Решение по делу № 2-2751/2023 от 09.03.2023

дело № 2-2751/23

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 мая 2023 г.                  г. Сочи

Центральный районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе судьи Вергуновой Е.М., при секретаре судебного заседания Павлычеве О.В., с участием представителя ответчика АО «Крайжилкомресурс» по доверенности Новосельцевой И.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Ш.С.А. и Г.С.Н. к АО «Крайжилкомресурс» о возложении обязанности начислять коммунальные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по фактическому проживанию собственников в квартире № 113 в доме 32 по ул. Цюрупы в Центральном районе г. Сочи,

установил:

Ш.С.А. и Г.С.Н. обратились в Центральный районный суд г. Сочи к АО «Крайжилкомресурс» с иском о возложении обязанности на АО «Крайжилкомресурс» начислять коммунальные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по фактическому проживанию собственников в квартире № многоквартирного жилого дома № по ул. <адрес>.

Исковые требования Ш.С.А. и Г.С.Н. мотивированы следующим.

В 2015 году Ш.С.А. и Г.С.Н. в долевую собственность была приобретена квартира № в доме № по ул. <адрес>.

В указанной квартире истцы не зарегистрированы и не проживают. Квартира находится под круглосуточной охраной полиции.

По мнению истцов, АО «Крайжилкомресурс» осуществляет начисление и принудительное взыскание коммунальных платежей за не оказанные услуги по вывозу коммунальных твердых отходов. На основании изложенного просят суд обязать ответчика начислять коммунальные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по фактическому проживанию истцов в квартире № в доме по ул. <адрес>.

Истцы Ш.С.А. и Г.С.Н. в судебное заседание не явились, своевременно и надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, направили в суд телефонограмму о рассмотрении дела по существу в их отсутствие, по причине проживания в г. Нефтекамске Республики Башкортостан, своего представителя в суд не направили.

Представитель ответчика по доверенности Новосельцева И.Г. в судебном заседании не возражала против рассмотрения дела по существу в отсутствие истцов, просила суд отказать в удовлетворении заявленных требований, в обоснование сослалась на то, что ответчик является единственным поставщиком услуги на территории Белореченской зоны деятельности, в которую входят Апшеронский, Белореченский, Туапсинский районы, города Горячий Ключ и Сочи. Услуга по обращению с ТКО оказывается всем без исключения, как физическим, так и юридическим лицам, качественно и надлежащим образом, согласно п. 56(2) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 28.04.2023), при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения. Считает, что с учетом п. 56(2) Правил № 354 услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами подлежат оплате в полном объеме по количеству собственников жилого помещения, вне зависимости от того проживает ли собственник в жилом помещении или нет.

Суд, изучив материалы дела, выслушав доводы представителя ответчика, пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Ш.С.А. Г.С.Н. по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании, квартира № в доме № по улице <адрес> принадлежит на праве собственности по ? доли Ш.С.А. и Г.С.Н. с 2015 года.

В указанной квартире истцы не зарегистрированы, квартира находится под круглосуточной охраной полиции г. Сочи, что подтверждается договором охраны квартиры от 01.09.2015 года № 39039461.

В соответствии с п. 1 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Согласно ст. 1 Закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ региональный оператор по обращению с ТКО - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО, которые образуются в зоне деятельности регионального оператора, с собственниками ТКО (потребителями).

Приказом Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края от 15.01.2019 № 6 статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по Белореченской зоне деятельности (к которой относится муниципальное образование городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края) присвоен АО «Крайжилкомресурс».

Поставщиком коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами является АО «Крайжилкомресурс».

Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственнику ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.

АО «Крайжилкомресурс» известил потенциальных потребителей о необходимости заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами путем опубликования информации на официальном сайте Регионального оператора, а также посредством опубликования предложения заключения договора в газете «Новости Сочи» №5(3391) - № 6 (3392) от 18 января 2020 года.

Пунктами 148 (1) и 148 (2) постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее - Правила № 354) установлено, что договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.

В соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года № 641» до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в письменном виде, услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услуги регионального оператора.

Согласно п. 56(2) Правил предоставления коммунальных услуг при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

В соответствии со ст. 153 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению за коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение.

В силу п.1 ст. 155 Жилищного кодекса РФ и п. 66 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (Правила №354), плата за коммунальные услуги вносится потребителем ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем.

Пунктом 11 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно разъяснений, содержащихся в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года №22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", временное неиспользование помещений в многоквартирном доме не является основанием для освобождения от данной обязанности.

Исходя из позиции Конституционного суда РФ, исключающей любое иное истолкование в правоприменительной практике, изложенной в Постановлении от 02.12.2022г. № 52-П, полное освобождение собственника жилого помещения в многоквартирном доме, который в нем постоянно не проживает (что подтверждается, в том числе, отсутствием его регистрации в соответствующем жилом помещении), от внесения платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами - с учетом ее целевой направленности и общественно значимого характера - не обеспечивало бы разумного баланса публичных и частных интересов в этой сфере отношений, а также не согласовывалось бы с конституционными принципами справедливости и равенства, требованиями о защите жизни и здоровья граждан, праве каждого на благоприятную окружающую среду и обязанности сохранять природу и окружающую среду.

Современные условия становления системы обращения с твердыми коммунальными отходами обусловливают специфику содержания данной коммунальной услуги, которая в настоящее время практически исключает возможность установления как самого факта ее потребления конкретным собственником или пользователем жилого помещения в многоквартирном доме, так и точного объема такого индивидуального потребления.

Соответственно, сама по себе обязанность собственника жилого помещения в многоквартирном доме по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами возникает не в силу факта ее реального индивидуального потребления (по крайней мере, в части приема отходов и их транспортирования, стоимость которых, как и других элементов обращения с твердыми коммунальными отходами, в структуре данной платы не определена), а в силу презумпции необходимости для собственника - причем как пользующегося, так и не пользующегося принадлежащим ему жилым помещением - обеспечивать не только сохранность этого помещения, но и поддержание в надлежащем санитарном состоянии многоквартирного дома в целом и прилегающей к нему территории, а также заботиться о сохранении благоприятной окружающей среды.

Именно в силу этих обстоятельств в основу регулирования отношений по предоставлению собственникам жилых помещений в многоквартирных домах коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами и расчету платы за ее оказание должен быть положен подход, обусловливающий, по общему правилу, недопустимость полного освобождения собственников отдельных помещений в многоквартирном доме от оплаты данной коммунальной услуги.

Ст. 8 ГК РФ устанавливает основания возникновения гражданских прав и обязанностей, а именно: гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

При изложенных обстоятельствах исковые требования Ш.С.А. и Г.С.Н. о возложении на ответчика обязанности начислять коммунальные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по фактическому проживанию собственников в квартире № в доме по ул. <адрес> удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

решил:

В удовлетворении исковых требований Ш.С.А. и Г.С.Н. к АО «Крайжилкомресурс» о возложении обязанности начислять коммунальные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по фактическому проживанию собственников в квартире № в доме по ул. <адрес> – отказать.

В соответствии со ст.199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации мотивированное решение изготовлено 06.06.2023 года.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г. Сочи в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                  Е.М. Вергунова

2-2751/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Гаврилов Сергей Николаевич
Шарова Светлана Александровна
Ответчики
АО "Крайжилкомресурс"
Суд
Центральный районный суд г. Сочи
Дело на странице суда
sochi-centralny.krd.sudrf.ru
09.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.03.2023Передача материалов судье
14.03.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.03.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
04.04.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
04.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.05.2023Подготовка дела (собеседование)
03.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.05.2023Судебное заседание
30.05.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее