Судья Захарова И.С. Дело № 33а-8270/2021
УИД 22RS0066-01-2021-003778-26
№2а-2934/2021 (номер дела в 1-й инстанции)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 ноября 2021 года г. Барнаул
Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Новиковой Н.В.,
судей Скляр А.А., Соболевой С.Л.,
при секретаре Нечай А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного ответчика Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Алтайского края» на решение Железнодорожного районного суда г. Барнаула от 10 августа 2021 года по административному делу
по административному иску Л.С.В. к Призывной комиссии Железнодорожного, Октябрьского и Центрального районов г. Барнаула, Военному комиссариату по Железнодорожному, Октябрьскому и Центральному районам г. Барнаула, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Алтайского края» о признании решения незаконным.
Заслушав доклад судьи Соболевой С.Л., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Л.С.В., ДД.ММ.ГГ года рождения, состоит на воинском учете в военном комиссариате по Железнодорожному, Октябрьскому и Центральному районам г. Барнаула Алтайского края с 14 марта 2011 года.
При первоначальной постановке на учет Л.С.В. был признан годным к прохождению военной службы (категория «А»).
18 января 2013 года Л.С.В. осужден приговором Железнодорожного районного суда г. Барнаула по ч. 2 ст. 228 УК РФ с назначением наказания в виде лишения свободы сроком на 3 года. Наказание назначено условно сроком на 3 года, 12 мая 2014 года испытательный срок продлен на 1 месяц.
В период с 14 марта 2013 года по 13 сентября 2013 года Л.С.В. содержался в СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю.
Приговором Железнодорожного районного суда г. Барнаула от 07 февраля 2014 года он был осужден по ч. 1 ст. 222, ч. 2 ст. 167 УК РФ с назначением наказания в виде лишения свободы сроком на 2 года 3 месяца. Наказание назначено условно сроком на 3 года 6 месяцев. Постановлением этого же суда от 06 августа 2015 года освобожден от наказания по амнистии (Постановление ГД ФС РФ от 24 апреля 2015 года № 6576-6 ГД «Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов»).
18 апреля 2021 года Л.С.В. достиг возраста 27 лет, а 27 апреля 2021 года явился в военный комиссариат по Железнодорожному, Октябрьскому и Центральному районам г. Барнаула Алтайского края, прошел медицинское освидетельствование.
Решением призывной комиссии по Железнодорожному, Октябрьскому и Центральному районам г. Барнаула Алтайского края от 27 мая 2021 года Л.С.В. зачислен в запас по основанию, предусмотренному п.1.1 ст.28 и абзацем 7 пункта 1 статьи 52 Федерального закона № 53-ФЗ в связи с достижением 27 летнего возраста, как не прошедший военную службу, не имея на то законных оснований.
Полагая указанное решение призывной комиссии незаконным, Л.С.В. обратился в суд с настоящим административным иском, ссылаясь на то, что с 01 апреля 2014 года по достижении 27 лет никакие повестки с требованиями явиться в комиссариат не получал, от явки на прохождение призыва не уклонялся.
В ходе рассмотрения дела к участию в качестве административных ответчиков привлечены Призывная комиссия Железнодорожного, Октябрьского и Центрального районов г.Барнаула, Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Алтайского края» (далее – ФКУ «Военный комиссариат Алтайского края»).
Решением Железнодорожного районного суда г.Барнаула от 10 августа 2021 года административные исковые требования Л.С.В. удовлетворены, признано незаконным и отменено решение призывной комиссии Железнодорожного, Октябрьского и Центрального районов г.Барнаула от 27 мая 2021 года о признании Л.С.В. не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
В апелляционной жалобе административный ответчик ФКУ «Военный комиссариат Алтайского края» просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, указывая на то, что Л.С.В. явился в военный комиссариат после достижения возраста 27 лет, доказательств наличия оснований для освобождения его от призыва на военную службу не представлено, при этом доводы об отсутствии извещений от военного комиссариата не являются основанием для освобождения его от обязанностей, предусмотренных Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
В возражениях на апелляционную жалобу административный истец Л.С.В. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Л.С.В. полагал принятое судом решение законным и обоснованным; иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, об отложении заседания не ходатайствовал, о наличии препятствий к участию в заседании не сообщил, в связи с чем на основании статей 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Рассмотрев дело в полном объеме в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав административного истца, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда.
Разрешая административный спор, суд первой инстанции исходил из того, что обязанность самостоятельно являться в военный комиссариат у граждан, подлежащих призыву на военную службу, законом не предусмотрена, доказательств принятия надлежащих мер по установлению местонахождения Л.С.В. и вручению ему повесток о явке в военный комиссариат, не представлено, в связи с чем пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Судебная коллегия полагает, что данные выводы основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (статья 59 Конституции Российской Федерации).
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляет Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее - Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»).
Основной формой реализации указанной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт "а" пункта 1 статьи 22 названного закона), за исключением граждан, освобожденных от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22, статьи 23 и 24 этого же закона).
Полномочия по осуществлению мероприятий по обеспечению исполнения воинской обязанности, включающей и прохождение военной службы по призыву, возложены на военные комиссариаты, которые организуют призыв на военную службу через свои структурные подразделения, при исполнении которых установлены требования о вызове граждан на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, повестками военного комиссариата (статьи 1, 5, абзац четвертый пункта 1 и пункт 3 статьи 26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).
