№2-43/2021
26RS0012-01-2020-003277-07
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 февраля 2021 года гор. Ессентуки
Ессентукский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Емельянова В.А..
при секретаре судебного заседания Гороховой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Администрации города ФИО6, ФИО3, ФИО4 о включении имущества в состав наследства, признании права собственности в порядке наследования,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в суд с иском к Администрации города ФИО6, ФИО3 о включении имущества в состав наследства, признании права собственности в порядке наследования.
Определением судьи к участию в деле в качестве соответчика привлечен ФИО8 В.В.
Определением суда в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю.
В судебном заседании представитель истца ФИО11, выступающая на основании надлежащем образом оформленной доверенности ФИО16, заявленные исковые требования поддержала. Она пояснила, что 26 января 2019 года умер ФИО5, о чем 06 февраля 2019 года Отделом записи актов гражданского состояния управления записи актов гражданского состояния Ставропольского края по Предгорному району выдано свидетельство о смерти III-ДН№.
Наследницей по закону является ФИО2, которой умерший приходится отцом на основании свидетельства о рождении II-ДШ № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Бюро записи актов гражданского состояния г. ФИО6 горсовета.
После смерти ФИО5 открылось наследство, которое состоит из ? доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: г. ФИО6, <адрес>. Однако данное имущество не может быть включено в наследственную массу ввиду того, что право собственности ФИО5 на ? доли в праве общей долевой собственности на вышеуказанный жилой дом, возникшее у него на основании соглашения об изменении долей в праве общей долевой собственности на жилой дом от 18 марта 2003 года, заключенного между ФИО3, ФИО4 и ФИО5 с ? доли (по свидетельству о праве на наследство по завещанию № от ДД.ММ.ГГГГ) на ? долю (по соглашению от 18 марта 2003 года) не зарегистрировано в органе, осуществляющим государственную регистрацию прав недвижимого имущества.
В установленный законом срок ФИО2 обращалась к нотариусу Предгорного района нотариального округа Ставропольского края ФИО12 с заявлением о вступлении в наследство на вышеуказанную часть дома, однако письмом от 30 сентября 2019 года № ей было отказано, в связи с вышеуказанными обстоятельствами.
Таким образом, для принятия ? доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: г. ФИО6, <адрес> необходимо включить его в наследственную массу, решением суда, в чем заключаются препятствия во внесудебном порядке решения спора.
Принадлежность спорного имущества наследодателю подтверждается свидетельством о праве на наследство по завещанию № от 01 марта 1994 года, удостоверенное нотариусом Ивашовой P.P., зарегистрированном Ессентукским ПТИ 03 марта 1994 года, соглашением об изменении долей в праве общей долевой собственности на жилой дом от 18 марта 2003 года, заключенного между ФИО3, ФИО4 и ФИО5.
Право собственности на вышеуказанное имущество ФИО5 при жизни в установленном порядке не было зарегистрировано, это является препятствием для реализации истцом наследственных прав, которое должно быть устранено судом.
На основании свидетельства о праве на наследство от 01 марта 1994 года, удостоверенного нотариусом Ивашовой P.P. № ? доля в праве на вышеуказанный жилой дом, общей площадью 53,7 кв.м, передана по наследству ФИО5 от умершей ФИО7.
Жилое помещение общей площадью 53,7 кв.м. ? доли в праве на которое принадлежит ФИО5 на основании свидетельства о праве на наследство от 01 марта 1994 года, удостоверенного нотариусом Ивашовой P.P. №, на которое имеет право ФИО13, на кадастровый учет не поставлено, но зарегистрировано Ессентукским ПТИ 03 марта 1994 года.
Просит суд:
Включить в состав наследственного имущества, открывшегося после смерти ФИО5, умершего 26 января 2019 года, следующее имущество ? доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение литер А, общей площадью 53,7 кв. м, находящееся в здании - жилом доме с кадастровым №, общей площадью 129,4 кв. м, расположенном по адресу: г. ФИО6, <адрес>.
Признать за ФИО2 право собственности следующее имущество ? доли в нраве общей долевой собственности на жилое помещение литер А, общей площадью 53,7 кв. м, находящееся в здании - жилом доме с кадастровым №, общей площадью 129,4 кв.м, расположенном по адресу: г. ФИО6, <адрес>.
