Судья: Соболева Ж.В. адм.дело № 33А-3842/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 марта 2017 года г.Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего – Сивохина Д.А. (докладчик),
судей Лазаревой М.А. и Вачковой И.Г.,
при секретаре Татариновой Г.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Шмелева В.В. на решение Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 11 января 2017 года, которым постановлено:
"Административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 19 по Самарской области удовлетворить.
Взыскать с Шмелева В.В. проживающего по адресу: <адрес> задолженность по требованию № 69058 от 25.11.2014 года в сумме 144 337,89 рублей, в том числе: земельный налог - 119 857 рублей, налог на имущество - 12 314 рублей, пени по земельному налогу – 9 723,45 рублей, пени по транспортному налогу – 588,82 рублей, пени по налогу на имущество – 1854,62 рублей.
Взыскать с Шмелева В.В. в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 4086,76 рублей.».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., объяснения представителя МИФНС России №19 по Самарской области Алимовой Ю.Н., возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
установила:
МИФНС России № 19 по Самарской области (далее – налоговая инспекция, налоговый орган) обратилась в суд с административным иском к Шмелеву В.В. о взыскании обязательных платежей и санкций.
В обоснование заявленных требований указано, что у ответчика в собственности находится следующее имущество: земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, б/н; квартиры, расположенные по адресу: <адрес> <адрес> <адрес>, здание, расположенное по адресу: <адрес>; транспортное средство – ВАЗ-21093, государственный номер №. Налоговый орган, руководствуясь положениями ч.ч.2, 3 ст. 52, ст. ст. 362, 408, 396 НК РФ, исчислил в отношении вышеуказанного имущества налог на имущество физических лиц за 2013 года сумме 12 314 руб., земельный налог – 119 857 руб., транспортный налог – 1 218 руб. и направил в его адрес налоговое уведомление №773175, в котором сообщил о необходимости уплатить исчисленную сумму налогов в срок не позднее 5 ноября 2014 года. Ответчик установленную законом обязанность по уплате налога не исполнил, в связи с чем, в его адрес направлено требование об уплате указанных налогов и пени со сроком исполнения до 30 декабря 2014 года. В связи с тем, что транспортное средство – ВАЗ-21093, государственный номер № в 2012 году было снято с регистрационного учета, инспекцией произведено уменьшение суммы транспортного налога на 1 218 руб. Выданный 10 апреля 2015 года судебный приказ о взыскании со Шмелева В.В. указанных налогов отменен по заявлению налогоплательщика определением мирового судьи от 2 июня 2016 года.
Ссылаясь на то, что в добровольном порядке задолженность ответчиком не погашена, административный истец просил взыскать со Шмелева В.В. недоимку по земельному налогу – 119 857 руб., недоимку по налогу на имущество – 12 314 руб.; пени по транспортному налогу – 588,82 руб., по налогу на имущество – 1854,62 руб., по земельному налогу – 9 723,45 руб., а всего на общую сумму 144 337,89 руб.
Судом постановлено вышеуказанное решение. (л.д. 43-48).
В апелляционной жалобе Шмелев В.В. просит решение суда отменить, полагая его неправильным. (л.д.56-58).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу ст. 57 Конституции РФ, ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с ч.ч.1,2 ст.287 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии со ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.
Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
На основании ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.
Согласно ст.357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии со ст. 363 НК РФ транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со 401 НК РФ.
Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (ст.388 НК РФ).
В силу п.4 ст.391 НК РФ для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
На основании ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.В соответствии с п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Согласно ст.48 НК РФ в случае неисполнения физическим лицом обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п.3 ст.48 НК РФ).
Из материалов дела следует, что за 2013 год Шмелеву В.В. начислен налог на имущество физических лиц за 2013 года сумме 12 314 руб., земельный налог – 119 857 руб., транспортный налог – 1 218 руб., в связи с наличием в данном налоговом периоде в его собственности объектов налогообложения с направлением в адрес налогоплательщика налогового уведомления №773175 со сроком уплаты до 5 ноября 2014 года.
