11 марта 2019 года гор. Чебоксары
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Карлинова С.В., судей Алексеева Д.В., Смирновой Е.Д., при секретаре судебного заседания Егоровой Т.В. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению прокурора Чебоксарского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к администрации Чебоксарского района Чувашской Республики о признании незаконным бездействия и обязании создать маневренный жилищный фонд, поступившее по апелляционной жалобе администрации Чебоксарского района Чувашской Республики на решение Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 18 декабря 2018 года.
Заслушав доклад судьи Карлинова С.В., пояснения представителя административного ответчика Ивановой О.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя административного истца Прокуратуры Чувашской Республики Ивановой И.Г. о законности решения суда, судебная коллегия,
у с т а н о в и л а:
Заместитель прокурора Чебоксарского района Чувашской Республики, действуя в интересах неопределенного круга лиц, с учетом уточнения обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Чебоксарского района Чувашской Республики о признании незаконным бездействие администрации Чебоксарского района Чувашской Республики, выразившееся в отсутствии маневренного жилищного фонда на территории Чебоксарского района Чувашской Республики, об обязании в течение 20 месяцев с момента вступления решения в законную силу создать маневренный жилищный фонд на территории Чебоксарского района Чувашской Республики в соответствии с требованиями жилищного законодательства. Административное исковое заявление обосновано тем, что в ходе проведенной Прокуратурой Чебоксарского района Чувашской Республики в период с 30 июля 2018 года по 28 августа 2018 года проверки выявлено, что на территории Чебоксарского района предоставление гражданам временного жилья в соответствии со ст. 95 Жилищного кодекса РФ не осуществляется в связи с отсутствием маневренного жилищного фонда, что влечет к существенному нарушению конституционных и жилищных прав граждан на нормальные условия проживания.
На заседании суда первой инстанции помощник прокурора Чебоксарского района Чувашской Республики Ильина И.Н. поддержала административные исковые требования по изложенным в административном иске основаниям.
Представитель административного ответчика администрации Чебоксарского района Чувашской Республики Иванова О.В. административные исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении. Полагала, что требования Жилищного кодекса РФ, Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не относят к вопросам местного значения муниципального района создание маневренного фонда и не обязывают администрацию муниципального района к его созданию.
Заинтересованные лица Кабинет Министров Чувашской Республики, Министерство финансов Чувашской Республики, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, Собрание депутатов Чебоксарского района Чувашской Республики, будучи надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в суд не направили.
Решением Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 18 декабря 2018 года постановлено:
«Признать незаконным бездействие администрации Чебоксарского района Чувашской Республики, выразившееся в не создании на территории Чебоксарского района муниципального маневренного жилищного фонда.
Администрацию Чебоксарского района Чувашской Республики обязать создать на территории Чебоксарского района маневренный жилищный фонд, состоящий из соответствующих жилых помещений в течение 20 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу».
Не согласившись с указанным решением суда, представитель администрации Чебоксарского района Чувашской Республики подал на него апелляционную жалобу на предмет отмены по мотивам незаконности и необоснованности, нарушения норм материального и процессуального права. Оспаривается вывод суда о том, что требования Жилищного кодекса РФ, Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относят к вопросам местного значения муниципального района создание маневренного фонда. Также полагают, что из решения суда не ясно, из какого количества жилых помещений должен состоять маневренный жилищный фонд.
Проверив решение и доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя административного ответчика, признав возможным рассмотрение дела в отсутствие остальных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, прокуратурой Чебоксарского района Чувашской Республики в период с 30 июля 2018 года по 28 августа 2018 года проведена проверка по обращению ... в интересах ... об отсутствии маневренного жилищного фонда на территории Чебоксарского района. В ходе данной проверки было установлено, что на территории Чебоксарского района Чувашской Республики отсутствует специализированный жилой фонд в виде жилых помещений маневренного фонда, что нарушает права граждан, проживающих в жилых помещениях, представляющих опасность для их жизни и здоровья.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1); органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище (часть 2); малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
В соответствии со ст. 95 Жилищного кодекса РФ жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания:
1) граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма;
2) граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными;
3) граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств;
4) иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.
Согласно ч. 1 ст. 14 и п. 3 ч. 2 ст. 19 ЖК РФ органы местного самоуправления осуществляют также полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
В соответствии с пунктами 6, 8 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Аналогичные положения содержатся в п. 38 ст. 8 Устава Чебоксарского района Чувашской Республики, согласно которой к вопросам местного значения Чебоксарского района относятся обеспечение проживающих в сельских поселениях и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного жилищного фонда Чувашской Республики и муниципального жилищного фонда. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа исполнительной власти, осуществляющего управление государственным жилищным фондом Чувашской Республики, или органа, осуществляющего управление муниципальным жилищным фондом (п. 2 ст. 18 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года «О регулировании жилищных отношений»).
Вместе с тем, согласно Перечню услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг органами местного самоуправления Чебоксарского района и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении муниципальных услуг, и порядка определения размера платы за их оказание, утвержденному решением Собрания депутатов Чебоксарского района Чувашской Республики от 18 декабря 2015 года № 05-06, к полномочиям органов местного самоуправления Чебоксарского района Чувашской Республики отнесено осуществление муниципальной услуги в виде предоставления гражданам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда (маневренного, служебного) (п. 13).
В соответствии с п. 12 ст. 23.1 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года «О регулировании жилищных отношений» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики наделяются государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда лиц названной категории, в соответствии с законом Чувашской Республики о наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок.
Учитывая установленные обстоятельства и требования закона, суд правомерно пришел к выводу о том, что на органы местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению условий для осуществления гражданами права на жилище, заключающееся в создании на территории Чебоксарского района Чувашской Республики маневренного жилищного фонда.
Доводы представителя администрации Чебоксарского района Чувашской Республики в той части, что создание маневренного фонда не закреплено за местной администрацией, являются несостоятельными и не основаны на законе.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что из решения суда не ясно, из какого количества жилых помещений должен состоять маневренный жилищный фонд, не может повлечь отмену или изменение оспоренного решения. Указанное обстоятельство административный ответчик обязан разрешать в соответствии с требованиями законов.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу администрации Чебоксарского района Чувашской Республики на решение Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 18 декабря 2018 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий Карлинов С.В.
Судьи: Алексеев Д.В.
Смирнова Е.Д.