В соответствии с пунктом 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 года № 400 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года № 663» вручение призывникам повесток производится работниками военного комиссариата или личным составом участков и штабов оповещения, развернутых в учебных целях, должностными лицами органов местного самоуправления, на которые возложено ведение первичного воинского учета, или по месту работы (учебы) руководителями и должностными лицами организаций, ответственными за военно-учетную работу, как правило, не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке.
Согласно пункту 1.1 статьи 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьи 24 данного закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются положением о призыве на военную службу.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года № 663 утверждено Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (далее - Положение).
Из пункта 34 Положения следует, что при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в военном комиссариате муниципального образования, выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 30 октября 2014 года № 26-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву» в связи с запросом Парламента Чеченской Республики» неисполнение гражданином Российской Федерации конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву при отсутствии предусмотренных законом оснований для освобождения от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу или отсрочки от призыва предполагает, как правило, совершение им действий или бездействие, которые сопряжены с неисполнением им обязанностей по воинскому учету, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», или свидетельствуют об уклонении от призыва на военную службу и для пресечения которых в действующем законодательстве предусматриваются механизмы, влекущие административную или уголовную ответственность.
Вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву, призывная комиссия не связана необходимостью оценки фактических обстоятельств, вследствие которых данный гражданин не прошел военную службу, установления фактов наличия или отсутствия объективных условий или уважительных причин для неисполнения им своей конституционной обязанности по защите Отечества, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействие), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонением от призыва на военную службу.
Вместе с тем, поскольку не исключаются ситуации, при которых гражданин не прошел военную службу по призыву по независящим от него причинам, обусловленными какими-либо объективными обстоятельствами (например, если на территории, где проживал гражданин призывного возраста, не проводились мероприятия, связанные с призывом на военную службу), предполагается, что члены призывной комиссии, действующие в порядке, предусмотренном разделом III Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, беспристрастно и всесторонне изучают имеющиеся у них документы и выносят свое заключение на основе коллегиальности и в равной мере принимая во внимание все обстоятельства, вследствие которых гражданин не исполнил свою конституционную обязанность по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву.
Таким образом, гражданин, подлежавший призыву на военную службу, не может быть признан лицом, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в случае, если военным комиссариатом такому гражданину не направлялись повестки о явке на мероприятия, связанные с призывом на военную службу (пункт 54 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 за 2018 год).
При этом именно на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) в силу приведенных положений законодательства возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву.
В случае неявки граждан в указанные в повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, место и срок без уважительных причин, а также в иных случаях, установленных данным законом, они привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 7 Федерального закона № 53-ФЗ).
Таким образом, законодательством установлена обязанность граждан, подлежащих призыву на военную службу, являться только по повестке военного комиссариата в указанные в ней время и место, а также предусмотрена ответственность за неявку по повестке. Обязанность самостоятельно явиться в военный комиссариат у граждан, подлежащих призыву на военную службу, отсутствует.
Судом установлено, что с 14 января 2010 года по настоящее время Л.С.В. зарегистрирован по адресу: <адрес>.
К ответственности за уклонение от прохождения военной службы Л.С.В. не привлекался.
Согласно ответу Военного комиссариата Железнодорожного, Октябрьского и Центрального районов г. Барнаула на запрос суда сведений, подтверждающих направление Л.С.В. повесток о явке в военный комиссариат в период с 30 мая 2016 года по 2020 год и получения их адресатом, а также сведений об объявлении призывника в розыск в военном комиссариате не имеется (л.д. 46).
Давая оценку представленным в материалы дела доказательствам, суд первой инстанции обоснованно указал, что административными ответчиками не доказано, что в отношении призывника в указанный выше период времени осуществлялись призывные мероприятия.
Доводы апелляционной жалобы, в которых административный ответчик настаивает, что отсутствие извещений от военного комиссариата не освобождает призывника от обязанности по прохождению военной службы, основаны на неверном толковании норм материального права, выводов суда не опровергают и не содержат обстоятельств, которые влекут отмену решения суда. Несогласие заявителя с выводами суда первой инстанции, иное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм права.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Железнодорожного районного суда г. Барнаула от 10 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Алтайского края» – без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи:
Судья Захарова И.С. Дело № 33а-8270/2021
УИД 22RS0066-01-2021-003778-26
№2а-2934/2021 (номер дела в 1-й инстанции)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(резолютивная часть)
23 ноября 2021 года г. Барнаул
Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Новиковой Н.В.,
судей Скляр А.А., Соболевой С.Л.,
при секретаре Нечай А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного ответчика Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Алтайского края» на решение Железнодорожного районного суда г. Барнаула от 10 августа 2021 года по административному делу
по административному иску Л.С.В. к Призывной комиссии Железнодорожного, Октябрьского и Центрального районов г. Барнаула, Военному комиссариату по Железнодорожному, Октябрьскому и Центральному районам г. Барнаула, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Алтайского края» о признании решения незаконным.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Железнодорожного районного суда г. Барнаула от 10 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Алтайского края» – без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи: