Концепция) определяет основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму в Российской Федерации, цель, задачи и направления дальнейшего развития общегосударственной системы противодействия терроризму в Российской Федерации.
Согласно п. 7 Концепции субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий.
В соответствии с подп. "д" п. 11 Концепции одним из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
Отсутствие собственника объекта водоснабжения не позволяет обеспечивать соблюдение требований законодательства по обеспечению населения качественной питьевой водой, а также сопровождается отсутствием контроля за данными объектами, ненадлежащее состояние которых в силу того, что они никому не принадлежат, реально угрожает созданием экологических ситуаций, чреватых опасными последствиями для жизни и здоровья людей и природы.
Вышеуказанные обстоятельства позволяют осуществить несанкционированный доступ к объектам водоснабжения и могут привести к негативным последствиям, в том числе террористической направленности.
Вышеизложенные требования федерального законодательства корреспондирует со статьями 2, 3, 5 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму», статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которой органы местного самоуправления обязаны принимать меры по противодействию актам терроризма, в том числе путем обеспечения защиты жизненно важных объектов.
С учетом того, что скважины находятся на территории МО «Краснополянский сельсовет Новосергиевского района Оренбургской области», у них нет собственника, данные объекты недвижимости являются жизненно необходимыми, подлежащими постоянному их содержанию в надлежащем и пригодном для эксплуатации состоянии, административные исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
административные исковые требования прокурора Новосергиевского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Краснополянский сельсовет Новосергиевского района Оренбургской области» о признании бездействия незаконным и обязании совершить определенные действия удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации МО «Краснополянский сельсовет Новосергиевского района Оренбургской области», выразившееся в непринятии мер по оформлению права муниципальной собственности на две скважины, предназначенные для водозабора питьевой воды, расположенные по одной скважине в <адрес> и <адрес>.
Обязать администрацию МО «Краснополянский сельсовет Новосергиевского района Оренбургской области» обеспечить подготовку проекта межевания и проведение кадастровых работ по образованию земельных участков под двумя скважинами, предназначенными для водозабора питьевой воды, расположенные по одной скважине в <адрес> и <адрес> в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Новосергиевский районный суд Оренбургской области в течение одного месяца со дня принятия решения.
Судья Каменцова Н.В.
Мотивированное решение составлено 30 января 2017 года.
Судья Каменцова Н.В.