№ 2-859/2024
24RS0056-01-2023-005198-61
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 августа 2024 года г. Красноярск
Центральный районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Приходько П.В.,
при секретаре Лазаревой В.А.,
с участием представителя истца Буран Е.В.,
представителя ответчика Тюльменкова Е.В.,
представителя ответчика и третьего лица Лукьяновой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Чехлова Алексея Владимировича к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Красноярскому краю о признании незаконным решения жилищной комиссии, возложении обязанности восстановить в списке очередников на получение единовременной социальной выплаты,
У С Т А Н О В И Л:
Чехлов А.В. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Красноярскому краю о признании незаконным решения жилищной комиссии, возложении обязанности восстановить в списке очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Требования мотивированы тем, что решением жилищной комиссии Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Красноярскому краю от 04.07.2013 года истец (в составе семьи из двух человек, включая супругу) был поставлен на учет на получение указанной социальной выплаты.
На учете в Управлении Росгвардии истец состоит с 20.03.2017 года (протокол заседаний комиссии от 20.03.2017 года).
При первичной подаче заявления, а также в последующие годы при ежегодном подтверждении нуждаемости, истцом предоставлялся договор социального найма жилого помещения по адресу: <адрес> от 24.12.2012 года, в котором нанимателем является мать Чехлова В.А. Площадь данной квартиры с учетом мест общего пользования составляет 36 кв.м.
В дальнейшем 29.03.2023 года брак с супругой расторгнут, в связи с чем жилищная комиссия Управления Рогвардии по Красноярскому краю 07.06.2023 года приняла решение исключить истца из списков очередников на получение единовременной социальной выплаты по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 2 ст. 4 Федерального закона № 247-ФЗ от 19.07.2011 года.
С данным решением Чехлов А.В. не согласен, поскольку до настоящего времени жильем не обеспечен.
На момент постановки на очередь на получение единовременной социальной выплаты семья истца, в составе его самого и супруги, проживали в общежитии, где имели временную регистрацию по месту жительства.
В настоящее время Чехлов А.В. проживает в арендуемом жилом помещении по адресу: <адрес>
По месту постоянной регистрации в п.Залесный истец не проживает с 18 лет, с матерью общего хозяйства не ведет, совместного бюджета не имеет, членом семьи последней не является. Более того, данное жилое помещение ввиду физического износа непригодно для проживания. По данной причине мать истца Чехлова В.А. фактически не имеет возможности использовать его по назначению и проживает в другом жилье.
С учетом уточнения иска, истец просит признать незаконным решение жилищной комиссии Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Красноярскому краю от 07.06.2023 года об исключении (снятии с учета) из списков очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а также обязать ответчика восстановить Чехлова А.В. на данном учете с момента первоначальной постановки – 04.07.2013 года.
Истец в судебное заседание не явился, извещен своевременно, надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, обеспечил явку своего представителя.
В судебном заседании представитель истца Буран Е.В. (по доверенности 02.08.2023 года), поддержала требования искового заявления в полном объеме.
Представитель ответчика Тюльменков Е.В. и представитель ответчика и третьего лица Лукьянова А.Н. возражали против удовлетворения заявленных требований. Представили в материалы дела письменный отзыв, повторяющий позицию, изложенную в оспариваемом решении жилищной комиссии.
Представитель третьего лица ГУ МВД России по Красноярскому краю в зал суда не явился, извещен надлежащим образом, представил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Третьи лица Чехлова В.А., Чехлова Е.А. в зал суда не явились, извещены своевременно, надлежащим образом.
Дело, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к следующему.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении регулируются Федеральным законом от 19.07.2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии с ч. 1 ст.4 Федерального закона от 19.07.2011 года № 247-ФЗ, сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел (далее - единовременная социальная выплата).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он за весь период прохождения государственной службы не получал субсидию или иную выплату для приобретения или строительства жилого помещения за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (п.1.1 ст. 4).
Согласно ч. 2 указанной статьи, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного руководителя при условии, что сотрудник:
1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;
3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
6) проживает в общежитии;
7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке.
Частью 4 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 года N 247-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 года № 247-ФЗ) (далее – Правила).
В соответствии с подп. «б» п. 19 Правил, сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты в случае утраты оснований для получения единовременной выплаты (в случае улучшения жилищных условий, в результате которого утрачиваются основания получения единовременной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 7 статьи 4 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», с намерением получения единовременной выплаты в большем размере.
Частью 7 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 года № 247-ФЗ предусмотрено, что сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий сотрудника, относятся, в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения его супруги (супруга), несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
Если основания для получения сотрудником единовременной выплаты утрачены, комиссия принимает решение о снятии сотрудника с учета. Соответствующие изменения вносятся в книгу учета в день принятия правового акта (п. 24 Правил).
Как установлено судом и следует из материалов дела, Чехлов А.В. проходил службу в органах внутренних дел с 07.08.1997 года по 30.09.2016 года и с 01.10.2016 года по 13.04.2021 года в Росгвардии, работал полицейским водителем 1-й роты 3-го батальона полиции УВЛ по г.Красноярску филиала ФГКУ УВО ВНГ России по Красноярскому краю, что подтверждается копией удостоверения № 14/52312 ГУ МВД России по Красноярскому краю, копией трудовой книжки, копией выписки из приказа ФГКУ «УВО ВНГ России по Красноярскому краю» от 02.04.2021года № 44 л/с.
29.03.2013 года Чехлов А.В. обратился с заявлением в ФГКУ «УВО МВД России по Красноярскому краю» с просьбой поставить последнего на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренный статьей 4 Федерального закона от 19.07.2011 М 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
На заседании жилищно-бытовой комиссии Управления Росгвардии по Красноярскому краю рассмотрено заявление Чехлова А.В. о принятии на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. По результатам рассмотрения указанного заявления комиссией вынесено решение о принятии учетного дела Чехлова А.В. в Управление Росгвардии по Красноярского краю из территориального органа МВД России с сохранением последнего на учете для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с нормой предоставления ЕСВ на 2-х членов семьи (он сам и супруга Чехлова В.А.) в размере 42 кв.м.
Данное обстоятельство подтверждается протоколом от 23.07.2013 года № 9, утвержденным распоряжением начальника ФГКУ «УВО МВД России по Красноярскому краю» от 23.07.2013 года № 1/59.
02.04.2021 года приказом начальника Управления вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Красноярскому краю Чехлов А.В. уволен по пункту 4 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» - по выслуге лет.
11.03.2022 года Чехлов А.В. обратился с заявлением в Управление Росгвардии по Красноярскому краю с просьбой о внесении изменений в нормы потребности предоставления ЕСВ в связи с приобретением 20.10.2021 года женой Чехлова А.В. Чехловой Е.А. жилого помещения 18.4 кв.м., расположенного но адресу: <адрес> Таким образом, потребность Чехлова А.В. составила 42-18,4 = 23,6 кв.м.
Согласно протоколу от 23.03.2022 №4 по результатам рассмотрения жилищной комиссией Управления заявления Чехлова А.В. принято решение о внесении изменений в нормы потребности предоставления ЕСВ в связи с приобретением 20.10.2021 года женой Чехлова А.В. Чехловой Е.А. в собственность жилого помещения 18.4 кв.м. и определить потребность в жилой площади равной 23,6 кв.м.
По сведениям ЗАГС брак между Чехловым А.В. и его супругой Чехловой Е.А. расторгнут 29.03.2023 года, что также подтверждается свидетельством № II-БА 736696.
С 15.02.2012 года Чехлов А.В. имел временную регистрацию по месту жительства супруги <адрес> с 10.09.2020 года постоянно зарегистрирован по адресу: <адрес> что следует из соответствующих выписок из домовой книги.
Впоследствии оспариваемым решением жилищной комиссии Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Красноярскому краю от 07.06.2023 года истец и члены его семьи исключены (сняты с учета) из списков очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, что подтверждается выпиской из протокола № 9 заседания жилищной комиссии Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Красноярскому краю от 07.06.2023 года.
Основанием для принятия указанного решения явился вывод об утрате Чехловым А.В. нуждаемости в предоставлении жилого помещения. В частности, из содержания протокола следует, что в период с 2003 года по 2013 года и с 2020 года Чехлов А.В. зарегистрирован по месту жительства: <адрес> в квартире общей площадью 36 кв.м. Совместно с истцом по данному адресу с 1980 года зарегистрирована его мать Чехлова В.А. Данное жилое помещение было передано последней администрацией Мокрушинского сельсовета Канского района Красноярского края в бессрочное пользование по договору социального найма от 24.12.2012 года. Таким образом, обеспеченность семьи Чехлова А.В. составила 36,0 кв.м. /2 = 18 кв.м., то есть более нормы положенности (15 кв.м.), предусмотренной п. 2 ч. 2 ст. 4 Федерального закона № 247-ФЗ от 19.07.2011 года.
