Административное дело №а-818/2020
УИД 75RS0031-01-2020-001287-59
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 декабря 2020 года п. Ясногорск
Оловяннинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Н.В. Набережневой,
при секретаре К.А. Черемисиновой,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №1 по Забайкальскому краю к Омаровой Елене Владимировне о взыскании обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № по Забайкальскому краю обратилась в Оловяннинский районный суд с административным иском к административному ответчику Омаровой Е.В., просит восстановить процессуальный срок на подачу административного искового заявления, взыскать с ответчика задолженность в общей сумме № руб., в том числе: пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС за периоды до ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование административного иска ссылается на следующее. Ответчик Омарова Е.В. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлась плательщиком страховых взносов. Налогоплательщик не уплатил своевременно и в полном объеме страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование за отчетный период 2016 года со сроком уплаты ДД.ММ.ГГГГ.
В целях соблюдения порядка урегулирования спора Управлением Пенсионного фонда России (государственное учреждение) в <адрес> (межрайонное) направлено начисление в размере № рублей для взыскания задолженности в Межрайонную ИФНС № по <адрес>.
Однако в нарушение вышеуказанных норм закона налогоплательщик не уплатила в установленный срок соответствующие суммы налога (сборов, страховых взносов). В связи с чем за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога (сбора, страховых взносов) были начислены пени.
В судебном заседании представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № по Забайкальскому краю участия не принимал, о времени и месте его проведения надлежаще извещен, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик Омарова Е.В. в судебном заседании участия не принимала, извещалась по месту регистрации <адрес> <адрес> однако конверт возращен в адрес суда, с отметкой истек срок хранения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 165.1 ГК РФ, заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Как разъяснено в пункте 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по смыслу пункта 1 ст. 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю. При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.
Судом определено рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика, надлежащим образом извещенного о времени рассмотрения дела.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах до ДД.ММ.ГГГГ были урегулированы положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Согласно п.1 ст.18 Закона №212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в установленном порядке (п.2 ст.18 ФЗ-212).
В соответствии с п.1 ст.14 плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, были обязаны уплатить соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральные фонд обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.
С ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование".
Пунктом 2 статьи 4 ФЗ-243 предусмотрено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на ДД.ММ.ГГГГ, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учета в налоговых органах.В соответствии с п. 5 ст. 432 НК РФ в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя.
Материалами дела установлено, что административным истцом ДД.ММ.ГГГГ в адрес Омаровой Е.В. было направлено требование №<адрес>2 об уплате страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере № руб., страховые взносы в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии 7495,20 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме до ДД.ММ.ГГГГ № руб., пени на обязательное пенсионное страхование на накопительные пенсии до ДД.ММ.ГГГГ 247,34 руб., пени на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии 480 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии № руб., пени на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС до 01.01.2017г. № руб., страховые взносы на обязательное медицинское страхование до ДД.ММ.ГГГГ в размере № руб. в срок до 21.03.2014г. на общую сумму № руб., которое ответчиком исполнено частично, уплачено № руб., остаток неуплаченной суммы составляет № руб..
Согласно п. 1 ст. 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2 ст. 48 НК РФ).
В соответствии с абзацем 2, абзацем 3 пункта 2 статьи 48 части второй НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Согласно части 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Частью 2 указанной статьи регламентировано, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Административный истец просит восстановить процессуальный срок на подачу административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций. В качестве уважительности причин указывает на сбои в формировании заявления в связи с конвертацией на новую программу электронной обработки данных.
В обязанность суда входит проверка соблюдения налоговым органом срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом (ч. 6 ст. 289 КАС Российской Федерации).
Согласно требованию №<адрес>2 от ДД.ММ.ГГГГ сумма налоговых платежей и сборов составляет 37948,28 руб. Таким образом, общая сумма задолженности, превышает 3000 рублей. В связи с чем, при исчислении срока обращения в суд подлежат применению правила, установленные п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Срок исполнения первого требования №<адрес>2 от ДД.ММ.ГГГГ установлен до ДД.ММ.ГГГГ.
Последним днем обращения налогового органа в суд о взыскании налоговых платежей и сборов является ДД.ММ.ГГГГ.
С настоящим иском административный истец обратился в районный суд ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, срок обращения в суд с настоящим иском административным истцом пропущен.
Пропуск срока обращения в суд более чем на 2 года не может быть расценен как незначительный. Ходатайство административного истца о восстановлении срока на подачу иска и указанную причину суд не может признать уважительными, поскольку к уважительным причинам пропуска установленного законом срока могут быть отнесены обстоятельства объективного характера, не зависящие от налогового органа, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им такой степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях соблюдения установленного порядка. Отсутствие надлежащей организации работы административного истца также не может свидетельствовать об уважительности причин пропуска срока обращения в суд.
Доказательств, свидетельствующих о наличии уважительных причин пропуска установленного законом срока, а равно как и доказательств отсутствия у административного истца возможности в установленный законом срок подготовить соответствующее требованиям закона административное исковое заявление и подать его в суд, административным истцом не представлено.
При таких обстоятельствах, оснований для восстановления пропущенного срока обращения в суд не имеется.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
В соответствии с ч. 5 ст. 180 КАС Российской Федерации установление факта пропуска без уважительных причин срока обращения в суд с административным иском в предварительном или судебном заседании является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Пропуск срока обращения в суд исключает возможность удовлетворения требований независимо от обоснованности заявленных требований по существу. Соответственно, в удовлетворении требований административного иска надлежит отказать в связи с пропуском налоговым органом срока обращения в суд.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №1 по Забайкальскому краю к Омаровой Елене Владимировне о взыскании задолженности по обязательным платежам и санкциям оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Забайкальского краевого суда через Оловяннинский районный суд в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 07.12.2020.
Судья Н.В. Набережнева