Истец ФИО2 в судебное заседание не явилась, надлежащем образом извещена о рассмотрении дела, об отложении дела не ходатайствовала.
Представитель ответчика Администрации г. ФИО6, выступающий на основании надлежащем образом оформленной доверенности ФИО14, в судебном заседании возражал относительно удовлетворения заявленных ФИО2 исковых требований. Он пояснил, что по завещанию предметом выступал объект недвижимости общей площадью 53,7 кв.м., доля ?, на данный момент доля равна ?, площадь 129,4 кв.м., что подтверждается выпиской из ЕГРН. Также следует обратить внимание на то обстоятельство, что соглашение о перераспределении долей между участниками долевой собственности до настоящего времени не зарегистрировано, что подтверждается ответом нотариуса от 30 сентября 2019 года ФИО12Также обращает внимание на вступившее в законную силу решение ФИО6 городского суда 2012 года, которым право общей долевой собственности ФИО5 было прекращено.
Ответчик ФИО3 в судебном заседании просила суд принять решение на свое усмотрение.
Ответчик ФИО8 В.В. в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о рассмотрении дела, об отложении дела не ходатайствовал.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, а также третье лицо нотариус Предгорного района нотариального округа ФИО12 в судебное заседание не явились, будучи надлежаще извещены о рассмотрении дела.
Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
По смыслу положений ст. 11 ГК РФ, ч. 1 ст. 3 ГПК РФ судом осуществляется судебная защита нарушенных, оспариваемых гражданских прав и законных интересов, за которой в суд вправе обратиться любое заинтересованное лицо в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве.
В соответствии с ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ч. 1 ст. 12 ГПК РФ судопроизводство, в том числе по гражданским делам, осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон.
Руководствуясь принципом диспозитивности гражданского процесса, предусмотренным ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, а также разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 «О судебном решении», суд должен принимать решение только по заявленным истцом требованиям, которые рассматриваются и разрешаются по указанным истцом основаниям, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с ч. 2 ст. 56 ГПК РФ.
Частью 1 ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте положений ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закреплен общий принцип распределения обязанности по доказыванию, согласно которому каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно положениям ст. ст. 56, 59, 67 ГПК РФ, суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне их надлежит доказывать, принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Таким образом, в гражданском процессе в силу действия принципа состязательности исключается активная роль суда, когда суд по собственной инициативе собирает доказательства и расширяет их круг, при этом данный принцип не включает в себя судейского усмотрения.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
По смыслу ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации и иными законами.
В соответствии с п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно ч. 1 ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В п. 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» разъяснено, что при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, суды до истечения срока принятия наследства рассматривают требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а по истечении этого срока - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, 26 января 2019 года умер ФИО5, о чем 06 февраля 2019 года Отделом записи актов гражданского состояния управления записи актов гражданского состояния Ставропольского края по Предгорному району выдано свидетельство о смерти III-ДН№.
Наследницей по закону является ФИО2, которой умерший приходится отцом на основании свидетельства о рождении II-ДШ № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Бюро записи актов гражданского состояния г. ФИО6 горсовета.
После смерти ФИО5 открылось наследство, которое состоит из ? доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: г. ФИО6, <адрес>.
Как следует из пояснений стороны истца, указанное имущество не может быть включено в наследственную массу ввиду того, что право собственности ФИО5 на ? доли в праве общей долевой собственности на вышеуказанный жилой дом, возникшее у него на основании соглашения об изменении долей в праве общей долевой собственности на жилой дом от 18 марта 2003 года, заключенного между ФИО3, ФИО4 и ФИО5 с ? доли (по свидетельству о праве на наследство по завещанию № от 01 марта 1994 года) на ? долю (по соглашению от 18 марта 2003 года) не зарегистрировано в органе, осуществляющим государственную регистрацию прав недвижимого имущества.
В установленный законом срок ФИО2 обращалась к нотариусу <адрес> нотариального округа <адрес> ФИО12 с заявлением о вступлении в наследство на вышеуказанную часть дома, однако письмом от 30 сентября 2019 года № ей было отказано, в связи с тем, что факт принадлежности недвижимого имущества на праве собственности ФИО5 не нашел своего подтверждения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ФИО2 в суд с настоящим иском.
Как уже указано судом выше, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности (ч. 1 ст. 1112 ГК РФ).
По смыслу приведенной нормы, поскольку на момент смерти ФИО5 согласно технической документации и кадастровым документам ? доля (на основании соглашения о перераспределении долей) жилого дома за наследодателем зарегистрирована не была, то предметом наследования не может являться право собственности на ? долю жилого дома.
Более того, решением ФИО6 городского суда от 18 июля 2012 года суд признал за ФИО3 право собственности на пристройку литер «А1» общей площадью 98,8 кв.м., расположенную в г. ФИО6 по <адрес>, и прекратил между ФИО3 с одной стороны, и ФИО4 и ФИО5 с другой стороны право общей долевой собственности на жилой дом по <адрес> в г. ФИО6. ФИО3 передана в собственность в указанном жилом доме часть жилого дома литер «А», общей площадью 98,8 кв.м., в том числе жилой площадью 63,3 кв.м.
Согласно техническому паспорту от 31 мая 2011 года составленному Ессентукским филиалом ГУП СК «Крайтехинвентаризация» (экспликации к поэтажному плану жилого дома), жилой дом, расположенный по адресу: г. ФИО6, <адрес> состоит из:
- литера по плану А, общей площадью 53,7 кв.м, куда входят: жилая комната 2 площадью 11,6 кв.м., жилая комната 3 площадью 15,4 кв.м., жилая комната 4 площадью 15,3 кв.м., жилая комната 5 площадью 11,4 кв. м.;
- литера по плану А1, общей площадью 98,9 кв.м. куда входят: кухня площадью 22,5 кв.м, жилая комната 7 площадью 12,9 кв.м., коридор 8 площадью 9 кв.м., санузел 9 площадью 4 кв.м., жилая комната 10 площадью 24,8 кв.м., жилая комната 11 площадью 12,9 кв.м., жилая комната 12 площадью 12,7 кв.м.
Согласно техническому паспорту от 31 мая 2011 года составленному Ессентукским филиалом ГУП СК «Крайтехинвентаризация» (экспликации к поэтажном) плану жилого дома) общая площадь жилого помещении составляет 152,5 кв.м.
На кадастровом учете по адресу <адрес> стоят два объекта:
- здание - жилой дом с кадастровым №. общей площадью 129,4 кв. м. (выписка из ЕГРН от 04 сентября 2020 года №), ? доля в праве на который принадлежит ФИО3;
- жилое помещение в этом жилом доме с кадастровым №, общей площадью 98,8 кв.м. (помещение 6-12), принадлежащее ФИО3 на основании договора купли-продажи от 20 декабря 2002 года и решения ФИО6 городского суда от 18 июля 2012 года по делу №, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 15 января 2013 года.
При этом истец просит суд включить в состав наследственного имущества, открывшегося после смерти ФИО5, умершего 26 января 2019 года, следующее имущество ? доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение литер А, общей площадью 53,7 кв. м, находящееся в здании - жилом доме с кадастровым №, общей площадью 129,4 кв. м, расположенном по адресу: г. ФИО6, <адрес>, что является невозможным, поскольку, объекта недвижимости на который за наследодателем право общей долевой собственности (на основании договора о перераспределении долей) зарегистрировано не было, в настоящее время (именно той общей площади – 129,4 кв.м.) не существует.
Иные обстоятельства, приведённые в исковом заявлении, а также доводы стороны истца, по мнению которой, служат основанием для удовлетворения заявленных исковых требований о включении имущества в состав наследства, признании права собственности в порядке наследования, не имеют правового значения.
При таких обстоятельствах, учитывая вышеизложенные нормы действующего законодательства, суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных ФИО2 исковых требований о включении имущества в состав наследства, признании права собственности в порядке наследования, и считает необходимым отказать в их удовлетворении в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО2 к Администрации города ФИО6, ФИО3, ФИО4 о включении имущества в состав наследства, признании права собственности в порядке наследования, - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения через Ессентукский городской суд.
Мотивированное решение суда изготовлено 02 февраля 2021 года.
Председательствующий судья В.А. Емельянов