Из материалов дела также следует, что в настоящее время Чехлов А.В. проживает <адрес> что подтверждается представленным в материалах дела договором найма жилого помещения от 18.04.2023 года.
Работает в ООО «Охрана «РУСАЛ» в должности охранника-водителя с 06.06.2021 года, что следует из справки работодателя от 05.07.2023 года.
Согласно договору социального найма жилого помещения № 174 от 24.12.2012 года, заключенному администрацией Мокрушинского сельсовета Канского района Красноярского края, Чехловой А.А. в пользование предоставлено жилое помещение – деревянный дом, общей площадью 36 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> В качестве членов семьи нанимателя указан Чехлов А.В. (истец).
В соответствии с выпиской из домовой книги от 23.08.2023 года, по указанному адресу на постоянной основе Чехлова В.А. зарегистрирована с 24.06.1980 года, Чехлов А.В. с 10.09.2020 года.
По данным Восточно-Сибирского филиала ППК «Роскадастр» сведения о собственнике указанного жилого помещения отсутствуют.
По сведениям Управления Росреестра по Красноярскому краю, Филиала Красноярского отделения ФГУП «Ростехинвенратизация – Федеральное БТИ», жилых помещений за Чехловым А.В. не зарегистрировано.
Также согласно данным, представленным администрацией Канского района Красноярского края в порядке ответа на судебный запрос от 31.10.2023 года, жилое помещение по адресу: <адрес> непригодным для проживания не признавалось.
Вместе с тем, стороной истца в материалы дела представлено заключение межведомственной комиссии № 38 от 29.02.2024 года, в соответствии с которым по результатам обследования, жилое помещение по адресу: <адрес> признано непригодным для проживания.
Впоследствии главой администрации Канского района Красноярского края вынесено постановление № 119-пг от 06.03.2024 года о признании указанного жилого дома непригодным для проживания.
Разрешая заявленные Чехловым А.В. требования, суд приходит к выводу о неправомерности принятого Управлением Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Красноярскому краю решения жилищной комиссии от 07.06.2023 года по следующим основаниям.
В ходе рассмотрения дела установлено, что Чехлов А.В. в установленном законом порядке с 2013 года состоял на учете у ответчика на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, соответствовал требованию критерия нуждаемости, так как в собственности ни он, ни его на тот момент супруга Чехлова Е.А. жилых помещений не имели, стороной договора социального найма не являлись.
Впоследствии 20.10.2021 года Чехловой Е.А. в собственность было приобретено жилое помещение по адресу: <адрес>, площадью 18,4 кв.м., что явилось основанием для пересмотра нормы потребности Чехлова А.В. в обеспечении жильем, однако нуждаемость последнего в предоставлении жилого помещения сохранилась и имеет место до настоящего времени.
О данном факте свидетельствуют обстоятельства того, что брак Чехлова А.В. расторгнут в 2023 году, последний снят с учета по прежнему месту жительства <адрес>, где имел временную регистрацию. В настоящее время истец зарегистрирован в жилом доме по адресу<адрес> которым вправе пользоваться на условиях договора социального найма, однако фактичекски лишен данной возможности по причине непригодности данного жилья для проживания.
Непригодность использования данного жилья по назначению установлена в законном порядке на основании заключения межведомственной комиссии № 38 от 29.02.2024 года, подтверждена постановлением главы администрации Канского района Красноярского № 119-пг от 06.03.2024 года и сомнений у суда не вызывает.
Мать истца Чехлова В.А. также не проживает по указанному адресу, что усматривается из квитанций на получение ею пенсионного обеспечения по иному адресу: <адрес> за 2022-2023 г.г.
Кроме того, из материалов дела следует, что истец с момента постановки на учет на получение социальной выплаты фактически в данном жилье не проживал, и впоследствии в него не вселялся. Чехлов А.В. с 1997 года по 2021 г.г. проходил службу в органах МВД и Росгвардии с г.Красноярске, с 2021 года работает в ООО «Охрана «РУСАЛ», с местом осуществления трудовой деятельности в г. Красноярске, что свидетельствует о том, что регистрация его по указанному адресу носит формальный характер.
Иных жилых помещений в собственности либо в пользовании (за исключением арендуемого) Чехлов А.В. не имеет.
При таких обстоятельствах, учитывая, что в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о наличии у истца собственного жилья либо об умышленном ухудшении истцом своих жилищных условий и совершении намеренных действий, имеющих целью получение единовременной социальной выплаты в большем размере, придя к выводу о том, что на дату принятия комиссией решения о снятии Чехлова В.А. с учета для получения единовременной социальной выплаты (07.06.2023 года) его жилищные условия соответствовали п. 2 ч. 2 ст. 4 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», оснований для снятия Чехлова А.В. с учета для получения единовременной выплаты у ответчика не имелось.
Оценивая доводы ответчика о том, что на момент вынесения оспариваемого решения комиссия не обладала информацией о непригодности для проживания жилого помещения, расположенного по адресу: Красноярский край, Канский район, п.Залесный, ул.Первая, 5/1, суд, проанализировав содержание протокола заседания межведомственной комиссии и решения, приходит к выводу о том, что комиссией при принятии решения не исследовались и не устанавливались обстоятельства, связанные с тем, что фактически Чехлов А.В. на момент заключения спорного договора социального найма от 24.12.2012 года членом семьи Чехловой В.А. не являлся, выехал на постоянное проживание в г. Красноярск в 1997 году, работал в г. Красноярске, совместное хозяйство с матерью не вел, в связи с чем формальное указание истца в качестве члена семьи собственника в вышеуказанном договоре, при отсутствии на праве собственности либо ином праве других объектов недвижимости, не могло на дату принятия решения комиссией выступать основанием для принятия указанного жилого помещения в расчет при определении обеспеченности истца, постоянно проживающего и работающего в г. Красноярске, жилыми помещениями, в целях определения его нуждаемости. Также комиссией не проверялись обстоятельства пригодности либо непригодности данного жилого помещения для проживания, тогда как представленные в материалы дела фотографии данного жилого помещения, с достоверностью свидетельствуют о длительности процесса его физической утраты и износа.
Кроме того, доводы о сокрытии истцом информации о заключении договора социального найма в 2012 году судом во внимание не принимаются, поскольку в материалах учетного дела содержатся множественные документы (копии паспорта, выписки из домовой книги), содержащие ссылку на указанный адрес регистрации истца в д. Залесный, однако комиссией проверка, в нарушение требований законодательства, своевременно проведена не была, в связи с чем решение об исключении истца из списка очередников было принято, когда истец уволился со службы, и был лишен возможности реализации своего права на жилищное обеспечение, определяемое положениями Федерального закона от 19.07.2011 года № 247-ФЗ.
Указанное свидетельствует о неправомерности несения истцом негативных последствий несоблюдения установленного порядка проверки материалов учетных дел ответчиком, что нарушает конституционное право истца на жилище, установленное ст. 40 Конституции РФ.
При этом суд отмечает, что применение формального подхода в вопросе реализации жилищной политики при определении прав бывших сотрудников ответчика на жилищное обеспечение противоречит смыслу Федерального закона от 19.07.2011 года № 247-ФЗ и вышеприведенным конституционным положениям.
В указанной связи ссылки ответчика на то, что материалы учетного дела были переданы им и приняты уже в укоплектованном виде, основанием для неосуществления проверочных мероприятий не является.
Таким образом, обстоятельств, препятствующих восстановлению истца в списке очередников на получение единовременной социальной выплаты, из материалов дела не следует, и судом не установлено.
На основании изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Чехлова А.В. к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Красноярскому краю о признании незаконным решения жилищной комиссии, возложении обязанности восстановить в списке очередников на получение единовременной социальной выплаты с даты первоначальной постановки.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Чехлова Алексея Владимировича к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Красноярскому краю о признании незаконным решения жилищной комиссии, возложении обязанности восстановить в списке очередников на получение единовременной социальной выплаты удовлетворить.
Признать незаконным решение жилищной комиссии Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Красноярскому краю от 07 июня 2023 года об исключении (снятии с учета) из списков очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Чехлова Алексея Владимировича (паспорт серии №).
Возложить на Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Красноярскому краю (ИНН 2466175698) обязанность по восстановлению Чехлова Алексея Владимировича (паспорт серии №) в списке очередников на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на условиях, действовавших до снятия его с учета.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Красноярский краевой суд через Центральный районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий П.В.Приходько
Мотивированное решение изготовлено 23 сентября 2024 года.