В связи с неуплатой налога в установленный срок налоговым органом в адрес Шмелева В.В. направлено требование об уплате налога от 25 ноября 2014 года №69058, которым предложено в срок до 30 декабря 2014 года уплатить недоимку по налогу, а также начисленные пени.
Направление, как налогового уведомления, так и требования подтверждается соответствующими реестрами заказной корреспонденции.
10 апреля 2015 года мировым судьей судебного участка № 114 Центрального судебного района г. Тольятти Самарской области по заявлению Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области вынесен судебный приказ о взыскании со Шмелева В.В. недоимки по налогам и пени в заявленном налоговым органом размере.
Определением от 2 июня 2016 года судебный приказ отменен по заявлению Шмелева В.В.
В связи с тем, что транспортное средство – ВАЗ-21093, государственный номер № в 2012 году было снято с регистрационного учета, инспекцией произведено уменьшение суммы транспортного налога на 1 218 руб.
Доказательств оплаты образовавшейся задолженности суду не представлено.
Расчет задолженности произведен правильно, контррасчета суду не представлено.
При таких обстоятельствах, установив неисполнение ответчиком обязанности по уплате налога за 2013 год, суд пришел к правильному выводу о взыскании с него недоимки по налогам в размере, указанном в налоговом уведомлении, и пени за несвоевременную уплату данной недоимки.
Вопрос о взыскании государственной пошлины разрешен по правилам ст. 114 КАС РФ, ст. 333.19 НК РФ верно, со Шмелева В.В. взыскана государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 4 086,76 руб.
Доводы ответчика о том, что сумма земельного налога исчислена неверно, ввиду завышенной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу <адрес>, отклоняются судебной коллегией как необоснованные.
Как следует из материалов дела, сумма подлежащего уплате налога в отношении спорного земельного участка исчислена налоговым органом в соответствии с требованиями пунктов 1, 4 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации на основании сведений о кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ и п. 1 ст. 389 НК РФ, налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Налоговая база определяется в соответствии с п.1 ст. 390 НК РФ как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
В соответствии с п. 4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
В соответствии с п.1 ст. 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. При этом кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 66 Земельного Кодекса РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок ее проведения устанавливается Правительством Российской Федерации.
По сведениям органа осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, кадастровая стоимость земельного участка на 01 января 2013 года составляет 7 990 440,80 руб. и является налоговой базой для исчисления земельного налога за 2013 год.
Кадастровая стоимость спорного земельного участка 2 174 535,81 руб. на 31 декабря 2013 года утверждена на основании Постановления Правительства Самарской области от 13 ноября 2013 года №610 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области» и вступило в законную силу лишь 1 января 2014 года.
Поскольку установленная по состоянию на 01 января 2013 года кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего ответчику, в установленном порядке им не оспорена, у суда не имелось оснований полагать, что представленные в налоговый орган филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области данные о кадастровой стоимости земельного участка не верны, в связи с чем сумма земельного налога не может считаться исчисленной с нарушением законодательства.
Доводы апелляционной жалобы Шмелева В.В. о необоснованном взыскании с него недоимки по транспортному налогу, опровергаются материалами дела. Как указано выше, налоговым органом был произведен перерасчет транспортного налога за 2013 налоговый период за а/м ВАЗ 21093 г/н №, в связи с тем, что данное транспортное средство было снято с учета 1 марта 2012 года.
Доводы апелляционной жалобы о погашении административным ответчиком задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2013 год отмену решения суда не влекут, поскольку на момент его вынесения эти обстоятельства суду не были известны, доказательства уплаты налога представлены не были, к тому же сумма недоимки уплачена только 13 февраля 2017 года, то есть после рассмотрения дела по существу.
Иных доводов, влекущих отмену решения суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Суд исследовал все обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую юридическую оценку, заявление разрешено в соответствии с действующим законодательством и представленными сторонами доказательствами.
В связи с изложенным судебная коллегия приходит к выводу, что судом постановлено законное и обоснованное решение, оснований для его отмены или изменения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 11 января 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Шмелева В.В. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: